Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: вопросы формирования правосубъектности субъектов российской федерации на международной арене, её реализации и перспективы развития института международной правосубъектности субъектов Российской Федерации в современной России.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- Дать понятие, определить сущность субъекта Российской Федерации;
- Изучить нормативно правовые акты, регламентирующие правовое регулирование вопросов связанных с международной правосубъектностью субъектов Российской Федерации;
- Провести системный анализ действующего законодательства связанного с международно-правовым статусом субъектов Российской Федерации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…...……..3
Понятие и виды субъектов Российской Федерации ……………………….6
Понятие и признаки субъектов Российской Федерации………….......6
Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации…………..………....................................................................8
Субъекты международного публичного права………………....................11
Понятие, виды и признаки субъектов международного публичного права….…................................................................................................11
Международная правосубъектность ………………………….….......13
Международно-правовой статус субъектов Российской федерации…….17
3.1. Международно-правовой статус субъектов в советский период…...17
3.2. Международно-правовой статус субъектов в современной России..17
Заключение…………………………………………………………………..…...22
Список нормативных актов и литературы……………………………………..24

Файлы: 1 файл

kursovik_po_KP_subekty.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Однако в федеральном  законодательстве можно найти норму, свидетельствующую о наличии  у субъектов РФ элементов договорной правоспособности. Так в соответствии со ст. 8  Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ « Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности » К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности относится: проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств; открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и т.д34.

В 1999 г. Был принят Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Согласно этому закону, субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно - территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств35.

Что же касается практики обмена представительствами с субъектами иностранных федераций, то следует отметить, что ни в Конституции, ни в законодательстве РФ данный вопрос пока никак не урегулирован. Указанные представительства открываются не на основе взаимности и аккредитуются при каком-либо органе власти субъекта зарубежной федерации или территориальной единицы. Эти органы, являясь иностранными юридическими лицами, не имеют статуса дипломатических или консульских представительств, и на них не распространяются положения соответствующих конвенций о дипломатических и консульских сношениях.

Итак, относительно международной  правосубъектности субъектов Российской Федерации можно сделать следующий  вывод: в настоящее время субъекты РФ не обладают в полной мере всеми  элементами международной правосубъектности, однако тенденция развития их правосубъектности и оформления их в субъекты международного права заметна, что требует соответствующего закрепления в федеральном законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          В процессе курсового исследования были решены следующие задачи: дано понятие, определена сущность субъекта Российской Федерации; изучены нормативно правовые акты, регламентирующие правовое регулирование вопросов связанны с международной правосубъектностью субъектов Российской Федерации; Был проведен системный анализ действующего законодательства связанного с международно-правовым статусом субъектов Российской Федерации; исследованы особенности международно-правового статуса субъектов Российской Федерации. 

          Реализация указанных задач позволила перейти к следующим выводам:

Под субъектом Российской Федерации понимают - территориально-национальные и административно-территориальные единицы, составляющие Российскую Федерацию.

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации определяется в основном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами.

Названия субъекта федерации  в конституции дано в том варианте, который определен (или подтвержден) самим субъектом. Названия субъектов отражают исторические, национальные, этнические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов - наименование коренных наций и народов населяющих эти субъекты. Наименование индивидуализирует субъект Российской Федерации. Юридический смысл имени субъекта Российской Федерации заключается в том, что в Российской Федерации не может быть никакого другого субъекта с аналогичным наименованием.

Субъект международного права  - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами и правилами международного права либо предписаниями международно-правовых актов.

Круг субъектов международного права определяется их способностью участвовать в отношениях регулируемых международным правом. Участник только таких отношений может объективно подпадать под прямое воздействие международного права.

Определяющим качеством  субъекта международного права служит наличие у него международной правосубъектности.

Правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различен объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

В силу Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации не обладают в полной мере всеми элементами международной правосубъектности. Несмотря на это, тенденция развития правосубъектности субъектов Российской Федерации довольно быстро растет. Что требует соответствующего закрепления в федеральном законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  нормативных  актов  и литературы

 

Нормативно-правовые  акты

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // Российская газета. ––1993.–– № 197.
  2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1994 г. N – 1 ФКЗ « О судебной системе Российской Федерации» (в редакции от 25.12.2012).
  3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N – 6 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (в редакции от 31.10.2005).
  4. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 г. N – 1 ФКЗ  « О Конституционном суде Российской Федерации »  (в редакции от 05.04.2013).
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 164 – ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности » (в редакции от 28.07.2012).
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 4 января 1999 г. N 4 – ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
  7. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 « О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе » (с изменениями и дополнениями).

