Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:08, курсовая работа
Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.
Целью данной работы является выявление особенностей, причин и основных
направлений миграции населения в России на протяжении её истории.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МИГРАЦИЯ КАК МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ. 4
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИИ И МИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА. 4
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ. 9
ГЛАВА 2. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ. 12
2.1. ПРЕДПОСЫЛКИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ. 12
2.2. ЗНАЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ. 17
ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ. 3.1. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ МИГРАЦИЮ. 22
3.2. ОЦЕНКА МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ И СТРАН СНГ. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 43
43% –
работают на стройках, их удел – должности
чернорабочих, каменщиков и бетонщиков;
21% – торгуют на вещевых и продуктовых
рынках;
14% – ремонтируют квартиры и всевозможные
конторы;
8% – работают слесарями в автосервисе;
6% – трудятся на низовых позициях в ресторанах
и кафе;
5% – водители маршруток, автобусов и троллейбусов;
3% – окопались в столичных офисах.
Часто миграция имеет криминогенный характер, что обостряет и без того сложную криминальную обстановку в стране. По данным Генпрокуратуры 96 тысяч уголовников, объявленных в розыск по СНГ, находятся сегодня в России под видом иммигрантов. В своем выступлении на правительственном часе в Госдуме об основных приоритетах миграционной политики и о мерах, принимаемых правительством РФ по совершенствованию действующего законодательства, заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин отметил, что за последние 10 лет число преступлений, совершённых иностранными гражданами в России увеличилось в 2,5 раза. 8
Основной поток незаконной миграции (около 90%) в Россию идет из стран СНГ; около 10% - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Численность незаконных мигрантов в регионах России (Саратов, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0,5 до 3% населения, в Москве она составляет более 10%. Безусловно, катализатором притока нелегальных мигрантов в Россию служит упрощенный и безвизовый режим со странами СНГ.
В создавшихся условиях, пусть даже это кому-то и не нравится, миграция объективно становится для России фактором желательным и необходимым. Пока только миграция сдерживает резкое сокращение численности населения страны и восполняет ее трудовые ресурсы. Поэтому в последнее время государство рассматривает мигрантов как стратегический трудовой ресурс. В тоже время избыточная бесконтрольная миграция опасна, так как она может изменить культурно-этнографическую карту страны ослабить ее общественно-политическое единство. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в 2006 году В.В. Путин подчеркнул, что демографическую ситуацию в стране надо менять, и делать это надо с помощью трех составляющих. Первое – снижение смертности. Второе – эффективная миграционная политика. И третье – повышение рождаемости. «Никакие меры в области миграции не позволят решить проблему без увеличения рождаемости», – указывает премьер-министр. Для этого, он считает, надо проводить демографическую и семейную политику, создавать нормальные условия для рождения и воспитания детей. «Для улучшения жизни людей, – заявил Путин, – у России, существует огромный потенциал»9
Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур, занимающихся вопросами учета и обеспечения занятости трудовой миграции. Россия в последние годы стала напоминать проходной двор, куда мигранты толпами приезжают, уезжают и никто у нас не знает, где они были, чем они занимались. По данным директора Федеральной миграционной службы (ФСМ) К. Ромодановского, только за один год в Россию взъезжает до 20 миллионов мигрантов, и только 15% имеют письменный контракт с работодателем. Это говорит об очень низком уровне формализации трудовых отношений у мигрантов с работодателем. В первую очередь это отрицательно сказываются на социальной и правовой защищенности самих работающих мигрантов. Не выгодно это и государству, мимо казны которого проходят огромные деньги.
Данная ситуация не нормальна, когда обогащаются все кроме государства. Необходимо срочно вывести миграцию из теневого сектора экономики, придать ей цивилизованные формы, восстановить финансовые потери; добиться того, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.
В тоже время надо изменить отношение в обществе и к самим мигрантам. Они, можно сказать, находятся в положении современных рабов, труд которых практически ничего не стоит. В целях получения сверхприбыли предприниматели предпочитают брать на работу нелегалов, подход работодателей к гастарбайтерам прост: лопату побольше, зарплату поменьше. Из гастарбайтеров выжимают все, и еще при этом экономят на элементарных требованиях охраны труда, что часто приводит к тяжелым травмам и человеческим жертвам.
Мигранты,
ни от чего не застрахованы и практически
беззащитны перед любыми нарушениями
их прав и интересов. Этим активно пользуются
криминальные группы, создавая свой черный
рынок труда по законам средневековья.
Чтобы навести порядок в этой сфере, прежде
всего, необходимо легализовать мигрантов,
защитить их скромные права. Надо дать
возможность гастарбайтерам честно трудится,
жить в человеческих условиях, платить
налоги государству, а не взятки чиновникам
и милиции.
Россия
заинтересована в привлечении трудовых
ресурсов из-за рубежа, но те, кто приезжает
к нам, должны не нарушать закон. Соблюдение
правил, в том числе уплата налогов, позволит
обеспечить социальные гарантии и самим
мигрантам. При этом, миграционное законодательство
не обязательно должно быть жестким: жесткость
нужна в контроле над его соблюдением.
