Международно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Ответственность в международном праве представляет собой многоаспектное и системное образование. За последние годы накоплен значительный опыт в познании юридической ответственности как сложного феномена, непосредственно связанного с нормой права, отраслью права, правоотношением, законностью, правонарушением, правоприменением и т.д. Однако до сих пор не выработано единого понимания юридической ответственности в сфере международного права, не полно исследованы проблемы ответственности в системе международного права. Таким образом, тема исследования: «Международно-правовая ответственность» является довольно актуальной.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика международно-правовой ответственности….…5
2. Классификация международных правонарушений……………………..13
2.1.Формы международно-правовой ответственности ………………….…13
2.2. Виды международных правонарушений………………………………..16
2.3.Обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность ………………………………………………………...…….23
Заключение…………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………...…29

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 61.14 Кб (Скачать файл)

     Разные  последствия имеют действия индивидов, совершенные в связи с деятельностью государства.

     Действия, не связанные с осуществлением прерогатив государственной власти либо не имеющие отношения к политике государства, рассматриваются как действия частных лиц и не присваиваются государству. Вместе с тем они также могут посягать на защищаемые международным правом интересы другого государства (покушение на его честь, достоинство и имущество, преступления - против его представителей и граждан, организация вооруженных отрядов, подрывная деятельность и т. п.). Государство обязано предотвращать подобные деяния, а если они совершены — пресекать их и наказывать виновных лиц. В противном случае возникает международно-правовая ответственность государства, но не за действия частных лиц, а за бездействие своих органов.

     Следовательно, общая концепция такова: государство несет ответственность за действия всех своих органов, а также за действия отдельных официальных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, и за непринятие необходимых мер против правонарушений находящихся под его юрисдикцией лиц4.

     Кроме того, по некоторым договорам на государство возлагается ответственность за всю национальную деятельность — как органов государства, так и любых физических и юридических лиц. Такое правило устанавливают, например, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел, в соответствии с которым государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный как государственными, так и частными космическими объектами5.

     Решение вопроса о том, является ли конкретное деяние государства нарушением международных обязательств и фактическим основанием ответственности, зависит от наличия в нем необходимых признаков правонарушения.

     Проблема  международно-правовой ответственности  субъектов международного права  тесно связана с борьбой против международных правонарушений, прежде всего против агрессии, за мир и  международную безопасность народов. Особо тяжкая ответственность государств за агрессию вытекает из принципа запрещения применения силы и угрозы силой в  международных отношениях. Проблема ответственности связана также  с претворением в жизнь принципов  и норм современного международного права. Международная ответственность государств выступает как один из принципов современного международного права; это правовые последствия, которые наступают для субъекта международного права в результате совершенного им международного правонарушения, обязывающие его ликвидировать ущерб, причиненный другим субъектам международного права. Ответственность в международном праве порождает право потерпевшей стороны на удовлетворение своих нарушенных интересов, включая применение санкций против государства-нарушителя.

     Основанием  международно-правовой ответственности  государства является совершение им международного правонарушения, под которым понимается действие или бездействие субъекта международного права, нарушающего обязательства по международным договорам. Такое нарушение может быть следствием как противоправного действия, так и противоправного бездействия. Объектами международного правонарушения могут быть: общепризнанные принципы международного права; международные договоры; права, честь и достоинство государства; права международных организаций; права иностранцев; права дипломатических представительств и их персонала. Субъектами международной ответственности могут быть государства, международные организации, а также физические лица.

     Ответственность возникает в результате нарушения  международно-правовых норм и принципов  и наступает после вменения вины государству или иному субъекту. Под виной в международном праве понимается политико-правовое состояние, при котором государство сознательно наносит ущерб международному правопорядку. Степень вины в международном праве не всегда влияет на объем ответственности: при причинении материального ущерба государство обязано его возместить, в случае совершения агрессии степень ответственности возрастает вплоть до уничтожения агрессора.

     Государство несет ответственность и за некоторые  правомерные действия, приведшие  к вредным последствиям (например, за ущерб, причиненный запущенными  им космическими объектами, независимо от наличия вины). В данном случае основанием ответственности является не правонарушение, а так называемая ответственность за риск, и она  сводится лишь к возмещению ущерба. Например, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, устанавливает ответственность государства по выплате компенсации за ущерб, причиненный его космическими объектами на поверхности Земли или воздушному судну в полете.6 
 

  1. Классификация международных правонарушений
    1. Виды и формы международно-правовой ответственности

     Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная.

