Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:59, курсовая работа
Одной из основных форм сотрудничества в области защиты социально-экономических и культурных прав и свобод человека является разработка международных соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка. Подавляющее большинство этих соглашений разработано в рамках ООН и МОП.
Введение………………………………………………………………3
Глава I. Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина…..........................................................................................5
Глава II. Международная документация по правам человека
2.1. Универсальные документы о правах человека и их характеристики (Всеобщая Декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года)……………………………………………………………………12
2.2. Региональные документы о правах человека…………....23
Глава III. Международные органы по защите прав и свобод человека
3.1. Органы ООН по правам человека………………………..30
3.2. Европейский Суд по правам человека…………..……….34
Заключение…………………………………………………………...35
Библиографический список…………………………………………36
Процедурные гарантии обеспечения прав личности – это порядок, способы, условия повышения эффективности социальных норм в общественных отношениях, которым соответствующая процедура служит. Так, в статье 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.7 устанавливаются юридические и организационные гарантии независимости судей. Например, определения, вынесенные судом во время судебного разбирательства, подлежат оглашению. Исключение из этого правила составляют частные определения, оглашение которых зависит от усмотрения суда (ст. 321 УПК РФ), кроме того, названный Закон устанавливает процедуры приостановления и прекращения полномочий судьи. В частности, прекращение полномочий судьи возможно лишь при строго определенных Законом условиях: смерти судьи, совершении проступка, позорящего честь и достоинство судьи, и др. (ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).
Организационно-технические гарантии прав человека и гражданина представляют собой комплекс мер, связанных с применением средств техники и связи, в том числе учетных, контрольных и выполняющих некоторые другие организационные функции. Допустим, технические средства позволяют депутатам Государственной Думы сохранить тайну голосования при решении некоторых вопросов государственной жизни. Применение средств телевидения и радио дает возможность информировать население о новом законодательстве, нарушениях должностными лицами прав человека и гражданина и мерах, которые к ним приняты, либо использовать общественное мнение в борьбе с бюрократическими методами работы государственных органов8.
Подчеркнем также, что гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Президент России вправе приостанавливать действия актов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Важную роль в вопросах охраны и защиты прав человека играет Конституционный Суд РФ, который по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125).
Глава II. Международная документация по правам человека
2.1. Универсальные документы о правах человека и их характеристики (Всеобщая Декларация по правам человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и другие).
Следуя из первой главы можно сказать, что социальное государство и его законодательство призваны целенаправленно улучшить и защищать материальное благосостояние человека, служить задачам обеспечения человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости. Для этой цели были созданы отдельные документы, закрепляющие гражданские, политические, экономические, культурные и иные права человека и гражданина. Некоторые из них нужно рассмотреть поподробнее.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
Кровавые бесчинства, которыми
сопровождалась Вторая мировая война,
побудили основателей Организации Объединенных
Наций особо подчеркнуть в Уставе организации
требование о соблюдении прав человека.
На Конференции в Сан-Франциско в 1945 году,
где был принят Устав ООН, присутствовали
представители около сорока неправительственных
организаций. Они не без успеха стремились
повлиять на делегатов конференции с тем,
чтобы те в более решительной форме сформулировали
положения, касающиеся прав человека.
В 1946 году Организация Объединенных Наций учредила Комиссию по правам человека — основной орган в рамках системы ООН, определяющий политику этой организации в области прав человека.
Под председательством Элеоноры
Рузвельт, активиста в области
прав человека и вдовы бывшего
Президента США Франклина Рузвельта,
Комиссия взяла на себя задачу определить
и сформулировать основные права и
свободы человека. Наибольший вклад в
работу Комиссии внесли Рене Кассэн (Франция),
Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай),
Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов
и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд
Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания),
Уильям Ходгсон (Австралия) и Джон Хамфри
(Канада).
Комиссия по правам человека, в состав
которой первоначально входило 18 государств
— членов ООН, сейчас насчитывает 53 члена.
Она ежегодно проводит в Женеве свои сессии,
на которых обсуждаются вопросы защиты
прав человека, развития и кодификации
новых международных норм, формулируются
рекомендации для правительств. Неправительственные
организации также играют активную роль
в этом процессе.
