Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:38, дипломная работа
Для раскрытия выбранной темы мы рассмотрим следующие вопросы: понятие международных автомобильных перевозок, правила в соответствии, с которыми они осуществляются, общие требования международных автомобильных перевозок.
Введение ...................................................................……………
1.Теоретические основы международных перевозок грузов автомобильным транспортом…………………………………………………………………..
1.1. Понятие международных автомобильных перевозок…………….
1.2. Основные условия, виды и особенности международных перевозок грузов автомобильным транспортом……………………………..
1.3. Современное состояние международных автомобильных перевозок грузов в Беларуси………………
2. Договор перевозки: становление, развитие, современный этап регулирования……………………………………………………………..
2.1. Правовая природа договора перевозки…………………………
2.2. Международное правовое регулирование……………………………
2.3. Национальное правовое регулирование …………………………….
3. Общие требования международных автомобильных перевозок………
3.1. Регулирование международных автомобильных перевозок грузов, порядок расчетов, ответственность сторон………….…..
3.2. Причины возникновения ИНКОТЕРМС
3.3. Повышение эффективности международных автомобильных Перевозок грузов в Беларуси……………………..
Заключение ............................................................……………………….….
Список использованных источников ……………………………………….....
ИНКОТЕРМС получили признание со стороны деловых кругов большинства стран;
ИНКОТЕРМС периодически (примерно
раз в десятилетие) обновляется,
следуя за развитием научно-
ИНКОТЕРМС позволяют избежать
сторонам споров и различных
толкований того или иного
термина, условия договора, давая
с учетом новейшей
ИНКОТЕРМС позволяют
Выбор того или иного базиса
поставки на основе ИНКОТЕРМС
во многом определяют цену
товара, распределение между
Отсылки к ИНКОТЕРМС во внешнеэкономическом договоре значительно облегчают процесс заключения договора: посредством указания на любое стандартное условие ИНКОТЕРМС стороны избегают необходимости в расшифровке их положений в тексте договора.
Часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике в их соответствующих странах. Это влечет за собой недопонимание, споры и обращения в суды, а также потерю времени и денег.
Правила ИНКОТЕРМС определяют в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям.
Впервые международные правила толкования торговых терминов были опубликованы в 1936 г. Международной торговой палатой.
Дополнения и изменения вносились затем в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 гг. с целью приведения правил в соответствие с текущей международной торговой практикой. 22 октября 2010 года Российский национальный комитет Международной торговой палаты - Всемирной организации бизнеса впервые в России проводил уникальную международную конференцию "Incoterms 2010: новые Правила ICC по использованию национальных и международных торговых терминов". С 1 января 2011 года новые Правила ИНКОТЕРМС 2010 вступили в силу.
ИНКОТЕРМС фиксируют такие важные коммерческие и юридические вопросы по фактическому исполнению внешнеэкономического договора купли-продажи, как:
место и момент исполнения обязанностей продавца по передаче товара;
переход рисков с продавца на покупателя;
распределение обязанностей по оплате необходимых расходов и сборов, включая уплату таможенных платежей;
получение экспортных и импортных лицензий;
обязанность заключения договора перевозки;
распределение обязанностей сторон по перевозке и выполнению погрузочно-разгрузочных работ;
распределение обязанностей сторон по представлению отгрузочных, платежных и иных документов, а также необходимых извещений;
обязанность страхования;
распределение обязанностей сторон по обеспечению надлежащей упаковки;
инспектирование товара и др.
Вместе с тем, ИНКОТЕРМС регулируют далеко не все вопросы, возникающие в процессе исполнения договоров международной купли-продажи товаров, и их значимость не следует переоценивать. Так, за рамками ИНКОТЕРМС остались следующие аспекты внешнеэкономического контракта:
последствия нарушения обязательств по договору;
основания освобождения сторон от ответственности;
перехода права собственности на товар;
формы и способы расчетов между сторонами;
действительность договора;
количество и качество товара;
увеличение расходов после заключения договора;
форма договора;
отношения сторон по смежным контрактам (перевозка, страхование)
другие вопросы, которые должны специально регламентироваться в контракте.
