Международные механизмы защиты прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 14:30, реферат

Описание работы

Международная защита прав человека является одной из важнейших отраслей современного международного права. Ее становление складывалось не просто. История защиты прав человека уходит далеко в прошлое. Первые нормы, регулирующие правовой статус индивида, присутствовали в национальных законодательствах Древнего Рима и Древней Греции, в Англии в период феодализма (Великая Хартия вольностей 1215 года, акт о лучшем обеспечении свободы поданного и о предупреждении заточений за морями 1679 года, Билль о правах 1689 года), в США ( Декларация независимости 1776 года, Конституция США 787 года, билль о правах 1789 года), во Франции в результате достижений Великой французской революции (Декларация прав человека и гражданина 1789 года).

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Контрольные механизмы защиты прав ребенка...............................................5
1.1. Комитет по правам ребенка.............................................................................5
1.2. Тематические процедуры, непосредственно касающиеся защиты прав детей........................................................................................................................13
2. Национальные органы защиты прав детей.....................................................15
Заключение ...........................................................................................................21
Список использованной литературы ..................................................................23

Файлы: 1 файл

Фомина.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)


2

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

1. Контрольные механизмы защиты прав ребенка...............................................5

1.1. Комитет по правам ребенка.............................................................................5

1.2. Тематические процедуры, непосредственно касающиеся защиты прав детей........................................................................................................................13

2. Национальные органы защиты прав детей.....................................................15

Заключение  ...........................................................................................................21

Список использованной литературы ..................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Международная защита прав человека является одной из важнейших отраслей современного международного права. Ее становление складывалось не просто. История защиты прав человека уходит далеко в прошлое. Первые нормы, регулирующие правовой статус индивида, присутствовали в национальных законодательствах Древнего Рима и Древней Греции, в Англии в период феодализма (Великая Хартия вольностей 1215 года, акт о лучшем обеспечении свободы поданного и о предупреждении заточений за морями 1679 года, Билль о правах 1689 года), в США ( Декларация независимости 1776 года, Конституция США 787 года, билль о правах 1789 года), во Франции в результате достижений Великой французской революции (Декларация прав человека и гражданина 1789 года). Сама же концепция прав человека и основных свобод как категории появилась в XIII веке в Европе. Она была сформулирована в трудах таких известных мыслителей, как Гуго Гроций, Джон Локк, Эдмонд Бурк, в XIII же веке, получила свое развитие в трудах Томаса Пейна.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Роль в этом сыграли и последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения, и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки. В 1919 году Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. Комитет занимался разработкой мер, которые необходимо было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговле детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1924 году по предложению Международного союза спасения детей в Женеве Лигой Наций была принята Декларация прав ребенка. Декларация стала первым международно-правовым документом в области охраны прав и интересов ребенка и впервые сформулировавшая цели и принципы защиты прав ребенка. Но, к сожалению, декларация не смогла сплотить государства для международного сотрудничества в этой области, главным образом из-за отсутствия единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм.

Как составная часть защиты прав человека система международной защиты прав ребенка сложилась только после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Этот принцип был закреплен в преамбуле Устава этой организации.

10 декабря 1948 года генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина, в преамбуле к которой говорится, что признание человеческого достоинства, равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. 

В ходе дальнейшего развития прав человека произошло выделение в данной отрасли права отдельных институтов, одним из которых в современном международном праве является институт международно-правовой защиты прав ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КОНТРОЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА

 

1.1. Комитет по правам ребенка

Конвенция о правах ребенка предусматривает создание механизма контроля за выполнением государствами-участниками положений Конвенции. В соответствии со статьей 43(1) Конвенции учреждается Комитет по правам ребенка "в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с Конвенцией".

Комитет состоит из 10 экспертов (сейчас рассматривается предложение об увеличении количества членов Комитета до 18 человек; однако для принятия этого предложения необходимо его одобрение Генеральной Ассамблеей (Генеральная Ассамблея одобрила его 21 декабря 1995 г. (A/RES/50/155)) и ратификация 2/3 государств — участников Конвенции (на 10 ноября 2000 г. данную поправку ратифицировало 93 государства (CRC/SP/30)). Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению. Каждый эксперт должен обладать высокими нравственными качествами и быть компетентным в области, охватываемой данной Конвенцией. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур (ст. 43(2, 3, 6)).

Комитет один раз в два года через Экономический и Социальный совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклады о своей деятельности (ст. 44(5)).

Согласно статье 43(8) Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры. На своей 1-й сессии (30 сентября—18 октября 1991 г.) Комитет выработал и принял Предварительные правила процедуры, касающиеся порядка его деятельности11. В них, в частности, было предусмотрено создание Предсессионной рабочей группы (п. 63 Правил процедуры Комитета по правам ребенка). Предсессионная рабочая группа проводит свои заседания в течение одной недели сразу по окончании каждой регулярной сессии Комитета. Ее главная задача — подготовка предварительного обзора докладов государств на следующую сессию Комитета, рассмотрение вопросов о технической помощи и международном сотрудничестве.

В Конвенции запланировано, что Комитет будет проводить одну ежегодную сессию (ст. 43(10)). Однако, в связи с быстрой ратификацией Конвенции государствами, Комитет в своих Правилах процедуры одобрил проведение двух ежегодных сессий (п. 2 Правил процедуры), а затем во время своей 5-й сессии (10—28 января 1994 г.) принял решение об увеличении своих ежегодных сессий до трех. Кроме очередных сессий Комитет может собираться на специальные сессии (п. 3 Правил процедуры).

Имплементационный механизм Комитета по правам ребенка состоит из рассмотрения докладов государств — участников Конвенции и вынесения заключительных рекомендаций по этим докладам. Данная процедура дополняется координированием международного сотрудничества через оказание технического содействия и помощи государствам.

Процедура рассмотрения докладов

На основании статьи 44(1—3) государства-участники обязуются представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о процессе, достигнутом в осуществлении этих прав. Государство представляет первоначальный доклад в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для этого государства. Первоначальный доклад должен содержать детальную информацию о ситуации с правами детей в стране, включая в себя не только существующее законодательство в области охраны прав ребенка, но и тщательный анализ условий, в которых живут дети. Последующие периодические доклады представляются государством через каждые пять лет. В них должна содержаться информация об изменениях, которые произошли со времени представления предыдущего доклада.

Согласно статье 44(6) государства должны обеспечить "широкую гласность своих докладов в своих собственных странах". Это принципиально новая черта имплементационного механизма Конвенции, позволяющая повышать достоверность докладов и получать Комитету более полное представление о реальном положении дел. Кроме этого, государства обязаны "широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей".

Для помощи государствам в подготовке своих докладов Комитет разработал Общие руководящие указания, касающиеся их формы и содержания13. В Руководящих указаниях, касающихся первоначальных докладов, Комитет вместо постатейного отчета предложил государствам представить информацию по тематическим группам:

— общие меры по имплементации Конвенции (стст. 4, 42, 44(6));

— определение понятия "ребенок" (ст. 1);

— общие принципы благополучия ребенка: право на жизнь (ст. 2), недискриминация (ст. 3), наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст. 6), свободное выражение ребенком своего мнения (ст. 12);

— гражданские права и свободы ребенка (стст. 7, 8, 13—17, 37(а));

—права ребенка в семье или в альтернативной окружающей обстановке (стст. 5, 9—11, 18(1, 2), 19—21, 25, 27(4), 39);

— здоровье и благополучие ребенка (стст. 6(2), 18(3), 23, 24, 26, 27(1—3));

— образование, отдых, участие в культурной жизни (стст. 28, 29, 31);

— меры по специальной защите детей (стст. 22, 30, 32—37, 39, 40).

Такой тематический подход был специально выработан Комитетом, чтобы подчеркнуть взаимозависимость и неделимость прав, закрепленных в Конвенции.

Периодические доклады также следуют тематической структуре. В них должна содержаться информация об изменениях, которые произошли со времени представления предыдущего доклада.

