Нейтральные государства современной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать потенциальные возможности политики нейтральных государств Европы в деле формирования системы европейской безопасности.
Достижение данной цели связано с решением ряда исследовательских задач, основными из которых являются:
охарактеризовать общее и особенное в подходах нейтральных государств Европы к проблемам общеевропейской безопасности;
определить возможные пути сотрудничества России с нейтральными странами в обеспечении безопасности в Европе.

Содержание работы

Введение 2
1. Характеристика специфики нейтральных государств современной
Европы 4
2.Место России в новой системе европейской безопасности и развитие
ее отношений с нейтральными странами 11
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

реферат международное право.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение                                                                                                                2

1. Характеристика специфики нейтральных государств современной

Европы                                                                                                                                                                                                           4

2.Место России в новой системе европейской безопасности и развитие

ее отношений с нейтральными странами                                                                                     11

Заключение                                                                                                          22

Список использованной литературы                                                                25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Институт нейтралитета является одной из наиболее старых форм внешнеполитической стратегии  отдельных государств. Еще недавно  его потенциал казался полностью  исчерпанным и непригодным для современных международных отношений, где глобализация не позволяет ни одной из стран мира оставаться в стороне от многочисленных международных проблем. Несмотря ни на что, политика нейтралитета неизменно остается в международной практике. Она доказывает свою жизнеспособность. Объявившие некогда о своем нейтралитете страны Европы, не только сохраняют, но и весьма существенно расширяют в последние годы свое влияние.

Приверженность политике нейтралитета продолжают, хоть и не так часто, декларировать новые страны. Помимо неучастия в войнах и военно-политических союзах, идеи нейтрализма предлагают невоенные способы действий, направленных на то, чтобы снять остроту, отодвинуть на более поздний срок решение международных проблем, в которых стороны не склонны к компромиссу, и к решению которых остается весьма чувствительным общественное мнение конфликтующих сторон.

Изучение современной  политики нейтральных государств Европы позволяет выявить потенциал  традиционно применяемых ими  дипломатических, морально-политических, экономических и других несиловых мирных методов, обеспечивающих безопасность и стабильное развитие внешних связей.

Россия весьма заинтересована в создании и надежном функционировании европейской системы безопасности, частью которой должна являться она сама. Опыт нейтральных стран поучителен, поскольку к такого рода внешней политике эти государства переходили под влиянием не только внешних, но и внутриполитических осложнений в надежде их разрешить. Нейтральная позиция в международных делах позволяла снизить бремя военных расходов, направив средства на социальные программы, одновременно давая надежду на избавление от угрозы агрессии или втягивания в вооруженный конфликт.

Актуальность рассматриваемой  темы обусловлена рядом обстоятельств  международной жизни. С прекращением функционирования элементов прежней системы европейской безопасности, опиравшейся на баланс сил в противостоянии больших групп стран, с распространением процессов европейской интеграции на военную и внешнеполитическую сферы, особенно остро обозначилась задача выработки новых надежных механизмов внутрирегиональной безопасности, создания современной системы разрешения европейских проблем.

Объектом исследования является современное состояние  такого традиционного элемента международных отношений, как институт нейтралитета, рассматриваемый с точки зрения политической составляющей, а также специфика действий ряда стран Европы, принимающих и развивающих его правила при формировании современной системы европейской безопасности.

В качестве предмета исследования избраны ключевые вопросы, раскрывающие внешнеполитические позиции отдельных европейских нейтральных стран, выявляющие их вклад в процесс построения системы европейской безопасности.

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать потенциальные возможности политики нейтральных государств Европы в деле формирования системы европейской безопасности.

Достижение данной цели связано с решением ряда исследовательских  задач, основными из которых являются:

  • охарактеризовать общее и особенное в подходах нейтральных государств Европы к проблемам общеевропейской безопасности;
  • определить возможные пути сотрудничества России с нейтральными странами в обеспечении безопасности в Европе.

 

1. Характеристика специфики нейтральных государств современной Европы

Нейтральными странами на европейском  континенте принято считать Швейцарию, Швецию, Австрию, Финляндию, Ирландию. С некоторыми оговорками к этой группе можно отнести Мальту, Сан-Марино и Ватикан, а также Лихтинштейн, который не имеет собственных  вооруженных сил и во внешней политике ориентируется на нейтральных соседей.

