Международно-правовые аспекты договорных отношений в сфере нефтебизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

В начале 70-х годов позиции международного нефтяного картеля, ранее безраздельно господствовавшего на рынке нефти, заметно ослабли в результате перехода контроля над добычей основной массы нефти, поступающей в каналы международной торговли, к государствам - членам ОПЕК. Во-первых, изменился характер договорных отношений между ТНК и правительствами принимающих стран; во-вторых, с обеих сторон резко расширилась номенклатура, следовательно, увеличилось количество субъектов указанных договорных отношений: в их число в 70-е годы вошли государственные и смешанные компании нефтедобывающих стран, с одной стороны, государственные компании капиталистических стран и многочисленные фирмы-аутсайдеры, - с другой.

Файлы: 1 файл

Международно-правовые аспекты договорных отношений в сфере нефтебизнеса.docx

— 50.50 Кб (Скачать файл)
  • Положение о возврате участков
  • Платежи инофирмы

Совокупность платежей инофирмы, предусмотренную различными видами существующих в нефтяной промышленности соглашений, можно разбить на четыре группы:

– разовые платежи (бонусы),

– арендная плата (ренталз),

– платежи с добычи (роялти),

– платежи с дохода (налоги).

  1. Особенности отдельных видов нефтяных контрактов, заключенных зарубежными государствами
    1. Кот д’Ивуарское соглашение о разделе продукции

Часть I (регулирующие условия)

Содержит нормы и процедуры, регулирующие право подрядчика на ведение  операций с нефтью. Сюда относятся  описание или идентификация области  контракта, схемы отказа от области  контракта, продолжительность контракта, возможное деление этого периода  на период поисково-разведочных работ, период развития и период производства, а также обязательная программа  поисково-разведочных работ и  обязательства расходов на последние. Если соглашение о разделе продукции  интегрировано с исключительной лицензией, предоставленной государственной  стороне, условия относительно области  контракта, отказа от области контракта, продолжительности и обязательств поисково-разведочных работ должны быть идентифицированы ссылкой на соответствующие  условия, предусматриваемые данной лицензией.

  • Описание контрактной территории. Здесь описаны точные координаты и физические границы контрактной территории.
  • Карта контрактной площади. Она включается в контракт и является стандартной его частью. На нее выносятся границы участка.

Часть II (финансовые условия и размещение производства)

Эта часть содержит условия, которые отражают тот факт, что  уполномоченные нефтяные действия должны быть осуществлены в странах со слабо развитой экономикой и соответственно слабой валютой. Обычные условия включают права подрядчика распоряжаться продукцией (право экспортировать и право извлекать доходы из экспортных продаж за границей в пределах, превышающих выплату налога и погашение других местных финансовых обязательств), финансовые вопросы (финансирование в долларах США), банковский вопрос, вопросы валютного обмена и перемещения средств за границу, вопросы страхования.

  • Финансирование. Контрактор обеспечивает все финансирование и технологию, которые требуются для осуществления деятельности по контракту, и берет на себя риск, связанный с материальными затратами. Поэтому он экономически заинтересован в эффективной разработке месторождения на контрактной площади.

Часть III (покрытие расходов, раздел производства, налоги на доходы и прибыль)

Содержит правила и  процедуры, касающиеся раздела производства (включая вопросы компенсации  и вознаграждения подрядчика) и подоходных налогов подрядчика. В Части III определяется прибыль государства и подрядчика. Часть III определяет, как именно производство нефти и газа разделено между  государством-собственником нефти, государственной стороной и подрядчиком, а также выполнение процедур, связанных  с покрытием затрат из стоимости  нефти, с обложением подрядчика подоходным налогом, оценкой облагаемого налогом  дохода подрядчика и решением вопроса, кто фактически должен оплатить этот налог. Часть III может также содержать  условия, касающиеся экономической  стабильности контракта. К Части III нужно также отнести правила, касающиеся возможностей и выбора, данных государственной стороне  для способствования вложению инвестиций в разработку промышленных месторождений. С точки зрения подрядчика, положения  Части III определяют экономическую  жизнеспособность его предприятия.

  • Раздел добытой нефти. Оставшаяся после возмещения затрат часть добытой нефти делится между контрактором и PETROCI на оговоренных в контракте условиях (часто 10% до 15% добытой нефти зависит от контракта). Подоходный налог с контрактора взимается после того, как PETROCI забирает свою долю прибыли. Она же возмещает остальные налоги, связанные с проведением контрактных работ. Особенностью Ивуарийского контракта является то, что контрактор не платит роялти.