Процесс рассмотрения Комитетом докладов стран — участниц Конвенции состоит из двух стадий. Первоначально доклад рассматривается на заседаниях Предсессионной рабочей группы. На заседания Рабочей группы Комитет может приглашать международные и национальные неправительственные организации, которые могут представлять свои доклады, комментировать официальные доклады государств. Рассматривая доклад, Рабочая группа составляет список вопросов, требующих уточнения, затем направляет их государству, прося письменно ответить на них до официального рассмотрения доклада этой страны в Комитете. Затем на очередной сессии Комитета рассматривается официальный доклад государства в присутствии представителя данной страны.

После рассмотрения каждого конкретного доклада Комитет выносит заключительные замечания. Как указано в статье 45(d), Комитет может вносить предложения и рекомендации общего характера, основанные на информации, получаемой в соответствии со статьями 44 и 45 Конвенции. Такие предложения и рекомендации общего характера посылаются любому заинтересованному государству-участнику и сообщаются Генеральной Ассамблее. Они могут сопровождаться замечаниями государств-участников, если таковые имеются. В своих заключительных замечаниях Комитет всегда придерживается следующей структуры: введение; позитивные аспекты; факторы и трудности, влияющие на имплементацию Конвенции; основные положения, вызывающие озабоченность; предложения и рекомендации.

В 1993 г. Беларусь, согласно статье 44(1а) Конвенции, представила первоначальный доклад о принятых ею мерах по реализации положений Конвенции Комитету по правам ребенка14. Комитет на своей 5-й сессии в январе 1994 г. рассмотрел первоначальный доклад Беларуси и принял заключительные замечания, в которых содержались предложения и рекомендации относительно повышения эффективности защиты прав детей в государстве. В частности, Комитет рекомендовал подготовить национальный план действий в интересах детей; учредить постоянный орган контроля за осуществлением прав ребенка; обратиться за технической помощью к Детскому фонду ООН, Всемирной организации здравоохранения, Центру по правам человека и другим заинтересованным организациям. В 1999 г. в соответствии со статьей 44(1b) Беларусь представила первый периодический доклад Комитету по правам ребенка. Однако в связи с перегруженностью и нехваткой времени Комитет перенес его рассмотрение на свою 30-ю сессию, которая состоится в мае—июне 2002 г.

На 2-й сессии (28 сентября—9 октября 1992 г.) членами Комитета была учреждена процедура принятия срочных мер. Процедура срочных мер должна применяться в случае возникновения серьезной ситуации, т. е. когда существует опасность возможных дальнейших нарушений прав детей и необходимо предотвратить ухудшение положения. При этом Комитет подчеркнул, что вопрос о срочных мерах будет рассматриваться им лишь в отношении тех прав ребенка, которые предусмотрены в Конвенции, и в отношении стран, признавших юрисдикцию Комитета. О ситуациях, которые оправдывают применение данной процедуры, Комитет должны информировать органы Организации Объединенных Наций и другие компетентные органы (в том числе и неправительственные организации). Комитет может также рассматривать вопрос о таких ситуациях ex officio, полагаясь на точную и надежную информацию.

Процедура принятия срочных мер рассматривается Комитетом как часть обязательства государства по представлению доклада: Комитет в любое время может запрашивать у соответствующего государства доклад об осуществлении конкретных положений Конвенции или другую дополнительную информацию, имеющую отношение к имплементации Конвенции. Он может также вынести предложение о поездке в соответствующую страну. Если необходимо принятие срочных мер, Комитет ведет диалог с соответствующим государством о прекращении или предотвращении ситуаций, связанных с явными нарушениями прав ребенка.

Если ситуация связана с вопросами, входящими в сферу деятельности другого компетентного органа, то Комитет может передать этот вопрос на рассмотрение этому органу. Так, в ноябре 1993 г. в рамках процедуры срочных мер правительство Югославии попросило Комитет рассмотреть нарушения прав ребенка в стране как следствие санкций, наложенных ООН. Комитет передал дело Специальному докладчику по бывшей Югославии, ссылаясь на факт, что он не имеет достаточной информации для его рассмотрения.

Информация о работе Международные механизмы защиты прав ребенка