К нейтралитету эти страны приходили  различными путями и в разное время. В течение самого продолжительного срока, придерживается нейтралитета Швейцария. После подписания в 1815 г. на Венском конгрессе Декларации о признании и гарантии ее нейтралитета великими державами, в том же году в Париже это решение было подтверждено в политико–правовом плане подписанием соответствующего акта. В 1848 г. нейтралитет Швейцарии получил закрепление в Конституции страны. Новая редакция Конституции Швейцарии была принята в 1999 г. В ней подтверждалось сохранение прежнего курса: в обязанности правительству, по-прежнему, вменяется «принимать меры для обеспечения внешней безопасности, независимости и нейтралитета Швейцарии».

Швейцария не понесла материального  ущерба в годы Второй мировой войны, благодаря выдерживаемой правительством внешнеполитической линии. Она сохранила  вся свою производственную базу и  даже получила выгоды, происходившие  из ее особого положения. Предприятия, занимавшиеся военными заказами для воюющих стран (химическая отрасль, машиностроение, металлообработка) работали на полную мощность, экспорт продукции значительно увеличился.

То, насколько удалось  Швейцарии сохранить чистоту  нейтралитета в период Второй мировой войны и, в какой мере пришлось в национальных интересах отступить от принципа абсолютного невмешательства, до сих пор вызывает споры историков. В сентябре 1996 г. Швейцария в очередной раз столкнулась с претензиями относительно позиции ее политического руководства и финансовых кругов во время Второй мировой войны. Дискуссии вышли за пределы страны. В сейфах швейцарских банков был обнаружен выморочный капитал, принадлежавший репрессированным гитлеровцами евреям и нацистское партийное золото, значительная часть которого была изъята на оккупированных территориях.

В настоящее время  Швейцария является не только процветающей европейской страной, но и государством, где наиболее активно проявляется  международная жизнь, деятельность гуманитарных международных организаций. Именно благодаря своему нейтральному статусу Швейцария является европейским центром деятельности ООН. В Женеве находится Европейское отделение ООН, штаб–квартира Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда и многих других крупнейших международных организаций.

Еще одна влиятельная европейская  страна – Австрия, пришла в лагерь нейтральных государств, в соответствии с Московским меморандумом 1955 г., где  была зафиксирована договоренность о том, что австрийское правительство возьмет на себя обязательство придерживаться нейтралитета. Тогда это давало Австрии возможность восстановления хозяйственного комплекса после военных разрушений. В том же году был подписан договор со странами–победительницами о восстановлении независимой и демократической Австрии.

В национальном законодательстве нейтралитет  получил закрепление принятием 26 октября 1955 г. федерального конституционного закона о постоянном нейтралитете, в котором Австрийская республика обязалась поддерживать и защищать свой новый политический и международно–правовой статус «всеми имеющимися в ее распоряжении средствами» (ст.1)1. Статус постоянного нейтралитета принес Австрии, так же, как и другим вышеназванным государствам, политическую стабильность и экономическое благосостояние. Территория страны постепенно становилась местом проведения важных международных встреч. Авторитет страны, доверие к ее политике с принятием нейтрального статуса только возросли.

Весьма значительное влияние на международный престиж страны оказало принятие нейтралистского внешнего курса Ирландией. Она получила фактическую возможность придерживаться нейтралитета в 30-х годах, после ликвидации на своей территории военно–морских баз Великобритании. Основой для принятия политики нейтралитета стала ирландская Конституция, которая была ознаменована отказом от статуса доминиона.

