Наднациональные институты европейских сообществ. Порядок формирования, полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Данная работа содержит описание институтов европейских сообществ.
Термином «институты» в праве Европейского Союза (далее – ЕС) обозначаются руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление ее основных задач.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Европейский парламент……………………………………………………………. 5
Европейский совет…………………………………………………………………. 6
Совет Европейского Союза…………………………………………………………8
Европейская комиссия…………………………………………………………….. 9
Суд…………………………………………………………………………………..11
Европейский центральный банк…………………………………………………. 15
Счетная палата……………………………………………………………………. 17
Заключение………………………………………………………………………… 19
Список использованных источников и литературы…………………………….20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по европ. праву.docx

— 50.21 Кб (Скачать файл)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по курсу «ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО»

 

ТЕМА: Наднациональные институты европейских сообществ.

Порядок формирования, полномочия.

 

\

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….. 3

Европейский парламент……………………………………………………………. 5

Европейский совет………………………………………………………………….  6

Совет Европейского Союза…………………………………………………………8

Европейская комиссия……………………………………………………………..  9

Суд…………………………………………………………………………………..11

Европейский центральный  банк…………………………………………………. 15

Счетная палата…………………………………………………………………….  17

Заключение………………………………………………………………………… 19

Список использованных источников и литературы…………………………….  20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термином «институты» в праве Европейского Союза (далее – ЕС) обозначаются руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление ее основных задач. Первый опыт формирования институтов был получен с образованием Европейского объединения угля и стали (далее – ЕОУС). Центральная роль в ЕОУС была отведена наднациональному по свое природе институту в лице  Высшего руководящего органа. Однако в рамках Европейского экономического сообщества и  Европейского сообщества по атомной энергии (далее – Евратом), образованных на основе Римских договоров 1957 года, структура институтов претерпела существенные изменения. Согласно этим договорам институтами Сообщества провозглашались Совет, Комиссия, Парламентская ассамблея и Суд. Главным институтом, наделенным правом принятия решений, стал Совет. С появление трех Сообществ сразу же были объединены такие институты, как Суд и Парламент, а в 1965 году на основе Договора о слиянии и для всех трех Сообществ созданы единый Совет и единая Комиссия. Единый европейский акт 1986 года добавил к числу институтов Счетную палату. Этим же актом подтверждены существование и деятельность Европейского совета.

Договор о Европейском  Союзе (далее –  ДЕС), закрепивший создание Союза, предусмотрел функционирование единой институциональной структуры сообществ и Союза. Отныне одни и те же институты могли выступать в двух ипостасях. В зависимости от выполняемых функций они действуют либо в качестве институтов Сообществ, либо в качестве институтов Союза.  Таким образом, понятия «институт ЕС» и «институт Европейских сообществ» являются синонимами.

Основным источником, в  котором закрепляется правовое положение  институтов, служит Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г.

Полномочия и порядок  деятельности институтов в рамках остальных  Сообществ (ЕОУС, Евратом) и других компонентов («опор») Союза (Общая внешняя политика и политика безопасности; Сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере) установлены договорами об учреждении ЕОУС и Евратома, и Договором о ЕС [3. С.139-140].

Каждый институт Союза  имеет собственные правила процедуры (внутренний регламент).

Таким образом, согласно ст. 13 ДЕС: «Институтами Союза являются:

  • Европейский парламент;
  • Европейский совет;
  • Совет;
  • Комиссия;
  • Суд;
  • Европейский центральный банк;
  • Счетная палата.»

Рассмотрим подробнее  каждый из институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Европейский парламент

 

Европейский парламент занимает особое место в институциональной  системе ЕС. Он выступает в роли представительного органа европейских интеграционных образований. Европейский парламент осуществляет функции консультации и контроля. При этом полномочия Европейского парламента значительно уже традиционных полномочий законодательных органов федеративных государств; в то же время можно отметить тенденцию к расширению полномочий.

Согласно ст. 14 ДЕС Европейский парламент состоит из представителей граждан ЕС. Депутаты Европейского парламента избираются прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Правом избирать и быть избранным граждане ЕС наделяются независимо от места их проживания на территории Союза. Общее число членов Европарламента равно 751 (750 членов + Председатель). Ни одно государство не может иметь более 96 и менее 6 мест в Европейском парламенте. Состав Европарламента и квоты отдельных государств фиксируются Европейским советом по предложению Европарламента.

Европейский парламент является однопалатным. Он работает на постоянной основе. Сессии Европарламента проводятся ежегодно. Структура и порядок  функционирования Европейского парламента регулируются прежде всего его Внутренним регламентом. Работой Европарламента руководит его Председатель с помощью Бюро Парламента.

Исключительно важную роль в работе Парламента играют комиссии. Они создаются либо на постоянной, либо на временной основе. Это могут быть комиссии общего и специализированного характера.

Внутри Европарламента формируются  политические группы, создаваемые не на основе национальной или национально-территориальной  принадлежности, а на основе совместных политических интересов, что способствует формированию общего сознания европейцев и служит выражению политической воли граждан Союза [3. С. 194-195].

В настоящее время в  качестве основных полномочий Европарламента выступают:

  • участие в законодательном процессе;

 Европейский парламент  совместно с Советом ЕС участвует в рассмотрении нормативных актов и других решений, проекты которых вносит, как правило, Комиссия. Объем законодательных полномочий Европарламента по разным вопросам является неодинаковым. В одних случаях он участвует в законодательном процессе с правом совещательного («консультативная процедура», «процедура сотрудничества»), в других – с правом решающего голоса («процедура совместного принятия решений»);

  • участие в принятии бюджета ЕС (совместно с Советом ЕС);
  • контроль за деятельностью других органов и должностных лиц Европейского Союза (прежде всего, за Комиссией);
  • полномочия по формированию органов и назначению должностных лиц, в частности, вотум доверия Комиссии и ее Председателю, назначение Омбудсмена;
  • санкционирование ряда важнейших международных договоров ЕС;
  • дача согласия на вступление в ЕС новых государств-членов [3. С.197-206].

 

Европейский совет

 

Европейский совет – высший орган политического руководства ЕС. Согласно ст. 4 ДЕС «Европейский совет дает Союзу необходимые для его развития побудительные импульсы и определяет для него общие политические ориентиры». Европейский совет можно квалифицировать как верховную инстанцию Союза. Он не только принимает решения, ориентирующие развитие Союза, но и разрешает возникающие политические коллизии, в частности между институтами или если решение не было найдено в рамках Совета.

В Европейский совет входят Постоянный председатель, главы государств и (или) правительств государств – членов ЕС, являющиеся либо носителями исполнительной власти, либо возглавляющие исполнительную ветвь власти. В состав Европейского совета входит также председатель Европейской комиссии. Европейский совет решает сам, могут ли сопровождать главу государства или правительства министр, ответственный за внешнюю политику и ведающий в составе правительства вопросами ЕС. В работе Европейского совета участвует также Высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности.

Европейский совет созывается на заседания его Председателем  два раза в полугодие. Когда это  обусловлено повесткой дня, члены  Европейского совета могут принять  решение о том, что каждого  из них будет сопровождать министр, а Председателя Комиссии – один из членов Комиссии. Когда это обусловлено  ситуацией, Председатель созывает внеочередное заседание Европейского совета.

Европейский совет принимает  свои решения консенсусом.

Председатель Европейского совета избирается квалифицированным большинством Европейского совета сроком на два с половиной года, который может быть возобновлен один раз. Европейский совет может прекратить его полномочия согласно аналогичной процедуре в случае возникновения препятствий к исполнению обязанностей или серьезного проступка.

