Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: вопросы формирования правосубъектности субъектов российской федерации на международной арене, её реализации и перспективы развития института международной правосубъектности субъектов Российской Федерации в современной России.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- Дать понятие, определить сущность субъекта Российской Федерации;
- Изучить нормативно правовые акты, регламентирующие правовое регулирование вопросов связанных с международной правосубъектностью субъектов Российской Федерации;
- Провести системный анализ действующего законодательства связанного с международно-правовым статусом субъектов Российской Федерации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…...……..3
Понятие и виды субъектов Российской Федерации ……………………….6
Понятие и признаки субъектов Российской Федерации………….......6
Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации…………..………....................................................................8
Субъекты международного публичного права………………....................11
Понятие, виды и признаки субъектов международного публичного права….…................................................................................................11
Международная правосубъектность ………………………….….......13
Международно-правовой статус субъектов Российской федерации…….17
3.1. Международно-правовой статус субъектов в советский период…...17
3.2. Международно-правовой статус субъектов в современной России..17
Заключение…………………………………………………………………..…...22
Список нормативных актов и литературы……………………………………..24

Файлы: 1 файл

kursovik_po_KP_subekty.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2. Субъекты международного публичного права

 

    1. Понятие, виды и признаки субъектов международного публичного права

 

Субъект международного права  - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Это также лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает или может вступать в международные публичные (междувластные) правоотношения21.

Н. М. Чепурнова под субъектами международного права понимает - носителя международных прав и обязанностей; лицо (в собирательном смысле), поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления своих претензий в международные органы22.

Круг субъектов международного права определяется их способностью участвовать в международных отношениях, регулируемых международным правом. Участник только таких отношений может объективно подпадать под прямое воздействие международного права.

Основными субъектами международного права являются государства. Они выступают в качестве таковых на всех трех стадиях правового регулирования (нормотворчество, реализация права, разрешение споров) как политически организованные сообщества.

Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается, его появление – это результат естественного исторического процесса. Государство обладает суверенитетом и международной правосубъектностью в силу самого факта своего возникновения.

Следующим субъектом  международного права можно назвать  нации, борющиеся за независимость (НБН). Они также возникают в результате исторического развития, однако должны быть признаны в качестве таковых государствами на международно-правовом уровне, поэтому их международная правосубъектность имеет производный характер.

Государствоподобные образования (далее – ГПО) как субъекты международного права. ГПО создаются государствами на основе международного договора, поэтому являются вторичными субъектами; объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер. На основе международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом. Как и НБН, они не всегда в принципе существуют на международной арене, поэтому также являются нетипичными субъектами23.

Международные межправительственные организации (далее – ММПО). Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты). ММПО не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. ММПО – постоянные участники международных отношений, их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММПО - типичные субъекты международного права.

 

 

 

 

2.2 Международная правосубъектность

 

Вопрос о распределении внешнеполитических полномочий по вертикали, между центром и регионами, местными национально-территориальными образованиями, может ставиться только применительно к федеративным государствам, так как административно-территориальные образования, составляющие унитарные государства, не обладают никакой внешнеполитической компетенцией. Что касается федеративных государств, то здесь в принципе допускается возможность ограниченной внешнеполитической правосубъектности членов Федерации24.

Определяющим качеством субъекта международного права служит наличие у него международной правосубъектности.

Международная правосубъектность - с одной стороны, способность субъекта МП реализовывать свои права и обязанности посредством прямого участия в МО; с другой - его подчиненность международному правопорядку.

Необходимо заметить, что содержание термина «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности. В самом общем плане международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Международной правосубъектность означает одновременно и подчиняемость непосредственному воздействию международного права, и обладание международными правами и обязанностями, и способность участвовать в международных правоотношениях.

Международная правосубъектность  не зависит от количества прав и  обязанностей, возникающих у лица, то есть от объема его международной правоспособности25.

Юридическим источником правосубъектности для несуверенных субъектов международного права служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего первичными) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. 

Однако субъекты международного права не только имеют права и  несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и, обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права26.

Субъекты международного права  также:

1) являются коллективным  образованием. Каждый такой субъект  имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; борющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно действующие органы и т.д. При осуществлении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени;

2) обладают способностью  участвовать в разработке и  принятии международных норм. Договорная право-дееспособность составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) - не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании. Все субъекты международного права - одновременно и субъекты одной из отраслей международного права - права международных договоров.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание  правами и обязанностями, вытекающими  из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает, по моему мнению, основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова.

