Нейтральные государства современной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать потенциальные возможности политики нейтральных государств Европы в деле формирования системы европейской безопасности.
Достижение данной цели связано с решением ряда исследовательских задач, основными из которых являются:
охарактеризовать общее и особенное в подходах нейтральных государств Европы к проблемам общеевропейской безопасности;
определить возможные пути сотрудничества России с нейтральными странами в обеспечении безопасности в Европе.

Содержание работы

Введение 2
1. Характеристика специфики нейтральных государств современной
Европы 4
2.Место России в новой системе европейской безопасности и развитие
ее отношений с нейтральными странами 11
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

реферат международное право.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

С нейтральной Финляндией у России существует более тесное взаимодействие по укреплению мер доверия – вплоть до договоренности о взаимном посещении  военно–морских баз.

В сфере борьбы с различными проявлениями организованной преступности Россия осуществляет международное сотрудничество по вопросам противодействия легализации преступных доходов, разработки правовых механизмов возвращения незаконно вывезенных капиталов в страны их происхождения.

РФ принимала участие в разработке проекта конвенции против коррупции  под эгидой ООН. Работа по ратификации  Конвенции Совета Европы об уголовной  ответственности за коррупцию пока не завершена. Специалистами Совета Европы проведена экспертиза по проектам изменения национального законодательства в этой сфере.

По каналам юстиции и внутренних дел связи ЕС–Россия также  продолжают укрепляться. Министры внутренних дел России и ЕС на встречах высказывают  взаимную заинтересованность в создании единого правоохранительного пространства Европы, включая единую программу совместных действий в вопросах по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью.

Все это, учитывая заинтересованность РФ в дальнейшей европейской интеграции, обеспечении всеобщей безопасности на Европейском континенте позволяет России планомерно развивать отношения с нейтральными странами Европы. Взаимоотношения с каждой из них имеют свою историю.

Взаимодействие России с «малыми  странами» Евросоюза происходит на взаимовыгодной основе и постоянно развивается. Примером может служить российско–люксембургский диалог. Он проходит как в политической сфере на уровне визитов министров иностранных дел, так и в сфере экономики: экономический союз России, Бельгии и Люксембурга не прекращает контактов на взаимовыгодных условиях. Осенью 2002 г. состоялся официальный визит премьер–министра Люксембурга Ж.-К. Юнкера в Россию, где он провел переговоры с Президентом, Председателем Правительства и Министром иностранных дел РФ.

По основным проблемам современного мира ведется поиск решений и в сотрудничестве с Ватиканом. Совместные консультации проводятся по вопросам разоружения, урегулирования региональных конфликтов, противодействия негативным последствиям глобализации и борьбы с международным терроризмом.

В отношениях с Ирландией основные направления политического сотрудничества происходят на уровне правоохранительных органов в борьбе с терроризмом и организованной преступностью. С каждым годом увеличивается и товарооборот между странами.

Со Швейцарией Россия имеет несколько основных направлений сотрудничества. С момента вступления Швейцарии в ООН это взаимодействие дополнилось и международными вопросами. Успешно налаживается практическое сотрудничество в правоохранительной и военной сферах. Уже состоялись визиты в Швейцарию представительных делегаций ФСБ, МВД, Генеральной прокуратуры и Генштаба РФ. В стадии разработки находится вопрос о содействии со стороны Швейцарии в уничтожении запасов российского химического оружия. С этой целью в 2002 г. состоялась встреча в Берне Полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе С.В. Кириенко с руководством парламента и Минобороны Швейцарии.

С Австрией Россия всегда поддерживала довольно стабильные контакты, проводила  консультации и неуклонно развивала экономические отношения, создавая условия для инвестиционного сотрудничества. Так, в 2002 г. Федеральным Собранием РФ ратифицирована российско-австрийская Конвенция об избежании двойного налогообложения. Постепенное урегулирование имевшихся проблем позволило приступить к выплатам российским гражданам компенсаций за принудительный труд на территории Австрии в годы второй мировой войны.

Динамика наблюдается и в  развитии российско–мальтийских отношений. На фоне позитивных процессов в российской экономике, Мальта стала одной из немногих стран, осуществивших прямые капиталовложения в российскую экономику.

Традиционно тесные и регулярные контакты Россия поддерживает с Финляндией. Они проходят как на высшем и высоком уровнях, так и по линии министерств и ведомств. Наиболее успешно развивается сотрудничество в сфере телекоммуникаций, есть проекты создания с финским участием экспортных и импортозамещающих производств. С целью совершенствования режима трансграничных автоперевозок согласованы меры по внедрению современных таможенных технологий.

Двустороннее сотрудничество со Швецией  также имеет тенденцию к неуклонному  улучшению. Швеция выступает в ЕС за более плотное присоединение России к европейским интеграционным процессам. В сфере экономического сотрудничества Швеция является достаточно сильным инвестором в российской экономике.

Новое качество отношений  ЕС–Россия в сфере безопасности открывает перед Россией дополнительные возможности развития сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, которые все более определенно включаются в орбиту европейской интеграции. В апреле 2003 г. Европейский союз одобрил решение о принятии с 1 мая 2004 г. десяти новых членов: Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Эстонии, Мальты, Польши, Словакии, Словении и Чехии.

В условиях расширения ЕС на Восток проблемы укрепления европейской  безопасности и создания нового мирового порядка на континенте не могут быть решены без участия в них России. Россия не представляет серьезной военной угрозы ни США, ни Европе, хотя и сейчас остается одной из наиболее сильных в военном плане европейских держав. Опасность заключается в том, что если реформы в России не смогут быть успешно завершены, то нестабильность распространится на Европу. Это и опасность непредсказуемого развития событий внутри России, и в ее взаимоотношениях с соседними странами, что заставляет европейские государства стремиться вовлечь Россию в более тесное сотрудничество, чтобы иметь возможность нейтрализовать подобные угрозы в случае их возникновения, «сохраняя достаточную гибкость для реагирования на непредсказуемые события в их любом варианте».

Задача США и Европы заключается в том, чтобы помочь стабилизации процесса реформ и тем самым интегрировать Россию в более широкие европейские структуры безопасности.

Для России также немаловажно, как будет строиться архитектура  европейской безопасности. При осуществлении  запланированных ЕС реформ в оборонной  сфере, основная цель состоит в наделении Западноевропейского Союза структурами и процедурами, позволяющими преобразовать его из западного европейского Союза в Союз для всей Европы, способный также и к глобальным действиям. России в этой политике отводится своя роль. В декабре 1998 г. Советом ЕС было принято решение о разработке «Коллективной стратегии» в отношении соседних стран и регионов, в которой на первое место была поставлена Россия.

 Эта «российская»  стратегия Евросоюза, принятая  на саммите ЕС 3-4 июня в Кельне, ориентирована на развитие всего комплекса двусторонних отношений, но особое место отведено в ней сотрудничеству в области внешней политики и безопасности. В стратегии явно просматривается готовность ЕС усилить взаимодействие с Россией в сфере предупреждения конфликтов, управления кризисами и их урегулирования, в том числе под эгидой ОБСЕ и ООН. Предполагается поиск путей привлечения России к участию в операциях ЕС/ЗЕС по выполнению «петерсбергских задач».

Коллективной стратегией предполагается создание постоянного механизма ЕС–Россия для диалога по вопросам политики безопасности. Одной из его задач может стать выработка совместных внешнеполитических инициатив в отношении ряда третьих стран и регионов, предупреждения конфликтов и управления кризисами, прежде всего, в областях особого интереса России.

Усиление роли и ответственности  ЕС/ЗЕС укрепило бы и перспективы  взаимодействия в сфере безопасности России с Западом в целом. Расширение компетенции ЕС на оборонную сферу предполагает одновременное расширение и углубление сотрудничества с Россией в этих областях, которые становятся предметом действующего двустороннего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

 

Заключение

 

В работе сделан вывод о том, что  позитивный потенциал политики нейтралитета, ее эффективность по соотношению выдвигаемых целей и полученных результатов не вызывает сомнений. Она имеет множество направлений, каждое из которых требует тщательного политологического анализа и квалификации, может стать предметом специального рассмотрения.

Страны постоянного, закрепленного международными договорами нейтралитета, наряду с государствами, предпочитающими проводить соответствующую политику без официального объявления и получения гарантий со стороны крупных держав, исключительно «по традиции», имеют репутацию миролюбивых, способных оказать сдерживающие влияние в условиях международных конфликтов государств. На основе анализа широкого круга политических и исторических источников можно сделать вывод о том, что в современных условиях политика нейтральных стран объективно способствует повышению уровня безопасности для их внешнеполитических партнеров. Проведенное политологическое исследование показало, что современный нейтралитет отличается вариативностью.

Нейтральные государства  Европы в современных условиях оказались вовлечены в деятельность разнообразных международных организаций. Внутри них проведение нейтральной политики не всегда возможно, особенно, если это военно-политические организации, такие, как НАТО или ЗЕС. Перед нейтральными странами, не стремящимися изолировать себя от активной международной жизни, возникают два пути устранить имеющееся противоречие. Первый – это добиться принятия этими организациями поправок к уставным документам или заключения индивидуальных соглашений об установлении с ними «особых» отношений. Второй – внести поправки в собственные конституции или договоры о нейтралитете, заключенные с другими странами. Оба эти пути весьма долги и сопряжены с выполнением множества формальностей, прежде всего, политико-правовых. В результате, на практике, как выявлено в работе, возникает третий, альтернативный путь. Он заключается в «расширительном» толковании уже имеющихся документов и принятии дополнительных, где традиционный нейтральный статус не создает ограничений (например, ассоциированное членство или участие в невоенном сотрудничестве).

