Международно-правовое регулирование борьбы с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ международного права по борьбе с терроризмом.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятийный аппарат терроризма;
охарактеризовать международный терроризм как глобальную проблему;
проанализировать усилия мирового сообщества в сфере права по противодействию терроризму, уделяя особое внимание участию в этих процессах России;
выявить пробелы и недостатки международно-правового регулирования борьбы с терроризмом, пути их решения.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1.Понятие и история международного терроризма..........................................5
1.1.Понятие международного терроризма.........................................................5
1.2.Исторические аспекты возникновения и развития международного терроризма...........................................................................................................11
2.Взаимодействие государств и международных организаций по противодействию терроризма………………………………………………...15
2.1.Усилия мирового сообщества в сфере права по противодействию терроризма..........................................................................................................15
2.2.Международно-правовые проблемы борьбы с терроризмом.......................................................................................................27
Заключение........................................................................................................32
Список используемой литературы..................................................................34
Приложение…………………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая меж право терроризм.do готовая.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

- социальная  характеристика терроризма. По мнению  О. Белькова, как социальное явление  терроризм представляет собой  идеологию, политику и социальную практику общественных сил (индивидов, групп и институтов), ориентирующихся на нелегальные насильственные формы изменения государственного и общественного строя4. Отсюда следует вывод, что социальная сущность терроризма характеризуется в первую очередь определенными идеологическими установками.

- психологическая  основа терроризма - конфликт. Так,  В.А. Соснин в своем исследовании  пишет, что "необходимо выделить  четыре категории мотивов и  потребностей в качестве базовых  оснований и структурных причин, способствующих возникновению терроризма: потребность в пище, в здоровье, крыше над головой; потребность в безопасности, неудовлетворение которой зачастую ведет к возникновению страха; потребность в самообороне.

Формально-юридический (технико-юридический) метод позволит определить юридические понятия, выявить их признаки5, что позволит нам освободить термин от ненужных характеристик, которые являются второстепенными при точной формулировке такого сложного явления, как терроризм. Другими словами, формально-юридический подход поможет "облегчить" определение терроризма и привнести ясность с учетом включения в него уголовно-правовой характеристики терроризма.

Таким образом, к проблеме определения терроризма следует подходить исходя из комплекса всех трех вышеобозначенных методов, соблюдая принцип их взаимности, применяя их с учетом сложной системы их взаимоотношений в познавательном процессе.

1.2. Исторические  аспекты возникновения и развития  международного терроризма.

Стремительное развитие современной цивилизации повлекло за собой обострение множества глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего мира, среди которых ведущее место занимает международный терроризм.

Поскольку изучение истории самого явления детерминирует  дальнейшую систематизацию компонентов термина, целесообразно было бы не определять конкретный год или событие, которые могли бы ознаменовать зарождение терроризма, а изучить рассматриваемый феномен с учетом развития всех исторических этапов общества, более детально подойти как к самой предыстории терроризма, так и к его трансформации.

Исторический  метод исследования позволяет выделить следующие стадии развития терроризма:

1. В период  Древнего мира терроризм обретает  свою неизменную основу в виде  устрашения и насилия.

Одними из ярких представителей этого периода являются Ассасины. Основателем Ассасинов был Хасан Ибн-Саббах, который собирал приверженцев, готовых умереть за веру по его приказу. Ассасины исполняли заказные убийства, практиковали набеги по всей Сирии, совершали грабежи, а также вели борьбу против крестоносцев.

В описанных  действиях не прослеживается четкой политической мотивации, не в полной мере определен объект террористических посягательств. Скорее здесь прослеживаются иные виды преступной деятельности, например, шантаж, убийство, которые в дальнейшем в совокупности с политической подоплекой трансформируются в терроризм.

2. В Средние  века возрастает практика политических  убийств, однако терроризм в  то время еще не обрел своего  идеологического обличия в виде  учения и имел в основном экономическую подоплеку ввиду борьбы между классами. В условиях формирования рабовладельческой монархии с сильной центральной властью обычным явлением стало убийство политических противников. Фактов политических убийств можно привести великое множество, но назвать их террористическими можно лишь условно - они были лишь оружием политических интриг, основным способом устрашения противника в борьбе за власть.

