Наднациональные институты европейских сообществ. Порядок формирования, полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Данная работа содержит описание институтов европейских сообществ.
Термином «институты» в праве Европейского Союза (далее – ЕС) обозначаются руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление ее основных задач.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Европейский парламент……………………………………………………………. 5
Европейский совет…………………………………………………………………. 6
Совет Европейского Союза…………………………………………………………8
Европейская комиссия…………………………………………………………….. 9
Суд…………………………………………………………………………………..11
Европейский центральный банк…………………………………………………. 15
Счетная палата……………………………………………………………………. 17
Заключение………………………………………………………………………… 19
Список использованных источников и литературы…………………………….20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по европ. праву.docx

— 50.21 Кб (Скачать файл)

Таким образом, главное назначение Комиссии – это обеспечение и  защита общих интересов Союза  и принятие для этого всех необходимых  мер. Можно выделить четыре главных  блока полномочий Европейской комиссии:

  • она обеспечивает осуществление учредительных договоров, как равно и других нормативных правовых актов, принятых институтами ЕС во исполнение и применение норм первичного права;
  • осуществляет право законодательной инициативы, а также высказывает рекомендации и дает заключения по всем вопросам, составляющих предмет учредительных актов;
  • обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Советом и парламентом;
  • обеспечивает исполнение решений, принятых Советом, осуществляет координационную и управленческую функцию [4. С. 255].

Комиссия – постоянно действующий  орган, состоящий из независимых  международных чиновников, какими являются члены Комиссии и служащие ее департаментов. Члены Комиссии отбираются на основании их общей компетентности и европейской преданности из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости.

В состав первой Комиссии, назначенной  между днем вступления в силу Лиссабонского  договора и 31 октября 2014 г., включая  ее Председателя и Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, который является одним из ее вице-председателей, входят по одному гражданину от каждого государства-члена.

 С 1 ноября 2014 г. в состав  Комиссии, включая ее Председателя  и Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, входит такое число членов, которое соответствует двум третям от количества государств-членов, если только Европейский совет, постановляя единогласно, не решит изменить это число.

Члены Комиссии отбираются среди граждан  государств-членов по системе строго равноправной ротации между государствами-членами, позволяющей отразить демографический и географический диапазон всех государств-членов. Данную систему единогласно устанавливает Европейский совет в соответствии со статьей 244 ДФЕС.

С учетом выборов в Европейский  парламент и после проведения соответствующих консультаций Европейский совет, постановляя квалифицированным большинством, предлагает Европейскому парламенту кандидата на должность Председателя Комиссии. Данный кандидат избирается Европейским парламентом большинством членов, входящих в его состав. Если данный кандидат не получает требуемого большинства, то Европейский совет, постановляя квалифицированным большинством, в течение месяца предлагает нового кандидата, который избирается Европейским парламентом согласно аналогичной процедуре.

Совет по общему согласию с избранным  Председателем утверждает список других лиц, которых он предлагает назначить членами Комиссии.

Председатель, Верховный представитель  Союза по иностранным делам и  политике безопасности и остальные  члены Комиссии представляются в  качестве коллегии на голосование Европейского парламента для получения одобрения. На основании такого одобрения Комиссия назначается Европейским советом, постановляющим квалифицированным большинством (ст. 17 ДЕС).

 

Суд

 

Суду принадлежит исключительно  важная роль в становлении и развитии интеграционных образований, формировании и эволюции европейского права. Создание суда в качестве независимого специализированного органа рассматривалось как важнейшая гарантия осуществления целей интеграционных сообществ, их единства и сплоченности. Учрежденный первоначально в рамках ЕОУС, суд с образованием ЕЭС (Европейское экономическое сообщество) и Евратома был преобразован в результате слияния в общий для них Суд Европейских Сообществ. Ему на смену пришел Суд Европейского Союза.

Суд Европейского Союза –  один из ведущих институтов Союза  неполитического характера. Он призван обеспечить единообразное понимание и применение европейского права. Суд во время своей деятельности обязан руководствоваться предписаниями учредительных актов, актов вторичного права и нормативными правовыми актами, специально предназначенными для регулирования его деятельности [3. С. 206 -207].

