Международный суд Организации Объединенных Наций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

Международный суд ООН, главный судебный орган Организации Объединённых Наций. Образован в 1945.
Главная задача Международного Суда ООН состоит в разрешении на основе международного права дел (международных споров), переданных ему сторонами (только государствами), и только с согласия всех спорящих сторон.

Содержание работы

Введение
История Международного Суда ООН
Устройство Международного Суда ООН
Компетенция Международного Суда ООН
Право, применяемое Судом
Решения Международного суда ООН
Участие Международного Суда в формировании норм международного права
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Международка.docx

— 53.65 Кб (Скачать файл)

После вынесения Судом  решения, которое является окончательным  и обжалованию не подлежит, стороны  имеют лишь право обратиться в  Суд с просьбой истолковать решение (в случае спора о самом смысле решения или сферы его действия) или с просьбой о его пересмотре на основании вновь открывшихся  обстоятельств, которые при вынесении  Судом решения не были известны ни Суду, ни стороне, ходатайствующей о  пересмотре.

В пункте 2 статье 94 предусмотрен способ обеспечения выполнения решения  Международного Суда. Так, если какая-либо сторона в деле не выполняет обязательства, возложенные на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который  может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

Камеры ad hoc Международного Суда ООН

 

Международный Суд может  образовывать одну или несколько  камер в составе трех или более  судей для разбора определенных категорий дел.

Все положения о камерах  базируются на пункте 1 статьи 25 Статута, который гласит, что, кроме специально указанных в настоящем Статуте  случаев, Суд заседает в полном составе. Суд может образовать три вида камер:

·           упрощенного производства;

·           для рассмотрения определенной категории  дел;

·           для разбора отдельного дела.

 

Последний вид камер имеет  некоторое сходство с арбитражем. Причем оно усугубляется, если при  создании камер применяется статья 31 Статута Суда, пункты 2 и 3 которой  предоставляют сторонам в споре  право выбрать в качестве судьи  лицо по собственному усмотрению, если в составе судебного присутствия  нет судьи - гражданина одной из сторон или обеих сторон. Следовательно, камера ad hoc может состоять из судей - граждан каждой из сторон и третьего судьи, назначенного Судом. Число судей, образующих камеру ad hoc, в соответствии со Статутом "определяется Судом  с одобрения сторон". Значит, возможно создание камеры, состоящей из одного судьи.

До 1982 года государства не прибегали к использованию камер ad hoc, хотя в своих заявлениях представители  различных государств признавали их преимущества.

Использование камер Суда имеет ряд преимуществ перед  разбирательством Судом в полном составе. Прежде всего, это сокращение сроков разбирательства и расходов. Так, появляется возможность проводить  заседание камер за пределами  Гааги (статья 28 Статута), в месте, более  подходящем для сторон, их экспертов, советников и свидетелей.

Кроме того, разбирательство  в камере финансируется не сторонами, а Международным Судом, расходы  которого в соответствии со статьей 33 Статута несут ООН.

Как правило, судебная процедура  в камерах менее громоздка: стороны  могут, например, отказаться с согласия камеры от устного судопроизводства. Таким образом, как мы видим, камеры ad hoc Международного суда ООН должны привлечь внимание сторон в споре.

Впервые камера ad hoc была утверждена в 1982 году. К настоящему времени таких  камер образовано четыре. Первым делом, которое находилось на рассмотрении камеры ad hoc, был спор о делимитации  морской границы в районе залива Мэн между США и Канадой, затем  спор о делимитации части пограничной  территории между Республикой Верхняя  Вольта (переименованной позднее  в Буркина Фасо) и Республикой  Мали; дело о Компании Elettronica Sicula S. p. A. (ELSI) (США против Италии); спор между  Сальвадором и Гондурасом в отношении  сухопутных и морских границ и  границ между островами.

Разрешение международных  споров путем обращения к камерам ad hoc, несомненно, способствует активизации  деятельности Международного Суда ООН. В принципе, пункт 2 статьи 26 Статута  не содержит выраженных ограничений  в отношении спорных вопросов, и, следовательно, в камеру ad hoc могут  передаваться любые споры, имеющие  либо технический (как в делах  залива Мэн; ELSI), либо региональный аспект (Буркина Фасо / Мали; Сальвадор / Гондурас). Также, согласно Статуту Суда камеры не нуждаются в представительстве  всех главнейших форм цивилизации и  основных правовых систем мира. Это  может произойти только по желанию  сторон и решению Суда.