 

 

Литература

 

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. М.В. Баглая. – 6-е изд., изм. И доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
  2. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л. М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
  3. Большой юридический словарь Авторы: В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, Крылова. – М.: Изд-во: Инфра-М, 2005. – 623 с.
  4. Глебов И.Н. Международное право: Учебник / под ред. И.Н. Глебова. – М.: Дрофа, 2006. –368 с.
  5. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник \ под ред. О.Е. Кутафина, Е.И. Козловой  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. –  587 с.
  6. Колосов Ю.М. Международное право: Учебник / под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. – М.: Междунар. отношения, 1995. – 608 c.
  7. Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / под ред. В.В. Никулина. – 2-е изд., перераб и доп. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2006. – 92 c.
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -  М.: Индрик, 2001. – 944 c.
  9. Игнатенко Г.В. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 624 с.
  10. Чепурова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс / под ред. Чепурновой Н.В. – М.: Изд. Центр EAOИ, 2008. – 295 с.
  11. Енгибарян Р.В. Конституционное право: Учебник / под ред. Р.В. Енгибаряна, Э.В. Тадевосян. – М.: Юристъ, 2000. – 492 с.

1 Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник \ под ред. О.Е. Кутафина, Е.И. Козловой  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 587 с.

2 Балай М.В. Конститционное право Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. М.В. Баглая. – 6-е изд., изм. И доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.

3  Колосов Ю.М. Международное право: Учебник / под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. – М.: Междунар. отношения, 1995. – 608 c.

4 Чепурова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс / под ред. Чепурновой Н.В. – М.: Изд. Центр EAOИ, 2008. – 295 c.

5 Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л. М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – 832 c.

6 Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / под ред. В.В. Никулина. – 2-е изд., перераб и доп. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2006. – 92 c.

7 Глебов И.Н. Международное право : Учебник / под ред. И.Н. Глебова. – М.: Дрофа, 2006. – 368 c.

8 Игнатенко Г.В. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 624 c.

9 Енгибарян Р.В. Конституционное право: Учебник / под ред. Р.В. Енгибарна, Э.В. Тадевосян. – М.: Юристъ, 2000. – 492 c.

10 Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 ФКЗ ).

11 Федеральный закон Российской Федерации от 4 января 1999 г. N 4 – ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

12  Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993)

13 Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник \ под ред. О.Е. Кутафина, Е.И. Козловой  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – C. 155-156.

14  Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993)

15 Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 « О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе » (с изменениями и дополнениями).

16 Признак – показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -  М.: Индрик, 2001. С. 591)

17 http://www.coolreferat.com/

18 Балай М.В. Конститционное право Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. М.В. Баглая. – 6-е изд., изм. И доп. – М.: Норма, 2007. – C. 374

19 Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник \ под ред. О.Е. Кутафина, Е.И. Козловой  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – C. 157

20 Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N – 6 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (в редакции от 31.10.2005)).

21 Колосов Ю.М. Международное право: Учебник / под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. – М.: Междунар. отношения, 1995. – С. 26

22  Чепурова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс / под ред. Чепурновой Н.В. – М.: Изд. Центр EAOИ, 2008. – С. 38

23 Чепурова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс / под ред. Чепурновой Н.В. – М.: Изд. Центр EAOИ, 2008. – С. 39

24 Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л. М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – C. 316

25 Колосов Ю.М. Международное право: Учебник / под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. – М.: Междунар. отношения, 1995. – С. 26

26 Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / под ред. В.В. Никулина. – 2-е изд., перераб и доп. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2006. – С. 47

27 Глебов И.Н. Международное право : Учебник / под ред. И.Н. Глебова. – М.: Дрофа, 2006. – С.44

28 Правовой статус -  система признанных и гарантируемых государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов субъекта права (Большой юридический словарь Авторы: В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, Крылова. – М.: Изд-во: Инфра-М, 2005. – С. 419

29 Глебов И.Н. Международное право : Учебник / под ред. И.Н. Глебова. – М.: Дрофа, 2006. – С.44

30 Игнатенко Г.В. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – С. 79

31 Енгибарян Р.В. Конституционное право: Учебник / под ред. Р.В. Енгибарна, Э.В. Тадевосян. – М.: Юристъ, 2000. – C. 211

32 Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 г. N – 1 ФКЗ  « О Конституционном суде Российской Федерации »  (в редакции от 05.04.2013 ).

33 Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1994 г. N – 1 ФКЗ « О судебной системе Российской Федерации» (в редакции от 25.12.2012).

Информация о работе Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации