Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: вопросы формирования правосубъектности субъектов российской федерации на международной арене, её реализации и перспективы развития института международной правосубъектности субъектов Российской Федерации в современной России.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- Дать понятие, определить сущность субъекта Российской Федерации;
- Изучить нормативно правовые акты, регламентирующие правовое регулирование вопросов связанных с международной правосубъектностью субъектов Российской Федерации;
- Провести системный анализ действующего законодательства связанного с международно-правовым статусом субъектов Российской Федерации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…...……..3
Понятие и виды субъектов Российской Федерации ……………………….6
Понятие и признаки субъектов Российской Федерации………….......6
Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации…………..………....................................................................8
Субъекты международного публичного права………………....................11
Понятие, виды и признаки субъектов международного публичного права….…................................................................................................11
Международная правосубъектность ………………………….….......13
Международно-правовой статус субъектов Российской федерации…….17
3.1. Международно-правовой статус субъектов в советский период…...17
3.2. Международно-правовой статус субъектов в современной России..17
Заключение…………………………………………………………………..…...22
Список нормативных актов и литературы……………………………………..24

Файлы: 1 файл

kursovik_po_KP_subekty.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет  путей сообщения

кафедра «»

дисциплина «»

 

Курсовая работа на тему

 

«»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель                                                                                                  Разработал

                                                                                                             студент гр.                         

                                                                                                             .

_______________________                ___________ФИО

(подпись)         (подпись)

_______________________                  _____________________

(дата проверки)                    (дата сдачи на проверку)

 

 

 

Краткая рецензия:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________

(запись о допуске к защите)

_______________________  _____________________

(оценка по результатам защиты) (оценка, подписи преподавателей)

 

 

 

 

 

 

2013

Содержание

Введение……………………………………………………………….…...……..3

  1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации ……………………….6
    1. Понятие и признаки субъектов Российской Федерации………….......6
    2. Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации…………..………....................................................................8
  2. Субъекты международного публичного права………………....................11
    1. Понятие, виды и признаки субъектов международного публичного права….…................................................................................................11
    2. Международная правосубъектность ………………………….….......13
  3. Международно-правовой статус субъектов Российской федерации…….17

3.1.  Международно-правовой статус субъектов в советский период…...17

3.2. Международно-правовой статус субъектов в современной России..17

Заключение…………………………………………………………………..…...22

Список нормативных актов и литературы……………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Территория каждого государства разделяется на части (составные элементы), определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В федеративном государстве эти составные элементы являются союзным государством, т.е. государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность.

С 1993 года субъекты Российской Федерации получили закрепили закрепленное в конституции право на осуществление международных и внешнеэкономических связей, в которых они активно участвуют. Кроме того, особенностью современного российского государства явилось бурное развитие приграничного сотрудничества. Российская Федерация занимает ведущее место в мире по протяженности государственных границ и по числу приграничных стран. В связи с чем,  приграничное и международное сотрудничество занимает ключевое направление федеральной и региональной политики.

Несмотря на конституционное закрепление прав субъектов Российской Федерации на осуществление международных и внешнеэкономических связей, концепция правового статуса субъектов Российской Федерации в международной сфере на сегодняшний день остается неразработанной. В науке международного права не выработано единого подхода к проблеме правосубъектности субъектов Российской Федерации в международной сфере.

Теоретическая основа исследования. Изучением научно-практических вопросов международно-правового статуса субъектов Российской Федерации, занимались многие отечественные исследователи.

Теоретической основой курсового исследования выступили научные достижения в области конституционного и международного права, посвящённых статусу субъектов Российской Федерации на международной арене, которые внесли: О.Е. Кутафин1, М.В. Баглай2, Ю.М. Колосов3, Н.М. Чепурова4, Ю.И. Лейбо5, В.В. Никулин6, И.Н. Глебов 7, Г.В. Игнатенко8, Р.В. Енгибарян9 и других.

Нормативную основу исследования составили положения действующего законодательства. Прежде всего, это нормы Конституции Российской Федерации10; федерального законодательства в исследуемой области11 и других источников.

Цель исследования: вопросы формирования правосубъектности субъектов российской федерации на международной арене, её реализации и перспективы развития института международной правосубъектности субъектов Российской Федерации в современной России.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

-   Дать понятие, определить сущность субъекта Российской Федерации;

- Изучить нормативно правовые акты, регламентирующие правовое регулирование вопросов связанных с международной правосубъектностью субъектов Российской Федерации;

- Провести системный анализ действующего законодательства связанного с международно-правовым статусом субъектов Российской Федерации;

- Исследовать особенности международно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

Объект исследования: Общественные отношения, связанные со становлением, развитием и реализацией конституционного права субъекта Российской Федерации на участие в международных отношениях.

Предмет исследования: нормы конституционного, международного права устанавливающие право субъекта Российской Федерации на участие в международных отношениях.

Структура исследования. Согласно обозначенной цели и задачам исследования, была построена структура курсовой работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации

 

Российская Федерация  является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления12.

В  мире настоящее время существует множество различных федераций, однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций.

Федерация обычно образуется путем  объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло иным путем. Российская Федерация была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами РФ13.

 

    1. Понятие и признаки субъектов Российской Федерации

 

Под субъектом Российской Федерации понимают - территориально-национальные и административно-территориальные единицы, составляющие РФ.

Согласно Конституции  Субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой.

  В состав РФ входят следующие виды субъектов РФ: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, 10 автономных округов. Статус республики определяется Конституцией РФ и Конституцией республики; статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта РФ. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному соглашению РФ и субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта РФ осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным конституционным законом14.

Указом  Президента РФ от 13 мая 2000 года №849 все субъекты РФ распределены между 7 федеральными округами15.

Признаки16 субъекта РФ:

 

  1. Субъект федерации является системообразующим элементом федерации, то есть специфика той или иной федерации определяется через статус ее субъектов;
  2. Субъект федерации охватывает часть населения страны, преимущественно проживающего на его территории, которое является источником и носителем его государственной власти;
  3. Субъекты федерации имеют собственную территорию, являющуюся частью общефедеральной, которая определяет пределы распространения его государственной власти; 
  4. Субъект федерации обладает всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции федерации, то есть собственная компетенция субъекта федерации носит исключительный характер, даже если она определяется как остаточная; 
  5. Комплекс прав и обязанностей субъекта федерации, образующий его правовой статус, позволяет ему быть участником федеративных правоотношений, а также вступать в определенные международные отношения, круг которых определяется федерацией. Статус субъекта федерации может быть изменен только с его согласия17.

 

    1. Конституционное регулирование статуса субъектов

Российской Федерации

 

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы. Основные вопросы статуса урегулированы Федеральным законом « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации ». Глава 3 Конституции РФ закрепила Федеративное устройство РФ18.

Ч. 1 ст. 65 Конституции РФ закрепила конкретный численный, видовой и именной состав субъектов РФ на момент принятия Конституции.

Видовой состав субъектов  федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В состав Российской Федерации входят образования только установленной формы.

В настоящее время РФ имеет в своем составе три вида субъектов  - государства в составе РФ, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами РФ, и национально-государственные образования - автономная область, и автономные округа. Таким образом, в составе субъектов РФ и сейчас сохраняются традиционные автономные образования19.

Республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием - «субъект Российской Федерации»; они равноправны в этом качестве (ч. 1 ст. 5), а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5).

Названия субъектов  федерации в конституции даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности  местности, а названия республик, автономной области и автономных округов - имя  титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямо записано, что данный округ « является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование » (ч. 2 ст. 1).

Присвоение и изменение наименования - прерогатива субъекта федерации. Это вытекает из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации, подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции, а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации (например, Свердловской области).

Наименование индивидуализирует  субъект Российской Федерации. Юридический смысл собственного имени субъекта Российской Федерации заключается в том, что в Российской Федерации не может быть никакого другого субъекта с таким названием; соответствующие конституционные и договорные отношения возникают не с абстрактным субъектом, а, например, с Республикой Татарстан или Калининградской областью.

В ч. 2 ст. 65 Конституции РФ предусматривается возможность изменения состава Российской Федерации. Подобное может происходить путем: 1) принятия в Российскую Федерацию нового субъекта20; 2) образования в ее составе нового субъекта в результате:

 а) объединения  существующих субъектов; 

 б) вычленения из существующих субъектов самостоятельных образований;

 в) обретения включенным в федерацию субъектом новой государственно-правовой формы (перехода из одного вида субъекта в другой);

 г) изменения конституционно-правового статуса субъекта.

Любое из названных преобразований Российской Федерации должно осуществляться в порядке, установленном федеральным  конституционным законом, а применительно к случаю, связанному с изменением статуса субъекта, и в той мере, в какой изменения его вида (государственно-правовой формы) затрагивают данный статус, также с учетом положений ч. 5 ст. 66 Конституции Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции вносятся на основании соответствующего федерального конституционного закона.  

Информация о работе Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации