Международно-правовое регулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть особенности международно-правового регулирования труда.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие и классификация источников международно-правового регулирования труда
2. Система международного регулирования труда
3. Контроль за соблюдением государствами международных трудовых норм.
5
11

20
Заключение 22
Приложения 24
Список использованной литературы
28

Файлы: 1 файл

РефМЧП_междунар регулир труда.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

2

  1. Понятие и классификация источников международно-правового регулирования труда
  2. Система международного регулирования труда
  3. Контроль за соблюдением государствами международных трудовых норм.

 

5

11

 

 

20

Заключение

22

Приложения

24

Список использованной литературы

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международное право имеет внутреннее строение — систему международного права, которая представляет собой порядок  внутренне взаимосвязанных элементов. Нормативными элементами этой системы  являются, в частности, общепризнанные принципы и нормы международного права (договорные и обычно-правовые), решения международных организаций, рекомендательные резолюции международных организаций, решения международных судебных органов, которые составляют в различных сочетаниях отрасли международного права.

Значение регулирования  трудовых отношений с участием иностранных  граждан в России резко возросло. По официальным данным, число легально работающих в России иностранцев  составляло в 1995 г. более 200 тыс. человек. В 2001 - 2002 гг. их число составляло 283 тыс. человек. Иностранная рабочая сила привлекалась из 119 стран мира (в том числе из Украины - более 90 тыс., из Китая - 35,6 тыс., Турции - 20,6 тыс., Вьетнама - 20 тыс., КНДР - 20 тыс., причем большинство в сфере строительства или на лесозаготовках). По экспертным оценкам, число вынужденных переселенцев и беженцев из стран СНГ составляет около 5 млн., около 2 млн. иммигрантов-нелегалов и 500 - 700 тыс. беженцев из Афганистана, Вьетнама, Китая и других стран.1 Примерно 2,5 млн. иностранцев, находящихся в 2012 году в России, указали в миграционных картах в качестве цели визита «работу по найму». Эти цифры примерно соответствуют числу официально выданных иностранцам разрешений на работу.

Главной задачей  трудового права является создание правовых условий для развития личности и обеспечения человеку достойной жизни, поскольку именно собственность и личность составляют понятия, из которых исходят и к которым возвращаются все юридические определения. Поэтому и в международном праве имеется большое количество норм, регулирующих права человека в сфере труда. Ведь именно трудовое право, и только оно, способно защитить человека, обеспечить ему достойную жизнь. За нормами трудового права всегда стоит человек, а право не имеет ценности, если не защищает прав и интересов личности. 

К отношениям гражданско-правового  характера в широком смысле слова, подпадающим под действие международного частного права, относятся и трудовые отношения с иностранным элементом, но только в той мере, в какой их правовая регламентация осуществляется с использованием категорий гражданского права (контрактные обязательства, право- и дееспособность, возмещение ущерба, исковая давность). Система норм, регулирующих такие трудовые отношения, образует самостоятельную отрасль МЧП — международное частное трудовое право, состоящее из материально-правовых и коллизионных предписаний.

Вмешательство государства в данную сферу правоотношений обусловлено необходимостью проведения определенной социальной политики, обеспечивающей баланс интересов работников и работодателей с целью избежать социальных потрясений, сохранить стабильность в обществе, максимально устранить безработицу.

Государство создает  условия для полной реализации гражданами права на труд, гарантирует равные возможности при выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров соответственно с общественными потребностями.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это в полной мере относится и к регулированию трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений. Другими словами, на отношения работодателя и работника, находящихся на территории Российской Федерации, распространяют свое действие не только нормы отечественного законодательства, но и нормы международного права.

Объектом работы являются трудовые отношения с участием иностранных граждан.

Цель данной работы рассмотреть особенности международно-правового регулирования труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и классификация источников международно-правового  регулирования труда

Международно-правовое регулирование труда можно определить как регулирование трудовых отношений на основе ратифицированных норм международных организаций и международных договоров.

Среди международных  нормативных актов в первую очередь  следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Наряду с другими правами во Всеобщей декларации прав человека провозглашено право на труд, свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд и другие права.

Широко известны правовые акты Международной организации  труда (МОТ), являющейся специализированным учреждением ООН. Эти акты принимаются  в виде конвенций или рекомендаций, последние из которых не требуют  ратификации и проводятся в жизнь путем принятия закона соответствующей страной.

Ряд нормативных  актов по вопросам труда принят Советом  Европы (СЕ).

Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения  с участием иностранцев в России, являются Трудовой кодекс РФ (вступивший в силу 1 февраля 2002 г.) и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В этом Законе предусмотрены основные условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, порядок выдачи им разрешений на работу в России и другие вопросы.

С точки зрения формально приданной юридической  силы на втором месте после Конституции  РФ в числе источников трудового  права должны находиться акты и отдельные  нормы международно-правовой регламентации  труда. В п. 5 Постановления N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 года судам предписано руководствоваться нормами международно-правовой регламентации в том случае, когда законодательство Российской Федерации вступает с ними в противоречие. В частности, в названном Постановлении суды нацелены на непосредственное применение Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также других норм международно-правовой регламентации. В перечисленных актах имеются нормы, которые могут быть применены к регулированию отношений, составляющих предмет трудового права. Например, в этих актах дано определение права на труд, которое внезапно исчезло из нашего внутреннего законодательства. В связи с чем российские правоприменители должны руководствоваться определением права на труд, данным в международных актах.

С позиции формального выражения Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах относятся к источникам трудового права. Тогда как материализоваться в конкретные отношения, входящие в предмет трудового права, могут лишь отдельные нормы названных международных актов.

В ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплены право на труд, на свободный выбор места  работы, на справедливые и благоприятные  условия труда, право на равную оплату за труд равной ценности без какой-либо дискриминации, право на получение справедливого и удовлетворительного вознаграждения, право на создание профессиональных союзов и вступления в них. В части, устанавливающей более льготный режим труда по сравнению с российским законодательством, данная норма должна применяться при регулировании отношений в сфере труда.

В ст. 24 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на отдых и досуг. Поэтому эта  норма может быть применена при  реализации работниками права на отдых и досуг.

В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека гарантируется жизненный  уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, необходимый для  его благосостояния и членов его  семьи. Данная норма также применима  при регулировании трудовых отношений.

В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека гарантируется право  на получение образования, в том  числе и бесплатного. Рассматриваемая  норма также применима при  предоставлении льгот лицам, совмещающим  работу с обучением.

Непосредственно при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права, может быть применена и ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой провозглашено право на свободу ассоциации, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. В правоприменительной деятельности могут быть использованы и другие нормы Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство прав и свобод, в том числе и в сфере труда.

В ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Очевидно, что данная норма применима и в российской практике, так как предусматривает более льготные для работников условия по сравнению с внутренним законодательством.

В ст. 7 Международного пакта  об экономических, социальных и культурных правах закреплены право на справедливое вознаграждение и справедливую заработную плату за труд равной ценности, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на одинаковое для всех продвижение на более высокие ступени по работе исключительно на основании трудового стажа и квалификации, право на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени. Данная норма также предназначена для материализации в отношения, входящие в предмет трудового права.

В ст. 8 Международного пакта  об экономических, социальных и культурных правах закреплено право на свободу объединения и беспрепятственное осуществление профсоюзами своей деятельности по защите прав и свобод в сфере труда. Указанная норма также применима при регулировании трудовых отношений.

Выше перечислены основные нормы Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, которые могут материально проявиться в отношениях, входящих в предмет трудового права. Однако российские правоприменители чрезвычайно редко применяют нормы перечисленных актов при регулировании трудовых отношений. В силу чего они не проходят путь от формального к материальному выражению в конкретные отношения.

К числу источников трудового права относятся конвенции Международной организации труда (МОТ) (Приложение 1). В настоящее время на территории России должны применяться 57 ратифицированных Конвенций МОТ.

Источником трудового  права является Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года. В ней закреплены следующие принципы регламентации отношений в сфере труда:

1) свобода объединения  и действенное признание права  на ведение коллективных переговоров;

2) упразднение всех  форм принудительного или обязательного труда;

3) действенное запрещение  детского труда;

4) недопущение дискриминации  в области труда и занятий.

Из п. 2 Декларации МОТ  об основополагающих принципах и  правах в сфере труда следует, что государства - члены МОТ, даже если они не ратифицировали какие-то конвенции МОТ, отражающие позицию МОТ в развитии перечисленных принципов, обязаны, исходя из членства в МОТ, претворять в жизнь положения указанных конвенций. В связи с чем и нератифицированные конвенции МОТ, принятые в развитие этих принципов, следует соблюдать на территории Российской Федерации, поскольку она является членом МОТ.

Таким образом, положения  нератифицированных конвенций МОТ  должны признаваться источниками трудового  права России при доказанности следующих  юридически значимых обстоятельств:

- закрепления в конвенции  определенного правила поведения;

- совпадения данного  правила поведения с действием  перечисленных основополагающих  принципов в сфере труда.

Например, в ст. 8 Конвенции N 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя говорится о предоставлении требованиям трудящихся о выплате заработной платы более высокого приоритета по сравнению с другими привилегированными требованиями в государстве, в частности по отношению к требованиям государства и системы социального обеспечения. Данная норма Конвенции не допускает дискриминации трудящихся, не получивших заработную плату, органами государственной власти и системы социального обеспечения. Налицо совпадение этого правила с действием принципа недопустимости дискриминации в области труда и занятий. Следовательно, указанная норма может быть применена российским правоприменителем как источник права на основании Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

С точки зрения формального выражения при доказанности перечисленных юридически значимых обстоятельств и нератифицированные конвенции МОТ могут быть признаны источником трудового права. Хотя их материализация в конкретные отношения, составляющие предмет трудового права, едва ли сможет состояться. Такой вывод напрашивается в связи с тем, что они официально не опубликованы. Тогда как ч. 3 ст. 15 Конституции РФ позволяет применять только опубликованные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Поэтому российские законодатели могут переключить свое внимание на публикацию международных правовых актов о труде, действующих на территории Российской Федерации. До официального опубликования положения международно-правовых актов о труде являются источниками трудового права лишь с точки зрения формального выражения.

Информация о работе Международно-правовое регулирование труда