Нейтралитет Ирландии изначально имел своеобразную форму и подходил скорее под определение «вооруженный нейтралитет». Статья 28 Конституции Ирландии гласит, что «война не должна объявляться и государство не должно участвовать в какой–либо войне без согласия Палаты представителей»2. В то же время, Конституция оставляла Ирландии право на самооборону: «в случае вторжения на ее территорию, правительство может предпринимать действия, которые сочтет необходимыми для защиты»3. Нейтралитет Ирландии заключался в отказе от участия в военных блоках, прежде всего в НАТО. Ирландия не входила в группу нейтральных и неприсоединившихся стран СБСЕ и в 1973 г. стала первым нейтральным государством–членом Общего рынка. «Ирландский нейтралитет не является доктриной, застывшей во времени и изолированной от реалий безопасности. Он не навязан извне, не гарантирован никаким международным договором. Эта политика поддерживалась всеми ирландскими правительствами. Ее суть, главная характеристика – уклонение от участия в военных альянсах». Центральным направлением ирландской внешней политики начала 60-х гг. стало миротворчество в различных регионах мира, прежде всего, в Европе.

Свою специфику имеет нейтралитет Люксембурга. Нейтралистская политика не стала долговременной характеристикой международного положения этой страны. Под влиянием политической конъюнктуры правящие круги Люксембурга добровольно отказались от нейтрального статуса, как препятствия к тесному экономическому сотрудничеству с ведущими западноевропейскими державами. Это государство более половины национального дохода получало от металлургической промышленности, соответственно более половины рабочих были заняты в этой отрасли. Такое положение в экономике делало Люксембург зависимым от экспортно-импортных обменов и иностранных инвестиций, что, в свою очередь, накладывало отпечаток на внешнюю политику. В сентябре 1944 г. правительства Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписали соглашение об унификации таможенных пошлин, а в 1948 г. объединились в свой собственный таможенный союз. В том же году вместе с Англией и Францией они подписали Брюссельский Акт о создании Западного союза.

Включение стран Бенилюкса в  план Маршала и начало «холодной войны» определили дальнейшее развитие политики этих стран в сторону «атлантизма». В 1949 г. они вошли в Организацию Североатлантического договора. От Люксембурга это потребовало предварительного изъятия из Конституции статьи о нейтралитете.

Примером успешной реализации принципа нейтралитета является Швеция. Она долгое время на протяжении своей истории находилась в вооруженном противостоянии с Россией, однако, не достигла военных побед и была лишь финансово истощена. Политика нейтралитета дала ей возможность резко сократить военные расходы, аккумулировать финансовые средства, осуществить экономический подъем и сделала, в конечном итоге, одним из самых преуспевающих государств Европы.

Политика Швеции – это классический пример традиционного нейтралитета. При этом, в отличие от швейцарского варианта, обязанность Швеции придерживаться политики нейтралитета не закреплена ни в одном законодательном акте. Нет документов, где упоминается о статусе нейтралитета этого североевропейского государства. После Второй мировой войны Швеция придерживалась во внешней политике «воздержания от членства в союзах с целью соблюдения нейтралитета во время войны»4. Поскольку внешняя политика этой страны с XIX в. неизменно остается нейтральной, все прочие государства признают эту позицию в международных отношениях.

Приверженность политике нейтралитета и, как следствие, стабильность и социальная бесконфликтность в обществе позволили Швеции провести ряд успешных реформ. Быстрый экономический рост превратил Швецию в самую развитую европейскую страну. Комплекс социально-экономических и политических мер, успешно воплощенных в жизнь Швецией, получил даже название «шведской модели социального государства». Широко используется право государственного контроля в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода в целях повышения жизненного уровня населения. Столь же активно шведское государство в выработке внешнеполитической стратегии. Репутация страны, стремящейся в любых международных конфликтах придерживаться нейтральной позиции, позволяет Швеции играть активную посредническую роль, выступать в качестве беспристрастного арбитра, к услугам которого охотно прибегают конфликтующие стороны.

Финляндия начала придерживаться политики нейтралитета с момента  подписания в Москве Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндской Республикой. В нем указывалось на «стремление Финляндии оставаться в стороне от противоречий между интересами великих держав». Из сути договора следовало, что Советский Союз выступал гарантом безопасности Финляндии в случае нападения Германии или ее союзников. Финской стороной военная помощь СССР должна была быть оказана только в случае нападения на него через территорию Финляндии. В этом случае применение Финляндией вооруженных сил не противоречило нейтралитету, так как совпадало с самообороной.

Информация о работе Нейтральные государства современной Европы