Миграционные процессы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.
Целью данной работы является выявление особенностей, причин и основных
направлений миграции населения в России на протяжении её истории.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МИГРАЦИЯ КАК МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ. 4
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИИ И МИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА. 4
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ. 9
ГЛАВА 2. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ. 12
2.1. ПРЕДПОСЫЛКИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ. 12
2.2. ЗНАЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ. 17
ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ. 3.1. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ МИГРАЦИЮ. 22
3.2. ОЦЕНКА МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ И СТРАН СНГ. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ2курс[1]. Миграционные процессы в России....doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

43% –  работают на стройках, их удел – должности чернорабочих, каменщиков и бетонщиков;  
21% – торгуют на вещевых и продуктовых рынках;  
14% – ремонтируют квартиры и всевозможные конторы;  
8% – работают слесарями в автосервисе;  
6% – трудятся на низовых позициях в ресторанах и кафе;  
5% – водители маршруток, автобусов и троллейбусов;  
3% – окопались в столичных офисах.  

     Часто миграция имеет криминогенный характер, что обостряет и без того сложную криминальную обстановку в стране. По данным Генпрокуратуры 96 тысяч уголовников, объявленных в розыск по СНГ, находятся сегодня в России под видом иммигрантов. В своем выступлении на правительственном часе в Госдуме об основных приоритетах миграционной политики и о мерах, принимаемых правительством РФ по совершенствованию действующего законодательства, заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин отметил, что за последние 10 лет число преступлений, совершённых иностранными гражданами в России увеличилось в 2,5 раза.  8

     Основной  поток незаконной миграции (около 90%) в Россию идет из стран СНГ; около 10%  - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии.  Численность незаконных мигрантов в регионах России (Саратов, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0,5 до 3% населения, в Москве она составляет более 10%. Безусловно, катализатором притока нелегальных мигрантов в Россию служит упрощенный и безвизовый режим со странами СНГ.

     В создавшихся условиях, пусть даже это кому-то и не нравится, миграция объективно становится для России фактором желательным и необходимым. Пока только миграция сдерживает резкое сокращение численности населения страны и восполняет ее трудовые ресурсы. Поэтому в последнее время государство рассматривает мигрантов как стратегический трудовой ресурс. В тоже время избыточная бесконтрольная миграция опасна, так как она может изменить культурно-этнографическую карту страны  ослабить ее общественно-политическое единство. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в 2006 году В.В. Путин  подчеркнул, что демографическую ситуацию в стране надо менять, и делать это надо с помощью трех составляющих. Первое – снижение смертности. Второе – эффективная миграционная политика. И третье – повышение рождаемости. «Никакие меры в области миграции не позволят решить проблему без увеличения рождаемости», – указывает премьер-министр. Для этого, он считает, надо проводить демографическую и семейную политику, создавать нормальные условия для рождения и воспитания детей. «Для улучшения жизни людей, – заявил Путин, – у  России, существует огромный потенциал»9

     Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур, занимающихся  вопросами учета и обеспечения занятости трудовой миграции. Россия в последние годы стала напоминать проходной двор, куда мигранты толпами приезжают, уезжают и никто у нас не знает, где они были, чем они занимались. По данным директора Федеральной миграционной службы (ФСМ) К. Ромодановского, только за один год в Россию взъезжает до 20 миллионов мигрантов, и только 15% имеют письменный контракт с работодателем. Это говорит об очень низком уровне формализации трудовых отношений у мигрантов с работодателем.  В первую очередь это отрицательно сказываются на социальной и правовой защищенности самих работающих мигрантов. Не выгодно это и  государству, мимо казны которого проходят огромные деньги.

     Данная  ситуация не нормальна,  когда обогащаются все кроме государства. Необходимо срочно вывести миграцию из теневого сектора экономики, придать ей цивилизованные формы, восстановить финансовые потери; добиться того, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.             

     В тоже время надо изменить отношение  в обществе и к самим мигрантам. Они, можно сказать, находятся в  положении современных рабов, труд которых практически ничего не стоит. В целях получения  сверхприбыли предприниматели предпочитают брать на работу нелегалов, подход работодателей к гастарбайтерам прост: лопату побольше, зарплату поменьше. Из гастарбайтеров  выжимают все, и еще при этом экономят на элементарных требованиях охраны труда, что часто приводит к тяжелым травмам и человеческим жертвам.

     Мигранты, ни от чего не застрахованы и практически  беззащитны перед любыми нарушениями их прав и интересов. Этим активно пользуются криминальные группы, создавая свой черный рынок труда по законам средневековья. Чтобы навести порядок в этой сфере, прежде всего, необходимо легализовать мигрантов, защитить их скромные права. Надо дать возможность гастарбайтерам честно трудится, жить в человеческих условиях, платить налоги государству, а не взятки чиновникам и милиции.  
            Россия заинтересована в привлечении трудовых ресурсов из-за рубежа, но те, кто приезжает к нам,  должны не нарушать закон. Соблюдение правил, в том числе уплата налогов, позволит обеспечить социальные гарантии и самим мигрантам. При этом, миграционное законодательство не обязательно должно быть жестким: жесткость нужна в контроле над его соблюдением.

