Международное право и вопросы запрета и ликвидация оружия массо-вого уничтожения. Правовой статус МАГАТЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Современное состояние развития международного права свидетельствует о том, что по многим проблемам межгосударственных отношений, связанным с вопросами международной безопасности, защиты окружающей среды, основных прав и свобод человека, регулирования жизненно важных сфер существования человечества, приняты универсальные международно-правовые нормы, соблюдение которых стало основой существования цивилизации на Земле.

Файлы: 1 файл

Контрольная МП.docx

— 41.42 Кб (Скачать файл)

       Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер — главные из целей Организации Объединенных Наций (ст. 1).

       Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, "О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия" (1972 г.) или "Определение агрессии" (1974 г.).

          Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы:                               

I. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений  в пространственном отношении.  К ним относятся Договор об Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971 г.), Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985 г.) и др.

II. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений  в количественном и качественном  отношениях. Это — Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993 г.).

III. Договоры, запрещающие производство определенных  видов оружия и предписывающие  их уничтожение. Таковы — Конвенция  о запрещении разработки, производства  и накопления запасов бактериологического  (биологического) и токсинного оружия  и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического  оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США  о ликвидации их ракет средней  дальности и меньшей дальности  (1987 г.).

IV. Договоры, рассчитанные на предотвращение  случайного (несанкционированного) возникновения  войны. Это — Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 гг.) (аналогичные соглашения были заключены СССР с Великобританией в 1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.), Обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.), Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о предотвращении случайного возникновения ядерной войны (1977 г.), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988 г.) и некоторые другие.

    Среди источников права международной безопасности особого внимания заслуживают документы, принятые в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), вплоть до Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, принятого на Будапештской встрече на высшем уровне государств — участников СБСЕ 5—6 декабря 1994 г.

 

2.2 Разоружение и ограничение вооружений

 

   Обеспечение прочного мира и безопасности невозможно без принятия действенных мер по разоружению и ограничению вооружений. В Статуте Лиги Наций разоружение было выделено в качестве одного из главных направлений деятельности этой организации. К сожалению, значительных успехов на этом поприще Лиге достичь не удалось. Устав ООН относит принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, к числу общих принципов сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности (п. 1 ст. И). В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея уполномочена рассматривать эти принципы и делать в отношении их рекомендации членам ООН и Совету Безопасности.

 

   Использование в тексте Устава ООН терминов «разоружение» и «регулирование вооружений» явилось следствием компромисса, достигнутого государствами — учредителями ООН. При этом под термином «разоружение» принято понимать комплекс согласованных государствами мероприятий, направленных на уменьшение, а в итоге и на полную ликвидацию материальных средств ведения войны. Термин «регулирование вооружений» относительно редко используется в договорной практике и в доктрине международного права. По своей сути он близок к термину «контроль над вооружениями».

      В настоящее время разоружение получило широкое признание в качестве принципа международного права. Однако на данном этапе из него не вытекает прямая обязанность государств разоружаться, требуется лишь добиваться заключения международных соглашений в области разоружения и добросовестно выполнять ранее взятые на себя обязательства по действующим международным договорам.

     С целью более эффективной реализации данного принципа при ООН создана Комиссия по разоружению, в состав которой входят все государства — члены Организации. Регулярно вопросы разоружения обсуждаются на очередных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.

          "Пожалуй, наиболее актуальной проблемой разоружения является проблема постепенной ликвидации ядерных вооружений и других видов оружия массового уничтожения. В современном международном праве нет нормы, прямо запрещающей применение ядерного оружия. Это было подтверждено, в частности, Консультативным заключением Международного Суда ООН в 1996 г. Некоторые юристы-международники считают, что косвенный запрет на использование ядерного оружия содержится в ряде международных соглашений, запрещающих наиболее опасные и неизбирательные средства ведения войны. К примеру, в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г., Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг., Женевском протоколе о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г. и др. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о запрещении использования ядерного и термоядерного оружия от 24 ноября 1961 г. и Декларацию о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 г. Выдвигаются предложения по закреплению запрета на использование ядерного оружия в многостороннем международном договоре. Однако США, а сейчас и Россия считают, что возможность использования ядерного оружия является мощным фактором сдерживания агрессивных устремлений и стабильности на международной арене.

 

В 1963 г. был  заключен Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и  под водой (вступил в силу в  том же году). Положения о запрещении испытаний ядерного оружия также  содержатся в Договоре об Антарктике 1959 г., Договоре о космосе 1967 г., Договоре Тлателолко (  Тлателолко — район мексиканской столицы Мехико, где расположено здание МИД Мексики, в котором и произошло подписание Договора.) и др. В 1990 г. СССР и США ратифицировали договоры 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и о подземных ядерных взрывах в мирных целях. С 1996 г. открыт для подписания Договор о полном запрещении ядерных испытаний, принятый Генеральной Ассамблеей ООН. На 1 марта 1998 г. этот документ подписали 149 государств. Для вступления Договора в силу необходимо, чтобы его ратифицировали 44 государства, включая пять ядерных держав: Великобританию, Китай, Россию, США, Францию. Перечисленные соглашения направлены на ограничение возможностей совершенствовать ядерное оружие.

