Международно-правовое регулирование борьбы с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ международного права по борьбе с терроризмом.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятийный аппарат терроризма;
охарактеризовать международный терроризм как глобальную проблему;
проанализировать усилия мирового сообщества в сфере права по противодействию терроризму, уделяя особое внимание участию в этих процессах России;
выявить пробелы и недостатки международно-правового регулирования борьбы с терроризмом, пути их решения.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1.Понятие и история международного терроризма..........................................5
1.1.Понятие международного терроризма.........................................................5
1.2.Исторические аспекты возникновения и развития международного терроризма...........................................................................................................11
2.Взаимодействие государств и международных организаций по противодействию терроризма………………………………………………...15
2.1.Усилия мирового сообщества в сфере права по противодействию терроризма..........................................................................................................15
2.2.Международно-правовые проблемы борьбы с терроризмом.......................................................................................................27
Заключение........................................................................................................32
Список используемой литературы..................................................................34
Приложение…………………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая меж право терроризм.do готовая.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Во многих соглашениях  прослеживается, что государства  старались закрепить основной принцип "либо выдай, либо суди", а также  отказались от поддержки террористов. Российская Федерация также стремится к выполнению всех взятых на себя договорных обязательств и призывает другие государства к соблюдению важного принципа международного права - добросовестного выполнения международных обязательств.

Правовые основы сотрудничества заложены также и в Докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, подготовленном и представленном Генеральному секретарю ООН в 2004 г. В Докладе особо подчеркивалось, что террористические организации создают вооруженную негосударственную сеть с глобальным охватом и современным потенциалом.

Оценки и выводы, содержащиеся в Докладе Группы высокого уровня, побудили Генерального секретаря ООН  призвать государства - члены ООН  и организации гражданского общества по всему миру присоединиться к разработке и реализации стратегии борьбы с терроризмом, которая должна быть всеобъемлющей.

В связи с выводами, озвученными  в Докладе Группы высокого уровня, 8 сентября 2006 г. Генеральная Ассамблея  на шестидесятой сессии приняла Глобальную контртеррористическую стратегию Организации Объединенных Наций. Стратегия впервые объединила все 192 государства-члена в рамках противостояния общей угрозе - терроризму.

В Стратегии определяется План действий государств по наиболее эффективному сотрудничеству в деле борьбы с международным терроризмом. План содержит меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним, меры по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы ООН в этой области, а также меры по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом.

На сегодняшний  день Глобальная контртеррористическая  стратегия - один из тех документов ООН, который реально выполняется  на практике и за соблюдением, которого осуществляется непрерывный контроль.

Несмотря на то, что основная ответственность  за выполнение положений стратегии была возложена на государства - участников, большую помощь в ее реализации оказывает система ООН. Координирующая роль в этой работе принадлежит Целевой группе по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ). Целевая группа была учреждена Генеральным секретарем в 2005 году и одобрена Генеральной Ассамблеей в Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

После принятия Стратегии система Организации  Объединенных Наций сразу начала оказывать поддержку в ее осуществлении.

Следует сказать, что в рамках реализации Стратегии, а именно четырех ее основных компонентов проделана большая работа, которая нашла свое отражение в Докладах Генерального секретаря ООН, озвученных на 62-й и 64-й сессиях Генеральной Ассамблеи.

Так, в рамках осуществления мер по устранению условий, способствующих распространению терроризма, Департамент по политическим вопросам создал Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии. Этот Центр, который приступил к своей деятельности в июне 2008 г., оказывает содействие правительствам Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в принятии более эффективных ответных мер в связи с существованием таких трансграничных проблем и угроз, как терроризм, незаконный оборот наркотиков и организованная преступность (противодействие данным угрозам было принято в качестве приоритетных задач на январь 2009 г. - декабрь 2011 г.). В ноябре 2007 г. Департамент организовал совместно с Организацией Исламская конференция и ее Исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры международную конференцию на тему "Терроризм: измерения, угрозы и контрмеры". Это мероприятие было также призвано оказать содействие налаживанию более тесного сотрудничества между ООН и региональными организациями в условиях борьбы с терроризмом.

Также в 2007 году 90 стран мира получили финансовую поддержку  со стороны Программы Развития ООН (ПРООН). Объем финансирования по линии  программ составил до 140 млн. долл. США .