Геополитические и национальные интересы России требуют срочных мер по формированию нового типа законодательства в миграционной сфере. Эта проблема не решается сама по себе, здесь нет быстрых и простых решений. В конце 2005 года была создана Межведомственная рабочая группа по совершенствованию иммиграционного законодательства, задача которой – выработать продуманную миграционную политику Российской Федерации с учетом международных рекомендаций. В правительстве уже существуют разработки в этом направлении. Один из таких документов – «Концепция демографического развития страны на период до 2015 года». Этот документ выделяет следующие основные задачи в области миграции и расселения:
Что касается совершенствования миграционной политики, то приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированных мигрантов: людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям.
На мой взгляд, миграционные процессы сейчас очень значимы для нашей страны тем, что благодаря иммигрантам, убыль численности населения уменьшается. Естественная убыль населения в I квартале 2010г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009г. на 17,2 тыс.человек. Миграционный прирост на 59,4% компенсировал численные потери населения.
А в 2009 году за период с января по ноябрь, естественная убыль населения была полностью замещена миграционным приростом.
Замещение естественной убыли населения миграционным приростом10
Рис. 2.2.1.
В основном иммигрируют к нам жители стран СНГ.
С 1го июля упрощается оформление пребывания гастарбайтеров в России. Раньше они имели право находиться в стране не более 90 дней. Теперь, имея на руках годовой контракт, белорус или украинец перестанет вздрагивать при виде милиции.
До принятия поправок почти 50% гастарбайтеров находились в стране на нелегальном положении. При официальной квоте в 1,3 млн. человек в России работали почти 3 млн. приезжих из соседних стран. Теперь часть из них сможет легализоваться.
Все эти меры приняты с единственной целью — вернуть трудовых мигрантов в Россию.
Гастарбайтеров в этом году стало не хватать. С конца осени 2009 прошлого года они разъезжались из-за задержек зарплат и отсутствия заказов.
Новые поправки, которые начнут действовать с 1 июля, позволят нанимать мигрантов тогда, когда они потребуются (не подавая заявку заранее, за год), и экономить на налогах (при обычном порядке привлечения они составляют 30%).
Поправки сильно облегчают въезд мигрантов из стран СНГ. Они позволяют легализоваться тем, кто уже работает на территории России, а также привлечь новых.
Глава 3. Статистический анализ миграционных
процессов в России.
3.1. Анализ показателей, характеризующих
миграцию.
Миграция
населения — это не только простое механическое
передвижение людей, но и сложный общественный
процесс, затрагивающий многие стороны
социально-экономической и культурной
жизни целых народов.
Прежде всего, миграции оказывают большое
влияние на демографические процессы.
Они приводят к изменениям половозрастной
и социальной структуры населения в районах,
откуда мигранты уезжают и куда приезжают.
В районах с оттоком, превышающим темпы
воспроизводства населения, численность
его сокращается, снижается рождаемость,
поскольку в миграциях участвует преимущественно
молодое население. Соответственно, в
этих регионах увеличивается доля населения
старших возрастных групп. В районах же
притока мигрантов повышается доля молодых
возрастов и, как правило, возрастают темпы
воспроизводства населения.
Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше — сократится.
Основными
показателями миграции населения для
каждого населенного пункта является
число прибывших и число
,
где Смигр – сальдо миграции, а S – среднее число населения.
Количество прибывших и выбывших распределяется по полу, возрасту, причинам миграции, при этом отдельно выделяют группу беженцев.
Анализ данных о миграции позволяет грамотно планировать хозяйственные и другие мероприятия. Данные о сальдо миграции и естественном приросте являются основой для расчетов численности населения на любой момент времени. Алгебраическая сумма показателей естественного и механического прироста представляет собой общий прирост (убыль) населения. Соответственно алгебраическая сумма коэффициентов естественного и механического прироста представляет собой коэффициент общего прироста:
Я хочу рассчитать все эти показатели за 2008 год и посмотреть их в динамике в период с 2000 по 2008 год. Для того, чтобы рассчитать эти показатели, мне понадобятся следующие данные:
1) численность населения России на начало периода
2)
количество родившихся за
3) количество умерших за период
4) количество прибывших за период
5) количество выбывших за период
Данные по численности и движению населения за 2008год.11
Таблица 3.1.1.
2008 | |
численность населения на начало периода, тыс. человек | 142007,443 |
прибывшие, тыс. человек | 2215,945 |
выбывшие, тыс. человек | 1973,839 |
умершие, тыс. человек | 2075,9 |
родившиеся, тыс. человек | 1713,9 |
Численность населения на конец периода = численность населения на начало периода + родившиеся – умершие + въехавшие – убывшие = 142007443 +1713900 – 2075900 + 2215945 – 1973839 = 141887549