Международный механизм гарантий обеспечения прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 15:34, реферат

Описание работы

Целью данной работы, является изучение правовой основы привлечения к ответственности государств и изучение международных механизмов и органов, привлекающих государства к ответственности за нарушения прав и свобод человека и видов ответственности, что можно назвать механизмом гарантий обеспечения прав человека.

Файлы: 1 файл

Международный механизм гарантий обеспечения прав человека.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

      Введение

      Среди всех ценностей нематериального  характера, осознанных человечеством  как действительно универсальные (всеобщие ценности) – права и  свободы человека стоят на одном  из первых мест. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за две с половиной тысячи лет, права человека обрели современную форму, современное понимание.

      И цель любого государства, является защита и предоставление своим гражданам  равных прав и свобод.

      А что если права и свободы человека нарушаются государством? Поэтому актуальность темы данной контрольной работы обусловлено практикой грубых и массовых нарушений прав и свобод человека отдельными государствами, и неспособностью или нежеланием бороться с нарушениями данных прав.

      Это, в свою очередь, и побудило появлению  международных органов и механизмов привлечения к ответственности государств, появлению таких нормативно правовых актов, как Статей об Ответственности Государств 2001 года.

      Целью данной работы, является изучение правовой основы привлечения к ответственности государств и изучение международных механизмов и органов, привлекающих государства к ответственности за нарушения прав и свобод человека и видов ответственности, что можно назвать механизмом гарантий обеспечения прав человека.

      Под ответственностью государств за нарушения прав и свобод человека понимается правовые последствия, наступающие при нарушении прав и свобод человека государством (от нарушений как трудовых прав, так и тягчайшими преступлениями против человечества, например геноцид).

      Под понятием основные права и свободы человека в данной работе понимаются права закрепленные «Всеобщей декларацией прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года).

      1. Развитие концепций и теорий об ответственности государств за нарушения основных прав и свобод человека. 

     В доктрине международного права существует довольно влиятельное направление, признающее ответственность государств за международные преступления и  нарушения основных прав и свобод человека.

     Основоположником  теории ответственности государств, можно считать румынского юриста-международника Веспасиана Пелла, написавшего в 1925 г. книгу «Коллективная ответственность государств и уголовное право будущего». Называя государство «действующим субъектом права», Пелла считал, что государство не может игнорировать требования закона, которые предъявляет своим гражданам, и не может совершать те же преступления, за которые обвиняет их.

     Веспасиан Пелла, в своём Плане Международного уголовного кодекса, к санкциям против государств относил такие санкции:

     - дипломатические санкции (предупреждение, разрыв дипломатических и консульских  отношений и т. д.);

     - юридические санкции (наложение  секвестра на имущество граждан  государства и др.);

     - экономические санкции (блокада,  эмбарго и т. д.);

     - другие санкции (порицание, штраф, лишение права представительства в международной организации на определенное время, лишение мандата на управление подопечной территорией, полная или частичная оккупация территории государства, лишение независимости). 1

     Из  современных последователей концепции уголовной ответственности государств за нарушения прав и свобод человека (как и за другие международные преступления), можно назвать иранского исследователя М. Фархада. В качестве аргументов за возможность ответственности государства, исследователь называет такие особенности государства как:

     - долгое существование (намного  превышающее, как правило, человеческую  жизнь);

     - более явный характер нарушения  норм международного права;

     - большую возможность доказательства  совершения преступления государством;

     - более высокий уровень гарантий  возмещения причиненного ущерба  по сравнению с индивидом;

     - а также невозможность для  государства укрыться от преследования  в силу привязанности к определенной  территории.2

     По  мнению Ю.Г. Барсегова, кандидат юридических наук, бывшего члена Комиссии международного права Генеральной ассамблеи ООН: «Государство может нести от своего имени лишь материальную, политическую, моральную ответственность, и не более. Например за такое грубейшее нарушение прав и свобод человека как геноцид, именно уголовную ответственность должны нести конкретные физические лица, так как нарушает права человека государство опосредовано, через правительства, местной администрации, армии, полиции, пропагандистских служб, средств массовой информации и т.п., которые представляют собой конкретные физические лица. А государство, свою очередь, уже от своего имени несет материальную, политическую и моральную ответственность». 3

     Сделаем вывод, что возможность несения  ответственности государствами, за нарушения прав и свобод человека, признают многие ученые-авторы.