10 декабря 1948 года III сессией Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всеобщая декларация прав человека.
Каждый год 10 декабря, день принятия Декларации, отмечается во всем мире как День прав человека.
Этот документ был переведен на множество языков мира (более 350 в 2009 году). Элеонора Рузвельт назвала Декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества (поэтому Декларацию иногда называют Хартией прав человека).
Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей (в ней сформулирован комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека).
Например, в отношении гражданских прав можно увидеть такие, как:
В отношении политических прав все гораздо проще. Им посвящены всего 2 статьи:
В сфере экономических и социальных прав различают такие права, как:
Декларация не забыла упомянуть также о культурных правах:
Одной из гарантий прав и свобод является то, что каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором указанные права и свободы могут быть полностью осуществлены (ст.28).
При осуществлении своих
прав и свобод человек должен подвергаться
только ограничениям, установленным
законом исключительно с целью
обеспечения признания и
Всеобщая декларация прав человека является первым развернутым международным документом в области прав человека, поэтому ее значение велико, несмотря на то, что она не имела для государств обязательной юридической силы.
Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах являются фундаментом, базой отрасли прав и свобод человека в международном праве.
Международный пакт о гражданских и политических правах
В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему, которые вступили в силу в 1976 году.
Часть 1 Пакта, состоящая из одной статьи (ст. 1), провозглашает право всех народов на самоопределение. Часть II содержит общее положение, как-то: равноправие мужчин и женщин в пользовании провозглашенного в Пакте права, не дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иных обстоятельств.
Участвующие в Пакте о гражданских и политических правах государства обязуются уважать и обеспечивать всем права, признаваемые в нем.
В Пакте о гражданских и политических правах установлены жесткие требования: государства-участники могут отступать от своих обязательств только в случае чрезвычайного положения, которое официально объявлено. Меры, предпринимаемые государством в таких ситуациях, не должны быть дискриминационными в отношении определенных групп индивидов, и они не могут затрагивать специально оговоренных в Пакте прав, как то: права на жизнь, запрещения пыток, рабства и принудительного труда, долгового рабства и др. О принятых ограничениях государство-участник информирует через Генерального секретаря ООН всех других участников Пакта. В отношении некоторых прав, перечисленных в Пакте, государство может устанавливать ограничения в пользовании. Такие ограничения должны быть предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности и общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и быть совместимыми с другими правами, признаваемыми в Пакте.
Название Пакта раскрывает круг прав и свобод, содержащихся в нем.
20 ноября 1989 г. Генеральная
Ассамблея ООН приняла второй
Факультативный протокол к
Процедура подачи и рассмотрения
индивидуальных жалоб о нарушении
прав, признаваемых в Пакте о гражданских
и политических правах, содержится
в Факультативном протоколе к
этому Пакту. Такие сообщения
возможны только в отношении тех
государств, которые специальным
заявлением, депонированным у Генерального
секретаря ООН, признали компетенцию
Комитета принимать и рассматривать
жалобы лиц, находящихся под их юрисдикцией.
СССР ратифицировал оба Пакта
в 1973 году, а 5 июля 1991 г. сделал заявление
о присоединении к
Необходимость расширения правовых
гарантий для участников внутренних
вооруженных конфликтов и населения
стран, где они возникают, совершенно
очевидна. Она диктуется, в частности,
тем, что по объему прав и гарантий,
закрепленных в ст. 3 всех Женевских
конвенций, статья отстает от норм,
зафиксированных в
“Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте государства могут принимать меры в отступлении своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения”. Таким образом, в случае “чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой”, т.е. и в ситуации возникающего внутри страны вооруженного конфликта, не носящего международного характера, положения указанной выше статьи при всех условиях будут действовать, и правительства не могут отступить от них под предлогом такого конфликта. Напротив, она прямо рассчитана на применение в случае возникновения ситуации внутреннего вооруженного конфликта.
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. записано, что каждый человек имеет право на: жизнь, свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3); свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков (ст. 18); свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).