Суд ЕС включает в себя Суд, Трибунал и специализированные трибуналы.

Трибунал был учрежден для того, чтобы разгрузить Суд ЕС, передав в ведение Трибунала менее значимые дела.

Юрисдикцию Трибунала составляют:

  • все трудовые споры;
  • все дела по искам физических и юридических лиц;
  • все споры из частно-правовых и публично-правовых контрактов, заключенных после 1 августа 1993 г.

В целях ускорения разрешения дел  в структуре Суда ЕС могут быть образованы судебные палаты (специализированные трибуналы). Данные органы создаются для рассмотрения отдельных категорий дел, а их решения в кассационном или апелляционном порядке возможно обжаловать в Трибунал.

Состав Суда ЕС формируется правительствами государств-членов ЕС «по общему согласию». Каждое государство-член ЕС располагает одним местом и выдвигает кандидата на замещение этого места. Государство делегирует судью либо генерального адвоката, но, уже став членом Суда ЕС, он становится полностью независимым и несменяемым. Каким-либо образом проконтролировать деятельность судьи государства-члены не могут в силу принципа тайны совещательной комнаты. Каждое государство-член ЕС имеет право вето при формировании Суда ЕС. На практике же государства-члены, как правило, соглашаются с кандидатурами судей и генеральных адвокатов, предложенных каждым из них в соответствии с зарезервированной квотой (один судья и, возможно, один генеральный адвокат).

Срок полномочий всех членов Суда ЕС составляет 6 лет. Обновление состава Суда наполовину происходит каждые 3 года. В том же порядке обновляется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений для переизбрания на новый срок не установлено. Соответственно, судья или генеральный адвокат, срок полномочий которого истек, может быть назначен вновь. В случае досрочной вакансии замещение производится на оставшийся срок полномочий выбывшего члена суда.

Вторая, дополнительная категория членов Суда ЕС – генеральные адвокаты. Главная задача генерального адвоката – самостоятельное проведение предварительного, независимого, беспристрастного исследования и представление своего заключения по изученному им делу Суду ЕС. Генеральный адвокат также проводит анализ документов сторон спора и в заключении дает собственную оценку рассматриваемых Судом вопросов.

Таким образом, заключение генерального адвоката – то своего рода альтернатива решению Суда ЕС. Заключения генерального адвоката также служат ценным источником информации о праве и состоянии правовой доктрины ЕС. Как и решения Суда, они переводятся на все официальные языки ЕС и тщательно изучаются правоведами и юристами-практиками.

В подавляющем большинстве случаев  судьи принимают решения, совпадающие с заключениями генеральных адвокатов. Однако это не говорит о том, что Суд всегда обязан строго следовать рекомендациям генерального адвоката. Напротив, судьи могут полностью или частично отступить от этого решения, но, все же, мнение генерального адвоката всегда играет значительную роль.

Суд ЕС обладает обязательной юрисдикцией в отношении государств-членов ЕС [3. С. 212-217].

Юрисдикция Суда ЕС по своему содержанию включает в себя следующие группы полномочий:

  • разрешение споров из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС (прямая юрисдикция);

Дела прямой юрисдикции – это споры, возникающие в ходе претворения в жизнь норм европейского права. В большинстве случаев это дела искового производства. Одна из сторон (истец) привлекает другую сторону (ответчика) к суду за предполагаемое нарушение юридической нормы ЕС, а также ее субъективного права или интереса (например, в исках о возмещении вреда, причиненного частным лицам). По общему правилу Суд ЕС не рассматривает иски к частным лицам, а также к должностным лицам государств-членов ЕС.

  • рассмотрение запросов судебных органов государств-членов ЕС, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС (преюдициальная юрисдикция).

Если национальный суд сталкивается с необходимостью применить норму  права Европейского Союза, то он может, а в ряде случаев обязан сначала обратиться в Суд ЕС за официальным разъяснением. В отличие от дел прямой юрисдикции, Суд в данном случае не выносит решения по существу конфликта – это делает национальный суд на основании собственной оценки фактических обстоятельств дела. В данном случае функция Суда ЕС заключается в разрешении правовой неясности, с которой сталкиваются органы правосудия государств – членов ЕС в ходе применения юридических норм ЕС.

