Международные конфликты: понятие, причины, средства и методы урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Основными принципами международного права при разрешении конфликта являются поддержание мирных и добрососедских отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису. В случае если спор, конфликт или кризис всё же возникает, в силу вступают два других взаимосвязанных принципа поведения: воздерживаться от использования силы или угрозы силой для навязывания другой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём. В то же время принимается в расчёт и дополнительные международные правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности. В таких мероприятиях, в качестве первого шага к урегулированию спора или предотвращению его осложнения, государство уведомляет другую сторону в споре о том, что возникшая ситуация может нарушить существующие между ними дружественные отношения, и предлагает другой стороне обменяться мнениями по данному вопросу.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Международный спор. 7
1.1 Понятие международного спора. 7
1.2 Международно-правовые средства решения споров с примерами. 9
Глава 2.Международные конфликты: понятие, причины, средства и методы урегулирования. 23
2.1 Понятие и причины возникновение международных конфликтов. 23
2.2 Средства урегулирования международных конфликтов с примерами. 26
Заключение 33
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 74.96 Кб (Скачать файл)

 Государства-члены ООН приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п. 1 ст. 1).

 Механизм реализации  принципа мирного разрешения  международных споров существует  в виде системы международно-правовых  средств такого урегулирования. Согласно ст. 33 Устава ООН, государства,  участвующие в любом споре,  продолжение которого могло бы  угрожать поддержанию международного  мира и безопасности, должны прежде  всего стремиться разрешить спор  путем «переговоров, обследования(=следственные комиссии), посредничества, примирения(=согласительные комиссии), арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». В приведенной статье названы почти все известные на сегодняшний день средства мирного разрешения споров. Не упомянуты лишь «добрые услуги».

Переговоры.

Это наиболее доступное, гибкое и эффективное средство мирного  разрешения споров, играющее ведущую  роль среди других мирных средств. Это  обусловлено тем, что конкретные цели, состав участников, уровень представительства  на переговорах, их организационные  формы и прочие процедурные вопросы  согласовываются самими спорящими  сторонами. В соответствии с основными  принципами и нормами современного международного права переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей  нарушение суверенной воли заинтересованных сторон. Независимо от предмета переговоров  они должны начинаться и протекать  без каких-либо предварительных  ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз. Позитивный исход переговоров может выразиться либо в непосредственном разрешении спора по существу, либо в достижении договоренности о применении иного мирного средства разрешения спора. Однако если переговоры не привели к определенному соглашению, стороны обязаны продолжить поиск путей взаимоприемлемого урегулирования разногласий. Правила ведения непосредственных переговоров, которые могут быть как двусторонними, так и многосторонними, до настоящего времени не получили нормативного закрепления в каком-либо многостороннем международном договоре. Как показывает современная практика, подобные переговоры проходят следующие основные стадии: выдвижение инициативы проведения переговоров в связи с возникшим спором (конфликтом) со стороны одного из участников такового или же со стороны группы государств; достижение договоренности между спорящими относительно деталей переговорного процесса (время, место, уровень представительства); выработка процедуры ведения переговоров; собственно переговоры; принятие согласованного в ходе переговоров акта.

Консультации сторон. Как  средство мирного урегулирования споров стали применяться после второй мировой войны, получив международно-правовое закрепление в большом числе  двусторонних и многосторонних соглашений. Консультирующиеся стороны могут  заранее устанавливать периодичность  встреч, создавать консультативные  комиссии. Указанные особенности  консультаций способствуют поиску компромиссных  решений спорящими сторонами, непрерывности  контактов между ними, а также  реализации достигнутых договоренностей  в целях предупреждения возникновения  новых споров и кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную  функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а  также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими  сторонами договоренности о применении других средств урегулирования. Можно  считать, что консультации являются разновидностью переговоров.

Совет Безопасности ООН в  случае возникновения спора или  ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята  сторонами. Споры юридического характера  должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд (ст. 36 Устава ООН). Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными» (ст. 40). Эти временные меры не должны наносить ущерб правам, притязаниям  или положению заинтересованных сторон. В практике ООН применялись  такие временные меры, как создание полностью или частично демилитаризованных зон, замораживание притязаний сторон, отвод войск, проведение временных  демаркационных линий. Применение временных  мер с участием ООН в кризисных  районах обычно осуществлялось уже  после начала конфликта. В настоящее  время стоит задача планирования временных мер на случай непредвиденного  развития обстоятельств (например, в  условиях национального кризиса) по просьбе правительства или всех заинтересованных сторон или с их согласия, а также при возникновении межгосударственных споров.

 В главе VIII Устава  ООН говорится о возможности  существования «региональных соглашений  или органов для разрешения  таких вопросов, относящихся к  поддержанию международного мира  и безопасности, которые являются  подходящими для региональных  действий, при условии, что такие  соглашения или органы и их  деятельность совместимы с целями  и принципами Организации» (ст. 52)

 Устав не связывает  действия региональных органов  по урегулированию международных  споров с их компетенцией, зафиксированной  в статутах этих органов. Он  лишь обусловливает их соответствием Уставу ООН. Уставы региональных международных организаций, как правило, включают принцип мирного урегулирования споров.

 В последнее время  наблюдается активное участие  региональных экономических организаций  в усилиях по мирному урегулированию  споров. Это обусловлено тем, что  региональные экономические организации  в ряде случаев являются единственным  организационным форумом для  ведения переговоров в рамках  соответствующей группы государств.