     Ответственность государств в международном праве  играет важную роль в обеспечении  стабильного функционирования международной  системы. Комиссия международного права  ООН провела большую предварительную работу по вопросу ответственности государств. Восемь докладов своего специального докладчика итальянского профессора Р. Аго, сделанных им в 1969 — 1980 гг., были положены Комиссией в основу части Первой «Происхождение международной ответственности» проекта статей об ответственности государств. С 1981 г. комиссия работала над второй и третьей частью проекта статей «Содержание, формы и объем международной ответственности» и «Осуществление международной ответственности и урегулирование споров». Комиссии международного права потребовалось без малого половина века для разработки и принятия в 2001 г. проекта статей «Ответственность государств за международно-противоправные деяния». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Международные нормативно-правовые  акты, устанавливающие гарантии соблюдения государствами прав и свобод человека и ответственности государств за нарушения данных прав.

     Ответственность государств, наступает при наличии  определённых оснований, на основании  чего и за что возникает ответственность. Юридические основания – это совокупность юридически обязательных международно–правовых актов, на основе которых определённое поведение квалифицируется как международное правонарушение.

     Государства не вправе ссылаться на положения  своего внутреннего законодательства в оправдание международных деликтов. Они несут международную ответственность не за существующие на их территории условия, а за нарушение международного обязательства или иное причинение вреда правам и свободам физических лиц.

     Устав ООН явился первым в истории международных отношений договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.

     В первой же строке преамбулы Устава ООН было закреплено, что Мы, народы Объединённых Наций, в полной решимости  избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека.

     В Уставе ООН сформулирована главная  цель - «поддерживать мир и международную  безопасность» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира». Устав предоставляет ООН право анализировать деятельность иных государств, не состоящих членами ООН в соответствии с указанными принципами международного права в той мере, в которой это необходимо для поддержания международного мира и безопасности (п.6 ст.2 Устава). 4

     В отличие от Устава ООН, конвенции  ООН не являются обязательными для  принятия участниками организации. Та или иная страна может как ратифицировать тот или иной договор, так и не делать этого. Наиболее известные конвенции и декларации ООН касающихся прав и свобод человека:

     - Всеобщая декларация прав человека, 1948 год;

     - Конвенция по предупреждению и наказанию преступления геноцида, 1948 год;

     - Международный пакт об гражданских  и политических правах, 1966 год;

     - Международный пакт об экономических,  социальных и культурных правах 1966 год;

     -Конвенция  о правах ребенка, 1989 год;

     -Декларация  тысячелетия, 2000 год и т.д.

     Всеобщая  декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., явилась первым в истории международных отношений документом универсального характера, провозглашавшим перечень прав и свобод человека. Ее значение трудно переоценить, в силу своей авторитетности и широкого применения она стала, несмотря на свою первоначальную форму резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющей рекомендательный характер, актом, обладающим обязательной юридической силой.

     Сформулируем  принципы основных права и свободы человека по «Всеобщей декларации прав человека»:

     - Права и свободы человека принадлежат  ему от рождения, а не предоставлены  государством;

     - Признание, соблюдение и защита  прав и свобод человека и  гражданина — обязанность государства;

     - Набор закреплённых прав и  свобод человека и гражданина  в государстве должен соответствовать  международно-правовым стандартам;

     - В соответствии с принципом  равноправия права и свободы  предоставлены в равной мере  всем и каждому;

      - Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

     - Права и свободы человека и  гражданина должны определять  смысл, содержание и применение  законов, деятельность государственной  власти и местного самоуправления;

     - Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

     - Права и свободы человека и  гражданина должны быть гарантированы  судебной защитой;

     - Осуществление прав и свобод  человека и гражданина не должно  нарушать права и свободы других  лиц.

     Личные  права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью  к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

     К личным правам относят:

     - Право на жизнь;

     - Право на свободу и личную  неприкосновенность;

     - Право на достоинство личности;

     - Право на неприкосновенность  частной жизни;

     - Право на неприкосновенность  жилища;

     - Право на национальную и культурную  самоидентификацию;

     - Свобода совести и свобода мысли;

     - Свобода передвижения и выбора  местожительства;

     - Cвобода выбора национальности и языка общения;

     - Право на судебную защиту;

     - Свобода вероисповедания (каждый  человек может придерживаться  любой религии, или создать  свою собственную);

     - Право собственности.

     Политические  права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических  и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью  к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

Информация о работе Международный механизм гарантий обеспечения прав человека