Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа
Цель исследования: вопросы формирования правосубъектности субъектов российской федерации на международной арене, её реализации и перспективы развития института международной правосубъектности субъектов Российской Федерации в современной России.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- Дать понятие, определить сущность субъекта Российской Федерации;
- Изучить нормативно правовые акты, регламентирующие правовое регулирование вопросов связанных с международной правосубъектностью субъектов Российской Федерации;
- Провести системный анализ действующего законодательства связанного с международно-правовым статусом субъектов Российской Федерации;
Введение……………………………………………………………….…...……..3
Понятие и виды субъектов Российской Федерации ……………………….6
Понятие и признаки субъектов Российской Федерации………….......6
Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации…………..………....................................................................8
Субъекты международного публичного права………………....................11
Понятие, виды и признаки субъектов международного публичного права….…................................................................................................11
Международная правосубъектность ………………………….….......13
Международно-правовой статус субъектов Российской федерации…….17
3.1. Международно-правовой статус субъектов в советский период…...17
3.2. Международно-правовой статус субъектов в современной России..17
Заключение…………………………………………………………………..…...22
Список нормативных актов и литературы……………………………………..24
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения
кафедра «»
дисциплина «»
Курсовая работа на тему
«»
Руководитель
_______________________
(подпись) (подпись)
_______________________
(дата проверки) (дата сдачи на проверку)
Краткая рецензия:
______________________________
______________________________
(запись о допуске к защите)
_______________________ _____
(оценка по результатам защиты) (оценка, подписи преподавателей)
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
3.1. Международно-правовой статус субъектов в советский период…...17
3.2. Международно-правовой статус субъектов в современной России..17
Заключение……………………………………………………
Список нормативных актов и литературы……………………………………..24
Введение
Актуальность темы. Территория каждого государства разделяется на части (составные элементы), определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В федеративном государстве эти составные элементы являются союзным государством, т.е. государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность.
С 1993 года субъекты Российской Федерации получили закрепили закрепленное в конституции право на осуществление международных и внешнеэкономических связей, в которых они активно участвуют. Кроме того, особенностью современного российского государства явилось бурное развитие приграничного сотрудничества. Российская Федерация занимает ведущее место в мире по протяженности государственных границ и по числу приграничных стран. В связи с чем, приграничное и международное сотрудничество занимает ключевое направление федеральной и региональной политики.
Несмотря на конституционное закрепление прав субъектов Российской Федерации на осуществление международных и внешнеэкономических связей, концепция правового статуса субъектов Российской Федерации в международной сфере на сегодняшний день остается неразработанной. В науке международного права не выработано единого подхода к проблеме правосубъектности субъектов Российской Федерации в международной сфере.
Теоретическая основа исследования. Изучением научно-практических вопросов международно-правового статуса субъектов Российской Федерации, занимались многие отечественные исследователи.
Теоретической основой курсового исследования выступили научные достижения в области конституционного и международного права, посвящённых статусу субъектов Российской Федерации на международной арене, которые внесли: О.Е. Кутафин1, М.В. Баглай2, Ю.М. Колосов3, Н.М. Чепурова4, Ю.И. Лейбо5, В.В. Никулин6, И.Н. Глебов 7, Г.В. Игнатенко8, Р.В. Енгибарян9 и других.
Нормативную основу исследования составили положения действующего законодательства. Прежде всего, это нормы Конституции Российской Федерации10; федерального законодательства в исследуемой области11 и других источников.
Цель исследования: вопросы формирования правосубъектности субъектов российской федерации на международной арене, её реализации и перспективы развития института международной правосубъектности субъектов Российской Федерации в современной России.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- Дать понятие, определить сущность субъекта Российской Федерации;
- Изучить нормативно правовые акты, регламентирующие правовое регулирование вопросов связанных с международной правосубъектностью субъектов Российской Федерации;
- Провести системный анализ действующего законодательства связанного с международно-правовым статусом субъектов Российской Федерации;
- Исследовать особенности международно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
Объект исследования: Общественные отношения, связанные со становлением, развитием и реализацией конституционного права субъекта Российской Федерации на участие в международных отношениях.
Предмет исследования: нормы конституционного, международного права устанавливающие право субъекта Российской Федерации на участие в международных отношениях.
Структура исследования. Согласно обозначенной цели и задачам исследования, была построена структура курсовой работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления12.
В мире настоящее время существует множество различных федераций, однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций.
Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло иным путем. Российская Федерация была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами РФ13.
Под субъектом Российской
Федерации понимают - территориально-национальные и административно-
Согласно Конституции Субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой.
В состав РФ входят следующие виды субъектов РФ: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, 10 автономных округов. Статус республики определяется Конституцией РФ и Конституцией республики; статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта РФ. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному соглашению РФ и субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта РФ осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным конституционным законом14.
Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года №849 все субъекты РФ распределены между 7 федеральными округами15.
Признаки16 субъекта РФ:
Российской Федерации
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы. Основные вопросы статуса урегулированы Федеральным законом « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации ». Глава 3 Конституции РФ закрепила Федеративное устройство РФ18.
Ч. 1 ст. 65 Конституции РФ закрепила конкретный численный, видовой и именной состав субъектов РФ на момент принятия Конституции.
Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В состав Российской Федерации входят образования только установленной формы.
В настоящее время РФ имеет в своем составе
три вида субъектов - государства в
составе РФ, преобразованные, как правило,
из бывших автономных республик, государственно-территориальные
образования - края, области и города федерального
значения, бывшие прежде наиболее крупными
административно-
Республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием - «субъект Российской Федерации»; они равноправны в этом качестве (ч. 1 ст. 5), а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5).
Названия субъектов федерации в конституции даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов - имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямо записано, что данный округ « является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование » (ч. 2 ст. 1).
Присвоение и изменение наименования - прерогатива субъекта федерации. Это вытекает из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации, подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции, а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации (например, Свердловской области).
Наименование
В ч. 2 ст. 65 Конституции РФ предусматривается возможность изменения состава Российской Федерации. Подобное может происходить путем: 1) принятия в Российскую Федерацию нового субъекта20; 2) образования в ее составе нового субъекта в результате:
а) объединения существующих субъектов;
б) вычленения из существующих субъектов самостоятельных образований;
в) обретения включенным в федерацию субъектом новой государственно-правовой формы (перехода из одного вида субъекта в другой);
г) изменения конституционно-правового статуса субъекта.
Любое из названных преобразований Российской Федерации должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом, а применительно к случаю, связанному с изменением статуса субъекта, и в той мере, в какой изменения его вида (государственно-правовой формы) затрагивают данный статус, также с учетом положений ч. 5 ст. 66 Конституции Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции вносятся на основании соответствующего федерального конституционного закона.
Информация о работе Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации