Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:33, курсовая работа
Основными принципами международного права при разрешении конфликта являются поддержание мирных и добрососедских отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису. В случае если спор, конфликт или кризис всё же возникает, в силу вступают два других взаимосвязанных принципа поведения: воздерживаться от использования силы или угрозы силой для навязывания другой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём. В то же время принимается в расчёт и дополнительные международные правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности. В таких мероприятиях, в качестве первого шага к урегулированию спора или предотвращению его осложнения, государство уведомляет другую сторону в споре о том, что возникшая ситуация может нарушить существующие между ними дружественные отношения, и предлагает другой стороне обменяться мнениями по данному вопросу.
Введение 3
Глава 1 Международный спор. 7
1.1 Понятие международного спора. 7
1.2 Международно-правовые средства решения споров с примерами. 9
Глава 2.Международные конфликты: понятие, причины, средства и методы урегулирования. 23
2.1 Понятие и причины возникновение международных конфликтов. 23
2.2 Средства урегулирования международных конфликтов с примерами. 26
Заключение 33
Список литературы 36
Затухание конфликта - это временное прекращение противодействия при сохранении основных лежащих в основе конфликта противоречий. Причинами затухания могут быть: истощение ресурсов обоих сторон, потеря мотива к борьбе, переориентация интересов и мотивов спорящих сторон. Затухание конфликта может происходить как по объективным причинам, т.е. без участия или особого волеизъявления сторон, так и по субъективным, т.е. зависящим от воли сторон, с их участием (например, стороны постепенно теряют мотивы к борьбе, переориентируя свои цели на более значимые).
Как уже было упомянуто, разрешение конфликта в широком смысле включает в себя урегулирование конфликта, а в его узком понимании означает совместную деятельность его участников, направленную на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению, что отличается от урегулирования.
При урегулировании конфликта в устранении противоречия участвует третья сторона. Отличительным признаком разрешения и урегулирования конфликта является активность сторон конфликта или третьей стороны по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта. Третьей стороной в урегулировании конфликта в международном праве могут выступать любые субъекты международного права и их представители: государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, международные организации и др., наделенные соответствующей компетенцией (особенно это касается пределов правоспособности международных организаций и ее органов).
Особой формой разрешения и урегулирования является устранение – это такое воздействие на конфликт его сторон или третьей стороны, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты: устраняются одна или все стороны конфликта, исключается взаимодействие оппонентов на длительное время, устраняется объект притязаний. Устранение может происходить мирным путем, например, путем самоустранения из конфликта одной из его сторон или добровольного отказа от права, когда одна из сторон решает добровольно отказаться от своего притязания17.
Таким образом, урегулирование, в том числе, устранение конфликта может проводиться с применением следующих традиционных для международного права методов:
По желаемости применения мирный способ урегулирования конфликтов обычно ставится на первое место. Под мирным разрешением (термин «разрешение» употребляется здесь в широком смысле и включает в себя урегулирование) понимается взаимно согласованное преодоление причин конфликта («Es ist darunter die einvernehmliche Beseitigung der Konfliktursachen zu verstehen»18). Ю.М. Колосов подчеркивает, что при мирном разрешении отсутствует применение принуждения в какой-либо форме19.
Исторически, силовые методы играли превалирующую роль в урегулировании конфликтов. Около половины кризисов20, исследованных в фундаментальном труде Бречера, Винкельфельда и Мозера разрешались именно силовым способом21. 15% кризисов в период с 1929 по 1979 годы были разрешены путем проведения милитаризованных акций без применения силы (non-violent military). Только в 16% кризисов были использованы переговоры – основное мирное средство разрешения международных споров. Экономические и иные меры без применения вооруженной силы и посредничество были использованы в 4% (1% и 3%) всех случаев.
Несмотря на кажущуюся
эффективность силовых методов
разрешения конфликтов, истинные противоречия
между государствами такими способами
в итоге не разрешаются. Более
сильное государство принуждает
слабую сторону конфликта принять
свою позицию по спорному вопросу. При
изменении соотношения сил на
международной арене
К иным способам разрешения (урегулирования) конфликтов ученые относят средства, в которых сила непосредственно не применяется, но используется для устрашения противника, или используются и мирные, и насильственные средства разрешения спора вместе:
По общему признанию ученых и политиков, наиболее оптимальным и эффективным средством урегулирования международных конфликтов по емкости затрачиваемых ресурсов, устойчивости положительного результата, а также единственными соответствующими международному праву являются мирные средства.
Еще одной техникой урегулирования
спора, которую можно отнести
к первой группе иных средств, является
голосование, которое применяется
в демократических обществах, представители
которого правомочны разрешать определенные
споры принятием решения
Одним из примеров преобразования уже известных средств является наделение комиссии по примирению полномочием принятия обязательных для сторон решений24. Примером соглашения между государствами, когда выводы, предложения комиссии по примирению становятся обязательными для государств, является Договор об учреждении Организации государств восточного карибского бассейна (the Treaty Establishing the Organisation of Eastern Carribean States) 1981 года, ст. 14(3) которого устанавливает, что любое решение или рекомендация Комиссии по примирению в решении спора должно быть окончательным и обязательным для государств-членов. Другим примером являются ситуации, когда государства заранее соглашаются с предложениями посредника25.
Комбинирование из двух или
более известных средств
Ученые утверждают, что за последние 5,5 тыс. лет человечество жило в мире максимум 300 лет течение этих 55 веков на нашей планете произошло 14,5 тыс. войн (из них две мировые), в которых погибло в 3.600.000.000 человек. За годы, прошедшие после окончания Второй мировой войны, в мире произошло более 250 войн, в которых участвовали более 90 государств, а человеческие потери составили более 35 млрд.
Несмотря на то, что в середине XX в возникла определенная тенденция к снижению общего количества конфликтов на планете (так, если 1989 г насчитывалось 36 крупных вооруженных конфликтов в 32 районах мира, а 1995 г их было 30 в 25 районах), проблему их мирного урегулирования не снят с повестки дня. Более того, конец XX и начало XXI века ознаменовались рядом серьезных международных кризисов, которые в совокупности существенно усиливают международное напряжение (Косово, Чечня, Афганистан, Ирак и др.). Хотим мы этого или нет, в развитии мирового сообщества существовали и будут существовать проблемы. Важно, как их решают. Есть способы их разрешения: через насилие, вооруженные конфликты, или мирными переговоры.
Сколько существуют международные
отношения, столько существуют и
проблемы, спорные вопросы между
государствами. В этой работе рассматривалась
эволюция процесса разрешения международных
споров. Если Гаагские конвенции 1899 и 1907гг.
предусматривали право
Международное право регулирует и такое состояние отношений между государствами как война. Оно устанавливает не только правила ведения войны, которые включают в себя статус участников боевых действий, гражданского населения, методы и средства ведения войны, но и те последствия, которые наступают вследствие нарушения субъектом международного права существующих норм (международно-правовая ответственность).
Р. Арон был глубоко убеждён в том, что внешняя политика может опираться только на силу. Сила по Арону разделялась на несколько составляющих: он различал «силу» как совокупность военных, экономических и моральных факторов, «власть», осуществляемую государственными органами в пределах своей территории, и «могущество», как способность данной страны навязывать свою волю другим.
Арон противопоставлял психологию индивида волевым устремлениям государства. Каждый индивид хочет жить в мире, но допускает ситуацию, когда он может пойти на риск смерти. Государство же хочет, чтобы им восхищались, боялись его.
Французский социолог считает, что человечество сможет полностью отказаться от войн только при выполнении таких условий:
Говорить о стабильности в мире, который по мнению одних политологов стал однополюсным, а по мнению других – многополюсным, пока не приходится. Равновесие, которое существовало раньше уже сломлено, в результате этого пришли в действие различные силы. Некоторые политологи утверждают, что XXI век превратится в противостояние “Север-Юг”, которое будет выражаться в конфликтах между развитыми государствами и странами «третьего мира», где уровень экономики довольно низок, численность населения заметно растёт. «Демографическое давление» может легко толкнуть их правителей на действия, которые могут привести к международным конфликтам, т.е. создаётся опасность региональных конфликтов и именно предотвращение таких конфликтов – основная задача мировой политики на данный момент.
Информация о работе Международные конфликты: понятие, причины, средства и методы урегулирования