Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:55, контрольная работа
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать потенциальные возможности политики нейтральных государств Европы в деле формирования системы европейской безопасности.
Достижение данной цели связано с решением ряда исследовательских задач, основными из которых являются:
охарактеризовать общее и особенное в подходах нейтральных государств Европы к проблемам общеевропейской безопасности;
определить возможные пути сотрудничества России с нейтральными странами в обеспечении безопасности в Европе.
Введение 2
1. Характеристика специфики нейтральных государств современной
Европы 4
2.Место России в новой системе европейской безопасности и развитие
ее отношений с нейтральными странами 11
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Оставшись в стороне от активных военных операций, страны Северной Европы понесли сравнительно небольшой материальный ущерб в годы Второй мировой войны. После подписания двусторонних договоров о перемирии с СССР и Великобританией Финляндия стала утверждать новый курс во внутренней и внешней политике.
Подписание североевропейскими
странами Устава ООН не означало полного
разрыва с политикой
С распадом Советского Союза на постсоветской территории образовалось много новых независимых государств. Каждое из них по-своему подходило к процессу государственного строительства с целью переустройства политической системы. Для молодых суверенных государств очень привлекательной была идея нейтрализма. Нейтралитет, как сложившийся институт, уже доказал свою состоятельность и целесообразность для государств, выстраивающих независимость. Он являлся, по сути, апробированным механизмом сохранения суверенитета и отстаивания своих национальных интересов для стран, не являющихся великими державами.
Идея приобретения статуса постоянно нейтрального государства, или провозглашения политики нейтралитета в свое время прорабатывалась во многих бывших советских республиках. Практически во всех созданных после дезинтеграции СССР государствах обсуждали этот вариант внешнеполитического курса. Подобные дискуссии проходили в Прибалтийских республиках, Беларуси, в Казахстане и Украине.
Сегодня Украина воспринимается Европой как государство, придерживающееся нейтральной политики, поскольку она не заявила прямо о своем намерении вступить в Североатлантический альянс или какой-либо другой военно-политический блок.
Туркменистан, оказавшись в силу своего геополитического положения вблизи со странами, где политическая ситуация крайне нестабильна, а также ввиду неоднозначных оценок международным сообществом развития своих религиозных контактов с исламским миром, посчитал для себя выгодным приобрести статус постоянно нейтрального государства.
К тому времени ни одно из вновь образовавшихся на постсоветском пространстве государств еще не создало своих национальных законов. Определяющей идеей Конституции независимого Туркменистана явилось органичное соединение традиционного и современного, достижений мировой цивилизации и исторического опыта государственного и общественного строительства5.
Используя мировой опыт, Туркменистан провозгласил статус постоянно нейтрального государства с главной целью – идентифицировать страну в системе международных отношений. В 1992 г. Туркменистан вошел в Европейскую организацию безопасности и сотрудничества.
Механизм признания нейтралитета Туркменистана был абсолютной новацией в истории этого института мировой политики. Туркменистан стал первым в мире государством, нейтралитет которого утвержден ООН. 12 декабря 1995 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Резолюцию «Постоянный нейтралитет Туркменистана». Она была поддержана представителями 185 стран.
Очевидно, что нейтральные страны современной Европы не только пришли к нейтралитету различными путями и в разное время, но также имеют различный круг политических и международно–правовых обязанностей. Кроме того, в различные исторические периоды содержание и толкование этих обязанностей изменялось.
Так, право нейтрального государства иметь собственные вооруженные силы для самообороны в случае нападения и отстаивания нейтралитета, появилось далеко не сразу. Сегодня «гибкое» понимание термина позволяет даже государствам со статусом постоянного нейтралитета не только закупать вооружения для своих воинских подразделений, но и самим производить его. Развитие высоких технологий, интеграция европейских стран в экономической сфере естественным образом привели к тому, что нейтральные государства уже не считают неприемлемым для себя экспорт вооружений.
2. Место России в новой системе европейской безопасности и развитие ее отношений с нейтральными странами
Европейское направление во внешней политике России играет важную роль и в вопросах укрепления безопасности, и в обеспечении экономического развития РФ. Россия предпринимает активные шаги для дальнейшего расширения отношений с Европейским союзом.
Встречи на высшем уровне Россия–ЕС состоялись в Москве 29 мая 2002 г. и в Брюсселе 11 ноября 2002 г. Проходят также регулярные встречи министра иностранных дел РФ с руководящей «тройкой» ЕС, с министром иностранных дел ЕС. Ежегодно проводятся заседания Совета сотрудничества Россия–ЕС. Заседания–консультации Россия–«тройка» Комитета по внешней политике и безопасности ЕС походят каждый месяц. 21–22 июня 2002 г. в Севилье на заседании Европейского совета принята Декларация об использовании потенциала его общей внешней политики и политики безопасности в борьбе с терроризмом. Это открывает новые возможности сотрудничества России и ЕС.
Более активными стали также контакты по военной линии. Для связей с Военным комитетом и Военным штабом ЕС в Постоянное представительство России при ЕС в 2002 г. был назначен военный советник.
Основные элементы общего пространства европейской безопасности были определены на Московском саммите в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и Евросоюза (СПС). Немаловажным моментом во взаимоотношениях России и ЕС явилось юридическое закрепление 7 ноября 2002 г. признания со стороны ЕС за Россией статуса страны с рыночной экономикой.
Взаимоотношения Россия–НАТО непосредственно
затрагивают процесс
Характер сотрудничества требует прояснения тенденции к расширению зоны ответственности НАТО и ее соотношения с заявлениями о необходимости партнерства с Россией6.
Первым шагом к установлению контактов РФ и НАТО явился визит 13 декабря 1991 г. первого вице–премьера РФ тех лет Г. Бурбулиса в штаб–квартиру НАТО в Брюсселе. Тогда же было принято решение о создании Совета североатлантического сотрудничества (ССАС) как форума для консультаций между странами–участницами недавнего противостояния: членами альянса и членами ОВД.
Программа «Партнерство ради мира» была разработана именно в рамках ССАС. Но если ССАС является многосторонним форумом для широких консультаций по всему спектру проблем безопасности, то ПРМ ориентируется преимущественно на взаимодействие в военной сфере между НАТО и отдельными странами–партнерами7.
Присоединение России к «Партнерству
ради мира» состоялось 31 мая 1995 г. в
Норвейке на очередной сессии Совета
НАТО, где были подписаны два документа:
«Индивидуальная программа
В рамках этих соглашений появилась первая реальная возможность политического диалога по вопросам международной и европейской безопасности. Представители стран ССАС расценили подписание этих двух документов как «шаги на пути к укреплению отношений между НАТО и Россией». В сентябре 2002 г. в Ногинске впервые были проведены совместные российско–натовские антитеррористические учения по линии МЧС России.
В 90-е годы произошли существенные сдвиги во взаимоотношениях Россия–НАТО8, что имело очень важное значение для судеб европейской безопасности.
С лета 1992 г. НАТО стала оказывать
военную поддержку ООН в
Кроме того, отношение России к расширению НАТО на Восток всегда было отрицательным, вызывало опасения как угроза национальной безопасности. На саммите НАТО в январе 1994 г. курс на расширение, тем не менее, был одобрен. В России с этого времени начал тщательно прорабатываться вопрос о возможных последствиях такого расширения. Предварительно Служба внешней разведки РФ провела специальное исследование9.
Во второй половине 90-х стало очевидно, что необходимо разработать новый документ о взаимоотношениях НАТО–РФ. С января 1997 г. состоялось шесть раундов переговоров. «Это были, пожалуй, самые напряженные переговоры за весь период после окончания холодной войны»10, - утверждает один из российских исследователей. Цель России – получить реальную возможность участвовать в процессе принятия решений, затрагивающих ее национальные интересы и, по возможности, минимизировать угрозу применения силы с приближением НАТО к границам России.
«Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического Договора и Российской Федерацией» (ОА) был подписан 27 мая 1997 г. в Париже и явился своего рода компромиссом. Россия не могла помешать расширению НАТО на Восток, но добивалась, чтобы в процессе такого расширения ее геостратегические интересы все же были учтены. Для России имело значение провозглашенное Актом отсутствие у НАТО «намерений, планов и причин»11 размещать ядерное оружие на территории новых членов альянса и обещание пересмотреть Договор по обычным вооруженным силам в Европе (ДОВСЕ).
В целях регулярного
Основополагающий Акт о
Кроме того, НАТО и РФ провозгласили
в документе, что намерены развивать
«прочное, стабильное и долговременное
партнерство», а среди основных принципов
партнерства названы
В дальнейшем сотрудничество продолжало развиваться: 28 мая 2002 г. в Риме состоялся саммит Россия–НАТО. Там была подписана Декларация «Отношения Россия–НАТО: новое качество». Совет Россия–НАТО (СРН) позволил представителям двадцати государств быть равноправными партнерами в областях, которые представляют общий интерес.
Сотрудничество в рамках этого Совета создает механизм не только консультирования, но и выработки совместных решений и совместных действий России и государств-участников НАТО по весьма широкому кругу проблем безопасности в евроатлантическом регионе. Имеется также и программа о сотрудничестве по военной линии. План комплексных мероприятий на год утверждается на заседании СРН, там же разрабатывается общая концепция миротворческих операций Россия–НАТО.
Сотрудничество НАТО
и РФ в информационной сфере выразилось
в открытии в феврале 1998 г. в Москве
при Институте научной
Россия не остается в стороне от борьбы с новыми угрозами и вызовами международной безопасности. Это направление становится приоритетным во внешнеполитической деятельности – продолжается разработка Хартии борьбы с международным терроризмом и Стратегии противодействия новым вызовам и угрозам в XXI в. По специально разработанной программе, принятой на Конференции ООН (июль 2001 г). развивается совместное сотрудничество России и ОБСЕ по пресечению незаконной торговли легким и стрелковым оружием.
Наибольшие усилия Россия направляет на сотрудничество в борьбе с терроризмом. Советом Европы для борьбы с международным терроризмом утверждены проект Дополнительного протокола к Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г. и предложения по шести новым направлениям Совета Европы в антитеррористической сфере. Существует предложение задействовать работу Форума по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ в программе борьбы с терроризмом. По инициативе России в мае 2002 г. состоялась встреча экспертов по этому вопросу.
Позиция России в оценке потенциала ОБСЕ в поиске путей решения этой сложной проблемы остается неизменной. Россия продолжает считать, что необходимо укрепить роль ОБСЕ в сфере борьбы с терроризмом и в создании системы коллективной безопасности в Европе.
В рамках расширения мер доверия и стабильности в отношениях между Россией и европейскими странами заключен ряд соглашений о предотвращении инцидентов на море. Такие соглашения, касающиеся инцидентов за пределами территориальных вод, заключены Россией с Великобританией, ФРГ, Францией, Италией, Испанией, Нидерландами, Норвегией, Грецией, Португалией.
Информация о работе Нейтральные государства современной Европы