Стариенко
Анатолий Павлович "Международные
морские перевозки" (КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА)
_________________________________________________________________________________________________________________
CoolReferat.com
С О Д Е Р Ж А Н И
Е
Введение
Сегодня
вопросы международного морского
права в Российской Федерации
приобретают новое значение. Так
как международное морское право это относительно молодая отрасль международного
права, то его нормы всё время изменялись,
унифицировались и совершенствовались.
Значение международного морского права
определяется той ролью, которую играет
Мировой океан. В настоящее время с ним
связаны большие надежды и тревоги человечества.
Мировой океан — это самая большая на
Земле транспортная артерия, по которой
перевозится большинство экспорта по
всему миру. Не зря отмечали, что тот, кто
владеет морем, тот и является властителем
мира. И поэтому море всегда являлось тем
«пирогом», который мечтали и мечтают
подчинить его своим интересам. На протяжении
многих столетий море было и объектом,
и местом бесчисленных конфликтов и кровопролитных
сражений. Оно и сейчас используется некоторыми
государствами для целей вооруженной
агрессии и подготовки войны. Война никогда
не должна быть способом решения международных
вопросов и споров, а решения этих проблем
должны искать различные государства
только мирным путем. Для этого и служат
нормы международного морского права,
а также международные морские организации.
Сегодня эта молодая отрасль права имеет
огромное значение в связи с постоянно
растущим количеством судов, перевозимых
на них товарах, а также с течением времени
меняются основные политические, экономические
и другие предпосылки, вынуждающие часто
менять и юридические нормы.
История
международного морского права
уходит своими корнями в глубокую
древность. Как только мореплавание
и торговля приобрели межгосударственный
характер, связали государства друг
с другом, возникла необходимость в регламентации
морских сношений.
Первоначально
стали появляться правила, касавшиеся
порядка перевозки грузов по
морю, найма судов, распределения
убытков в случае кораблекрушения,
пользования морскими причалами
и тому подобное. Число этих правил увеличивалось
вместе с ростом морской торговли, и они постепенно превращались в кодексы неписаных
правил, которые становились привычными
и соблюдались на практике и мореплавателями,
и купцами. Потом стали появляться межгосударственные
договоры, разрешавшие, а иногда, напротив,
запрещавшие подданным других стран плавать
в прибрежных морях или высаживаться на
их берегах. В последние 50 лет произошел
скачок в развитии международного морского
права. Были приняты и ратифицированы
многими государствами конвенции, которые
сейчас регулируют все законодательства,
связанные с морем и рекой, шириной территориального
моря и прибрежной полосы и так далее.
Так
что в современной России и
мире актуально изучение истории
международного морского права, чтобы улучшать и унифицировать
его, а также очевидно, что эта отрасль
должна всегда отвечать современным требованиям
международного права.
Глава 1. Экономическая система
судоходства.
Немаловажной проблемой в развитии мировой
экономики и международных экономических
отношений является вопрос о способности
и степени влияния на них морского транспорта.
Морской транспорт специфичен в том смысле,
что он уже по характеру деятельности
является отраслью «международной»: известно,
что основная функция морского транспорта
- обеспечение внешнеторговых связей между
различными государствами. Международными
перевозками занято 90% мирового флота;
80% мировой внешней торговли осуществляется
морем.
Характерной чертой современного
развития международных морских перевозок
является то, что в них всё более возрастает
участие развивающихся стран, доля торгового
флота которых в мировом тоннаже превысила
15%.
Мировой
торговый флот претерпевает не только количественные, но и качественные
изменения. В его составе появились суда
принципиально новых типов: RO-RO, LO-RO, OBO, VLCC, ULCC, GASCARRIER
и т.п.
С
начала 60-х гг. нашего столетия
развитие морского транспорта
происходит в условиях усиления тенденции к интернационализации
хозяйственной деятельности, основой
которой является углубление международного
разделения труда. В то же время и сам объективный
процесс совершенствования транспортных
и погрузочно-разгрузочных средств, улучшения
всей организации торгового судоходства
явился одной из необходимых предпосылок
углубления международного разделения
труда.
В
условиях активно развивающейся
интернационализации производства
стабильное, бесперебойное, эффективное
международное транспортное обслуживание становится важнейшим условием
нормального функционирования, как отдельных
национальных хозяйств, так и мировой
экономики в целом. Налицо тесное переплетение
процессов развития международного судоходства
и мирового хозяйства в целом, поскольку
нарушения в деятельности морского транспорта
могут оказать разрушительное воздействие
на всё мировое хозяйство.
