Описана ответственность в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

В данном проекте приведен эксплуатационный и технологический расчет автотранспортного предприятия, предназначенного для хранения, технического обслуживания и текущего ремонта грузовых автомобилей в холодной климатической зоне.
Расчет проводился на основании того, что необходимо перевести 65000 тонн груза в год, груз – хлебобулочные и кондитерские изделия.

Файлы: 1 файл

курсовая Ответственность в международном праве (переделанный вариант) 1.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 Реальной  политической и юридической основой такого положения является заинтересованность всех государств в обеспечении и сохранении мира и безопасности и в соблюдении других основных принципов международного права.

Субъектами  международных претензий об ответственности  помимо государств могут быть и международные организации, обладающие соответствующей правосубъектностью. В консультативном заключении по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, от 11 апреля 1949 года, Международный суд высказался в том смысле, что ООН, будучи субъектом международного права и носителем международных прав и обязанностей, может осуществлять свои права путем предъявления международных претензий.

Наиболее важными  случаями, в которых международные  организации могут выступать  в качестве субъектов претензий об ответственности, являются случаи нарушения государствами международного мира и безопасности или угрозу миру.

В этих случаях  международные организации, прежде всего ООН, вправе и обязаны принять  эффективные меры для предупреждения и подавления подобных действий государств.

В отношении  претензий физических лиц, в практике международных отношений считается, что если лицу причинен ущерб вследствие действия иностранного государства  и государство, гражданином которого он является, выступает к государству-правонарушителю с требованием возместить этот ущерб, т. е. осуществляет право на его дипломатическую защиту, то оно защищает собственные международные права, нарушенные в лице его гражданина. Это положение признано в ряде решений международных судов.10

По общему правилу  физические лица, не будучи субъектами международного права, не могут быть ни субъектами международного правонарушения, ни субъектами претензий об ответственности. В случае причинения лицу ущерба со стороны иностранного государства, лицо может защищать свои права либо пользуясь статусом иностранца и обращаясь в этом государстве к местным средствам правовой защиты, либо пользуясь статусом гражданина и обращаясь к государству своего гражданства за дипломатической защитой, но не в качестве субъекта международного права и международно-правовых претензий. Выступая в защиту прав лица, государство выступает субъектом не этих индивидуальных прав,  а права на защиту своих граждан, которое принадлежит ему в международном плане.

Рассмотрим  теперь общие принципы международной ответственности государств, являющиеся исходными положениями системы  норм о международной ответственности государств за международно-противоправные деяния.

Всякое международно-противоправное деяние государства влечет за собой его международную ответственность.

Международно-противоправное деяние государства налицо в том случае, когда:

-   какое-либо поведение, заключающееся в действиях или бездействии, может согласно международному праву присваиваться государству и такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства.11

-деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании международного права. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния согласно внутригосударственному праву как правомерного.

Обратим внимание на то, что вышеизложенные принципы международной ответственности  государств устанавливают необходимые  и достаточные условия возникновения  такой ответственности за международно-противоправное деяние, двумя элементами которого являются:

- субъективный элемент — поведение государства, подлежащее присвоению ему согласно действующему международному праву, и

- объективный элемент — нарушение таким поведением международного обязательства этого государства.

Соответственно  блоки норм о происхождении ответственности  государства посвящены тому, что  составляет «деяние государства» согласно международному праву; тому, что составляет нарушение международного обязательства государства; условиям причастности государства к международно-противоправному деянию другого государства, влекущей международную ответственность этого причастного государства; обстоятельствам, исключающим противоправность определенных деяний государства и тем самым его международную ответственность.

Иными словами, прежде всего необходимо установить наличие международной ответственности  государства или отсутствие таковой  при некоторых обстоятельствах  с тем, чтобы в дальнейшем рассмотреть  вопрос о существе, видах (формах) и объеме возникшей международной ответственности государства.

Можно также  исходить из того, что положения  о международной ответственности  государств подразделяются на две части. Первая из них касается происхождения  или оснований международной  ответственности государств, а вторая — содержания этой ответственности.

Каждое государство  имеет право охранять свои интересы всеми допустимыми правом средствами, в том числе мерами принудительного характера. Одной из форм принуждения в международном праве являются формы международно-правовой ответственности.

Виды ответственности, в зависимости от характера возлагаемых  на государство лишений, делятся  на материальные и нематериальные.