3. На стадии  развития Нового времени во  время Великой Французской буржуазной  революции и после нее терроризм становится системной тактикой политической борьбы и обретает обличье в виде учений известных политических деятелей, однако носит выборочный характер. Первый опыт революционного массового террора связан с Великой Французской революцией (1789 - 1793 гг.). За неполных девять месяцев по приговору революционного трибунала было казнено 2607 человек. Вожди якобинцев, по существу, уже не видели иного способа спасти режим и укрепить свое личное положение, кроме как усилив террор6. Максимилиан Робеспьер, первый теоретик терроризма и один из предводителей якобинцев, обосновал необходимость истребления врагов революции в особом судебном порядке: "Террор есть не что иное, как правосудие - быстрое, суровое и непреклонное"7.

Позднее организованная преступность и терроризм распространились в Европе. На короля Франции Луи Филиппа I (1830 - 1848) - последнего представителя из младшей ветви династии Бурбонов - было совершено семь покушений, во время которых погибли невиновные люди.

Важно отметить, что примечательной чертой терроризма того времени являлся его адресно-индивидуальный характер, и он становится исключительно политическим явлением жизни общества, а его применение начинает приобретать системный признак.

4. В Новейшее  время наблюдаются всплеск террористической активности, сращивание его с организованной преступностью, появление новых видов, массовый и транснациональный характер. В 1960 - 1970-х гг. происходят размывание границ национального терроризма и становление международного терроризма, объектами террористов становятся воздушные суда.

Передел сфер влияния  после распада социалистического  лагеря, СССР, Югославии, арабо-израильское, индийско-пакистанское противостояния, войны в Афганистане, Чечне, Ираке, процессы глобализации дали в конце  прошлого века толчок к мощному всплеску терроризма, главным образом религиозно мотивированного.

В рассматриваемый  период терроризм претерпевает значительные изменения: происходит размывание границ между внутригосударственным и  международным терроризмом, террористические акты потеряли свой репрезентативный характер, наблюдается переход к совершению крупных, резонансных террористических актов, терроризм начинает приобретать религиозно-мотивированный окрас; при сращивании с организованной преступностью происходит увеличение потенциального капитала, ужесточается тактика и методика террористов, что приводит к значительному повышению угроз террористических актов для всего мирового сообщества в целом.

Таким образом, для кардинального изменения  ситуации, связанной с развитием международного терроризма, требуется пересмотр сложившихся подходов к решению накопившихся проблем, основанных на ограниченных представлениях и недооценивающих всю многоплановость и противоречивость процессов его формирования, их сложную связь с процессами международной миграции и социально-экономическим устройством общества. На этой основе возможна выработка эффективной стратегии и механизмов реализации борьбы с международным терроризмом.

2.Взаимодействие  государств и международных организаций  по противодействию терроризма.

2.1.Усилия мирового  сообщества в сфере права по  противодействию терроризма.

Международно-правовая база сотрудничества государств в борьбе с терроризмом является необходимой  основой реализации одной из основных функций государства, а именно: обеспечения безопасности граждан, общества и страны в целом.

Следует отметить, что в последние годы активно  развивается договорно-правовой механизм сотрудничества. Его суть состоит  в заключении специальных соглашений, посвященных регламентации определенной области отношений. Договорно-правовой механизм подразумевает использование всех возможностей права международных договоров. Соглашения могут быть либо прямо посвящены проблемам борьбы с терроризмом, либо рассматривают их в контексте решения других проблем8. На сегодняшний день сформировались следующие виды соглашений, касающихся проблем борьбы с терроризмом:

- международные  универсальные соглашения;

- региональные  многосторонние соглашения;

- двусторонние  соглашения по борьбе с преступностью,  в т.ч. соглашения об оказании правовой помощи и соглашения о выдаче преступников.

Взаимодействие  государств в борьбе с терроризмом  определено прежде всего необходимостью согласования их деятельности по координации  механизма международного сотрудничества.