Таким образом, ИНКОТЕРМС включает в себя правила толкования только терминов поставки и не затрагивает других условий договора международной купли-продажи.
Надо отметить, что в ИНКОТЕРМС использован общепринятый юридико-технический прием формулирования только обязанностей продавца и покупателя, а не их прав, поскольку конкретным обязанностям одной стороны практически "зеркально" корреспондируют права другой стороны[10].
Основной причиной пересмотра ИНКОТЕРМС является необходимость их адаптации к современной коммерческой практике. Так, в редакцию 1980 был введен термин "Франко перевозчик" (FCA) для использования в частых случаях, когда пунктом получения товара при морской торговле более не является традиционный пункт FOB (пересечение поручней судна), а пункт на суше перед погрузкой на борт судна, где товар размещен в контейнере для последующей перевозки морем или различными видами транспорта (так называемые смешанные или мультимодальные перевозки). Далее в редакции ИНКОТЕРМС 1990 статьи, касающиеся обязанности продавца по предоставлению доказательств поставки, позволили заменить бумажную документацию электронными (EDI) сообщениями, если стороны договорились об осуществлении электронной связи. Нет необходимости говорить, что постоянно предпринимаются усилия по совершенствованию текста ИНКОТЕРМС для облегчения их практического применения.
С учетом время от времени вносимых в ИНКОТЕРМС изменений важно обеспечить, чтобы в каждом случае, когда стороны намерены включить ИНКОТЕРМС в свой договор купли-продажи, всегда была сделана четкая ссылка на действующую редакцию. Это можно легко пропустить, когда, например, делается ссылка на более ранний вариант в используемых коммерсантами стандартных проформах договора или в бланках заказа. Отсутствие ссылки на действующую редакцию может привести к спорам относительно того, имели ли стороны намерение включить данную редакцию или более раннюю редакцию в качестве части их договора. Коммерсантам, желающим использовать ИНКОТЕРМС 2000, необходимо четко указать, что к их договору купли-продажи применяется ИНКОТЕРМС 2000.
Расчеты за международные перевозки грузов могут осуществляться как в безналичном, так и в наличном порядке расчетов.
Безналичные расчеты между заказчиком и перевозчиком за выполнение перевозки грузов производятся, как правило, на основании счета перевозчика с приложением к нему товарно-транспортной накладной CMR, которая согласно Правилам автомобильных перевозок грузов является товарно-транспортной накладной международного образца, имеющей соответствующие отметки грузоотправителей и грузополучателей, если иной порядок расчетов не установлен договором. При этом CMR-накладная обязательно должна содержать следующие данные: дата и место составления товарно-транспортной накладной "CMR"; грузоотправитель (наименование, адрес, страна); перевозчик (наименование, адрес, страна); место и дата погрузки груза; место разгрузки груза; грузополучатель (наименование, адрес, страна); перечень прилагаемых документов; принятое обозначение характера груза и род его упаковки; количество грузовых мест, их специальная маркировка и нумерация; масса брутто, кг или объем, куб.м; платежи, связанные с перевозкой (ставки, скидки, надбавки, дополнительные сборы и т.п.); указания грузоотправителя, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей. Кроме того, для целей взимания косвенных налогов и контроля за их уплатой при перемещении товаров автомобильным транспортом между Республикой Беларусь и Российской Федерацией субъекты хозяйствования к CMR-накладной прилагают товарную накладную на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2.
Следует также помнить, что валютное законодательство Республики Беларусь ограничивает сроки проведения внешнеторговых операций (в том числе международных перевозок). Так, Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ №7) установлено, что белорусские международные перевозчики обязаны обеспечить поступление денежных средств от экспорта услуг не позднее 90 календарных дней с даты оказания услуг. Если же резидент Республики Беларусь пользуется услугами перевозчиков-нерезидентов, осуществляя авансовые платежи за планируемые международные перевозки, то он должен проконтролировать срок оказания этим нерезидентом соответствующих услуг: этот срок не должен превышать 90 календарных дней с даты проведения платежа за оказываемые услуги. При этом датой оказания услуг считается дата получения груза грузополучателем, отмеченная им в товарно-сопроводительных документах. В данном случае в качестве грузополучателя может выступать непосредственно покупатель транспортируемого товара, являющийся стороной по внешнеторговому договору, так и указанное в таком договоре в качестве грузополучателя иное лицо, не являющееся при этом стороной по договору. Нарушение этих сроков может повлечь за собой наложение на белорусского резидента штрафа в размере до 2 % не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не оказанных в установленный срок услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств.