Основные права и  обязанности характеризуют общий  международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, международным организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Субъекты Российской Федерации не обладают международной  правосубъектностью в силу Конституции, которая определяет, что в ведении  Российской Федерации находятся: « федеративное устройство и территория » (ст. 71, п. «б»); « внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира » (ст. 71, п. «к»); « внешнеэкономические отношения » (ст. 71, п. «л»). Однако к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится « координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров » (ст. 72, п. «о»)27.

Таким образом, правовое положение различных субъектов  международного права неодинаково, поскольку различен объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

 

    1. Международно-правовой статус28 субъектов в советский период

 

Современная конституционно-правовая модель российского федерализма  принципиально отличается от государственного устройства СССР и РСФСР в составе  Союза.

Согласно Конституции  СССР союзная республика была суверенным советским социалистическим государством (ст. 76); она самостоятельно осуществляла государственную власть на своей территории; имела свою конституцию (ст. 76); определяла свое административно-территориальное устройство (ст. 79); имела право «вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций» (ст. 80). Так, УССР и БССР в 1947 г. подписали мирные договоры с Италией, Финляндией, Болгарией, Румынией, Венгрией; были членами-учредителями ООН и 26 июня 1945 г. вместе с Союзом ССР подписали Устав ООН. Для ведения внешних связей все союзные республики имели министерства иностранных дел.

Союзные республики были суверенными государствами и  считались субъектами международного права29.

 

 

 

3.2 Международно-правовой статус субъектов РФ в современной России

 

Международное право  не содержит нормы, которая бы давала решение вопроса о международно-правовом статусе политико-территориальных образований, являющихся составными частями федеративного государства. Не провозглашая международной правосубъектности таких образований, оно вместе с тем ее и не отрицает30.

В международной практике, а также зарубежной международно-правовой доктрине признано, что субъекты некоторых федераций являются самостоятельными государствами, суверенитет которых ограничен вхождением в состав федерации. За субъектами федерации признается право выступать в международных отношениях в установленных федеральным законодательством рамках.

Субъекты РФ пробуют самостоятельно выступать в международных отношениях, заключают соглашения с субъектами зарубежных федераций и административно-территориальными единицами, обмениваются с ними представительствами и закрепляют соответствующие положения в своем законодательстве, а нормативные акты некоторых субъектов РФ предусматривают возможность заключения ими международных договоров от своего имени.

Более того, в некоторых  субъектах РФ приняты нормативные  акты, регулирующие процедуру заключения, исполнения и прекращения договоров, а в иных актах говорится о том, что органы государственной власти области вправе заключать договоры, являющиеся нормативно-правовыми актами, с органами государственной власти РФ, с субъектами РФ, с иностранными государствами по вопросам, представляющим их общий, взаимный интерес31.

В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ч. 1 ст. 72) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Однако Конституция прямо не говорит о возможности субъектов РФ заключать соглашения, которые являлись бы международными договорами. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ « О международных договорах Российской Федерации » также относит заключение международных договоров Российской Федерации к ведению Российской Федерации. Установлено, что международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъектов Федерации, заключаются по согласованию с соответствующими органами субъектов. При этом основные положения договоров, затрагивающих вопросы совместного ведения, должны направляться для внесения предложений в соответствующие органы субъекта Федерации, которые, однако, не имеют права вето на заключение договора. Федеральный закон не содержит положений, устанавливающих права субъектов Федерации на самостоятельное заключение международных договоров.

Ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный  закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ « О Конституционном Суде Российской Федерации »32 не закрепляют норм о проверке конституционности международных договоров субъектов Федерации, хотя в отношении международных договоров РФ такая процедура предусмотрена, что также свидетельствует о нежелании законодателя наделить субъекты Федерации полномочиями по самостоятельному заключению международных договоров.

Статья 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ « О судебной системе Российской Федерации » устанавливает компетенцию конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации33. Следует обратить внимание на то, что среди правовых актов, которые могут быть предметом рассмотрения в этих судах, международные договоры субъектов РФ также не называются.

Информация о работе Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации