Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:55, контрольная работа
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать потенциальные возможности политики нейтральных государств Европы в деле формирования системы европейской безопасности.
Достижение данной цели связано с решением ряда исследовательских задач, основными из которых являются:
охарактеризовать общее и особенное в подходах нейтральных государств Европы к проблемам общеевропейской безопасности;
определить возможные пути сотрудничества России с нейтральными странами в обеспечении безопасности в Европе.
Введение 2
1. Характеристика специфики нейтральных государств современной
Европы 4
2.Место России в новой системе европейской безопасности и развитие
ее отношений с нейтральными странами 11
Заключение 22
Список использованной литературы 25
С нейтральной Финляндией у России существует более тесное взаимодействие по укреплению мер доверия – вплоть до договоренности о взаимном посещении военно–морских баз.
В сфере борьбы с различными проявлениями организованной преступности Россия осуществляет международное сотрудничество по вопросам противодействия легализации преступных доходов, разработки правовых механизмов возвращения незаконно вывезенных капиталов в страны их происхождения.
РФ принимала участие в
По каналам юстиции и
Все это, учитывая заинтересованность РФ в дальнейшей европейской интеграции, обеспечении всеобщей безопасности на Европейском континенте позволяет России планомерно развивать отношения с нейтральными странами Европы. Взаимоотношения с каждой из них имеют свою историю.
Взаимодействие России с «малыми странами» Евросоюза происходит на взаимовыгодной основе и постоянно развивается. Примером может служить российско–люксембургский диалог. Он проходит как в политической сфере на уровне визитов министров иностранных дел, так и в сфере экономики: экономический союз России, Бельгии и Люксембурга не прекращает контактов на взаимовыгодных условиях. Осенью 2002 г. состоялся официальный визит премьер–министра Люксембурга Ж.-К. Юнкера в Россию, где он провел переговоры с Президентом, Председателем Правительства и Министром иностранных дел РФ.
По основным проблемам современного мира ведется поиск решений и в сотрудничестве с Ватиканом. Совместные консультации проводятся по вопросам разоружения, урегулирования региональных конфликтов, противодействия негативным последствиям глобализации и борьбы с международным терроризмом.
В отношениях с Ирландией основные
направления политического
Со Швейцарией Россия имеет несколько основных направлений сотрудничества. С момента вступления Швейцарии в ООН это взаимодействие дополнилось и международными вопросами. Успешно налаживается практическое сотрудничество в правоохранительной и военной сферах. Уже состоялись визиты в Швейцарию представительных делегаций ФСБ, МВД, Генеральной прокуратуры и Генштаба РФ. В стадии разработки находится вопрос о содействии со стороны Швейцарии в уничтожении запасов российского химического оружия. С этой целью в 2002 г. состоялась встреча в Берне Полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе С.В. Кириенко с руководством парламента и Минобороны Швейцарии.
С Австрией Россия всегда поддерживала довольно стабильные контакты, проводила консультации и неуклонно развивала экономические отношения, создавая условия для инвестиционного сотрудничества. Так, в 2002 г. Федеральным Собранием РФ ратифицирована российско-австрийская Конвенция об избежании двойного налогообложения. Постепенное урегулирование имевшихся проблем позволило приступить к выплатам российским гражданам компенсаций за принудительный труд на территории Австрии в годы второй мировой войны.
Динамика наблюдается и в
развитии российско–мальтийских
Традиционно тесные и регулярные контакты Россия поддерживает с Финляндией. Они проходят как на высшем и высоком уровнях, так и по линии министерств и ведомств. Наиболее успешно развивается сотрудничество в сфере телекоммуникаций, есть проекты создания с финским участием экспортных и импортозамещающих производств. С целью совершенствования режима трансграничных автоперевозок согласованы меры по внедрению современных таможенных технологий.
Двустороннее сотрудничество со Швецией
также имеет тенденцию к
Новое качество отношений ЕС–Россия в сфере безопасности открывает перед Россией дополнительные возможности развития сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, которые все более определенно включаются в орбиту европейской интеграции. В апреле 2003 г. Европейский союз одобрил решение о принятии с 1 мая 2004 г. десяти новых членов: Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Эстонии, Мальты, Польши, Словакии, Словении и Чехии.
В условиях расширения ЕС на Восток проблемы укрепления европейской безопасности и создания нового мирового порядка на континенте не могут быть решены без участия в них России. Россия не представляет серьезной военной угрозы ни США, ни Европе, хотя и сейчас остается одной из наиболее сильных в военном плане европейских держав. Опасность заключается в том, что если реформы в России не смогут быть успешно завершены, то нестабильность распространится на Европу. Это и опасность непредсказуемого развития событий внутри России, и в ее взаимоотношениях с соседними странами, что заставляет европейские государства стремиться вовлечь Россию в более тесное сотрудничество, чтобы иметь возможность нейтрализовать подобные угрозы в случае их возникновения, «сохраняя достаточную гибкость для реагирования на непредсказуемые события в их любом варианте».
