Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:55, курсовая работа
Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями служит международное право. При его помощи создается и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств более предсказуемым.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. НОРМЫ ПРАВА КАК ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА…………………………………………………………………………….4
2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА…….20
3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА, КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................46
Известный британский юрист Р. Дженнингс заявил, что универсализм представляет собой сущностный принцип международного права. В советской доктрине коллектив авторов, исследовавших проблему универсальных норм, пришел к выводу, что рост числа и удельного веса общепризнанных норм в общей массе международно-правовых норм, рост их значения - одна из отличительных черт современного международного права Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, "каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права". В решениях Международного Суда ООН имеется множество ссылок на "общие нормы международного права".
Итак, главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Основной формой существования служит обычай. Универсальные нормы образуют общее международное право.
Существуют нормы, которые
принимаются ограниченным числом государств,
но имеют всеобщее значение. Такие
нормы устанавливают
Региональные нормы исторически предшествовали универсальным. Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы.
Регионализм приобретает
новое измерение с развитием
интеграционных процессов. В определенном
регионе существенно
В общем, регионализм представляет собой реальное явление, с которым нельзя не считаться. Общее международное право открывает значительный простор для учета специфики региональных систем и вместе с тем устанавливает границы совместимости, за которыми наступает изоляция региональной системы.
Устав ООН содержит главу "Региональные соглашения", которая посвящена специфическому регионализму - военно-политическому. Для нас в данном случае представляет интерес лишь положение о том, что такие соглашения или их органы и их деятельность должны быть совместимы с целями и принципами ООН (ст. 52).
Доктрине, а в определенной мере и практике известны концепции регионального международного права: американского, африканского, мусульманского, социалистического. Анализ этих концепций и соответствующего нормативного материала не позволяет обнаружить их существенной юридической специфики, которая позволила бы говорить о региональном международном праве. Сегодня не только региональные, но и национальные правовые системы должны приводиться в соответствие с универсальными международными стандартами, содействовать их реализации.
Партикулярные (локальные) нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.
Международному праву присущ высокий удельный вес индивидуализированного регулирования в силу сравнительно небольшого числа субъектов и значения их интересов. Отмечается такая характерная черта международного права, как его партикуляризация, т.е. внимание к специфике ситуаций и особенностям отношений (Дж. Мерилс, Англия).
В результате локальные нормы по численности существенно превосходят универсальные. Они выполняют важные функции в отношении последних, а именно:
- служат средством
их конкретизации
- способствуют их реализации в этих случаях;
- регулируют отношения,
не охватываемые общим междунар
Немаловажно, что локальные
нормы легче принимаются, изменяются
и прекращаются. Они прокладывают
путь общему международному праву, накапливая
опыт регулирования. Таким путем
обеспечивается динамизм международно-правового
регулирования. В целом локальные нормы служат интересам повышения
уровня международно-правового регулирования
и роли права в международной жизни. Поэтому
общее международное право открывает
значительный простор для регулирования
на локальной основе.
Локальные нормы не обладают качеством
всеобщности и потому не включаются в
общее международное право. Однако они
прочно связаны с этим правом, черпают
в нем юридическую силу, действуют в его
рамках. Не являясь элементами общего
международного права, локальные нормы
образуют вместе с ним более крупную и
менее единую систему международно-правовых
норм.
Императивные нормы
международного права. Одной из характерных
черт современного международного права
является наличие в нем комплекса
императивных норм (jus cogens - императивное
право), обладающих особой юридической силой.
Последняя заключается в недопустимости
отклонения от норм во взаимоотношениях
отдельных государств даже путем их соглашения.
Противоречащие им обычай или договор
будут недействительны. Вновь возникшая
императивная норма делает недействительными
и противоречащие ей существующие нормы.
Считается, что императивные нормы - новое
явление. Думается, это не совсем так. Без
императивного регулирования не могли
обойтись и международные отношения в
прошлом. Оно императивно определяло порядок
создания норм - только соглашением. Императивным
был принцип pacta sunt servada (договоры должны
соблюдаться), без которого нет международного
права. Императивными были запреты пиратства
и работорговли, а также некоторые правила
ведения войны. Новизна состоит в том,
что ныне императивные нормы образуют
целый комплекс, определяющий характер
международного права, его цели и принципы,
основное содержание. Кроме того, императивные
нормы получили официальное признание.
Предпосылки для становления
императивного права создал Устав ООН, который
заложил основы нового миропорядка, определив
его цели и принципы. Стала очевидной неприемлемость
неограниченной свободы договоров. Устав
закрепил преимущественную силу вытекающих
из него обязательств. Новым шагом явилась
Венская конвенция о праве международных
договоров 1969 г., которая впервые в позитивном
праве четко закрепила концепцию императивных
норм.
Большинство юристов-международников
положительно отнеслись к концепции императивных
норм, но были и такие, в том числе и весьма
авторитетные, которые встретили ее скептически.
Значительное число членов Комиссии международного
права ООН поддержали концепцию и обратили
внимание на то, что императивные нормы
выражают общие интересы государств, международного
сообщества в целом.
Ряд членов Комиссии связали концепцию императивных норм с понятием публичного порядка. Аналогичные взгляды были высказаны и представителями государств на Венской конференции по праву международных договоров. Представляется, что в современном международном праве действительно утверждается концепция международного публичного порядка, под которым понимается комплекс принципов организации сообщества, необходимых для его существования и развития. Эти принципы закрепляют исторически достигнутый уровень цивилизации, гуманизма и демократии. Делается это особым способом, с помощью императивного права, главная задача которого и состоит в поддержании публичного порядка. Поэтому оба явления взаимосвязаны.
Императивные нормы обеспечиваются особыми средствами. Порождаемые ими правоотношения являются всеобщими, действующими между всеми (erga omnes). Соответственно, в случае нарушения этих норм возникают и универсальные правоотношения ответственности: не только непосредственно пострадавшее, но и любое другое государство вправе поставить в юридическом плане вопрос об ответственности правонарушителя. Речь идет о чем-то напоминающем римское actio popularis, дававшее право каждому члену общества предпринять юридические действия в защиту общественных интересов.
Приведенные положения нашли выражение в практике Международного Суда ООН и были подтверждены Комиссией международного права.
В решении Суда по делу
о компании "Барселона Тракшн"
(Бельгия против Испании) указывалось
на необходимость проводить
Еще одной особой формой ответственности за нарушение императивных норм является уголовная ответственность должностных лиц государства. Проект статей Кодекса преступлений против мира и безопасности, подготовленный Комиссией международного права, дает представление об императивных нормах, охраняемых в таком порядке. К ним относятся принципы и нормы, запрещающие агрессию, вмешательство, колониальное и другие виды иностранного господства, основные принципы гуманитарного права, нормы об ответственности за преступления против человечества.
Императивные нормы, обязательства
erga omnes, международный публичный
порядок отражают важную историческую
тенденцию к социализации международного сообщества
и его права. Растущая общность глобальных
интересов все теснее связывает государства
в едином сообществе. Международное право
становится правом международного сообщества,
задача которого - защита общих интересов
государств, интересов международного
сообщества в целом.
Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие
отступление от них по соглашению во взаимоотношениях
сторон. При этом не должны затрагиваться
права и законные интересы третьих государств.
Большинство универсальных и локальных
норм составляют нормы диспозитивные.
В этом находит свое выражение высокий
уровень индивидуализации международно-правового
регулирования.
Диспозитивные нормы
обладают полной юридической силой.
Если субъекты не договорились об ином,
то они обязаны выполнять диспозитивную
норму, а в случае ее нарушения несут ответственность.
Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной
обязательной силе, а в том, что она предполагает
право субъектов регулировать свои взаимоотношения
иначе, чем предусмотрено общей нормой.
Некоторые авторы отрицают существование
диспозитивных норм в международном праве
(М. Ференц, США). По мнению других, отступление
от диспозитивной нормы возможно лишь
в ограниченных пределах, допустимы некоторые
изменения и уточнения, которые не должны
противоречить существу и цели универсальной
нормы (Н.А. Ушаков). Однако, как свидетельствует
практика, в том числе Международного
Суда ООН, общая норма может не только
уточняться, но и полностью приостанавливаться
во взаимоотношениях соглашающихся об
этом сторон. Такое соглашение может быть
облечено и в форму обычая.
Процессуальные нормы. Существует два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний [10, с. 4-23].
В ходе работы над проектом статей об ответственности государств Комиссия международного права ООН использовала известное теории права деление норм на первичные и вторичные. Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных норм. Понятие вторичных норм еще более ограничено, чем понятие процессуального права в узком смысле. Но для нас важно другое, а именно деление норм на первичные и вторичные.
Процессуальное право
- новая отрасль международного права.
Ранее существовали отдельные нормы
такого рода. Потребность в повышении
эффективности международного права
побуждала государства уделять
больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное
значение для формирования процессуального
права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции
о праве международных договоров, значительная
часть постановлений которой носит процессуальный
характер, регламентируя создание, действие
и прекращение действия договорных норм.
Многие из этих постановлений по аналогии
применимы и к обычным нормам.
Важное место в процессуальном праве принадлежит
нормам права международных организаций.
Определенное значение имеют и общие принципы
права, которые в основном являются процессуальными
(например, никто не может быть судьей
в собственном деле, приоритет специального
закона в отношении общего и др.).
Для процессуального права, как и для международного права в целом, главное значение имеют основные цели и принципы, которые определяют направленность процессов создания и осуществления международного права.