Россия поддерживает тесные отношения со всеми нейтральными государствами. Особенно важно то, что  российская дипломатия осознает различие в потенциальных возможностях их участия в формировании системы  безопасности в Европе. РФ стремиться заручиться поддержкой нейтральных стран, выступая за сохранение роли существующих организаций, призванных обеспечивать безопасность (прежде всего ООН и ОБСЕ).

В результате проведенного анализа видно, что нейтральные страны располагают различными возможностями, позволяющими объединять усилия с Россией, для участия которой в европейском интеграционном процессе нередко создаются неоправданные ограничения. Подписание специальных соглашений и двусторонних планов сотрудничества может оказаться уместным и весьма полезным как для нейтральных стран, так и для России. Кроме того, мирный потенциал, стремление избегать применения силы в международных отношениях либо в силу статуса, как в случае нейтральных стран, либо в силу ослабления военного потенциала, как в случае с современной Россией, проводящей реформу армии, могут объединить интересы сторон.

Северная Европа, Балтийский регион сегодня является единственной зоной относительной стабильности в Европе, в отличие от нестабильного  Балканского юга и умеренной середины континента. Наиболее продуктивным для российской дипломатии в последние годы является сотрудничество с нейтральными странами, выступающими от имени НАТО и ЕС – Финляндией и Швецией. Роль России велика в Балтийском регионе, где она имеет единственный прямой пограничный выход к рынкам объединенной Европы. Нейтральные страны занимают в отношении России наиболее миролюбивую позицию, направленную на конструктивное сотрудничество, объединение усилий в деле мониторинга за развитием международной ситуации и совместного урегулирования конфликтов на всем европейском континенте. Наиболее крупные государства Северной Европы – нейтральные. Россия имеет с ними стабильные хозяйственные, межкультурные связи.

Таким образом, политологический анализ современного состояния института нейтралитета и международной активности нейтральных государств позволяет не только выявить их реальный вклад в процессе формирования современной системы европейской безопасности, но и определить потенциальные возможности, извлечь уроки для определения перспектив сотрудничества с ними в этом направлении России, крайне заинтересованной в создании справедливых и эффективных механизмов предотвращения войн, разрешения конфликтов и противостояния новым угрозам.

 

Список использованной литературы

  1. Конституции государств Европейского союза. - М. 1997.
  2. Концепция внешней политики Российской Федерации. //Дипломатический вестник. №8, 2000.
  3. Международные договоры, содержащие правила Нейтралитета. //Материалы МИД России. М., 1991.
  4. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического Договора и Российской Федерацией. //NATO Office of Information and Press. Brussels, 1996.
  5. Стратегическая концепция Североатлантического Союза. Одобрена главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 г. /Заседание Североатлантического совета на высшем уровне. Вашингтон, округ Колумбия. 23 – 25 апреля 1999 г. //Коммюнике и заявления НАТО. – М., 1999.
  6. Североатлантический договор. Вашингтон (Колумбия), 4 апреля 1949 г. //http:www.nato.int/docu/other/ru/treaty.htm
  7. Североатлантический Союз и Партнерство во имя мира. Совместная безопасность. –Brussels, NATO Office of information and press //Россия-2000. Современная политическая история. 1985-1999. Т.1. Хроника и аналитика. – НИФ РАУ, 2000.
  8. Ганюшкин Б.В. Международная гарантия постоянного нейтралитета. - М., 1969.
  9. Гуткин Л.С. Человечество на рубеже веков. Показатели социально-экономического развития стран мира. - М., 2003
  10. Данилов Д. Западная Европа на постмаастрихтском этапе: развитие интеграции в сфере безопасности. /Доклады института Европы. № 13. М., 1994.
  11. Кунц Д.Л. Австрийский нейтралитет. - М. 2000.
  12. Международное право. /Под ред. проф. Ю.М. Колосова и проф. В.И. Кузнецова - М. 1999.
  13. Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век (1945 – 2000)..Под ред. А.М. Родригеса. - М., 2001.
  14. Партнерство Россия-НАТО: проблемы общеевропейской безопасности. Стенограмма международной конференции «Европейский клуб». – М., 2003.
  15. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век. /Под ред. Д.Тренина. (Московский центр Карнеги). - М., 2000.
  16. Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М., 2002.

Информация о работе Нейтральные государства современной Европы