Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 00:30, курсовая работа
В начале 70-х годов позиции международного нефтяного картеля, ранее безраздельно господствовавшего на рынке нефти, заметно ослабли в результате перехода контроля над добычей основной массы нефти, поступающей в каналы международной торговли, к государствам - членам ОПЕК. Во-первых, изменился характер договорных отношений между ТНК и правительствами принимающих стран; во-вторых, с обеих сторон резко расширилась номенклатура, следовательно, увеличилось количество субъектов указанных договорных отношений: в их число в 70-е годы вошли государственные и смешанные компании нефтедобывающих стран, с одной стороны, государственные компании капиталистических стран и многочисленные фирмы-аутсайдеры, - с другой.
Нефтяной бизнес - это
сфера отношений, требующая серьёзной
и профессиональной правовой поддержки.
Во взаимоотношениях субъектов хозяйственной
деятельности этой отрасли постоянно
возникает множество
На протяжении подавляющей части XX столетия главенствующую роль в капиталистическом нефтяном хозяйстве играли семь крупнейших транснациональных компаний: "Эксон", "Ройал Датч-Шелл", "Бритиш петролеум", "Галф ойл", "Тексако", "Мобил ойл", "Стандард ойл оф Калифорниа" ("Сокал"). Занимая господствующие позиции в добыче нефти, эти компании держали полностью под своим жестким контролем ее транспортировку, переработку и сбыт.
До начала 70-х годов
договорные отношения между нефтяными
компаниями и правительствами
В начале 70-х годов позиции международного нефтяного картеля, ранее безраздельно господствовавшего на рынке нефти, заметно ослабли в результате перехода контроля над добычей основной массы нефти, поступающей в каналы международной торговли, к государствам - членам ОПЕК. Во-первых, изменился характер договорных отношений между ТНК и правительствами принимающих стран; во-вторых, с обеих сторон резко расширилась номенклатура, следовательно, увеличилось количество субъектов указанных договорных отношений: в их число в 70-е годы вошли государственные и смешанные компании нефтедобывающих стран, с одной стороны, государственные компании капиталистических стран и многочисленные фирмы-аутсайдеры, - с другой.
Рассмотрим четыре вида подхода к определению собственности на сырую нефть.
Американская модель: собственности
и несобственности. Собственность
делиться на абсолютную собственность
и квалифицированную
Теория квалифицированной
собственности, разработанная в
штатах Калифорния, Оклахома, Луизиана
и Индиана, характеризует права
по отношению к нефти скорее как
право занять землю и взять
часть ее или то, что она производит.
Различив между этими двумя теориями
очевидно: в соответствии с первой,
вся нефть является собственностью
землевладельца до тех пор, дока он
не будет лишен ее в результате
задействования, «Права завладения»; согласно
второй теории, землевладелец наделен
правом собственности в отношении
доступа к нефти, но собственность
возникает только тогда, когда она
сведена к обладанию
В настоящее время США
остаются почти единственной страной,
где практикуется такой уникальный
подход к вопросам собственности.
В других же европейских странах, таких
как например Соединенное Королевство
действует «вотчинная система» (домениальная),
т.е. такая система, где государство обычно
заявляет свои суверенные права на сырую
нефть, находящуюся в недрах, а землевладельцы,
давая разрешение на использование своей
земли для добычи нефти, получают прибыль.
Так же существует исламский
подход к собственности, который
зависит от юридической школы. Согласно
подходу, принятому в школе Малика,
все природные богатства
В некоторых странах практикуется смешанная система, т.е. правовые рамки установлены, но в них содержатся положения, благодаря которым можно путем переговоров прийти к соглашению по некоторым важным вопросам (например, обязательства по выполнению работ). В эту группу стран входят Норвегия и Нидерланды. Смешанный подход находит все больше сторонников, так как обеспечивает минимальную уверенность и последовательность, а также установленный статусный минимум, касающийся условий, но в то же время обеспечивает удовлетворительную степень свободы действий и переговоров, возможность соревноваться компаниям друг с другом при предложении условий лучших, чем минимальные. Правительство со своей стороны получает возможность предоставлять льготы в обмен на ценные уступки со стороны компаний.
Согласно законодательству,
право на сырую нефть принадлежит
Государству, которое обеспечивает
полный диапазон государственных полномочий
и свободу действий в области
выдачи лицензий, создания государственных
органов и государственных
Под контрактом понимается двусторонняя (или многосторонняя) законная трансакция, в которой две стороны (или много сторон) согласились на определенные взаимные обязательства. Основополагающими принципами контрактных обязательств являются:
Виды нефтяных соглашений и контрактов всегда должны рассматриваться в контексте правовых рамок принимающей страны и учитывать интересы Принимающего правительства и нефтяных компаний.