При расчетах с транспортными организациями (резидентами и нерезидентами) можно использовать иностранную валюту. Правда, при расчетах таким образом с перевозчиками-резидентами Республики Беларусь должно выполняться обязательное условие: перевозка должны осуществляться за пределы и из-за пределов Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь или при транзите через территорию Республики Беларусь.
Наличные расчеты с международными перевозчиками
Следует отметить, что у белорусских международных перевозчиков, оказывающих услуги нерезидентам, имеется возможность расчета за свои услуги наличными денежными средствами. По общему правилу, установленному Указом №7, поступление денежных средств от экспорта услуг осуществляется только на счета экспортеров. Однако данная норма не распространяется на суммы авансов в наличной иностранной валюте, полученные представителями международных перевозчиков от нерезидентов за границей Республики Беларусь и используемые для оплаты расходов по перевозке грузов по договорам, в счет оплаты которых эти средства получены. Таким образом, если у белорусского перевозчика отсутствуют денежные средства в иностранной валюте, то он может не выдавать их водителям на командировочные расходы. Водитель вправе получить выручку в наличной иностранной валюте от нерезидента, являющегося заказчиком перевозки, и частично использовать эти средства. При этом следует помнить, что договор о международной перевозке должен обязательно предусматривать порядок расчетов наличной иностранной валютой.[16, с.32]
3.3. Ответственность перевозчика
Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание, возникает обязанность перевозчика возместить ущерб. Не случайно порядок выдачи и принятия груза, поступившего в адрес грузополучателя, приобретает важное юридическое значение и подробно регламентируется в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки грузов на различных видах транспорта.
Ответственность стороны по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она берет на себя в соответствии с заключенным договором. Особенностью этой ответственности является то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым.
В целом по республике наблюдается увеличение количества поданных в суд исков по основаниям, возникающим из договора перевозки. Например, Хозяйственным судом Гомельской области за 8 месяцев 2005 года рассмотрено 33 дела по спорам, вытекающим из договора перевозки и транспортной экспедиции. Следует отметить, что за аналогичный период 2004 года таких споров было рассмотрено 21. Таким образом, число рассмотренных дел данной категории существенно увеличилось - на 12 дел или 57%. На наш взгляд, существенный рост споров данной категории обусловлен, с одной стороны, многогранностью договорных отношений субъектов хозяйствования и сложностью законодательства, регулирующего правоотношения сторон по перевозке, в особенности норм международного права, с другой стороны - сложным финансовым положением сторон, препятствующим разрешению спорных ситуаций в досудебном порядке. Судебная практика показывает, что основная причина возникновения споров данной категории - низкая платежеспособность субъектов хозяйствования. Как явствует из анализа статистических данных, процент удовлетворяемости исков по данной категории дел высокий и составляет 72,7%. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев субъектами хозяйствования заявляются обоснованные исковые требования, а ответчики неправомерно уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей.[10]
Согласно п.1 ст. 739 ГК РБ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Исходя из определения договора перевозки груза и содержания ГК в целом, определимся, за что отвечает перевозчик, принявший договор к исполнению.
· Ответственность за своевременную подачу транспорта.
· Ответственность за своевременную доставку груза
· Ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза.
При разрешении вопроса о принятии искового заявления к рассмотрению хозяйственные суды исходят из требований, содержащихся в пункте 1 статьи 751 ГК РБ, в силу которых до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. В претензии должны быть указаны краткое описание претензии, сумма ущерба, почтовый адрес заявителя и его банковские реквизиты, дата составления претензии. Претензия должна быть подписана ее заявителем. К претензии должны быть приложены товарно-транспортная накладная, акт, расчет ущерба и при необходимости - другие документы, необходимые для ее рассмотрения.
Информация о работе Международные перевозки грузов автомобильным транспортом