Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 14:30, реферат
Международная защита прав человека является одной из важнейших отраслей современного международного права. Ее становление складывалось не просто. История защиты прав человека уходит далеко в прошлое. Первые нормы, регулирующие правовой статус индивида, присутствовали в национальных законодательствах Древнего Рима и Древней Греции, в Англии в период феодализма (Великая Хартия вольностей 1215 года, акт о лучшем обеспечении свободы поданного и о предупреждении заточений за морями 1679 года, Билль о правах 1689 года), в США ( Декларация независимости 1776 года, Конституция США 787 года, билль о правах 1789 года), во Франции в результате достижений Великой французской революции (Декларация прав человека и гражданина 1789 года).
Введение...................................................................................................................3
1. Контрольные механизмы защиты прав ребенка...............................................5
1.1. Комитет по правам ребенка.............................................................................5
1.2. Тематические процедуры, непосредственно касающиеся защиты прав детей........................................................................................................................13
2. Национальные органы защиты прав детей.....................................................15
Заключение ...........................................................................................................21
Список использованной литературы ..................................................................23
Для эффективной деятельности омбудсмена необходимо, как минимум, соблюдение следующих условий:
1) независимость омбудсмена: невмешательство правительства в его деятельность; свобода выражения своих взглядов по поводу влияния проводимой государственными органами политики на положение детей; право самостоятельно определять направления деятельности своего ведомства. Это условие трудноосуществимо в случаях, когда ведомство по правам ребенка создается исполнительным органом власти и подотчетно ему. Отсутствие ведомственной независимости является серьезным препятствием в ситуации, когда требуется оспорить правительственную политику и практику, особенно если это касается министерства, в состав которого входит данная служба;
2) непосредственный контакт с детьми: человек, занимающий этот пост, должен быть легкодоступен для детей, информация о его работе должна излагаться языком, рассчитанным на детей, и распространяться через средства массовой информации.
Как показывает опыт государств, создавших у себя институты уполномоченных по правам ребенка, наличие данных институтов является важным механизмом защиты прав и интересов детей. В первую очередь потому, что они являются независимыми органами, наделенными правом выступать от имени детей и одновременно сосредоточивающими свою деятельность исключительно на защите их интересов.
В Республике Беларусь Указом Президента № 106 от 18 марта 1996 г. создана Национальная комиссия по правам ребенка. Ее задачами являются: 1) осуществление в республике государственной политики в отношении детей; 2) контроль за соблюдением прав детей, закрепленных в Конвенции и белорусском законодательстве; 3) координация деятельности государственных органов и общественных организаций по защите прав и интересов детей; 4) разработка и внесение в установленном порядке президенту и правительству программ поддержки детей; 5) утверждение национальных докладов по вопросам защиты прав детей, представляемых на рассмотрение Комитета ООН по правам ребенка; 6) координация разработки и принятия законодательных и иных нормативных актов по вопросам защиты прав и интересов детей; 7) проведение мероприятий в поддержку детей, оказавшихся в экстремальных ситуациях; 8) широкое информирование детей, родителей, общественности о соблюдении Конвенции ООН о правах ребенка, Закона "О правах ребенка" и иных нормативных актов, изучение их в учебных заведениях.
Национальная комиссия имеет право проверять деятельность министерств, других центральных и местных органов управления, общественных объединений по соблюдению Конвенции ООН о правах ребенка и белорусского законодательства, касающуюся защиты прав и интересов детей; по мотивированному запросу получать от министерств, других республиканских органов государственного управления и органов местного управления, общественных объединений сведения и данные, имеющие отношение к правам и интересам детей.
Исходя из определения, данного выше, Национальная комиссия не может считаться омбудсменом. Это признается и Комиссией, так как ею самой был поставлен вопрос о введении поста омбудсмена по правам детей в республике. При содействии Представительства Детского фонда (ЮНИСЕФ) в Беларуси в июле 1998 г. был проведен "круглый стол" по вопросу о необходимости введения в республике поста омбудсмена по правам ребенка. По его результатам Национальная комиссия поручила Национальному институту образования подготовить проект закона об уполномоченном по правам ребенка. Еще один проект подготовлен Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь: закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" с разделом об уполномоченном по правам ребенка. Сейчас данный вопрос находится в стадии обсуждения по следующим направлениям: какая модель, структура какого органа будет наиболее подходящей для Беларуси, из каких источников он будет финансироваться, если учесть сложную экономическую ситуацию в республике.
