Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:01, контрольная работа
Современное состояние развития международного права свидетельствует о том, что по многим проблемам межгосударственных отношений, связанным с вопросами международной безопасности, защиты окружающей среды, основных прав и свобод человека, регулирования жизненно важных сфер существования человечества, приняты универсальные международно-правовые нормы, соблюдение которых стало основой существования цивилизации на Земле.
Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер — главные из целей Организации Объединенных Наций (ст. 1).
Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, "О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия" (1972 г.) или "Определение агрессии" (1974 г.).
Важное место в комплексе источников права
международной безопасности занимают
взаимосвязанные многосторонние и двусторонние
договоры, регламентирующие правовые
аспекты обеспечения мира. Эти договоры
условно можно разделить на четыре группы:
I. Договоры,
сдерживающие гонку ядерных
II. Договоры,
ограничивающие наращивание
III. Договоры,
запрещающие производство
IV. Договоры,
рассчитанные на
Среди источников права международной безопасности особого внимания заслуживают документы, принятые в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), вплоть до Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, принятого на Будапештской встрече на высшем уровне государств — участников СБСЕ 5—6 декабря 1994 г.
2.2 Разоружение и ограничение вооружений
Обеспечение прочного мира и безопасности невозможно без принятия действенных мер по разоружению и ограничению вооружений. В Статуте Лиги Наций разоружение было выделено в качестве одного из главных направлений деятельности этой организации. К сожалению, значительных успехов на этом поприще Лиге достичь не удалось. Устав ООН относит принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, к числу общих принципов сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности (п. 1 ст. И). В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея уполномочена рассматривать эти принципы и делать в отношении их рекомендации членам ООН и Совету Безопасности.
Использование в тексте Устава ООН терминов «разоружение» и «регулирование вооружений» явилось следствием компромисса, достигнутого государствами — учредителями ООН. При этом под термином «разоружение» принято понимать комплекс согласованных государствами мероприятий, направленных на уменьшение, а в итоге и на полную ликвидацию материальных средств ведения войны. Термин «регулирование вооружений» относительно редко используется в договорной практике и в доктрине международного права. По своей сути он близок к термину «контроль над вооружениями».
В настоящее время разоружение получило широкое признание в качестве принципа международного права. Однако на данном этапе из него не вытекает прямая обязанность государств разоружаться, требуется лишь добиваться заключения международных соглашений в области разоружения и добросовестно выполнять ранее взятые на себя обязательства по действующим международным договорам.
С целью более эффективной реализации данного принципа при ООН создана Комиссия по разоружению, в состав которой входят все государства — члены Организации. Регулярно вопросы разоружения обсуждаются на очередных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.
"Пожалуй, наиболее актуальной проблемой разоружения является проблема постепенной ликвидации ядерных вооружений и других видов оружия массового уничтожения. В современном международном праве нет нормы, прямо запрещающей применение ядерного оружия. Это было подтверждено, в частности, Консультативным заключением Международного Суда ООН в 1996 г. Некоторые юристы-международники считают, что косвенный запрет на использование ядерного оружия содержится в ряде международных соглашений, запрещающих наиболее опасные и неизбирательные средства ведения войны. К примеру, в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г., Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг., Женевском протоколе о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г. и др. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о запрещении использования ядерного и термоядерного оружия от 24 ноября 1961 г. и Декларацию о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 г. Выдвигаются предложения по закреплению запрета на использование ядерного оружия в многостороннем международном договоре. Однако США, а сейчас и Россия считают, что возможность использования ядерного оружия является мощным фактором сдерживания агрессивных устремлений и стабильности на международной арене.
В 1963 г. был заключен Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (вступил в силу в том же году). Положения о запрещении испытаний ядерного оружия также содержатся в Договоре об Антарктике 1959 г., Договоре о космосе 1967 г., Договоре Тлателолко ( Тлателолко — район мексиканской столицы Мехико, где расположено здание МИД Мексики, в котором и произошло подписание Договора.) и др. В 1990 г. СССР и США ратифицировали договоры 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и о подземных ядерных взрывах в мирных целях. С 1996 г. открыт для подписания Договор о полном запрещении ядерных испытаний, принятый Генеральной Ассамблеей ООН. На 1 марта 1998 г. этот документ подписали 149 государств. Для вступления Договора в силу необходимо, чтобы его ратифицировали 44 государства, включая пять ядерных держав: Великобританию, Китай, Россию, США, Францию. Перечисленные соглашения направлены на ограничение возможностей совершенствовать ядерное оружие.
Меры
по ограничению и сокращению
вооружений являются одним из
наиболее эффективных
Разоружение
(в широком смысле) с одной стороны
выступает одним из основных
принципов современного
Вопросами
разоружения и ограничения
В
результате усилий
1.
Конвенция о запрещении
Государства приняли на себя обязательство ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять микробиологические или другие биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для мирных целей. Запрещены также разработка и производство оружия, оборудования или средств доставки, предназначенных для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах. Не допускается передача кому бы то ни было средств бактериологического и токсинного оружия.
2.
Конвенция о запрещении
выступает
логическим развитием
Участники
Конвенции обязуются никогда,
ни при каких обстоятельствах
не разрабатывать, не
Государства-участники
также обязались уничтожить
3. Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г. привел к полной ликвидации в 1990 г. в этих двух странах данного класса вооружений и их пусковых установок. Однако он не затронул аналогичное оружие, имеющееся у отдельных стран НАТО, а также крылатые ракеты морского базирования.
4.
Договор об обычных
Основные
положения договора были
5.
Договоры об ограничении и
сокращении стратегических
Договор
СНВ-2 до сих пор не ратифицирован
США, СНВ-1 сохраняет силу до
настоящего времени. По СНП
2002 г. стороны сокращают
6.
Договор о нераспространении
ядерного оружия 1968 г. разграничивает
обязательства государств, обладающих
ядерным оружием, и