В 2009 г. под эгидой ИКАО был учрежден Международный фонд гражданской авиации для возмещения ущерба в целях выплаты компенсации жертвам террористического нападения. В октябре 2009 г. ЮНЕСКО был проведен молодежный форум, по итогам которого были приняты рекомендации о стимулировании партнерских связей, сконцентрированных на молодежи, ради создания альтернатив насилию и урегулирования конфликтов.

В июне 2010 г. ЮНИКРИ открыл "Центр по политике борьбы с привлекательностью терроризма". В рамках Центра создана база данных, содержащая информацию о различных проектах, программах и политике, которые осуществляются правительствами для борьбы с привлекательностью терроризма.

В рамках мер  по предотвращению терроризма и борьбе с ним ИКАО утвердила дополнительные рекомендованные руководящие принципы контроля безопасности, касающиеся проверки багажа и предназначенные для незамедлительного применения государствами. Международная морская организация (ИМО) приняла обязательные меры по повышению безопасности на море в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) от 1974 года и Международным кодексом по охране судов и портовых средств. Эти меры были осуществлены 158 государствами-членами, на которые приходится 99 процентов численности мирового торгового флота (около 40000 судов), совершающего международные перевозки.14

На основе информации, содержащейся в базе данных МАГАТЭ о незаконном обороте, в рамках разработанного Интерполом проекта "Гейгер" осуществляются сбор и анализ данных о хищении радиологических материалов с целью выявления соответствующих методов и тенденций и проведения оценки степени уязвимости материалов с точки зрения возможности их похищения террористами для изготовления так называемых "грязных бомб". Рабочая группа по борьбе с финансированием терроризма провела семь "круглых столов" в Вене и Нью-Йорке с целью рассмотрения своих взглядов и предложений с участием внешних экспертов по вопросам банковской деятельности, разведки (включая финансовую разведку), регулирования, правоприменительной деятельности и уголовного правосудия. Также при непосредственном участии МАГАТЭ Рабочей группой по предотвращению нападений с использованием оружия массового уничтожения и реагированию на них в марте 2010 г. в Австрии был организован семинар-практикум на тему "Международное реагирование на террористическое нападение с использованием ядерного и радиологического оружия или материалов и смягчение последствий такого нападения". ИКАО разработала также всеобъемлющую стратегию укрепления авиационной безопасности на период 2011 - 2016 гг.

В рамках реализации мер по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы  Организации Объединенных Наций с 8 сентября 2006 г. по 31 мая 2008 г. было зафиксировано 120 ратификаций или присоединений, а в странах, которым оказывалась помощь, было подготовлено 47 новых или пересмотренных законов о борьбе с терроризмом. В 2007 году МАГАТЭ было проведено в общей сложности 69 мероприятий, в ходе которых свыше 1700 участников из 104 стран прошли подготовку по вопросам ядерной безопасности .

Интерпол в  рамках деятельности по укреплению возможностей правоохранительных органов в деле предупреждения нападений с применением биологического оружия и принятия ответных мер провел ряд региональных практикумов/сессий по подготовке инструкторов, в которых приняли участие сотрудники полиции, органов здравоохранения, органов уголовного преследования и таможни.

          Видим, что для комплексной реализации Стратегии проделана действительно огромная работа, но, к сожалению, остаются также и некоторые нерешенные вопросы. В первую очередь, это - неполная ратификация всеми государствами - членами ООН существующих международно-правовых документов по борьбе с терроризмом, хотя это напрямую предусмотрено в Стратегии. Так, например, 12 основных правовых документов по борьбе с терроризмом ратифицировали менее 100 государств. Во-вторых, все еще не принята Всеобъемлющая конвенция противодействия международному терроризму, так как сохраняются отдельные разногласия о сфере ее применения.

После трагических  событий 11 сентября 2001 г. в США, взрывов  в Испании и других подобных акций  в зарубежных государствах был принят ряд законов, создающих новые механизмы противодействия терроризму. Практически во всех западных странах правовые системы предусматривают особый порядок расследования и судебного рассмотрения дел, связанных с террористической деятельностью, а также созданы специализированные органы для рассмотрения дел этой категории, причем во многих случаях это разновидности военных судов (США, Англия, Франция).

В современных  условиях на основе различных международных  правовых актов создаются региональные правовые структуры по борьбе с международным терроризмом – на Ближнем Востоке (Организация Исламская Конференция), в Европе, Африке, Южной Азии и др., показавшие свою эффективность в борьбе с отдельными террористическими актами. Тенденции в данном направлении наблюдаются и на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств (далее СНГ).

Географическое  и политическое положение Содружества  и неспособность государств в  отдельности противостоять таким  существующим национальным и мировым  вызовам, как терроризм перестают  разрешаться только в рамках отдельных государственных министерств и ведомств. Требуется привлечение средств и ресурсов всех без исключения стран. Принятые за последние годы в большинстве стран СНГ законы о борьбе с терроризмом обоснованно ставят национальные министерства обороны в число субъектов, осуществляющих эту борьбу.15

Так, в рамках СНГ разрабатываются различные  международные соглашения и программы. Оперативное управление и анализ хода выполнения согласованных решений в борьбе с терроризмом и экстремизмом осуществляются Исполнительным комитетом при участии Антитеррористического центра государств – участников Содружества. Среди комплекса мер по противодействию терроризму можно выделить действия по предупреждению и оперативно-силовому реагированию на возникающие масштабные угрозы. В рамках сотрудничества в данной области ежегодно проводятся различные контртеррористические мероприятия.

Вместе с  тем важно отметить, что повышение  эффективности сотрудничества государств СНГ в противодействии терроризму, в том числе в военной сфере невозможно без решения накопившихся между ними политических и социально-экономических проблем. В первую очередь это касается таких стран, как Украина и Грузия с их желанием постепенно выйти из состава Содружества и вступить в НАТО. Все это лишь прибавляет определенные трудности в строительстве общего регионального правового пространства, в том числе в рамках борьбы с терроризмом.16

Российский  и зарубежный опыт свидетельствует  о необходимости комплексного подхода  к решению всего круга проблем в этой сфере. Особое внимание при этом уделяется выявлению, грамотному и комплексному воздействию антитеррористических программ на потенциально террогенные

ситуации в  целях нейтрализации их на самой  ранней стадии и предупреждения проявлений терроризма.17

Так, в настоящее время Россия является участницей многих международных и региональных соглашений по борьбе с терроризмом, почти всех действующих конвенций и протоколов ООН, в частности, Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г., Договора о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 г., Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г., Конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г., а также многих других.

В настоящее  время Российская Федерация имеет двусторонние межправительственные соглашения с Израилем, Турцией, Великобританией, Бразилией, Испанией, Финляндией и другими странами в области борьбы с терроризмом, регламентирующие вопросы выдачи преступников, оказания уголовно-правовой помощи, установления юрисдикции государства и тд.

Среди важнейших  отечественных правовых актов конца XX века в рамках противодействия  терроризму можно выделить ФЗ "О  борьбе с терроризмом" 1998 г., Постановление  Правительства РФ № 1302 от 6.11.1998 г. "О Федеральной антитеррористической комиссии", Постановление № 1040 Правительства РФ "О мерах по противодействию терроризму" от 15.09.1999 г. и другие. Все эти акты отражали реалии прошлого столетия и в достаточной мере способствовали защите граждан от глобальной транснациональной преступности.

На сегодняшний  день в России формируется фундаментальная  правовая база борьбы с обозначенными  вызовами, состоящая из двух базовых  федеральных законов, целого ряда отдельных  норм других законов, нескольких указов президента, законов о ратификации 12 универсальных конвенций ООН по вопросам борьбы с терроризмом и отдельных региональных соглашений в рамках Совета Европы, Шанхайской организации сотрудничества и Содружества Независимых Государств, имплементирующих в российское законодательство нормы международного права, а также соглашений межведомственного характера.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что разработанная  международным сообществом нормативная  правовая база содержит в себе принципиальные положения деятельности государств по борьбе с терроризмом, а Глобальная контртеррористическая стратегия ООН закрепляет приоритетные направления противодействия данному явлению. Но несмотря на это, нормативная база требует постоянного мониторинга и совершенствования, так как ситуация в мире и политика многих государств нестабильна, а активность действий террористов растет, поэтому не все государства могут в полном объеме противостоять террористической угрозе.

Информация о работе Международно-правовое регулирование борьбы с терроризмом