Между
тем эта истина ещё не всеми
осознана в достаточной степени,
несмотря на то, что именно
сфера международных морских
перевозок часто оказывается в центре международных конфликтных
ситуаций и испытывает на себе все перипетии
развития мировой политики. В этом смысле
можно сравнить судоходство с сельским
хозяйством: обе отрасли, как известно,
в наибольшей мере страдают от неблагоприятных
погодных условий, с той разницей, однако,
что на судоходство влияет ещё и неблагоприятный
политический климат. Минирование портов,
заливов, обстрел танкеров и других торговых
судов, акты пиратства - всё это реальности
сегодняшнего дня, и, возведённые в ранг
государственной политики, они наносят
огромный экономический ущерб не только
отдельным странам, но и всему мировому
сообществу. Следствием таких действий
являются сохранение атмосферы недоверия,
сдержанность в развитии экономического
и других видов сотрудничества, нереализованные
экономические возможности, замедление
роста, сохранение отсталости в развивающихся
странах.
При
своей гибкости морской транспорт,
тем не менее, остается одним
из наиболее уязвимых звеньев
мирохозяйственных связей и потому,
очевидно, требует «бережного» отношения
к себе. Всякий акт, направленный на дезорганизацию
судоходства, подобно камню, брошенному
в воду, вызывает «круговую» реакцию, которая
распространяется на самые различные
отрасли хозяйства, и часто последствия
этой реакции трудно предсказать как в
экономическом, так и в социальном и в
политическом плане.
Таким
образом, мир на морях является
производной от более широкого
контекста международных отношений,
и экстремистские политические
устремления способны наносить серьёзный ущерб мировому судоходству.
Тем более, что судоходство способно активно
воздействовать на международную обстановку
и в экономическом и в политическом плане.
Механизм
воздействия судоходства на общемировую
экономическую конъюнктуру изучен довольно подробно: такие факторы, как
уровень фрахтовых ставок, технико-экономические
показатели и характер услуг судоходства,
непосредственно воздействуют на темпы
экономического роста и стабильность
мировой экономики в целом и могут оказывать
серьёзное влияние на условия развития
отдельных государств, а также целых регионов.
Кроме того, уровень развития судоходства
непосредственно связан с экономическим
ростом многих государств, а для некоторых
стран оно является важнейшим источником
национального дохода. Достаточно сказать,
что доходы от предоставления морских
транспортных услуг покрывают значительную
часть дефицита платежного баланса: Великобритании
до 20%, Норвегии - 85%, Швеции - 80%.
Неоспоримо,
что, кроме экономического, судоходство
также оказывает и политическое воздействие на
обстановку в мире. Часто возникающие
на чисто экономической почве конфликты
выходят за пределы отрасли, интересы
участников этих конфликтов начинают
подкрепляться мерами политического характера
со стороны заинтересованных государств,
и тогда в ходе разгоревшихся политических
страстей совершаются действия, общий
ущерб которых уже не может быть оценён
только экономическими параметрами. Примером
этому может быть практика применения
морского законодательства США, которое
предполагает экстерриториальный подход
к регулированию коммерческой практики
участников международного судоходства.
Это непосредственным образом затрагивает
экономические интересы партнеров США
по взаимной морской торговле, в первую
очередь западноевропейских стран и Японии.
Ещё в 1961 г., когда США приняли закон, ужесточивший
административный контроль за соглашениями
перевозчиков, эти страны не только заявили
решительный протест по дипломатическим
каналам, но и приняли так называемое "блокирующее"
законодательство, запрещающее передачу
информации по запросу американских государственных
органов.
Транснациональные
корпорации (ТНК) в течение длительного
периода играют важную роль
в перевозках массовых грузов;
особенно заметно господство
крупных нефтяных компаний в перевозках наливных грузов.
С самого начала перевозка нефти характеризовалась
тем, что нефтяные компании, стремясь обеспечить
свои значительные и постоянные потребности
в перевозках, обеспечивали себя необходимым
тоннажем на долгосрочной основе («промышленная
перевозка», или «промышленное судоходство»).
Если прежде нефтяные компании сами владели
танкерным флотом, то впоследствии они
пришли к выводу, что потребность в капитале
можно снизить при сохранении контроля
над перевозками путем сохранения собственности
на часть тоннажа, обеспечивая оставшиеся
потребности в перевозке путем долгосрочного
фрахтования судов у так называемых "независимых"
судовладельцев. Для основной части перевозок
нефти (90% или более всех перевозок на танкерах)
характерно наличие долгосрочных соглашений
между судовладельцами и грузовладельцами,
лишь небольшая доля - 5-10% (в зависимости
от сезонных и циклических колебаний)
- приходится на танкеры, эксплуатируемые
в трамповом секторе, или "свободные
танкеры" на краткосрочном фрахтовом
рынке. Таким образом, эта сфера, связанная
с большой степенью риска, открыта для
«независимых» перевозчиков.