Цели государства хозяина:
Цели нефтяных компаний:
Очевидно, что существует определенная взаимность интересов, которая должна быть адекватно отражена, ори разработке нефтяного соглашения. Принимающая страна при этом ведет конкурентную борьбу за получение иностранного капитала, инвестируемого в предприятие, что связано с риском, и поэтому ей следует создать стимулы для привлечения капвложений со стороны нефтяных компаний при одновременной защите долгосрочных интересов государства.
Все действующие в настоящее
время в мировой
Принципиальное различие между ними заключается в том, что в случае концессии принимающее государство (собственник недр) уступает право собственности на них концессионеру (физическому или юридическому лицу), а при подрядном соглашении (контракте) – оставляет эти права за собой.
Регламентация прав и обязанностей сторон может осуществляться либо общим законодательством, действующим в стране, либо специальным нефтяным законодательством, которое по степени жесткости правовых ограничений инофирмы может быть отнесено к одному из трех следующих типов.
Система жестких правовых ограничений предельно подробно определяет права и обязанности сторон в соответствии с действующими в стране видами нефтяных соглашений независимо от условий конкретной сделки. Правительство непосредственно не вправе изменить условия соглашений; для их пересмотра требуется специальное решение высших законодательных органов принимающей страны.
Система гибких правовых ограничений
предоставляет правительству
Система индивидуальных правовых ограничений не оговаривает законодательно условия соглашений, предоставляя сторонам при их заключении в каждом конкретном случае наибольшую свободу. Условия конкретного соглашения законодательной силы за его пределами не имеют.
Различают концессии традиционного типа и модернизированные, причем последние можно подразделить на концессии с обычным и с прогрессивным налогообложением.
Контракты в свою очередь делятся на контракты о разделе продукции и на контракты на предоставление услуг (в том числе с риском и без риска). Контракты о разделе продукции («продакшн шеринг») бывают как с разделом добычи после вычета издержек инофирмы, так и с прямым разделом добычи, причем последние также распадаются на две группы: с налогообложением доли инофирмы и без него. Среди контрактов на предоставление услуг с риском следует различать две разновидности: с риском распределяемым и не распределяемым между сторонами. Многообразие контрактов на предоставление услуг без риска включает контракты на предоставление технической помощи, управление предприятием, сдачу объекта «под ключ» (причем как соглашения о наличной продукции, так и о наличном рынке сбыта), компенсационные соглашения – промышленные и коммерческие. В рамках каждого соглашения перечисленного типа могут быть образованы совместные предприятия.
Контракт типа «раздел
продукции» (СРП) предусматривает твердый
принцип раздела добытой нефти,
остающейся после покрытия издержек,
размер которых ограничен
Первый контракт о разделе продукции был заключен национальной нефтяной компанией Индонезии ПЕРМИНА (сейчас ПЕРТАМИНА) в августе 1966 г. и нашел широкое распространение.
Основными элементами соглашения о разделе продукции являются следующие:
– представителем принимающей страны выступает правительство в лице своей государственной нефтяной компании;
– непосредственное участие принимающей страны осуществляется обычно путем создания государственной нефтяной компанией совместного с инофирмой предприятия;
– во многих странах условия участия государства в соглашении остаются открытыми до обнаружения коммерческих запасов нефти;
– весь риск поисково-разведочных работ (ПРР) возлагается на компанию-подрядчика, которой затраты на эти работы не возмещаются, если в оговоренные в соглашении сроки коммерческие запасы не будут обнаружены;
– контрактор полностью финансирует поисково-разведочные работы, обустройство и эксплуатацию открытых месторождений;
– в случае обнаружения коммерческих запасов контрактору компенсируются его затраты на ПРР, обустройство и эксплуатацию частью добычи с этого месторождения, так называемой компенсационной нефтью. Доля «компенсационной» нефти в добыче оговаривается в контракте. В первых индонезийских контрактах о разделе продукции максимальная доля «компенсационной» нефти в добыче не должна была превышать 40%. В настоящее время в большинстве стран, применяющих данный тип соглашений, эта доля обычно колеблется в пределах 20–50%, хотя в некоторых из них (Малайзия) может быть и менее 20%, а в других (Филиппины) превышать 50%. При этом доля «компенсационной» нефти, как правило, будет выше в районах с более сложными природными условиями и может быть поставлена в зависимость от уровня добычи;
Информация о работе Международно-правовые аспекты договорных отношений в сфере нефтебизнеса