Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 00:30, курсовая работа
В начале 70-х годов позиции международного нефтяного картеля, ранее безраздельно господствовавшего на рынке нефти, заметно ослабли в результате перехода контроля над добычей основной массы нефти, поступающей в каналы международной торговли, к государствам - членам ОПЕК. Во-первых, изменился характер договорных отношений между ТНК и правительствами принимающих стран; во-вторых, с обеих сторон резко расширилась номенклатура, следовательно, увеличилось количество субъектов указанных договорных отношений: в их число в 70-е годы вошли государственные и смешанные компании нефтедобывающих стран, с одной стороны, государственные компании капиталистических стран и многочисленные фирмы-аутсайдеры, - с другой.
Одним из спорных вопросов является
вопрос о «географической
Двусторонние договоры, которые уже заключены не решают проблему Каспия, т.к. все 5 государств не хотят решать проблему таким образом, но даже если бы двусторонние договоры заключили все 5 государств, то 7 или 10 двусторонних договоров не могут обеспечить стабильности большей, чем это сделал бы единый договор.
Каспийское море является самым большим из «закрытых» морей. Его длина 1160 км, а ширина 330 км. Площадь моря превышает 42914 км². Протяженность берегов по периметру свыше 6400 км. Каспий - это один из важнейших рыбопромышленных водоемов Евразии. Но основным, стратегически важным для энергетической политики прикаспийских государств, богатством Каспия является углеводород и нефть. К примеру, только Казахстан на шельфе Каспия имеет месторождения нефти, равнозначные 10 Тенгизским месторождениям, а это 1 миллиард тонн к 10 миллиардам тонн. По запасам нефти Каспийское море уступает Персидскому заливу, но превышает Северное море в два раза. Добыча нефти – только одна часть программы освоения каспийского шельфа. Другая часть – доставка минеральных ресурсов Каспия на мировые рынки. К 2011 г. Азербайджан планирует экспортировать ежегодно 100 млн. тонн нефти, а Казахстан 25-30 млн. тонн. Доставку каспийской нефти планируется осуществлять:
- к черноморским портам России;
- к черноморским портам Грузии;
-
к средиземноморским портам
- в Персидский залив;
- в Европу;
- к тихоокеанским портам Китая.
Нетрудно предположить, что между владельцами трубопроводов, танкеров, цистерн идет отчаянная борьба. Никто не хочет упустить своей доли от нефтебизнеса. Вкратце, суть проблемы заключается в следующем: разработанных месторождений больше на Севере, и чем южнее, тем их меньше. Как поделить границу, чтобы все остались довольны? Ответ на этот вопрос заинтересованные государства ищут уже почти 20 лет. Очень уж востребованы оказались эти богатства. России, Казахстану и Азербайджану все-таки удалось оформить тройственное соглашение по Каспию по принципу «срединной линии», но такая схема не устраивает Туркменистан и Иран. Особенно упорствует Тегеран, ведь ему тогда достается только 13-14% площади Каспия, причем именно те проценты, где меньше всего месторождений. Он же хочет поделить море по справедливости, то есть поровну на всех. Выходит по 20% воды и дна каждой прикаспийской державе, независимо от протяженности ее береговой линии. На это не согласен Азербайджан с Туркменистаном, в районе Южного Каспия между ними остается спор по поводу крупных нефтегазовых месторождений. Получается замкнутый круг.
Именно поэтому, документом, регулирующим порядок использования богатств Каспия в интересах каждой из прикаспийских стран, должна стать Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, которая будет определять, чем является Каспий - «морем» или «межнациональным озером», и как его разграничить.
В данной курсовой работе были рассмотрены основные типы нефтяных контрактов и как вывод, можно сказать следующее: до начала 1970-х годов нефтегазовые компании во всех странах мира работали на основании исключительных лицензий или контракта на право разработки месторождения. Исключительные лицензии предоставлялись владельцем нефти и газа на месте (им может быть как государство, так и частные владельцы, как например, в США) юридическому лицу, обладающему необходимой квалификацией и финансовыми возможностями и предоставляет держателю (лицензиату) право добычи ресурса из месторождения. Собственность на добытый ресурс переходит к лицензиату с того момента, когда нефть начинает поступать в скважину, пробуренную последним, до истечения срока лицензии.
Сравнительно новой формой договорного соглашения между зарубежной нефтегазовой компанией и государственным предприятием (государственной стороной) являются соглашения о разделе продукции (СРП).
Прорыв в области
Нефтяной бизнес является одним из основных источников дохода страны, поэтому, его развитие имеет огромное значение. Поскольку в этой области существуют многие рисков, чтобы защищать интересы каждой стороны, нужно подписать контракты для обеспечения точных деталей и правовой специфики обязательств государства и контрактор.
Информация о работе Международно-правовые аспекты договорных отношений в сфере нефтебизнеса