 Первоначально рассмотрение  проблемы мирного урегулирования  споров в рамках СБСЕ основывалось  на проекте конвенции о европейской системе мирного урегулирования споров, внесенном Швейцарией в 1973 году. Проект предполагал использование обязательного арбитража практически в отношении всех возможных категорий споров. Совещание экспертов СБСЕ по мирному урегулированию (Женева, 1992 г.) выработало окончательные рекомендации относительно системы мирного урегулирования споров в рамках СБСЕ, которые и были официально приняты Советом СБСЕ на Стокгольмской встрече 15 декабря 1992 г. Система складывается из четырех элементов: — Механизма СБСЕ по урегулированию споров; — Конвенции по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ (принята в Стокгольме); — Комиссии СБСЕ по примирению (положение принято в Стокгольме); — Положений о директивном примирении (приняты в Стокгольме).

 Положение о Комиссии  ОБСЕ по примирению, принятое  на Стокгольмской встрече, рассматривается  в качестве одной из возможностей, к которым могут прибегать  государства-участники на основе  специальных договоренностей или  на основе предварительных взаимных заявлений.

 Положением предусмотрено,  в частности, что государство-участник  может в любое время заявить,  что оно на условиях взаимности  согласится с процедурой примирения Комиссии в отношении споров между ним и другими государствами-участниками.

 Согласно предписанию  раздела XIV данного положения,  государство-участник может также  сделать заявление, что либо  в общем порядке, либо в связи  с конкретным спором оно будет  считать обязательными, на условиях  взаимности, любые условия урегулирования, предложенные Комиссией.

 Положения о директивном  примирении предусматривают, что  Совет СБСЕ или Комитет старших  должностных лиц (КСДЛ) «могут  предписать двум любым государствам-участникам прибегнуть к процедуре примирения с целью оказания им содействия в разрешении спора, который они не смогли урегулировать в течение разумного периода времени». В указанном случае или Совет СБСЕ, или КСДЛ могут предписать сторонам передать спор на рассмотрение Примирительной комиссии.

Обследование (следственные комиссии).

Обследование — средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Следственная комиссия должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии.

 Стороны вправе назначать  особых агентов в качестве  своих представителей и посредников  между ними и комиссией, уполномоченных  излагать и поддерживать перед  нею интересы соответствующей  стороны. Заседания комиссии проводятся  при закрытых дверях, а материалы  являются секретными; допросами  свидетелей руководит председательствующий, а члены комиссии могут задавать им вопросы по существу рассматриваемого дела; решения принимаются комиссией по большинству голосов ее членов; окончательный доклад комиссии ограничивается установлением фактов, относящихся к существу спора, и не имеет характера третейского (арбитражного) решения. За сторонами сохраняется право воспользоваться выводами комиссии по своему усмотрению.

Примирение (согласительная комиссия).

 Как средство мирного  урегулирования споров примирение, в отличие от обследования, включает  не только выяснение фактических  обстоятельств, но и выработку  конкретных рекомендаций сторон. При применении согласительной  процедуры стороны, как и в  случае с обследованием, образуют  на паритетных началах международную  согласительную комиссию, которая  и вырабатывает свои рекомендации. Выводы согласительной комиссии  носят факультативный характер, то есть не являются юридически  обязательными для сторон, участвующих  в споре. Наиболее подробно  порядок создания и функционирования  согласительной комиссии изложен  в Акте о мирном разрешении  международных споров 1928 года, пересмотренном  Генеральной Ассамблеей ООН в  1949 году. В качестве международной  согласительной комиссии обычно  выступает Постоянная палата  третейского суда, на которую  подобная миссия возложена в  1937 г. решением Лиги Наций. Вышеизложенная процедура функционирования следственных комиссий осуществляется на базе Факультативных правил, принятых в 1996 г. Примирительные комиссии - одна из процедурных форм мирного урегулирования международных споров, предусматриваемая отдельными международными договорами, в том числе Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., ст. 85 которой предусматривает следующий порядок работы:

    • если спор не был разрешен в результате консультаций, то любое государство, участвовавшее в них, может передать спор в примирительную комиссию, сообщив об этом письменно организации, в которой оно представлено, и другим участникам консультаций;
    • комиссия формируется в составе трех членов, два из которых назначаются спорящими сторонами, а один является независимым от этих сторон председателем, избираемым двумя названными членами, причем в случае недостижения ими согласия по кандидатуре председателя таковой назначается главным должностным лицом Организации;
    • комиссия устанавливает свои собственные правила процедуры и принимает решения и рекомендации большинством голосов, причем при невозможности достижения единообразного понимания членами комиссии положений Конвенции 1975 г., она может рекомендовать Организации, если она на то уполномочена, запросить консультативное заключение Международного Суда ООН на этот счет;
    • в случае недостижения комиссией соглашения между сторонами в споре о разрешении такового в течение двух месяцев с момента назначения председательствующего, она должна в возможно более короткий срок подготовить и направить сторонам спора доклад о своей работе, содержащий заключения комиссии по фактам и вопросам правового характера, а также изложение сделанных сторонам рекомендаций по разрешению спора;
    • любые рекомендации комиссии не имеют обязательной силы для спорящих сторон до тех пор, пока все они не согласятся на принятие таких рекомендаций, причем, несмотря на это, любая из сторон имеет право в одностороннем порядке заявить о принятии ею рекомендации доклада, относящейся к ней.

 

 Таким образом, в  отличие от следственных комиссий, примирительные комиссии дают  толкование установленным фактам  и могут выносить рекомендации  в целях содействия разрешению спора.

Добрые услуги. В качестве действий не участвующей в споре стороны (государства, международной организации, известного общественного или политического деятеля), направленных на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны. Предложение добрых услуг не должно рассматриваться в качестве недружелюбного акта по отношению к спорящим сторонам. Оказывающий добрые услуги в самих переговорах по разрешению спора непосредственного участия не принимает. Добрые услуги нередко перерастают в посредничество.

Информация о работе Международные конфликты: понятие, причины, средства и методы урегулирования