     Геополитические и национальные  интересы  России  требуют срочных  мер по формированию нового типа законодательства в миграционной сфере. Эта проблема не решается сама по себе, здесь нет быстрых  и  простых  решений. В конце 2005 года была создана Межведомственная рабочая группа по совершенствованию иммиграционного законодательства, задача которой – выработать продуманную миграционную политику Российской Федерации с учетом международных рекомендаций. В правительстве уже существуют разработки в этом направлении. Один из таких документов – «Концепция демографического развития страны на период до 2015 года». Этот документ выделяет следующие основные задачи в области миграции и расселения:

  • регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения;
  • повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития РФ;
  • обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного отношения к ним. 

     Что касается совершенствования миграционной политики, то приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо все больше стимулировать  приток в страну квалифицированных  мигрантов: людей образованных и  законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям.

     На  мой взгляд, миграционные процессы сейчас очень значимы для нашей  страны  тем, что благодаря иммигрантам, убыль численности населения уменьшается. Естественная убыль населения в I квартале 2010г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009г. на 17,2 тыс.человек. Миграционный прирост на 59,4% компенсировал численные потери населения.

     А в 2009 году за период с января по ноябрь, естественная убыль населения была полностью замещена миграционным приростом.

Замещение естественной убыли  населения миграционным приростом10

Рис. 2.2.1. 

 

     В основном иммигрируют к нам жители стран СНГ.

     С 1го июля упрощается оформление пребывания гастарбайтеров в России. Раньше они имели право находиться в стране не более 90 дней. Теперь, имея на руках годовой контракт, белорус или украинец перестанет вздрагивать при виде милиции.

     До принятия поправок почти 50% гастарбайтеров находились в стране на нелегальном положении. При официальной квоте в 1,3 млн. человек в России работали почти 3 млн. приезжих из соседних стран. Теперь часть из них сможет легализоваться.

     Все эти меры приняты с единственной целью — вернуть трудовых мигрантов в Россию.

     Гастарбайтеров в этом году стало не хватать. С конца осени 2009 прошлого года они разъезжались из-за задержек зарплат и отсутствия заказов.

     Новые поправки, которые начнут действовать с 1 июля, позволят нанимать мигрантов тогда, когда они потребуются (не подавая заявку заранее, за год), и экономить на налогах (при обычном порядке привлечения они составляют 30%).

     Поправки  сильно облегчают въезд мигрантов из стран СНГ. Они позволяют легализоваться тем, кто уже работает на территории России, а также привлечь новых.

 

Глава 3. Статистический анализ миграционных процессов в России. 
3.1. Анализ показателей, характеризующих миграцию.

     Миграция населения — это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов. 
Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения.

     Миграционные  процессы характеризуются рядом  количественных показателей: числом прибывших  в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше — сократится.

     Основными показателями миграции населения для  каждого населенного пункта является число прибывших и число выбывших. Разность этих показателей представляет собой сальдо миграции или механический (миграционный) прирост (убыль). Аналогично коэффициенту естественного прироста определяют коэффициент механического прироста:

      ,

     где Смигр – сальдо миграции, а S – среднее число населения.

     Количество  прибывших и выбывших распределяется по полу, возрасту, причинам миграции, при этом отдельно выделяют группу беженцев.

     Анализ  данных о миграции позволяет грамотно планировать хозяйственные и  другие мероприятия. Данные о сальдо миграции и естественном приросте являются основой для расчетов численности населения на любой момент времени. Алгебраическая сумма показателей естественного и механического прироста представляет собой общий прирост (убыль) населения. Соответственно алгебраическая сумма коэффициентов естественного и механического прироста представляет собой коэффициент общего прироста:

     

     Я хочу рассчитать все эти показатели за 2008 год и посмотреть их в  динамике в период с 2000 по 2008 год.  Для того, чтобы рассчитать эти показатели, мне понадобятся следующие данные:

     1) численность населения России  на начало периода

     2) количество родившихся за период

     3) количество умерших за период

     4) количество прибывших за период

     5) количество выбывших за период

Данные  по численности и  движению населения за 2008год.11

Таблица 3.1.1.

  2008
численность населения на начало периода, тыс. человек 142007,443
прибывшие, тыс. человек 2215,945
выбывшие, тыс. человек 1973,839
умершие, тыс. человек 2075,9
родившиеся, тыс. человек 1713,9

 

     Численность населения на конец периода = численность населения на начало периода + родившиеся – умершие + въехавшие – убывшие = 142007443 +1713900  – 2075900  + 2215945 – 1973839 = 141887549

Информация о работе Миграционные процессы в России