Но система обращения  в камеру ad hoc может быть воспринята как возможность компромисса  между судебным решением и арбитражем. Это неправильно, так как камеры ad hoc никоим образом не должны быть приравнены к арбитражному суду, поскольку стороны  не всецело свободны в определении  состава камеры и правил судопроизводства. Камера является ответвлением Суда, ее решение, как предусматривает статья 27 Статута, является решением Суда. Таким образом, камеры ad hoc могут действовать только на основании Статута и Регламента Суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Компетенция  Международного Суда

Компетенция Международного Суда определена в главе II (статьи 34-38), а также в главе IV (статьи 65-68) Статута  Суда. Эти главы Статута устанавливат границы компетенции Международного Суда.

Компетенция Суда распространяется лишь на споры между государствами, т.е. международный  Суд ООН не может рассматривать споры между  частными лицами и государством а  так же споры между частными лицами. Но и споры между государствами  могут рассматриваться лишь с  согласия всех сторон. Таким образом, компетенция Суда является для государства  не обязательной, а факультативной. Решение о предоставлении Суду лишь факультативной компетенции было принято  после весьма напряженной борьбы с достаточно многочисленными сторонниками обязательной компетенции Суда на конференции  в Сан-Франциско в первом комитете 4-ой комиссии большинством голосов (31 против 14).

Государства не обязаны признавать юрисдикцию Международного Суда, но, согласно статье 94 Устава ООН, если по конкретному  делу они ее признали, то обязаны  выполнить решение Суда по такому делу.

Факультативный характер передачи государствами споров на разрешении суда проявляется, в частности, в  том, что, согласно пункту 1 статьи 36 Статута  Международного Суда, "к ведению  Суда относятся все дела, которые  будут переданы ему сторонами...3". Государства - участники Статута могут, однако, признать для себя компетенцию Суда обязательной по определенным категориям дел.

В 70-ых - 80-ых годах на целом  ряде сессий Генеральной Ассамблеи  ООН дважды с интервалом в несколько  лет обсуждался вопрос об усилении роли и влияния Международного Суда посредством расширения его компетенции  и введения обязательной юрисдикции. На рубеже 70-ых годов с подобной инициативой  выступили западные, на рубеже 80-ых - развивающиеся страны.

В Статуте Международного Суда заложены несколько вариантов  признания за ним обязательной юрисдикции. Так, государство может выступить  с соответствующим заявлением либо являться участником двустороннего  международного соглашения, содержащего  положения об обязательной юрисдикции. К числу таких договоров относятся  мирные договоры, договоры о мире и  сотрудничестве, о совместной эксплуатации природных ресурсов, о разграничении  морских пространств и некоторые  другие. Клаузулу об обязательной юрисдикции Международного Суда содержат также  многочисленная группа многосторонних и прежде всего универсальных  международных соглашений. Их участниками  являются большинство государств.

Таким образом, обязательная юрисдикция Международного Суда в договорном плане признается государством либо в целом, либо с оговоркой, либо по конкретным категориям международных  споров.

Широко применяемая практика оговорок с заявлением о признании  обязательной юрисдикции Международного Суда существенно сужает пределы  действия последней. На это обращали внимание, в частности, в советсткой международно-правовой литературе. Так, например, Ф.И. Кожевников и Г.В. Шармазанашвили отмечают: "... Большинство государств, признав обязательную юрисдикцию Международго Суда, сделали такие оговорки, которые  значительно ограничивают ее, вызывая  осложнения в деятельности Международного Суда4".

Выделяют четыре вида оговорок, которые, по сути дела, являются обычными нормами международного права. Это:

·           изъятие из обязательной юрисдикции Суда споров, возникающих по поводу ситуации или фактов, имевших место  до принятия заявления;

·           условие взаимности;

·           неподсудность споров, по существу входящих во внутреннюю компетенцию  государства;

·           частичное изъятие из обязательной юрисдикции Суда споров, связанных  с выполнением и толкованием  многосторонних конвенций.

