Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 00:30, курсовая работа
В начале 70-х годов позиции международного нефтяного картеля, ранее безраздельно господствовавшего на рынке нефти, заметно ослабли в результате перехода контроля над добычей основной массы нефти, поступающей в каналы международной торговли, к государствам - членам ОПЕК. Во-первых, изменился характер договорных отношений между ТНК и правительствами принимающих стран; во-вторых, с обеих сторон резко расширилась номенклатура, следовательно, увеличилось количество субъектов указанных договорных отношений: в их число в 70-е годы вошли государственные и смешанные компании нефтедобывающих стран, с одной стороны, государственные компании капиталистических стран и многочисленные фирмы-аутсайдеры, - с другой.
Совокупность платежей инофирмы, предусмотренную различными видами существующих в нефтяной промышленности соглашений, можно разбить на четыре группы:
– разовые платежи (бонусы),
– арендная плата (ренталз),
– платежи с добычи (роялти),
– платежи с дохода (налоги).
Часть I (регулирующие условия)
Содержит нормы и процедуры,
регулирующие право подрядчика на ведение
операций с нефтью. Сюда относятся
описание или идентификация области
контракта, схемы отказа от области
контракта, продолжительность контракта,
возможное деление этого
Часть II (финансовые условия и размещение производства)
Эта часть содержит условия, которые отражают тот факт, что уполномоченные нефтяные действия должны быть осуществлены в странах со слабо развитой экономикой и соответственно слабой валютой. Обычные условия включают права подрядчика распоряжаться продукцией (право экспортировать и право извлекать доходы из экспортных продаж за границей в пределах, превышающих выплату налога и погашение других местных финансовых обязательств), финансовые вопросы (финансирование в долларах США), банковский вопрос, вопросы валютного обмена и перемещения средств за границу, вопросы страхования.
Часть III (покрытие расходов, раздел производства, налоги на доходы и прибыль)
Содержит правила и
процедуры, касающиеся раздела производства
(включая вопросы компенсации
и вознаграждения подрядчика) и подоходных
налогов подрядчика. В Части III определяется
прибыль государства и
Часть IV (аспекты организации и сотрудничества)
Содержит правила и процедуры, касающиеся или включающие в себя сотрудничество между государственной стороной и подрядчиком. Часть IV содержит правила, касающиеся контроля, эксплуатации и сотрудничества между подрядчиком и государственной стороной. Часть IV касается контроля и принятия решения в отношении инвестиций, эксплуатационных вопросов, программ работы и соответствующих бюджетов, в той мере, в какой эти инвестиции, программы и бюджеты не были сделаны обязательными, а также деклараций об открытых промышленных месторождениях и подготовки планов разработки таких месторождений (планы разработки). В исключительных случаях контракт может предусматривать государственное участие на стороне подрядчика. В такой ситуации упомянутый государственный участник делит права и обязанности подрядчика и становится со подрядчиком.
Часть V (юридические и внеэксплуатационные вопросы)
Содержит условия, касающиеся
вопросов, которые носят скорее юридический,
нежели эксплуатационный характер. Назовем
некоторые из них: обязательство
подрядчика обеспечить гарантии материнской
компании или банковские гарантии относительно
выполнения обязательной программы
поисково-разведочных работ и /
Контрактор обязан по контрактному обязательству принимать на работу определенное количество рабочей силы из страны (75% от общего рабочей силы).
Управление топливно-
В 1977 г. была образована государственная компания Nigerian National Petroleum Corporation (NNPC) для регулирования нефтегазовой отрасли страны. В 1988 г. в составе NNPC были выделены 12 компаний для более эффективного управления отраслью. Главными зарубежными партнерами NNPC, действующими на основе Совместного Предприятия (СП) и Соглашения о Разделе Продукции (СРП) в Нигерии, являются Chevron, Shell, Eni, Total, ExxonMobil.
Этот образцовый контракт предусматривает различие между первым и вторым траншем продукта. Первый транш продукта (10% от общего продукта в течение первых пяти лет нефтедобычи, и 20% в последующие годы) распределяется между государством и подрядчиком в соотношении 50/50 по природному газу и в увеличивающихся пропорциях для нефти. Пропорции нефти увеличиваются от 50/50, 60/40 до 70/30 в зависимости от серии трех последовательных ежедневных траншей продукта (0 – 50000 баррелей / день, 50001–150000 баррелей / день и более 150000 баррелей / день). Второй транш продукта (90% или 80% всего продукта) зарезервирован, прежде всего, для целей возмещения затрат. Возмещаемые затраты включают в себя инвестиционные кредиты на разведку и капитальные затраты (равным по стоимости 127% этих затрат) и операционные затраты (определяемые как сумма затрат на разведку, некапитальные затраты и амортизации основных фондов капитальных затрат). Инвестиционные кредиты должны быть возмещены из второго транша продукта, исходя из принципа первоочередности. Подоходные налоги выплачиваются в денежной форме, а не натуральной. Таким образом, налоговая нефтяная часть отсутствует. Та часть второго транша продукта, что остается после возмещения затрат, распределяется между Совместным управлением и подрядчиком в тех же пропорциях, что и первый, распределенный между ними транш. Сюда также могут включаться Обязательства Внутренней Поставки (ОВП) в размере 10% экспортной цены с 60-месячной отсрочкой выполнения ОВП.
На практике, возможны и иные схемы раздела продукта, которые применяются в соответствии с обстоятельствами того или иного конкретного случая. Нигерийскую методику раздела продукции между государством и инвестором при подписании СРП в сфере добычи углеводородов можно представить в виде схемы.
Таким образом, совокупный доход инвестора состоит из компенсационной продукции, прибыльной части инвестора за вычетом капитальных, эксплуатационных (операционных) затрат, а также ресурсных платежей, государственных страховых взносов и налога на прибыль. В свою очередь, совокупный доход государства составляет прибыльная часть государства, ресурсные платежи, государственные страховые взносы и налог на прибыль. В составе затрат инвестора выделяют капитальные затраты (геологическое изучение, включая исследовательскую и промышленную разработку, оборудование и промышленную разработку месторождения), эксплуатационные (операционные) затраты по добыче углеводородов и другие затраты, состав которых является предметом переговоров при заключении СРП и фиксируются в тексте соглашения.
Данная схема предполагает
ежеквартальное распределение продукции,
при этом максимальная величина компенсационной
продукции не может быть больше 70%
от общего объема (стоимости) произведенного
в соответствующем периоде
В соответствии с Нигерийским
законодательством СРП
Контекст, в котором нефтяные контракты в Казахстане были разработаны в результате переговорного процесса и осуществлены, с момента приобретения независимости, в течение процесса переходного перехода в стране.
Ранние контракты были
заключены прежде, чем появились
подробные законодательные
В Казахстане, нефтяные контракты официально не доступны для публики. Но есть одна проблема – это надежность таких источников информации, и в том, что нет никакой гарантии в том, что эти документы самые обновленные, полные, или даже в их подлинности.
Некоторые страны - включая
Азербайджан – разработали
В Казахстане, где статус
нефтяных контрактов как контрактов
административного или
Информация о работе Международно-правовые аспекты договорных отношений в сфере нефтебизнеса