  • разбирательство дела в порядке предварительного контроля.

 В делах предварительного  контроля Суд рассматривает правомерность  юридических актов на этапе  подготовки проекта решения. Сюда  относятся, в первую очередь,  запросы о соответствии учредительному  договору подписанных, но еще не вступивших в силу соглашений ЕС с третьими лицами и международными организациями [5. С. 316].

Исходя из вышеперечисленного, можно  сделать вывод, что Суд ЕС наделен достаточно широким кругом полномочий: он осуществляет функции, характерные для конституционного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Кроме того, Суд ЕС выступает также и как консультативный орган, заключению которого придается особая юридическая сила.

 

Европейский центральный  банк

 

Согласно ст. 282 ДФЕС Европейский центральный банк и национальные центральные банки государств-членов, выступая совместно, образуют Европейскую систему центральных банков. Именно в рамках Европейской системы центральных банков уточняются и реализуются основные цели финансовой политики ЕС.  К числу главных целей данной системы отнесено поддержание стабильности цен. Она также обеспечивает финансовую поддержку общей экономической политики  ЕС. Европейская система центральных банков функционирует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободой конкуренции. Она призвана содействовать построению конкурентоспособной социальной рыночной экономики.

К числу задач Европейской системы  центральных банков отнесено:

  • определение и осуществление денежной политики ЕС;
  • проведение валютных операций, хранение и управление официальными валютными резервами государств-членов;
  • содействие нормальному функционированию платежных систем.

В рамках Европейской системы центральных  банков обсуждаются предлагаются все наиболее значимые решения, относящиеся к выработке и проведению финансовой политики ЕС. Европейская система центральных банков осуществляет совещательные, консультативные и надзорные функции.

Органом управления Европейской системы  центральных банков выступает Европейский  центральный банк. Европейский центральный  банк является самостоятельным юридическим лицом. В каждой из стран ЕС он пользуется максимальной правоспособностью, адекватной правоспособности национальных юридических лиц, предусмотренной законодательством данной страны. Только он уполномочен санкционировать эмиссию евро. Он независим при осуществлении своих полномочий и при управлении своими финансами. Институты, органы и учреждения Союза, а также правительства государств-членов соблюдают эту независимость.

Внутренняя структура, порядок  формирования и деятельности органов  Европейского центрального банка подчинены решению задач и осуществлению функций, которые возложены на Европейский центральный банк учредительными договорами, Протоколом о Европейской системе центральных банков и Европейском центральном банке и внутренним регламентом Европейского центрального банка. К числу таких органов отнесены: Генеральный (Общий) совет, Совет управляющих и Правление Европейского центрального банка.

Генеральный совет представляет на банковском уровне интересы Европейского центрального банка и национальных центральных банков. Поскольку Европейский центральный банк осуществляет общее управление в рамках Европейской системы центральных банков, то соответственно и орган, объединяющий руководителей всех этих банков во главе с председателем правления Европейского центрального банка, выступает одновременно и как структурный элемент Европейского центрального банка. Генеральный совет – это в основном консультативный, совещательный и отчасти координационный орган.

Совет управляющих Европейского центрального банка – руководящий орган  Европейского центрального банка. Он состоит  из членов правления Европейского центрального банка и управляющих национальными центральными банками государств, национальной валютой которых является евро.

Правление Европейского центрального банка состоит из председателя, вице-председателя и четырех членов. Все они назначаются  Европейским советом квалифицированным  большинством голосов по рекомендации Совета и после консультаций с  Европарламентом и Советом управляющих. Кандидаты на должность в правлении  должны обладать признанным авторитетом  и профессиональным опытом  в сфере финансовой и банковской деятельности. Членами правления могут быть граждане ЕС. Они работают на постоянной основе и назначаются сроком на 8 лет. Они не могут быть назначены повторно [3. С.229-232].

Информация о работе Наднациональные институты европейских сообществ. Порядок формирования, полномочия