Международное право о защите прав и свобод человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение механизмов функционирования международного права о защите прав и свобод человека в мире, а также на территории РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика отрасли международного права, регулирующего защиту прав и свобод человека………………………………..7
1.1. Понятие международного права прав и свобод человека………………………………………………………...……..7
1.2. Источники международного права о защите
прав и свобод человека……………………………………………...10
1.3. Классификация основных прав и свобод человека………………......................................................................13
Глава 2. Международно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека в России…………………………………………………………………………..17
2.1. Реализация международных норм о правах человека в
Конституции РФ……………………………………………………..17
2.2. Россия в системе мирового сотрудничества по
правам человека……………………………………………………...19
2.3. Россия и Европейский суд по правам человека…………………….23
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………............35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.06 Кб (Скачать файл)

«Особую категорию дел против России составляют жалобы на события в Чеченской Республике. Более 120 индивидуальных жалоб на действия органов власти Российской Федерации в Чечне». Из них шесть жалоб были в июне 2000 г. коммуницированы Правительству России. «Жалобы касаются гибели и ранения родственников заявителей при бомбежке, убийства мирных жителей военнослужащими российской армии, гибели имущества и незаконного задержания и применения пыток, отсутствия эффективных средств правовой защиты внутри страны»9.

В решениях Европейского Суда по правам человека, вынесенных 
по обращениям российских граждан, были признаны следующие нарушения: 1) п. 1 ст. 6 Конвенции: право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (обращения Кормачевой, Плаксина, Посохова, Рябых, Тимофеева); 2) п. 1, 3, 4 ст. 5 Конвенции: право на свободу и личную неприкосновенность (обращения Ракевич); 3) ст. 13 Конвенции: право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (обращения Кормачевой, Плаксина); 4) ст. 3 Конвенции: запрет пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (обращение Калашникова); 5) ст. 8 Конвенции: право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции (обращение Смирновых); 6) ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции: право на уважение собственности каждого физического или юридического лица (обращение Тимофеева).

В связи с тем, что значительное число жалоб против Российской Федерации было признано неприемлемыми из-за типичных ошибок заявителей, секретариат Европейского Суда подготовил «Пояснительную записку» для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека». В частности, в Дополнении к «Пояснительной записке» отмечается следующее:

1. «Суд не является  вышестоящей судебной инстанцией по отношению к национальным судами не может отменять или изменять решения, вынесенные по делу»10.

2. В отношении жалоб на нарушение прав собственности отказом в индексации банковских вкладов: положения Конвенции «не накладывают на государство обязательство поддерживать покупательную способность вкладов в банковских и финансовых учреждениях путем их систематической индексации».

3. Конвенция не гарантирует социально-экономических прав (права на труд, получение жилья, поддержание определенного уровня жизни, в том числе на выплату пенсий или пособий).

4. Суд гарантирует только право беспрепятственного пользования существующей собственностью, но не право на приобретение собственности.

5. Суд рассматривает жалобы только на действия органов публичной власти, а не частных лиц или компаний.

Значение ратификации ЕКПЧ Россией велико как для ее граждан и лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, так и для осуществления правовой реформы в России. Постоянные и многочисленные обращения россиян в Европейский Суд по правам человека побуждают «законодательную, исполнительную и судебную власти модифицировать свои действия и подходы, исходя из новых европейских принципов».

На сегодняшний день, к сожалению, остается плачевным состояние мест предварительного заключения и лишения свободы, что свидетельствует о том, что поток обращений в Европейский Суд еще долгое время не иссякнет.

В настоящее время Российской Федерацией подписаны и ратифицированы следующие договоры (конвенций) Совета Европы: Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.; Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.; Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г.; Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.; Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.; Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г.; Европейская культурная конвенция от 19 декабря 1954 г.; Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты от 11 декабря 1953 г.; Конвенция против применения допинга от 16 ноября 1989 г. и др. Однако до сих пор (на 20 сентября 2002 г.) Российской Федерацией не ратифицированы Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г.; Протокол 6 и 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни; Европейская конвенция о гражданстве от 14 мая 1997 г.; Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств от 5 ноября 1992 г.; Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 и др11.

Актуальным для России в настоящее время является присоединение ко всем новым стандартам Совета Европы в области прав человека, ратификация в первую очередь Европейской социальной хартии, защищающей социально-экономические права.

Необходимо предоставлять и гарантировать всем лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, все возможные формы государственной, судебной, международной защиты прав человека. Присоединение России к новым стандартам Совета Европы в области прав человека неизменно будет способствовать имплементации новых правовых норм в российское законодательство, совершенствованию российской правовой системы. Это, в свою очередь, должно сформировать в общественном, политическом, правовом сознании не только ощущение правовой защищенности, но и реальную, действительно работающую систему всесторонней защиты не только граждан России, но и каждого лица, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 В результате проделанной работы можно сделать несколько выводов.

Международная защита прав человека, международные организации защиты прав человека и разработанные ими международные стандарты в области прав и свобод человека на сегодняшний день это те механизмы, с помощью которых каждый отдельный гражданин может защитить свои права и свободы, как на национальном, так и международном уровне.

Анализ теоретического аспекта отрасли международного права о защите прав и свобод человека позволил сделать вывод о том, что мировое сообщество имеет достаточно большой опыт в этой области международного права. Принято большое число конвенций, договоров, пактов, деклараций и других нормативных актов.

Степень признания государством международно-правовых механизмов и нормативных актов в области защиты прав и свобод человека определяет эффективность защиты прав человека на международном уровне.

Так, например, современный этап развития России в настоящее время охвачен глубоким кризисом всех сфер жизни общества. Не смотря на это даже в таких условиях необходимо попытаться найти способы и средства, обеспечивающие защиту прав каждого человека.

Современная концепция прав человека выдвигает на первое место право на жизнь, достойное существование, свободу личности, ее автономию. Со стороны государства это требует гарантий невмешательства в сферу личных прав, оказания помощи гражданам в их реализации, создания стабильного механизма защиты прав человека и гражданина. Одной из «больных» проблем современной России является вопрос о личной безопасности человека, которая может быть надежно обеспечена лишь с организацией системы правовой защиты личности.

Подписание и ратификация Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и других международных и региональных стандартов в области прав человека открывают новый этап трансформации правосознания и правовой культуры постсоветской эпохи, который на смену культивированию коллективных прав человека предполагает утверждение индивидуальны» прав. Международные стандарты в области прав человека долгим стать в России тем инструментом, который позволит рассматривать сегодня и впредь общественное согласие как норму политическом жизни.

Анализирую положение России в системе международного сотрудничества по правам человека, можно отметить наиболее значимые проблемы: 1) проблема ограничения прав отдельного человека ради интересов и прав общества в целом, что связано с усилением позиций международного терроризма; 2) проблема дополнения, пополнения прав человека новыми (пятым, шестым и т.д.) поколениями прав человека; 3) проблема дополнения и изменения Конституции РФ 1993 г., связанная с усилением естественно-правовых или позивистских позиций (в зависимости от того, сторонником какой правовой доктрины является инициатор пересмотра Конституции РФ); 4) проблема соотношения баланса прав человека в связи с явным перевесом в современной России в пользу обеспечения гражданских и политических прав и свобод в значительной степени в ущерб экономическим и социальным правам; 5) проблема соотношения политики и права в условиях сохранения позиции явного доминирования политической сферы над правовым пространством и сохранения в России такой устойчивой тенденции, как «политика определяет право»; 6) проблема адекватности положений законодательных и иных нормативных правовых актов и механизмов, способов и средств их практической реализации в современной России; 7) проблема обеспечения условий для успешного взаимодействия государственных органов и общественных организаций в правозащитной деятельности12.

Истоки проблемы заключаются в отчуждении народа от реального участия в управлении государством, в абсолютизации института государства как защитника прав человека, забвении позитивного опыта истории. Возвращение доверия к власти, постепенное вытеснение правового и государственного нигилизма из российской ментальности путем утверждения стабильного правопорядка, законности власти — основные задачи, стоящие перед современным обществом.

В условиях современного развития мира в контексте глобализации проблемы прав человека и правового идеала остаются неизменно приоритетными. Перспективы моделирования новых правовых идеалов как фундаментов правовой, гражданской политики государства связаны с: 1) вовлечением в процесс правовых реформ представителей всех отраслей знания, наряду с мощной когортой юристов, политологов, историков, экономистов, психологов; 2) утверждением самостоятельности и взаимообусловленности феноменов права и политики, а также политики права и правовой политики; 3) формированием философии толерантности, персоналистского гуманизма как составляющих новую парадигму политической и правовой наук; 4) разработкой новых прогрессивных методов и подходов в политической науке России, позволяющих создавать оптимальные, рациональные модели правовых идеалов, разумно конструировать стратегию и тактику гражданской политики в России.