  Меры  по ограничению и сокращению  вооружений являются одним из  наиболее эффективных международно-правовых  средств сохранения мира и  предотвращения войны.

    Разоружение  (в широком смысле) с одной стороны  выступает одним из основных  принципов современного международного  права, а с другой представляет  собой комплекс правовых норм  и практических действий государств, направленных на ограничение  и сокращение вооруженных сил  и вооружений, а также на ликвидацию  отдельных наиболее опасных средств  ведения войны. 

    Вопросами  разоружения и ограничения вооружений  занимаются: Генеральная Ассамблея  ООН (на очередных сессиях и  специальных сессиях по разоружению); Совет Безопасности ООН; региональные  организации коллективной безопасности; Комиссия ООН по разоружению;  Конференция ООН по разоружению;  Специальный комитет ООН для  Всемирной конференции по разоружению  и другие международные органы  и организации.

    В  результате усилий международного  сообщества удалось разработать  и принять  достаточно большое  количество международных договоров,  касающихся сокращения и ликвидации  оружия массового уничтожения,  средств его доставки к цели, а также обычных вооружений  и вооруженных сил.

    1.  Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов  бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об  их уничтожении 1971 г. имеет  универсальный характер и является  бессрочной.

 

    Государства  приняли на себя обязательство ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять микробиологические или другие биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для мирных целей. Запрещены также разработка и производство оружия, оборудования или средств доставки, предназначенных для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах. Не допускается передача кому бы то ни было средств бактериологического и токсинного оружия.

    2.  Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения  химического оружия и его уничтожении  1993 г. 

 выступает  логическим развитием Женевского  Протокола, касающегося запрещения  применения на войне удушливых,  ядовитых или других подобных  газов и бактериологических средств,  подписанного в 1925 г.

    Участники  Конвенции обязуются никогда,  ни при каких обстоятельствах  не разрабатывать, не производить,  не приобретать, не накапливать  и не сохранять химическое  оружие и не передавать его  прямо или косвенно кому бы  то ни было, не применять химическое оружие и не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия.

    Государства-участники   также обязались уничтожить химическое  оружие, которое находится в их  собственности или владении или  которое размещено в любом  месте под их юрисдикцией или  контролем или оставлено ими  на территории другого государства.  Кроме того, государства должны  уничтожить любые объекты по  производству химического оружия (в России уничтожение требуется  завершить к 2007 г.).

    3.  Договор между СССР и США  о ликвидации их ракет средней  дальности и меньшей дальности  1987 г. привел к полной ликвидации  в               1990 г. в этих двух странах  данного класса вооружений и  их пусковых установок. Однако  он не затронул аналогичное  оружие, имеющееся у отдельных  стран НАТО, а также крылатые  ракеты морского базирования.

    4.  Договор об обычных вооруженных  силах в Европе 1990 г. охватывал  территории европейских стран  от Атлантики до Урала. Он  предусматривал через 40 месяцев  после вступления в силу сокращение  обычных вооружений противостоящих  сторон (НАТО и Варшавского договора) до следующих суммарных уровней:  по 20 000 боевых танков; по 30 000 боевых  бронированных машин; по 20 000 артиллерийских  единиц; по 6800 боевых самолетов; по 2000 ударных вертолетов.

    Основные  положения договора были реализованы,  но в связи с ликвидацией  ОВД и распадом Союза ССР  он утратил свое значение.

 

    5.  Договоры об ограничении и  сокращении стратегических вооружений. Таких договоров между США  и СССР, а затем Российской  Федерацией было заключено пять: 1972 г. – ОСВ-1; 1979 г. – ОСВ-2; 1991 г. – СНВ-1; 1993 г. – СНВ-2; 2002 г.  – СНП.

    Договор  СНВ-2 до сих пор не ратифицирован   США, СНВ-1 сохраняет силу до  настоящего времени. По СНП  2002 г. стороны сокращают                              и ограничивают стратегические  ядерные боезаряды таким образом,  чтобы               к 31 декабря 2012 г. суммарное  количество таких боезарядов  не превышало у каждой из  сторон количество в 1700—2200 единиц. При этом каждая из сторон  сама определяет состав и структуру  своих стратегических наступательных  вооружений, исходя из установленного  суммарного предела для количества  таких боезарядов.

    6.  Договор о нераспространении  ядерного оружия 1968 г. разграничивает  обязательства государств, обладающих  ядерным оружием, и обязательства  государств, не обладающих им. «Ядерное»  государство «обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно». «Неядерные» государства обязуются не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также не принимать какой-либо помощи в производстве такого оружия.

Информация о работе Международное право и вопросы запрета и ликвидация оружия массо-вого уничтожения. Правовой статус МАГАТЭ