Международно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Ответственность в международном праве представляет собой многоаспектное и системное образование. За последние годы накоплен значительный опыт в познании юридической ответственности как сложного феномена, непосредственно связанного с нормой права, отраслью права, правоотношением, законностью, правонарушением, правоприменением и т.д. Однако до сих пор не выработано единого понимания юридической ответственности в сфере международного права, не полно исследованы проблемы ответственности в системе международного права. Таким образом, тема исследования: «Международно-правовая ответственность» является довольно актуальной.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика международно-правовой ответственности….…5
2. Классификация международных правонарушений……………………..13
2.1.Формы международно-правовой ответственности ………………….…13
2.2. Виды международных правонарушений………………………………..16
2.3.Обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность ………………………………………………………...…….23
Заключение…………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………...…29

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 61.14 Кб (Скачать файл)
  1. посягательства на лиц, пользующихся международной защитой;
  2. незаконный захват воздушных судов;
  3. подделка денежных знаков;
  4. захват заложников;
  5. незаконные операции с радиоактивными и другими опасными веществами;

     Преступления  международного характера:

  1. затрагивают интересы двух или нескольких государств, юридических лиц и/или граждан;
  2. совершаются отдельным физическим лицом вне связи с политикой государства;
  3. влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции.

     К международным деликтам следует  относить международные правонарушения, не вошедшие в первые две группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих  основополагающего значения, невыполнение физическими и юридическими лицами положений международных конвенций; невыполнение решений международных  судов и арбитражей; нарушение  государствами своих односторонних  международных обязательств и т.д.

     Международные деликты таким образом:

  1. не носят характера международных преступлений и не имеют общественной опасности международных преступлений и преступлений международного характера;
  2. могут совершаться любыми субъектами международных правоотношений, нарушающими положения международно-правовых норм;
  3. влекут ответственность субъектов, которая может выражаться и в форме самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.

     Основные  составы международных преступлений определены Уставами Международных  военных трибуналов, учреждённых  после Второй мировой войны (Нюрнбергским и Токийским).

     В Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов, международные преступления делились на три группы:

  1. преступления против мира;
  2. военные преступления;
  3. преступления против человечности.

     К преступлениям против мира были отнесены: подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению вышеуказанных действий.

     В Резолюции Генеральной Ассамблеи  ООН от 14 декабря 1974г. дано понятие  агрессии – под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной  неприкосновенности или политической независимости другого государства  или каким-либо иным способом, несовместимым  с Уставом ООН.10

     В качестве акта агрессии квалифицируются:

  1. вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением территории другого государства или части её;
  2. бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;
  3. блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства;
  4. применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;
  5. действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которое оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалось этим государством для совершения агрессии против третьего государства;
  6. засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил наёмников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно вышеперечисленным актам.

     Согласно Дополнительному протоколу 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977г., наемник определяется как лицо, которое:

  1. специально завербовано на месте военных действий или за границей, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
  2. фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь своим желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящих в состав вооруженных сил данной стороны.
  3. Не является гражданином стороны, находящейся в конфликте с другой стороной;
  4. не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
  5. не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил. Этим наёмники отличаются от военных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению государств и не принимающих непосредственного участия в военных действиях.11

     Наёмники, являются военными преступниками. На них  не распространяется режим военного плена. Наёмники привлекаются к ответственности, как в рамках национальной юрисдикции, так и специально созданными международными трибуналами.

     К преступлениям против человечности относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные  в отношении гражданского населения  до или во время войны, или преследования  по политическим мотивам в целях  осуществления или в связи  с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где  они были совершены, или нет12.

     Среди международных преступлений также  следует отметить геноцид, который  согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания  за него 1948г., является, независимо от того, совершается он в мирное или военное  время, преступлением, нарушающим международное право. Под геноцидом, понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

  1. убийство членов этой группы;
  2. причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  3. предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её;
  4. меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  5. насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.13

     По  Конвенции наказуем как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство  к совершению геноцида, покушение  на совершение и соучастие в геноциде.

     Выделяют  также преступления международного характера (конвенционные преступления), составы которых предусмотрены  конвенциями, обязывающими участвующие  в них государства ввести соответствующие  нормы в свое национальное уголовное  право, и, в соответствии в случае конвенционных преступлений, приговор выносится на основе национального  уголовного права.

     Список  конвенционных преступлений достаточно обширен:

  1. преступления, являющиеся проявлением международного терроризма (захват воздушных судов и другие действия, направленные против гражданской авиации; захват заложников; преступления против лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват и использование ядерных материалов; пиратство и другие незаконные акты против безопасности морского судоходства);
  2. преступления, посягающие на свободу человека (рабство и работорговля; торговля женщинами и детьми). Преступлениями объявлены: работорговля, обращение в рабство или склонение к отдаче себя в рабство, покушение, соучастие в таких действиях; клеймение лиц, находящихся в подневольном состоянии.
  3. Преступления, посягающие на общественную, в том числе экономическую безопасность (загрязнение окружающей среды; незак5онное приобретение и хранение огнестрельного оружия; дорожно-транспортные преступления; хулиганское поведение во время спортивных мероприятий; столкновения морских судов и неоказание помощи на море; разрыв или повреждение морского кабеля);
  4. Преступления, посягающие на здоровье населения и нравственность (незаконное производство и оборот наркотических и психотропных веществ; посягательство на культурные ценности народов; распространение порнографии);
  5. Преступления экономического характера (подделка денежных знаков; легализация преступных доходов; преступления, совершаемые в исключительной экономической зоне; преступления, совершаемые на континентальном шельфе).

     Таким образом, понятие международного правонарушения включает в себя как международные  деликты, так и международные  преступления и преступления международного характера.

    1. Обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность

     Как правило, всякое противоправное деяние государства влечет международную  ответственность этого государства. Однако в действительности могут  иметь место обстоятельства, которые  препятствуют на данном этапе выполнению государством своих обязательств, в том числе выполнению их в срок. Эти обстоятельства могут исключить международно-правовую ответственность государств. Наряду с такими обстоятельствами могут существовать и обстоятельства, смягчающие ответственность государства за невыполнение своих обязательств.

       Ответственность государств исключается  при следующих определенных условиях:

     1. В случае достижения государствами  взаимного согласия относительно  действий, которые противоречат  ранее принятым ими обязательствам  или соответствующим нормам международного  права. Например, ввод иностранных  войск на территорию государства  обычно рассматривается как серьезное  нарушение суверенитета государства,  а зачастую как акт агрессии. Однако подобная акция не может  быть признана таковой, если  она осуществляется по просьбе  или с согласия государства  (например, ввод индийских войск  на территорию Шри-Ланки в 1987 г. по взаимному договору для  борьбы против боевиков ТОТИ).

     Исключение  ответственности государства в  данном случае наступает при наличии  следующих условий: согласие государства  должно быть международно-правомерным; согласие должно быть ясно выраженным (а не подразумеваемым); согласие должно предшествовать совершению действий. Согласие может быть использовано в  качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния только в тех  пределах, которые имеет в виду государство, дающее такое согласие (речь идет о сфере действия и  сроках). Однако согласие не может быть дано на совершение действий, противоречащих императивным нормам международного права (например, согласие на использование  территории для совершения агрессии в отношении третьего государства).

     2. В случае, если действия государства  вызваны противоправными действиями  другого государства и являются  правомерными с точки зрения  международного права мерами  в отношении государства-правонарушителя, или, иными словами, когда имеется вина самой потерпевшей стороны. Такие меры могут быть применены также по поручению или уполномочию компетентной международной организации (например, ООН, соответствующей региональной организацией).

     3. Если деятельность государства  была вызвана непреодолимой силой  или не поддающимися контролю  непредвиденными внешними событиями.  Причем предполагается, что оба  указанных события не позволили  государству действовать в соответствии  с ранее принятыми на себя  обязательствами или понять, что  его проведение не соответствует  этому обязательству. В частности,  речь может идти о ситуациях,  вызванных явлениями природы  (наводнение, землетрясение, эпидемия  и т. п.) или деятельностью людей,  и обозначаются они терминами  “форс-мажор” или “непредвиденный”, “непреодолимый” случай.

     Однако  государства не освобождаются от ответственности, если форс-мажорная ситуация обусловлена — либо целиком, либо в сочетании с другими факторами  — поведением ссылающегося на нее  государства или государство  приняло на себя риск возникновения  такой ситуации.

     Если  субъект поведения, представляющий данное государство, в ситуации бедствия не имел иной возможности спасти свою жизнь или жизни вверенных  ему людей. На практике случаи бедствия были в основном связаны с воздушными или морскими судами, которые оказывались  на территории государства из-за плохих погодных условий, технической неисправности  или выхода из строя навигационного оборудования. Например, капитан судна, терпящего бедствие, пытается укрыться от шторма в иностранном порту, не имея на то разрешения, или пилот  летательного аппарата совершает без  разрешения вынужденную посадку  на иностранной территории, с тем, чтобы избежать неминуемой катастрофы и спасти пассажиров, или, наконец, капитан  судна отказывается от спасения человека в воде, поскольку это может  быть связано с реальной гибелью  собственного судна и вверенных  ему пассажиров. Во всех этих случаях формально имеет место нарушение границ другого государства и обязанности оказывать помощь в море всем терпящим бедствие, однако эти действия произошли в силу исключительных обстоятельств.

     Государство несет ответственность, если оно  само содействовало возникновению  ситуации крайнего бедствия или если поведение, о котором идет речь, могло  вызвать более тяжкое бедствие.

     Например, подводная лодка с ядерной  силовой установкой, потерпевшая  серьезную аварию, может вызвать  ядерный взрыв в порту, в котором  она пытается укрыться и произвести необходимый ремонт. В этом случае будет поставлена под угрозу жизнь  гораздо большего числа людей, и  государство, чей флаг несет подводная  лодка, не может освобождаться от ответственности.

Информация о работе Международно-правовая ответственность