Активизация деятельности институтов гражданского общества и правовая политика российского государства должны способствовать эффективной работе всех механизмов соблюдения, обеспечения и защиты прав человека, прежде всего, права человека на развитие, в том числе на устойчивое развитие (в частности, обеспечение равенства возможностей, равного доступа к основным ресурсам, образованию, здравоохранению, питанию, жилью, занятости и справедливому распределению доходов).13

В условиях, когда политика определяет право, основная доля ответственности за правовое образование и просвещение в области прав человека возлагается на институты гражданского общества (общественные движения и организации, преподавателей школ, колледжей, вузов и др.). Думается, что именно посредством просветительской и правозащитной деятельности институтов гражданского общества, а не только очередными реформами сверху Россия, как и многие другие европейские страны, сможет обрести демократические правовые традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Всеобщая Декларация прав и свобод человека 1948 г.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с изм., внесенными Протоколом от 13.05.2004 № 14).
  3. Конституция Российской Федерации. – М. : Эксмо, К 65 2011. – 32 с. – (Законы и кодексы).
  4. Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 г. № Пр-1440.
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах от           16 декабря 1966 г.
  6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря  1966г.
  7. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1666 г.
  8. Устав Организации Объединенных Наций 1945 г.
  9. Акопов Л.В. Правоведение / Л. В. Акопов, М. В. Мархгейм, М. Б. Смоленский; Под ред. проф. М.Б.Смоленского. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 410 с.
  10. Валеев Р.М. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. Ред. Проф. Р.М Валеев и проф. Г.И. Курдюков. – М.: Статут, 2010. - 446 с.
  11. Глушкова, С.И. Право : Учебное пособие / С. И. Глушкова. - М.:ЮРИСТЪ, 2006. - 494 с.
  12. Марченко, М.Н. Правоведение : Учебник / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. - М.: Проспект, 2009. - 416с.
  13. Мухаев, Р.Т. Правовые основы Российского государства : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "ГМУ" / Р. Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 351с.
  14. Павленок П. Д. Основы социальной работы : Учебник / Отв. ред. - Павленок П. Д. Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2004. - 395 с. - (Высшее образование).
  15. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов / М. Б. Смоленский, М. В. Мархгейм. - Москва: МарТ, 2003; Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. - 448 с.
  16. Холостова Е.И. Технологии социальной работы : Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. - М. : Инфра-М, 2001. - 400 с. - (Высшее образование).
  17. Энтин Л.М. Европейское право: Учебник для вузов / [Л. М. Энтин, А. А. Наку, С. В. Водолагин и др. ]; Моск. гос. ин-т МО (ун-т) МИД РФ, Ин-т европейского права; Рук. авт. кол. и отв. ред. Л. М. Энтин. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. - 705 с.
  18. Боуринг Б. Вступление России в Совет Европы и права человека: четыре года спустя // Российский бюллетень по правам человека. 2001. Вып. 14.
  19. Дополнения к пояснительной записке для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека. Страсбург, 2002.
  20. Игнатенко Г.В. Договоры (конвенции) Совета Европы с участием Российской Федерации // Совет Европы и Россия: Информационный бюллетень. Екатеринбург, 2002.
  21. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под ред. В.А. Туманова и Л.М. Этнина. М., 2002.
  22. Федеральная концепция обеспечения защиты прав и свобод человека (проект). М., 2000. С. 65.

 

1 См.: Устав ООН Статья 1.

2 См.: Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. Ред. Проф. Р.М Валеев и проф. Г.И. Курдюков. – М.: Статут, 2010. С. 17.

3 См.: Конституция Российской Федерации. – М. : Эксмо, 2011. С. 5.

4 См.: Конституция Российской Федерации. – М. : Эксмо, 2011. С. 12.

5 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 г. № Пр-1440.

6 Механизм контроля включал в себя до 1998 г. три института: Европейская комиссия по правам человека (1954), Европейский суд по правам человека (1959), Комитет министров Совета Европы (1949). С вступлением в силу 1 ноября 1998 г. Протокола 11 прекратил свою деятельность старый Суд, а с 1 ноября 1999г.  – Комиссия и началась работа нового единого Европейского Суда по правам человека.

7 Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под ред. В.А. Туманова и Л.М. Этнина. М., 2002. С 11-12.

8 См.: Боуринг Б. Вступление России в Совет Европы и права человека: четыре года спустя // Российский бюллетень по правам человека. 2001. Вып. 14. С. 63-64

9 Чернышова О. Указ. Соч. С. 19.

10 Дополнения к пояснительной записке для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека. Страсбург, 2002. С. 1.

11 См.: Игнатенко Г.В. Договоры (конвенции) Совета Европы с участием Российской Федерации // Совет Европы и Россия: Информационный бюллетень. Екатеринбург, 2002. С. 23-25.

12 См.: Глушкова, С.И. Право : Учебное пособие / С. И. Глушкова. - М.: ЮРИСТЪ, 2006. - С. 438.

13 См.: Федеральная концепция обеспечения защиты прав и свобод человека (проект). М., 2000. С. 65.


Информация о работе Международное право о защите прав и свобод человека