Все остальные действующие  оговорки можно подразделить на пять видов. Наибольшее значение имеют оговорки о том, что признание обязательной юрисдикции Международного Суда относится  к спорам, по поводу которых стороны  согласились или согласятся прибегнуть к иному способу мирного урегулирования. Данный вид оговорок встречается  особенно часто. Он включен в текст  заявлений подавляющего большинства  государств. Положение о приоритетном использовании иных способов мирного  урегулирования крайне весомо. Оно  ограничивает сферу действия обязательной юрисдикции только такими спорами, в  отношении которых не имеется  договоренности об использовании других мирных средств, и вводит границы  дополнительности, субсидиарности обязательной юрисдикции Международного Суда.

Очень важную группу международных  конфликтных отношений исключают  из компетенции Суда оговорки, касающиеся событий, связанных с военными действиями, войной, состоянием войны, военной оккупацией, другими актами вооруженного насилия, а равно исполнения решений международной  организацией.

Своего рода опосредствованной  международным договором является оговорка, включенная в заявление  государств-членов Британского содружества  наций (Австралия, Великобритания, Гамбия, Индия, Канада, Кения, Мальта, Новая  Зеландия), о неподчинении споров, возникающих  между ними, юрисдикции Международного Суда.

Имеется несколько оговорок, направленных против подчинения обязательной юрисдикции Международного Суда конкретного спора или споров с отдельными государствами. В частности, Гватемала подчеркнула, что ее спор с Великобританией о Белизе носит неподсудный характер и может быть разрешен Судом только на основах справедливости.

Наряду с заявлениями  государств обязательная юрисдикция Международного Суда предусматривается целым рядом  международных конвенций, регулирущие  некоторые специальные области  международных отношений. В них, как правило, весьма жестко фиксируются  условия и порядок передачи на Суд рассмотрение споров, касающихся толкования или применения этих конвенций. Я хотела бы сослаться в качестве примера на Факультативный протокол об обязательном разрешении споров к  Венской конвенции о дипломатических  сношениях 1961 года. Статья I протокола  гласит: "Споры по толкованию или  применению конвенции подлежат обязательной юрисдикции Международного Суда и соответственно могут передаваться в этот Суд  по заявлению любой страны в споре, являющейся участником настоящего Протокола5".

Таким образом, несмотря на относительно низкий уровень признания  обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, последний все-таки наделяется в ряде случаев довольно широкими полномочиями, которые свидетельствуют  о больших потенциальных возможностях Суда в деле разрешения межгосударственных споров.

Общепринятым является положение, в соответствие с которым государство-истец  должно обосновать компетенцию Суда в рассмотрении данного спора  по существу. Более того, именно на это  государство возлагается обязанность  доказать факт существование спора  и его юридическую природу. Нарушение  этого положения делает претензию  беспредметной и, таким образом, невозможным применение юрисдикции Международного Суда ООН.

Кроме собственно судебных функций, Суд имеет право давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом  ООН или согласно этому Уставу. Это прямо следует из статьи 96 Устава ООН и статьи 65 Статута  Международного Суда ООН. В соответствии со статьей 96 Устава право запроса  у Международного Суда консультативных  заключений по любому юридическому вопросу  принадлежит Генеральной Ассамблее  и Совету Безопасности. Другие органы ООН, а также и специализированные учреждения ООН, которым Генеральная  Ассамблея может дать в любое  время разрешение на это, также могут  запрашивать консультативные заключения суда по юридическим вопросам, возникающим  в связи с их деятельностью. К  их числу относятся: Экономический  и Социальный Совет, Совет по опеке, Международная организация труда, ЮНЕСКО и многие др.

Консультативное заключение Международного Суда представляет собой  лишь выражение мнения международных  судей по тому или иному юридическому вопросу международного права. Оно  не носит обязательного характера  и не связывает орган, который  обратился в Международный Суд  за консультативным заключением.

Имеется большое количество договоров и конвенций, в соответствии с которыми государства обязались признавать в будущем юрисдикцию Суда. К ним относятся: двусторонние договоры, касающиеся всех или некоторых категорий споров, могущих возникнуть между двумя государствами, многосторонние конвенции, касающиеся одного или более категорий споров и т. д. (пункт 1 статьи 36 и статья 37 Статута).

Государства-участники Статута  могут также принимать весьма широкие обязательства в соответствии с пунктом 2 статьи 36. Они могут  в любое время заявить, что  признают в отношении каждого  государства, принявшего такие же обязательства, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

Информация о работе Международный суд Организации Объединенных Наций