Часть IV (аспекты  организации и сотрудничества)

Содержит правила и  процедуры, касающиеся или включающие в себя сотрудничество между государственной  стороной и подрядчиком. Часть IV содержит правила, касающиеся контроля, эксплуатации и сотрудничества между подрядчиком  и государственной стороной. Часть IV касается контроля и принятия решения  в отношении инвестиций, эксплуатационных вопросов, программ работы и соответствующих  бюджетов, в той мере, в какой  эти инвестиции, программы и бюджеты  не были сделаны обязательными, а  также деклараций об открытых промышленных месторождениях и подготовки планов разработки таких месторождений (планы  разработки). В исключительных случаях  контракт может предусматривать  государственное участие на стороне  подрядчика. В такой ситуации упомянутый государственный участник делит  права и обязанности подрядчика и становится со подрядчиком.

  • Управление. PETROCI представляет правительство Кот д'Ивуара перед контрактором. Он осуществляет управляющий контроль и контрактор отвечает перед PETROCI за свою деятельность в соответствии с условиями контракта. От контрактора требуется следовать ежегодной программе работ и смете текущих расходов, которые проверяются и утверждаются PETROCI.
  • Право собственности на оборудование и информацию. Все оборудование, которое покупается и завозится в Кот д’Ивуаре контрактором, становится собственностью PETROCI. Оборудование обслуживающих компаний и арендованное оборудование возвращается. Вся полученная при проведении контрактных работ информация является собственностью PETROCI.

Часть V (юридические  и внеэксплуатационные вопросы)

Содержит условия, касающиеся вопросов, которые носят скорее юридический, нежели эксплуатационный характер. Назовем  некоторые из них: обязательство  подрядчика обеспечить гарантии материнской  компании или банковские гарантии относительно выполнения обязательной программы  поисково-разведочных работ и / или обязательств несения расходов по проведению поисково-разведочных работ или даже относительно выполнения работы подрядчика в целом; ответственность подрядчика в отношении третьих лиц и государства за ущерб, вызванный выполнением уполномоченных действий по производству нефти; обязательство подрядчика обезопасить государство и государственную сторону от исков, которые могут быть предъявлены третьими лицами в связи с уполномоченными действиями; приобретение государственной стороной в собственность земли, движимого и недвижимого имущества; вопросы, касающиеся внесения коррективов, завершения, ратификации или правительственного одобрения контракта; действующий закон; урегулирование споров.

  • Обязательства по обеспечению занятости.

Контрактор обязан по контрактному обязательству принимать на работу определенное количество рабочей силы из страны (75% от общего рабочей силы).

    1. Нигерийское нефтяное соглашение

Управление топливно-энергетическим комплексом Нигерии осуществляет Министерство нефти (Ministry of Petroleum Resources). В рамках министерства создан Департамент нефтегазовых ресурсов (ДНР), осуществляющий государственное регулирование в сфере нефтяной и газовой промышленности страны. Департамент контролирует процесс добычи нефти, ее транспортировки и переработки. ДНР проводит мониторинг качества нефтяной продукции на соответствие гостребованиям. Другие функции включают выдачу лицензий, продление разрешений на разведку и добычу углеводородов. Департамент также осуществляет оперативную проверку любого месторождения на соответствие требованиям эксплуатации.

В 1977 г. была образована государственная компания Nigerian National Petroleum Corporation (NNPC) для регулирования нефтегазовой отрасли страны. В 1988 г. в составе NNPC были выделены 12 компаний для более эффективного управления отраслью. Главными зарубежными партнерами NNPC, действующими на основе Совместного Предприятия (СП) и Соглашения о Разделе Продукции (СРП) в Нигерии, являются Chevron, Shell, Eni, Total, ExxonMobil.