Виды ответственности  как отражение специфики лишений, претерпеваемых государством-правонарушителем, появляются в формах, обусловленных этой спецификой. Форма ответственности, отражая конкретное в лишениях, претерпеваемых государством-правонарушителем, является способом, с помощью которого это государство выполняет обязанности, вытекающие из его ответственности, и тем самым претерпевает соответствующие лишения.12

В международно-правовой литературе различно трактуются формы  международной ответственности  и соответствующая терминология. Однако при обобщении мнений обнаруживается, что большинство авторов традиционно относят к формам нематериальной ответственности ресторации, сатисфакции и санкции, а к формам материальной ответственности – реституции, субституции и репарации; другие – выносят за рамки форм ответственности санкции, рассматривая их в качестве мер чистого принуждения, которые служат средством, обеспечивающим пресечение международных правонарушений, восстановление международного правопорядка и призванным, в конечном счете принудить государство-правонарушитель выполнить обязанности, вытекающие из его ответственности; третьи – ставят под сомнение конкретность трактовки в качестве форм ответственности как санкций, так и реституций; четвертые – обосновывают правомерность и целесообразность исключения из числа форм ответственности не только санкций и реституций, но и рестораций и субституций, полагая, что таковыми в строгом смысле слова являются лишь ординарные сатисфакции и репарации, служащие традиционными формами нематериальной и материальной ответственности при ликвидации последствий простых международных правонарушений, и особые формы нематериальной и материальной ответственности – санкции и репарации чрезвычайного характера, которые призваны служить средством ликвидации последствий международных преступлений.

Представляется, что любое международное правонарушение предполагает следующий комплекс последствий:

- восстановление государством-правонарушителем status quo ante;

- несение государством-правонарушителем ответственности;

- применение мирных согласительных средств урегулирования для восстановления status quo ante и осуществления ответственности;

- обращение потерпевших субъектов в случае необходимости к принудительным средствам обеспечения ответственности.13

Ответственность сопровождается применением принудительных мер в отношении государств и реализуются посредством санкций.  Санкции — это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.

Санкции не могут  иметь превентивного действия; их цель — защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов международного права. Никакие ссылки на национальные интересы государства в качестве оправдания применения санкций не допускаются.

Нужно отметить, что характер международно-правовых санкций могут носить лишь меры, применяемые только в ответ на правонарушения. Ответные меры, являющиеся реакцией субъекта на недружественный акт, пусть даже и совпадающие по форме с таковыми, санкциями не являются.

Видами политической ответственности являются сатисфакция, ресторация, реторсия и репрессалии.

Сатисфакция –  это удовлетворение государством-правонарушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего государства. Цель сатисфакции – восстановление нематериального ущерба, прежде всего причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. В случаях, когда международное правонарушение не причинило материальный ущерб, ответственность государства-правонарушителя осуществляется только с помощью сатисфакции. Наиболее характерные формы – принесение извинений; выражение сожаления, сочувствия или соболезнования; дезавуирование действий официальных представителей; возложение обязанности материального возмещения на лиц, причастных к совершению международного правонарушения, или их уголовное или административное преследование; заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут повторяться; издание специальных законов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств, и т. п.14

 Зачастую  в международной практике одновременно  применяется несколько форм сатисфакции.  Извинение и другие формы сатисфакции  осуществляются органами государства.  В особых случаях для принесения извинения направляются специальные миссии, а сами принесение извинения сопровождается церемониями отдания почестей флагу потерпевшего государства, исполнением его гимна и т. п. Иногда в качестве особой формы производится символическая выплата. Из ряда судебных решений вытекает, что особой формой удовлетворения потерпевшего государства служит признание международным судом самого факта правонарушения.

В международной  практике характерными чертами сатисфакции  являются ее строго официальный характер, торжественность и гласность.   

 Ресторация  представляет собой восстановление  правонарушителем прежнего состояния  и несение им всех неблагоприятных  последствий этого (например, освобождение  незаконно занятой территории  и несение связанных с этим имущественных расходов).15

К числу возможных  штрафных санкций относятся репрессалии. Репрессалии — это закономерные в соответствии с международным  правом принудительные меры, осуществляемые потерпевшим государством в отношении  государства-правонарушителя с целью побудить его прекратить правонарушение и претерпеть те меры международной ответственности, которые закономерно требует осуществить в данном случае потерпевшее государство

Современное международное  право запрещает прибегать лишь к вооруженным репрессалиям, а также к угрозе вооруженной силой в межгосударственных отношениях.

В частности, к  возможным репрессалиям следует, очевидно, отнести меры, не связанные с применением  вооруженных сил, указанные в  ст. 41 Устава ООН, а именно: полный или  частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

От репрессалий  следует отличать реторсии - ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение. Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное с точки зрения международного права поведение), они санкциями не являются.16

Международная практика выработала следующие формы  реторсий: установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя; повышение налоговых платежей и др.

В качестве реторсий следует также рассматривать  такие меры, как национализация собственности государства-нарушителя, его предприятий и граждан.

Политическими формами реторсий являются всевозможные ограничения, устанавливаемые для дипломатов и граждан государства-нарушителя; отзыв дипломатического представителя из государства-нарушителя; объявление сотрудников дипломатического представительства государства персонами non grata; отмена запланированных визитов руководителей и т.д.

Материальная  ответственность выражается в форме  реституции, субституции и репарации.

Репарации —  форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту международного права, в частности, возмещение государством в силу мирного договора или иных международных актов ущерба, причинённого им, государствам, подвергшимся нападению. Объём и характер репараций должны определяться в соответствии с нанесённым материальным ущербом (принцип соразмерности). Выплата репарации может осуществляться в виде денежной или другой материальной компенсации или в виде одновременной реституции и компенсации убытков.17

Информация о работе Описана ответственность в международном праве