В
отличие от перевозок наливных
грузов перевозки сухих массовых
грузов длительное время относились
к трамповому сектору, хотя
и до второй мировой войны определённая их доля
осуществлялась промышленными перевозчиками.
В 50-х гг. произошли глубокие структурные
изменения, трамповое судоходство оказалось
неспособным обеспечить быстрый рост
потребностей в перевозках сырья по заранее
фиксированным ставкам, снизить транспортные
расходы путём увеличения размеров судов.
Промышленные ТНК и торговые компании,
импортирующие железную руду, уголь, бокситы,
глинозём, фосфаты и зерно, применяли методы,
аналогичные применяемым в перевозках
нефти, использование в этой области тоннажа,
принадлежащего промышленным компаниям,
не получило столь широкого распространения,
как в транспортировке нефти. Вместе с
тем широкое распространение получило
заключение долгосрочных фрахтовых соглашений
с независимыми судовладельцами на перевозки,
известные под названием «контрактных
трамповых перевозок». Но и в этом случае
потребности в трамповых перевозках ограничены
покрытием краткосрочным колебаний спроса
на транспортные услуги. Так, в начале
60-х гг. доля краткосрочного фрахтования
в общем, объёме морских перевозок железной
руды оценивалась в 5-7%.
Таким
образом, в перевозках массовых
грузов сложилось положение, когда
в отличие от трампового судоходства
преобладала не свободная и
открытая конкуренция между многочисленными и равноправными партнёрами, а господствующее
положение заняли крупнейшие монополии
- ТНК, контролирующие основную долю грузов
и тоннажа (WBC, GLENCOR, ABC).
Возникает
вопрос: какова в этом случае
роль «независимых» судовладельцев?
Разве их наличие не подтверждает свободный рыночный
характер перевозок массовых грузов? Первоначально
«независимыми» судовладельцами назывались
судоходные компании, владеющие танкерами,
не находящимися в собственности нефтяных
компаний. Тем не менее, большая часть
«независимых» перевозчиков имела тесные
связи с ТНК и даже находилась в прямой
зависимости от них, что видно по тому,
какими способами они приобретали и как
использовали свои суда. Так, основа танкерного
флота многих норвежских судовладельцев
была заложена в 20-х гг., когда британские
корпорации продали им свои суда и вновь
зафрахтовали их на условиях долгосрочных
контрактов. В это же время важное значение
приобрёл и интересный способ финансирования
приобретения судов «независимыми» компаниями.
Путём заключения долгосрочных контрактов
крупные грузоотправители создавали возможность
«независимым» судовладельцам заказывать
танкеры, используя контракты в качестве
гарантии при получении банковских кредитов.
В 50-е и 60-е гг. такие «принимаемые к учёту
контракты» ТНК послужили основой расширения
флота широко известных владельцев танкеров
и балкеров в Норвегии, Греции и других
странах. Например, в Японии такая форма
взаимоотношений даже поощряется государством,
которое требует гарантий в отношении
наличия представляемого к перевозке
груза в случае включения судоходных компаний
в программы предоставления государственной
помощи.
Нередко
можно обнаружить многозвенные
связи между грузовладельцами
и «независимыми» перевозчиками.
Так, уже упоминавшиеся японские
судовладельцы разработали системы «тай-ин» и
«чартер-бэк», привязывающие к ним значительный
объём тоннажа иностранных судовладельцев.
Такие судовладельцы (к примеру из Гонконга)
покупают у японских судостроителей суда
в соответствии с системой экспортных
кредитов. Суда регистрируются под «удобными»
флагами и сдаются в бербоут-чартер обратно
японским судоходным компаниям, которые
таким образом используют преимущества
открытой регистрации.
Совершенно
очевидно, что в целом развитие
флота «независимых» судовладельцев в действительности зависело от
долгосрочных фрахтовых соглашений, что
подчиняло их потребностям ТНК в морских
перевозках. Функция таких судовладельцев
состоит, среди прочего, в соединении долгосрочного
и краткосрочного рынка в целях сокращения
потребности в тоннаже и транспортных
расходов в интересах фрахтователя. С
другой стороны имеются факторы, ограничивающие
эту зависимость; к ним относятся заключение
контрактов на различный срок с различными
фрахтователями с использованием договоров
фрахтования и сочетание различных типов
и размеров судов, что позволяет предоставлять
транспортные услуги на различных рынках,
а также создание пулов и консорциумов
с участием перевозчиков массовых грузов.