Основы сотрудничества государств по борьбе с терроризмом были изложены впервые на уровне международно-правового акта в проекте Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него, предложенной Лигой Наций в 1937 году. Дальнейшее развитие нормативно-правовые основы сотрудничества государств получили в основных универсальных конвенциях, принятых под эгидой ООН. На сегодняшний день разработаны 16 универсальных соглашений (тринадцать соглашений и три протокола), направленных против международного терроризма и касающихся конкретных видов террористической деятельности.9

Важную роль в формировании международной правовой основы борьбы с терроризмом сыграли решения  Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Так, практически каждый Конгресс по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями с 1955 г. рассматривает тот или иной аспект борьбы с международным терроризмом10. Так, например, Двенадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию специально включил в повестку дня вопрос о противодействии терроризму.

Существенным дополнением  в развитии теоретических и практических подходов к решению проблем терроризма явились региональные соглашения (Европейская Конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., Арабская конвенция о пресечении терроризма от 22 апреля 1998 г., Конвенция Организации африканского единства о предупреждении терроризма и борьбе с ним от 14 июля 1999 г., Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанная 15 июня 2001 г.), двусторонние соглашения, а также декларации Генеральной Ассамблеи ООН (например, Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г. и др.).

Следует отметить, что правовую основу сотрудничества также составляет и национальное законодательство государств. На сегодняшний день большинство  государств имеют законы по борьбе с терроризмом. Так, в Великобритании это закон по борьбе с терроризмом 2006 г., во Франции - закон "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" 1986 г. и закон "Об ориентации и планировании в области внутренней безопасности" 2002 г., в Испании - Органический закон 1984 г. "О борьбе с вооруженными бандами и террористическими элементами" и Уголовный кодекс 1995 г., в России - Федеральный закон Российской Федерации N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. и др.

На мой взгляд, национальное законодательство должно создавать  предпосылки для эффективного международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, которое на сегодняшний день в  целом сводится к оказанию юридической  помощи в обеспечении информацией и свидетелями; признанию приговоров иностранных судебных органов; взаимной передаче судебных дел и заключенных; соблюдению специальных договоров о сотрудничестве в судопроизводстве и проведению специальных контртеррористических операций.

Большинство международных  конвенций содержат положения о  выдаче преступников и юридической  взаимопомощи. Большая часть стран  мира признает и выполняет подобные условия. Сюда входят мероприятия, проводимые по договоренности между странами Латинской Америки и США, между арабскими странами, некоторыми странами Африки (ЮАР) и Францией, странами нынешнего Европейского союза. Однако сложные исторические и политические условия привели к тому, что создалась ситуация, когда ни одно из универсальных и региональных соглашений не объединились во всеохватывающую систему сотрудничества между странами в деле правосудия11.

Усилия многих ученых и  некоторых государственных деятелей, направленные на ускорение принятия многонационального интегрального  подхода в деле борьбы с терроризмом, были встречены с определенным негативизмом, потому что это воспринималось представителями некоторых стран как потенциальное посягательство на внутреннюю независимость государства, что пока является более весомым аргументом, чем практическая борьба с терроризмом.

На мой взгляд, для преодоления  данных факторов можно выделить следующие  основные направления противодействия  терроризму:

- укрепление международно-правовой  базы борьбы с терроризмом  путем принятия Всеобъемлющей  конвенции;

- унификация норм национального законодательства государств в сфере борьбы с терроризмом.

В рамках договорно-правового  механизма большое внимание уделяется  принципам международного сотрудничества. Они вытекают из основополагающих принципов  международного права, закрепленных в Уставе ООН; это такие принципы, как суверенное равенство государств, принцип неприменения силы и угрозы силой, принцип территориальной целостности государств, принцип мирного разрешения международных споров и др.12. Принципы, как считает Л.Н. Галенская, обязательны для исполнения всеми субъектами, так как они обладают высшей юридической силой в межгосударственных отношениях.

Хотя и нет специального акта, определяющего принципы только международного сотрудничества в борьбе с международными преступлениями или непосредственно с терроризмом, сотрудничество осуществляется на базе общих принципов, предусмотренных в международных актах, посвященных борьбе с преступностью в целом и конкретными ее видами (например, Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней, принятые в сентябре 1990 г. VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; Резолюция Комитета министров Совета Европы от 6 ноября 1997 г. "По двадцати руководящим принципам борьбы против коррупции", Руководящие принципы Комитета министров Совета Европы в области прав человека и борьбы с терроризмом от 11 июля 2002 г.)13.

Информация о работе Международно-правовое регулирование борьбы с терроризмом