Заключение
На международном уровне существует достаточно много процедур и механизмов, которые прямо или косвенно касаются защиты прав ребенка. Однако, несмотря на относительно большое количество таких органов, именно их многочисленность создает определенные трудности для эффективной охраны прав детей. Большинство из них редко используется для непосредственной защиты прав ребенка зачастую в силу того, что правозащитным организациям, отдельным лицам и даже органам государства трудно сориентироваться в множественности их функций и соответственно в применимости того или иного механизма к данному нарушению прав ребенка (и это в том случае, если они вообще знают о существовании этих органов). Кроме того, такие органы часто характеризуются дублированием друг друга в одних вопросах и отсутствием координации в других (что особенно характерно для конвенционных контрольных механизмов). Не вдаваясь в дискуссию о повышении эффективности всей международной системы по охране прав человека и ее реорганизации хотелось бы подчеркнуть следующее.
На взгляд многих исследователей, было бы желательным привести меры по имплементации прав ребенка в соответствие с уже существующими стандартами в области защиты прав человека путем внедрения в Конвенцию о правах ребенка механизма рассмотрения межгосударственных и индивидуальных жалоб по поводу нарушения государством ее положений. Это может быть осуществлено в виде разработки и принятия дополнительного протокола к Конвенции, закрепляющего за Комитетом по правам ребенка такую функцию. Аргумент в пользу такого протокола может быть подкреплен недавним принятием Дополнительного протокола о рассмотрении индивидуальных жалоб к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Право на индивидуальную петицию закреплено и в Африканской хартии прав и благополучия ребенка, где признается, что Комитет по правам и благополучию ребенка может получать жалобы от любого лица, группы лиц или неправительственной организации о нарушении предусмотренных Хартией прав. В настоящее время по этому же вопросу ведется разработка дополнительного протокола к Пакту об экономических, социальных и культурных правах.
Было бы целесообразным предусмотреть также создание специального внедоговорного органа, который бы предотвращал нарушения и защищал права ребенка вне зависимости от участия государства в том или ином международном соглашении. В настоящее время поступают различные предложения о введении поста международного омбудсмена по правам ребенка как в рамках Организации Объединенных Наций, так и вне ее системы. Однако более приемлемым вариантом было бы, возможно, создание в рамках ООН постоянного поста Верховного комиссара по правам ребенка, по аналогии с уже положительно зарекомендовавшим себя Верховным комиссаром по правам человека. Одной из главных задач такого органа было бы раннее и быстрое реагирование на нарушения прав ребенка и предупреждение об этом органов ООН до того, как то или иное нарушение станет более распространенным. Для этого Верховный комиссар по правам ребенка мог бы, в частности, организовывать и проводить миссии по установлению фактов нарушения прав ребенка на территории государств с их согласия
Список использованных источников
1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июля 1945 года // Международное право в документах. М.,1982.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Международное право в документах. М.,1982.
3. Конвенция о правах ребенка от 22 ноября 1989 года // Вестник МИД СССР. 1990. №7.
4. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года // Международное право в документах. М., 1982.
5. Агушева Г.Г., Баданин Д. Защита прав ребенка: Международно-правовой аспект//Ювенальное право. -Архангельск: Поморский университет. 2005. С. 10.
6. Долинская Л.М. Права ребенка, охрана материнства и детства в международных документах// Цивилист № 4. М., 2008 г. С. 76.
7. Кравчук Н.В. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России// Государство и право. 2006. № 4. С.49.
8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. 1990. С.20.
9. Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения правовой защиты и поощрения прав ребенка//Московский журнал международного права. № 1. М., 2009. С. 83.
10. Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения правовой защиты и поощрения прав ребенка//Московский журнал международного права. № 1. М., 2009. С. 84-85.
11. Титова Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1. 2000 г. С. 47-48.
Информация о работе Международные механизмы защиты прав ребенка