Международное право о защите прав и свобод человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение механизмов функционирования международного права о защите прав и свобод человека в мире, а также на территории РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика отрасли международного права, регулирующего защиту прав и свобод человека………………………………..7
1.1. Понятие международного права прав и свобод человека………………………………………………………...……..7
1.2. Источники международного права о защите
прав и свобод человека……………………………………………...10
1.3. Классификация основных прав и свобод человека………………......................................................................13
Глава 2. Международно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека в России…………………………………………………………………………..17
2.1. Реализация международных норм о правах человека в
Конституции РФ……………………………………………………..17
2.2. Россия в системе мирового сотрудничества по
правам человека……………………………………………………...19
2.3. Россия и Европейский суд по правам человека…………………….23
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………............35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.06 Кб (Скачать файл)

В суде могут быть обжалованы нарушающие права человека решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1, 2 статьи 46).

Новым в отечественном праве является положение Конституции, предусматривающее право каждого в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (часть 3 статьи 46). Заметим, что речь идет именно о межгосударственных органах, поскольку к международным неправительственным организациям можно обращаться и без каких-либо дозволений.

Конституция РФ установила для иностранцев, то есть граждан иностранных государств, и для лиц без гражданства (аполидов, апатридов) национальный режим. Это значит, что в принципе они обладают теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане России, за исключением тех, которыми могут обладать лишь последние. Такого рода права и обязанности граждан РФ указаны и в самой Конституции. Предусмотрена возможность исключений из общего правила равенства прав и обязанностей на основе федерального закона или международного договора (часть 2 ст. 62)4.

В Конституции говорится: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (часть 3 ст. 55).

При определении пространственной сферы применения прав и свобод человека Конституция использует выражение «в Российской Федерации». Для его понимания следует обратиться к международным пактам о правах человека, в которых сфера действия соответствующих норм четко определена. К примеру, в Международном пакте о гражданских и политических правах закреплена обязанность государства «уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые» в Пакте (пункт 2 статьи 2).

 

2.2.  Россия в системе мирового сотрудничества по правам человека

 

12 июня 1990 г. Съездом народных  депутатов была принята «Декларация  о государственном суверенитете  РСФСР». Теперь в качестве нового  самостоятельного государства и  с выходом на международную  арену, перед Россией встал вопрос  о необходимости смены геополитического  самоопределения. Выбор был сделан  в сторону цивилизационных ориентиров.

24 декабря 1991 г. генеральный  секретарь ООН получил послание  от российского президента о  том, что членство СССР в органах  ООН, при поддержке стран СНГ, теперь будет продолжаться Российской  Федерацией. Помимо этого РФ полностью  сохраняет права и обязанности  СССР перед ООН.

28 февраля 1996 г. РФ вступила  в Совет Европы. А вот Европейская  конвенция о защите прав человека  и основных свобод была ратифицирована  Россией 30 марта 1998 г. В связи с  вступлением в Совет Европы  и принятие Европейской конвенции  Россия  обязывалась выполнить  ряд обязательств, поставленных  Парламентской ассамблеей Совета  Европы. Эти обязательства в основном касались ратификации общепризнанных конвенций, и приведение российского законодательства в соответствии с европейскими стандартами в сфере взаимоотношений с другими государствами.

Статус Конвенции и соответствующих Протоколов в правовой системе России определяется тем, что в соответствии с положениями Конвенции наше государство обеспечивает гражданину РФ права и свободы, которые установлены данной Конвенцией. Главная обязанность государства заключается в эффективной реализации Конвенции, обеспечение должной юридической силы и применение ее положений. Тем самым, Конвенция относится к особой категории источников конституционного права России, которые образуют международные договоры РФ.

Согласно 18 статьи Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание, а также применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Но практика свидетельствует нам о том, что реализация соответствующих требований имеет определенные трудности. В частности, нормативные акты, противоречащие некоторым положения Конституции не отменяются.

В виду федеративного устройства возникла необходимость закрепления в Конституции РФ разграничения между  ее субъектами. В сферу совместного ведения РФ и ее субъектов включены « защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон» (ст. 72).

Главным достижение во внешней политике на сегодняшний день является то, Россия имеет внешнеполитическую самостоятельность.

Исходя из этого была сформулирована и принята 12 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации Д.А.  Медведевым Концепция внешней политики Российской Федерации5. Данная концепция представляет собой систему взглядов, принципов и направлений деятельности внешней политики России. Нормы, принципы международного права  защиты прав и свобод человека, международные договоры, пакты, протоколы, конвенции являются основой Концепции внешней политики РФ.

Приоритетами в решении глобальных проблем Россия считает:

  1. Верховенство права в международных отношениях. Российская Федерация выступает за обеспечение верховенства права в мировых делах, опирается на международное право в своей внешнеполитической деятельности, способствует укреплению и развитию.
  2. Укрепление международной безопасности стратегической и региональной стабильности.
  3. Международное гуманитарное сотрудничество и права человека. РФ привержена к демократическим ценностям и обеспечивает основные права и свободы человека на основе Всеобщей декларации прав человека.

На сегодняшний день международное право является реальным механизмом защиты прав граждан России. Правильная правовая позиция на международной арене может явиться залогом авторитета внешней политики нашего государства на мировом уровне. 

Задача международного права на сегодняшний день достаточно сложная, при уже имеющимся опыте функционирования разного рода международных организаций, попытаться приспособиться к новым возможным потрясениям мирового масштаба, и по возможности попытаться избежать их.

Наша страна наряду с мировыми державами считает, что основанием различных решений и действий для каждого государства должно быть международное право. Основой мирового порядка признаются принципы и нормы, заложенные в Уставе ООН. Россия выступает за то, чтобы ведущая роль по-прежнему была закреплена за ООН, не зависимо от того какие происходят изменения на международной арене. Безусловно, именно  Совет Безопасности ООН сможет поддерживать мир и стабильность.

Важным аспектом международного права являются защиты прав и свобод человека. Человечество осознало, что необходимо попытаться не допускать гуманитарных катастроф. РФ выступает против силовых вмешательств, которые могут быть применены лишь с учетом мнения и определенной санкции Совета Безопасности ООН.

Расширение возможности, а также непосредственного участия стран в вопросах международного механизма защиты прав и свобод человека - это стратегия России. Помимо этого Россия призывает соблюдать всем государствам решения Европейского суда по правам человека.

В марте 2003 г. Россия присоединилась к Конвенции МОТ № 182 о наихудших формах детского труда (1999 г.) и ратифицировала 8 конвенций МОТ.

13 сентября 2000 г. Россия подписала Римский Статут МУС. В связи с этим, Президент РФ поручил привести российскую законодательную систему в соответствии с положениями Статута. Международный уголовный суд является первым судебным органом, который осуществляет правосудие в масштабах всего мира и рассматривает международные преступление, касающиеся, прежде всего военных преступлений, преступлений агрессии, против человечности и геноцида.

Россия активно использует судебные механизмы разрешения международных споров и проблем. Наша страна активно отстаивает и защищает права наших граждан, касающиеся имущественных интересов. В декабре 2003 г. Правительством Российской Федерации и Украины было подписано Соглашение, которое позволило урегулировать претензии, возникшие в результате воздушной катастрофы 4 октября 2001 г.  Правительством Российской Федерации 16 ноября 2004 г. было принято постановление № 640 «О распределении суммы урегулирования среди членов семьи жертв катастрофы российского самолета Ту-154М».

Проводится работа по укреплению и исполнению международно-правовых норм, направленных против возникновения новых военных угроз. В виду этого, Россия подписала Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. и Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. При участии России была принята резолюция №1540 от 28 апреля 2004 г., которая выступает за недопущение попадания в руки международных террористических организаций массового поражения. Россия выступила с инициативой о борьбе с актами ядерного терроризма и уже 13 апреля 2005 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с ядерным терроризмом.

Защищать и поддерживать своих граждан за границей Россия сможет лишь при помощи взаимодействия с другими государствами в вопросах правовой помощи.

 

2.3.  Россия и Европейский суд по правам человека

 

Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод Федеральным законом от 30 марта 1998 г., а 5 мая 1998 г. она вступила в силу на территории нашего государства, что свидетельствовало о закреплении за российскими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией Российской Федерации, права обращаться в институты, учрежденные Конвенцией. В соответствии с данной Конвенцией, содержащей перечень гражданских и политических прав и свобод и устанавливающей механизм контроля за выполнением взятых на себя государствами обязательств6, заявители (лица, группы лиц и неправительственные организации) могут подать заявление о предполагаемом нарушении государством-участником прав, гарантируемых Конвенцией. Временной точкой отсчета при определении приемлемости направленной в Суд жалобы является дата вступления Конвенции в 
силу для конкретного государства. «Практика Суда подкорректировала это положение, сформулировав концепцию так называемого длящегося нарушения, заключающуюся в том, что при наличии особых обстоятельств жалоба может быть принята и рассмотрена (например, когда не выполняется решение компетентного органа об освобождении человека из-под стражи)»7.