  • Образцовый контракт о разделе продукции

Этот образцовый контракт предусматривает различие между  первым и вторым траншем продукта. Первый транш продукта (10% от общего продукта в течение первых пяти лет  нефтедобычи, и 20% в последующие годы) распределяется между государством и подрядчиком в соотношении 50/50 по природному газу и в увеличивающихся  пропорциях для нефти. Пропорции  нефти увеличиваются от 50/50, 60/40 до 70/30 в зависимости от серии трех последовательных ежедневных траншей  продукта (0 – 50000 баррелей / день, 50001–150000 баррелей / день и более 150000 баррелей / день). Второй транш продукта (90% или 80% всего продукта) зарезервирован, прежде всего, для целей возмещения затрат. Возмещаемые затраты включают в себя инвестиционные кредиты на разведку и капитальные затраты (равным по стоимости 127% этих затрат) и операционные затраты (определяемые как сумма затрат на разведку, некапитальные затраты и амортизации основных фондов капитальных затрат). Инвестиционные кредиты должны быть возмещены из второго транша продукта, исходя из принципа первоочередности. Подоходные налоги выплачиваются в денежной форме, а не натуральной. Таким образом, налоговая нефтяная часть отсутствует. Та часть второго транша продукта, что остается после возмещения затрат, распределяется между Совместным управлением и подрядчиком в тех же пропорциях, что и первый, распределенный между ними транш. Сюда также могут включаться Обязательства Внутренней Поставки (ОВП) в размере 10% экспортной цены с 60-месячной отсрочкой выполнения ОВП.

На практике, возможны и  иные схемы раздела продукта, которые  применяются в соответствии с  обстоятельствами того или иного  конкретного случая. Нигерийскую  методику раздела продукции между  государством и инвестором при подписании СРП в сфере добычи углеводородов  можно представить в виде схемы.

Таким образом, совокупный доход  инвестора состоит из компенсационной  продукции, прибыльной части инвестора  за вычетом капитальных, эксплуатационных (операционных) затрат, а также ресурсных  платежей, государственных страховых  взносов и налога на прибыль. В  свою очередь, совокупный доход государства  составляет прибыльная часть государства, ресурсные платежи, государственные  страховые взносы и налог на прибыль. В составе затрат инвестора выделяют капитальные затраты (геологическое  изучение, включая исследовательскую  и промышленную разработку, оборудование и промышленную разработку месторождения), эксплуатационные (операционные) затраты  по добыче углеводородов и другие затраты, состав которых является предметом  переговоров при заключении СРП  и фиксируются в тексте соглашения.

Данная схема предполагает ежеквартальное распределение продукции, при этом максимальная величина компенсационной  продукции не может быть больше 70% от общего объема (стоимости) произведенного в соответствующем периоде углеводородного  сырья.

В соответствии с Нигерийским  законодательством СРП представляет собой долгосрочный инвестиционный договор между государством Нигерии  и инвестором, согласно которому инвестор за свой счет и на свой риск осуществляет согласованный объем работ по разведке и добыче полезных ископаемых на конкретном участке недр и получает в вознаграждение часть добытых полезных ископаемых (продукции).

  1. Нефтяные контракты в Казахстане

Контекст, в котором нефтяные контракты в Казахстане были разработаны  в результате переговорного процесса и осуществлены, с момента приобретения независимости, в течение процесса переходного перехода в стране.

Ранние контракты были заключены прежде, чем появились  подробные законодательные положения  для управления нефтяным сектором в  РК. Данные ранние контракты были заключены  на основе, главным образом, правовых положений, предусмотренных Гражданским  Кодексом страны и Кодексом 1992 об использовании  недр.

В Казахстане, нефтяные контракты  официально не доступны для публики. Но есть одна проблема – это надежность таких источников информации, и в  том, что нет никакой гарантии в том, что эти документы самые  обновленные, полные, или даже в их подлинности.

Некоторые страны - включая  Азербайджан – разработали процедуры  для принятия нефтегазовых контрактов, что подразумевает, что они приняты  парламентом как законные инструменты, и, следовательно, формируют часть  полных законодательных структур страны.

В Казахстане, где статус нефтяных контрактов как контрактов административного или гражданского права все еще подвергается дебатам, они все еще не доступны для  общественности. Буквально говоря, принципы устойчивого развития прозрачность, доступ к информации и правам общественного  участия могут предложить, чтобы  члены общества имели право выражать свое мнение и комментарии относительно нефтяных контрактов, имели доступ к информации, необходимой для  контроля  их выполнения, и, по крайней мере, чтобы можно было сделать копии заключенных контрактов. Однако, нефтяные контракты могут также содержать коммерчески чувствительную информацию. В Казахстане, некоторые контракты включают условия, которые явно определяют, что ни одна сторона по контракту не имеет право на разглашение условий и сроков контракта, за исключением ограниченных определенных обстоятельств.

Информация о работе Международно-правовые аспекты договорных отношений в сфере нефтебизнеса