Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 18:55, реферат
Цель данной работы рассмотреть особенности международно-правового регулирования труда.
Введение 2
1. Понятие и классификация источников международно-правового регулирования труда
2. Система международного регулирования труда
3. Контроль за соблюдением государствами международных трудовых норм.
5
11
20
Заключение 22
Приложения 24
Список использованной литературы
28
Источниками европейского трудового права являются, во-первых, акты «первичного европейского права» — договоры о создании ЕС, Союзная хартия об основных социальных правах от 9 декабря 1989 г.; во-вторых, многочисленные директивы и регламенты — «вторичное право ЕС». Регламенты имеют прямое действие в странах ЕС, а директивы нуждаются в имплементации, то есть, опосредовании в национальном законодательстве. Директивы содержат указание стране-участнице позаботиться о том, чтобы к установленному моменту в национальном законодательстве были определенные нормы. Если национальное право нарушает непосредственно действующие положения директив, оно не должно применяться. Кроме того, толковать право следует в соответствии с директивами ЕС. В случае нарушения государством своей обязанности гражданин может предъявить к нему иск о возмещении вреда, причиненного несвоевременной или неполной имплементацией положений Директивы.
В развитии трудового права ЕС существенную роль играет особая процедура правотворчества, которая применяется в сфере социальной политики, - социальный диалог. Перед внесением законодательных предложений по социальным вопросам Европейская комиссия должна заслушивать мнение европейских социальных партнеров. Социальные партнеры могут представить Европейской комиссии свое заключение или рекомендацию по рассматриваемому вопросу либо заявить, что они хотят выработать по нему собственное соглашение (в соответствии со ст. 139 Договора о ЕС). Если им удастся в течение девяти месяцев выработать согласованную позицию по законодательному предложению, то она становится основой для дальнейшего правотворчества. В случае недостижения согласия в течение установленного срока правотворчество осуществляется органами ЕС. В рамках социального диалога оно более эффективно, поскольку социальные партнеры лучше знают решаемые вопросы. Рамочные соглашения социальных партнеров опосредуются Советом ЕС в форме директив. Данная процедура уже оправдала себя на практике, например в сфере регулирования работ на условиях неполной занятости, срочных трудовых отношений, родительских отпусков.
За время
существования ЕС его органами было
принято большое число
Кроме того, принято значительное число норм по техническим вопросам охраны труда. Европейские акты имеют значение для гармонизации законодательства России и ЕС.
Контроль
за соблюдением государствами
Особое внимание в деятельности МОТ уделяется контролю за имплементацией конвенций МОТ, так как, ратифицируя конвенцию, государства — члены МОТ фактически берут на себя обязательства проводить в жизнь положения этих актов. В соответствии с п. 5 «е» ст. 19 Устава МОТ государства обязаны представлять на рассмотрение компетентных властей вновь принятые конвенции, а также представлять Генеральному директору МОТ информацию о том, состоялась ли ратификация конвенции, и о мерах, необходимых для эффективного применения положений данной конвенции. В случае если конвенция не ратифицируется соответствующими властями, государство обязано представлять по запросам МВТ доклады о состоянии законодательства, о существующей практике в его стране в областях, которых касается конвенция, о том, какие меры были приняты или намечены для придания силы любым положениям конвенции путем принятия законодательных или административных мер или любым другим путем. Государство также должно информировать МВТ и о тех обстоятельствах, которые задерживают или препятствуют ратификации конвенции.
Такие обязательства государств — членов МОТ в связи с конвенциями создают предпосылки имплементации часто даже до их ратификации. На практике контроль за соблюдением международных трудовых норм представляет собой достаточно разнообразную систему процедур. В нее входят процедуры, относящиеся как ко всем областям трудового права, так и специальные, например по вопросам, относящимся к свободе ассоциаций.
Относительно процедур, касающихся всех областей трудового права, работа МВТ по контролю строится по двум направлениям. Первое направление — это рассмотрение докладов государств-членов, а второе — рассмотрение конкретных жалоб, поступающих от международных и региональных общественных организаций и профсоюзов, а также государств. Первое направление нашло свое отражение в ст. 22 Устава МОТ, согласно которой каждое государство обязано представлять в МВТ ежегодные доклады о мерах, принятых им в целях введения в действие положений конвенций, к которым оно присоединилось.
Другая процедура контроля за практическим применением конвенций — рассмотрение жалоб от различных общественных организаций, а также государств. Наиболее активными в этой области оказались профсоюзы. Для рассмотрения жалоб от них в МОТ был создан специальный Комитет по свободе ассоциаций.
Следует отметить еще один метод контроля, который заложен в Уставе МОТ. В соответствии со ст. 26—34 Устава каждый член организации может подать жалобу в МВТ, если он не удовлетворен тем, насколько другой член Организации эффективно обеспечивает выполнение какой-либо конвенции, которую они оба ратифицировали. Разработана процедура рассмотрения такого рода жалоб. Однако даже в том случае, если весь механизм рассмотрения жалоб будет задействован и орган МОТ, ответственный за рассмотрение таких жалоб, признает факт нарушения конвенции, МОТ не может принудительно обязать государство изменить национальное законодательство, дабы оно не противоречило ратифицированной конвенции. Фактически Устав МОТ не содержит твердой правовой базы для привлечения к ответственности государств — членов Организации, не выполняющих своих обязательств по ратифицированным конвенциям. Чаще всего ответственность носит моральный характер.4
Заключение
Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.
Формально-юридическим выражением международно-правового регулирования труда являются нормы (стандарты) труда, закрепленные в актах, принятых международными организациями, и в двусторонних договорах и соглашениях отдельных государств.
Современное российское трудовое законодательство старается максимально учесть мировой опыт, международно-правовые акты. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются нормы международного договора.
Международные договоры РФ с зарубежными государствами и международными организациями заключаются от ее имени уполномоченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей российской территории.
Международно-правовые нормативные акты в сфере труда можно классифицировать по ряду основных направлений, которые они регулируют:
защита основных прав и свобод человека в области труда;
защита прав в области занятости, трудоустройства и защиты от безработицы;
защита трудовых прав в области условий и охраны труда;
сотрудничество организаций работников, работодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов.
Приложение 1.
Перечень конвенций, ратифицированных Россией (СССР)
Российская Федерация ратифицировала 58 конвенций, из них действующих -51; 50 конвенций были ратифицированы еще СССР и в отношении них на РФ распространяется правопреемство; 8 были ратифицированы уже самой РФ.
В 1973 г. вместо семи конвенций, регулировавших вопросы возраста приема на работу (№ 10, 15, 58, 59, 60, 112, 123), была принята одна обобщающая - № 138 "О минимальном возрасте для приема на работу".
Перечень конвенций:
Конвенция № 11 "О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве" (1921 г.).
Конвенция № 13 "Об использовании свинцовых белил в малярном деле" (1921 г.).
Конвенция № 14 "О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях" (1921 г.).
Конвенция № 16 "Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов" (1921 г.).
Конвенция № 23 "О репатриации моряков" (1926 г.).
Конвенция № 27 "Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах" (1929 г.).
Конвенция № 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (1930 г.).
Конвенция № 32 "О защите от несчастных случаев работников, занятых на погрузке или разгрузке судов" (1932 г.).
Конвенция № 45 "О применении труда женщин на подземных работах в шахтах" (1935 г.).
Конвенция № 47 "О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю" (1935 г.).
Конвенция № 52 "О ежегодных оплачиваемых отпусках" (1936 г.). Конвенция № 69 "О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации" (1946 г.).
Конвенция № 73
"О медицинском освидетельствов
Конвенция № 77
"О медицинском
Конвенция № 78
"О медицинском
Конвенция № 79 "О ночном труде детей и подростков на непромышленных работах" (1946 г.).
Конвенция № 81 "Об инспекции труда" (1947 г.) (вместе с Протоколом 1995 г. к данной Конвенции).
Конвенция № 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948 г.).
Конвенция № 90 "О ночном труде подростков в промышленности" (пересмотрена в 1948 г.).
Конвенция № 92 "О помещениях для экипажа на борту судов" (пересмотрена в 1949 г.).
Конвенция № 95 "Об охране заработной платы" (1949 г.).
Конвенция № 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949 г.).
Конвенция № 100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951 г.).
Конвенция № 103 "Об охране материнства" (пересмотрена в 1952 г.).
Конвенция № 105 "Об упразднении принудительного труда"(1957 г.).
Конвенция № 106 "О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях" (1957 г.).
Конвенция № 108 "О национальном удостоверении личности моряков" (1958 г.).
Конвенция № 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.).
Конвенция № 113
"О медицинском осмотре
Конвенция № 115 "О защите работников от ионизирующей радиации" (1960 г.).
Конвенция № 116 "О частичном пересмотре конвенций" (1961 г.).
Конвенция № 119 "О снабжении машин защитными приспособлениями" (1963 г.).
Конвенция № 120 "О гигиене в торговле и учреждениях" (1964 г.).
Конвенция № 122 "О политике в области занятости" (1964 г.).
Конвенция № 124
"О медицинском освидетельствов
Конвенция № 126 "О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов" (1966 г.).
Конвенция № 133 "О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения)" (1970 г.).
Конвенция № 134 "О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков" (1970 г.).
Конвенция № 138 "О минимальном возрасте для приема на работу" (1973 г.).
Конвенция № 142 "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (1975 г.).
Конвенция № 147 "О минимальных нормах на торговых судах" (1976 г.).
Конвенция № 148 "О защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" (1977 г.).
Информация о работе Международно-правовое регулирование труда