21 сентября 1999 г. Парламентская  Ассамблея Совета Европы избрала  членом Европейского Суда по  правам человека А.И. Ковлера, который в настоящее время является судьей Европейского Суда от Российской Федерации. Анализируя характер жалоб российских граждан в Европейский Суд по правам человека, он отметил следующие особенности: 1) основная часть жалоб касается споров по поводу пенсий; однако большинство их поступило до ратификации ЕКПЧ Россией, поэтому они будут отложены по формальным причинам из-за неприемлемости по критерию времени; 2) вторая по числу обращений категория жалоб — жалобы на нарушение ст. 6 ЕКПЧ: несправедливость суда, процессуальные нарушения; 3) жалобы «на  пренебрежительное отношение судов к тяжбущимся»; 4) многие жалобы связаны со свободой совести, когда «районные суды самостоятельно решают, является данная секта «тоталитарной» или «нет»; 5) многие жалобы отклоняются по причине правовой безграмотности заявителей. В связи с последними обстоятельствами А.И. Ковлер предложил Коллегии адвокатов в России создать региональные центры для подготовки дел для Страсбурга8.

Россия занимает 1-е место по общему числу жалоб в ЕСПЧ и 18-е место по числу этих жалоб на душу населения. По данным на 1 января 2010 года Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России растёт.

По данным на 1 января 2010 года, на рассмотрении в ЕСПЧ находилось 33 550 жалоб в отношении России, при общем количестве - 57 100.

Основная часть жалоб, поступающих в Европейский Суд из России, касается условий в тюрьмах, длительного заключения под стражей, легитимности назначения судей и судебных заседателей, нарушения права на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) и др.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции. Например, Дело Калашников против России (жалоба № 47095/99), которое было рассмотрено в Европейском суде и в ходе чего ЕСПЧ постановил, что условия содержания заявителя под стражей, приравниваются к унижающему достоинство обращению, то есть допущено нарушение; помимо этого,  время, которое заявитель провел в предварительном заключении, превышает "разумный срок"; время со дня предъявления обвинения и вынесения приговора составило 5 лет. В итоге  суд признал, что было нарушено ряд статей ЕКПЧ и назначил компенсацию в размере 5000 евро, которую обязано выплатить государство (РФ).

Помимо жалоб, касающихся тюремных условий стоит сказать, что в Европейский суд поступают дела против России, которые свидетельствуют о нарушении ст. 3 Конвенции. То есть имеет место применение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. Так, например, Дело Копылов против России (жалоба № 3933/04) получило огласку в результате того, что О. Копылов подал жалобу в Европейский суд по факту применения пыток органами правопорядка. 29 июля 2010 г. Страсбургский суд вынес постановление, в результате которого было признано, что в отношении О.Копылова допущено 4 нарушения права не подвергаться пыткам и бесчеловечному, унижающему достоинство обращению. Тем самым Страсбургский суд признал нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав и основных свобод человека. Решением суда О.Копылову была присуждена компенсация размером 105 тысяч евро.

Говоря о нарушении прав и свобод человека, не возможно  промолчать о деле об аресте летчиков в Таджикистане, которое возникло в результате  задержания пилотов, прибывших на 2 самолетах Ан-72 в Таджикистан. Летчики были вынуждены совершить экстренную посадку на пути в Россию. Но таджикскими властями было предъявлено обвинение в контрабанде и нарушении границы. Пилоты были признаны виновными и проговорены к 8, 5 годам лишения свободы. Россией был незамедлительно выражен протес против вынесения необоснованного приговора. МИД России выступил с официальным заявлением, о том, что обвинение основано на домыслах и предположениях.  Затем последовала реакция Президента РФ Д.А. Медведева, который призвал к диалогу таджикского Президента. В результате срок лишения свободы был уменьшен и по амнистии летчики были освобождены.  Дело пилотов, можно сказать, стало знаковым и для мирового сообщества в том числе. Практически впервые со стороны западных наблюдателей было обращено внимание на правосудие в Таджикистане, а в частности на ситуацию с правами человека. Таджикское правосудие достаточно суровое применительно к небольшим нарушениям. И поэтому нуждается во вмешательстве международного сообщества с целью гуманизации системы правосудия и принятия международных стандартов в области прав и свобод человека.

Информация о работе Международное право о защите прав и свобод человека