Задача США и Европы заключается в том, чтобы помочь стабилизации процесса реформ и тем самым интегрировать Россию в более широкие европейские структуры безопасности.
Для России также немаловажно,
как будет строиться
Эта «российская» стратегия Евросоюза, принятая на саммите ЕС 3-4 июня в Кельне, ориентирована на развитие всего комплекса двусторонних отношений, но особое место отведено в ней сотрудничеству в области внешней политики и безопасности. В стратегии явно просматривается готовность ЕС усилить взаимодействие с Россией в сфере предупреждения конфликтов, управления кризисами и их урегулирования, в том числе под эгидой ОБСЕ и ООН. Предполагается поиск путей привлечения России к участию в операциях ЕС/ЗЕС по выполнению «петерсбергских задач».
Коллективной стратегией предполагается создание постоянного механизма ЕС–Россия для диалога по вопросам политики безопасности. Одной из его задач может стать выработка совместных внешнеполитических инициатив в отношении ряда третьих стран и регионов, предупреждения конфликтов и управления кризисами, прежде всего, в областях особого интереса России.
Усиление роли и ответственности ЕС/ЗЕС укрепило бы и перспективы взаимодействия в сфере безопасности России с Западом в целом. Расширение компетенции ЕС на оборонную сферу предполагает одновременное расширение и углубление сотрудничества с Россией в этих областях, которые становятся предметом действующего двустороннего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Заключение
В работе сделан вывод о том, что позитивный потенциал политики нейтралитета, ее эффективность по соотношению выдвигаемых целей и полученных результатов не вызывает сомнений. Она имеет множество направлений, каждое из которых требует тщательного политологического анализа и квалификации, может стать предметом специального рассмотрения.
Страны постоянного, закрепленного международными договорами нейтралитета, наряду с государствами, предпочитающими проводить соответствующую политику без официального объявления и получения гарантий со стороны крупных держав, исключительно «по традиции», имеют репутацию миролюбивых, способных оказать сдерживающие влияние в условиях международных конфликтов государств. На основе анализа широкого круга политических и исторических источников можно сделать вывод о том, что в современных условиях политика нейтральных стран объективно способствует повышению уровня безопасности для их внешнеполитических партнеров. Проведенное политологическое исследование показало, что современный нейтралитет отличается вариативностью.
Нейтральные государства Европы в современных условиях оказались вовлечены в деятельность разнообразных международных организаций. Внутри них проведение нейтральной политики не всегда возможно, особенно, если это военно-политические организации, такие, как НАТО или ЗЕС. Перед нейтральными странами, не стремящимися изолировать себя от активной международной жизни, возникают два пути устранить имеющееся противоречие. Первый – это добиться принятия этими организациями поправок к уставным документам или заключения индивидуальных соглашений об установлении с ними «особых» отношений. Второй – внести поправки в собственные конституции или договоры о нейтралитете, заключенные с другими странами. Оба эти пути весьма долги и сопряжены с выполнением множества формальностей, прежде всего, политико-правовых. В результате, на практике, как выявлено в работе, возникает третий, альтернативный путь. Он заключается в «расширительном» толковании уже имеющихся документов и принятии дополнительных, где традиционный нейтральный статус не создает ограничений (например, ассоциированное членство или участие в невоенном сотрудничестве).
Россия поддерживает тесные отношения со всеми нейтральными государствами. Особенно важно то, что российская дипломатия осознает различие в потенциальных возможностях их участия в формировании системы безопасности в Европе. РФ стремиться заручиться поддержкой нейтральных стран, выступая за сохранение роли существующих организаций, призванных обеспечивать безопасность (прежде всего ООН и ОБСЕ).
В результате проведенного анализа видно, что нейтральные страны располагают различными возможностями, позволяющими объединять усилия с Россией, для участия которой в европейском интеграционном процессе нередко создаются неоправданные ограничения. Подписание специальных соглашений и двусторонних планов сотрудничества может оказаться уместным и весьма полезным как для нейтральных стран, так и для России. Кроме того, мирный потенциал, стремление избегать применения силы в международных отношениях либо в силу статуса, как в случае нейтральных стран, либо в силу ослабления военного потенциала, как в случае с современной Россией, проводящей реформу армии, могут объединить интересы сторон.
Северная Европа, Балтийский
регион сегодня является единственной
зоной относительной
Таким образом, политологический анализ современного состояния института нейтралитета и международной активности нейтральных государств позволяет не только выявить их реальный вклад в процессе формирования современной системы европейской безопасности, но и определить потенциальные возможности, извлечь уроки для определения перспектив сотрудничества с ними в этом направлении России, крайне заинтересованной в создании справедливых и эффективных механизмов предотвращения войн, разрешения конфликтов и противостояния новым угрозам.
Список использованной литературы
Информация о работе Нейтральные государства современной Европы