     Материальная  ответственность выражается в форме  реституций и репараций.

     Реституция - вид материальной международно-правовой ответственности государства, совершившего акт агрессии или иное международно-противоправное деяние, заключающейся в обязанности  данного государства устранить  или уменьшить причиненный другому  государству материальный ущерб  путем восстановления прежнего состояния, в частности путем возврата имущества, разграбленного и незаконно вывезенного  им с оккупированной его войсками территории другого государства.7

     Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Разновидностью реституции является субституция —  замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

     Репарации (от лат. reparatio - восстановление) - полное или частичное возмещение материального  ущерба, причиненного войной; выплачивается  государству-победителю побежденной страной. Выплата репарации может производиться в натуре, в виде денежной или другой материальной компенсации или одновременно реституции и компенсации убытков. Принципиально важное значение имеет материальная ответственность государства за развязывание им агрессивной войны, т.е. военные репарации.

     Репарация —  это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

     Репарации коренным образом отличаются от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве «возмещения военных издержек» независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же — это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.

     Нематериальная  ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений8.

     Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

     Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Это могут быть официальные выражения сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.

     Ординарная  сатисфакция – это удовлетворение государством-правонарушителем правомерных  нематериальных требований потерпевшего государства. Цель сатисфакции –  восстановление нематериального ущерба, прежде всего причиненного чести  и достоинству потерпевшего государства. Наиболее характерные формы – принесение извинений; выражение сожаления, сочувствия или соболезнования; дезавуирование действий официальных представителей; возложение обязанности материального возмещения на лиц, причастных к совершению международного правонарушения, или их уголовное или административное преследование; заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут повторяться; издание специальных законов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств, и т. п.

     Чрезвычайная  сатисфакция представляет собой  различного вида временные ограничения  суверенитета и правоспособности государства, совершившего международное преступление. Ее целью является искоренение причин, породивших международное преступление, и создание гарантий от его повторения. В качестве чрезвычайных сатисфакций  могут выступать: реорганизация  отдельных элементов политической системы и упразднение общественных институтов, наличие которых способствовало совершению государством международного преступления; временная оккупация  части или всей территории; международный  контроль за использованием научного и промышленного потенциала; меры по демилитаризации промышленности, роспуску или сокращении вооруженных  сил; обязанность не оснащать их в  будущем определенными видами вооружений и не производить таковые.

     Также следует упомянуть такую форму  политической ответственности, как  ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые именуются  репрессалиями. Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны.

     От  индивидуальных репрессалий следует  также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут  предприниматься только на основании  решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в разрыве дипломатических отношений, а также в применении вооруженной силы.

     Осуществление группами государств коллективных санкций  без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства  имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкции  не относится.

     Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демилитаризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреждения признаны преступными. Отменялось действие многих нормативных актов. И, наконец, привлекались к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.

     Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

    1. Виды международных правонарушений

     В международном праве нет конкретного перечня правонарушений. 
Вместе с тем международные правонарушения неодинаковы по своей направленности и степени тяжести. Необходима их обоснованная классификация, ибо от этого зависит и различный режим ответственности. 
В отечественной литературе был предложен критерий степени социальной опасности международных правонарушений, из чего вытекает необходимость разграничения простых правонарушений и международных преступлений.

     Различают три вида международных правонарушений:

     - международные преступления;

     - преступления международного характера;

     - иные международные правонарушения (деликты)

     Международное преступление – это деяние, нарушающее столь основополагающие жизненно важные интересы мирового сообщества, что  рассматриваются как преступление перед международным сообществом  в целом. К международным преступлениям  относятся: апартеид, геноцид, рабство, наёмничество.

     Международные преступления:

  1. совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством;
  2. посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам мирового правопорядка;
  3. влекут ответственность государства, как субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей.

     Ответственность за международные преступления наступает  в рамках международной, а в некоторых  случаях – национальной юрисдикции9.

     Преступления  международного характера – это  деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц.

     К преступлениям международного характера  относятся:

Информация о работе Международно-правовая ответственность