В рамках Европейского совета принимаются все наиболее важные политические решения по чрезвычайно широкому спектру вопросов. Это относится ко всем сферам ведения Союза. Таким образом Европейский Совет уполномочен:

  • решать вопросы, связанные с переходом к тому или иному этапу развития;
  • принимать решения, необходимые для разработки и введения новых учредительных актов, созыва межправительственных конференций;
  • рассматривать и одобрять (или не одобрять) намечаемые программы развития;
  • решать вопросы, связанные с приемом новых членов;
  • определять общие ориентиры экономического, социального и финансового развития Союза;
  • руководить общей внешней политикой и политикой безопасности, а также общей безопасности и обороны.

Практически Европейский  совет может принять к своему рассмотрению любой существенно важный вопрос жизнедеятельности и эволюции Союза. Этому, в частности, способствует формула, согласно которой на рассмотрение Европейского совета передаются все спорные проблемы, возникшие на ином уровне, в том числе на уровне Совета ЕС. Не препятствуют такому порядку строгие правила соблюдения каждым из институтов закрепленной за ним компетенции. Применительно к Европейскому совету она определяется не предметом, а значимостью решаемой проблемы [3. С.145-148].

 

Совет Европейского Союза

 

Совет – ведущий институт Европейского Союза, который призван  обеспечить согласование национальных интересов государств-членов с достижением целей и выполнением задач, стоящих перед интеграционными образованиями.

В состав Совета входят полномочные  представители правительств государств-членов (по общему правилу на уровне министров), наделенные в силу своего официального статуса правом участвовать в принятии решений, обязывающих представляемые ими государства. Многообразие функций Совета и разнообразие решаемых им проблем и вопросов вызывают необходимость созыва Совета на уровне наиболее компетентных в той или иной области министров. Наиболее общими вопросами и вопросами политического характера занимается Совет, созываемый в составе министров иностранных дел или министров, специально ведающих европейскими делами. Однако в тех случаях, когда решаются экономические вопросы, такой Совет собирается преимущественно на уровне министров экономики, при решении финансовых вопросов – на уровне министров финансов или и тех и других вместе.

Различия в составе  и формате заседаний Совета не влияют на его статус и правовую значимость принимаемых решений. Они  лишь отражают специфику задач, решаемых данным составом Совета.

Количество и периодичность  проводимых заседаний Совета в нормативных актах не фиксируется. Они собираются по мере надобности и в зависимости от необходимости тех или иных проблем [3. С. 151].

Совет ЕС наделен весьма широкими полномочиями. В системе институтов ЕС Совет является носителем прежде всего законодательной власти, принимает самостоятельно или совместно с Европарламентом регламенты, директивы и другие правовые акты. Совет также располагает полномочиями в сфере исполнительной власти, в частности, может в определенных случаях налагать штрафы на государства-члены.  К ведению Совета отнесено заключение международных договоров от имени Европейских сообществ и Союза, а также принятие других мер в рамках общей внешней политики и политики безопасности. Отдельную группу полномочий Совета образует право формировать состав других институтов и органов ЕС, а именно Европейскую счетную палату, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и некоторые другие органы [5. С. 248-252].

 

Европейская комиссия

 

Европейская комиссия –  ведущий институт Союза.

Согласно ст. 17 ДЕС Комиссия отстаивает общие интересы Союза и предпринимает для этого все необходимые инициативы. Она осуществляет надзор за соблюдением учредительных договоров и актов принимаемых институтами для их исполнения. Она следит, под контролем судебных органов ЕС, за применением права Союза. Она исполняет бюджет и руководит реализацией программ. Она осуществляет координационные, исполнительские и управленческие функции при соблюдении условий, установленных Договором о Европейском Союзе и Договором о функционировании Европейского Союза (далее – ДФЕС). За исключением общей внешней политики и политики безопасности и иных случаев она обеспечивает представительство Союза на международной арене. Она выступает с инициативами по составлению ежегодной и многолетней программ Союза в целях достижения межинституциональных соглашений.

Информация о работе Наднациональные институты европейских сообществ. Порядок формирования, полномочия