Организация и деятельность Международного уголовного суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ деятельности Международного уголовного суда как средства обеспечения реализации права вооруженных конфликтов.
Задачи:
- Изучить историю создания МУС
- Проанализировать правовую основу МУС
- Выяснить структуру и особенности организационной деятельности МУС
- Изучить вопрос компетенции МУС
- Проанализировать вопросы преступления агрессии в международном уголовном праве
- Выяснить роль римского статуса относительно военных преступлений

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Основа деятельности Международного уголовного суда 4
1.1 История создания Международного уголовного суда 4
1.2 Понятие и правовая основа международного уголовного суда 9
ГЛАВА 2. Организация и деятельность Международного уголовного суда 12
2.1 Состав и управление делами международного уголовного суда 12
2.3 Вопросы преступления агрессии в международном уголовном праве 20
2.4 Система военных преступлений по Римскому статуту Международного уголовного суда 28
Заключение 31

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 55.30 Кб (Скачать файл)

Правила  процедуры и  доказывания  являются инструментом для применения Римского статута  МУС, по отношению к которому они  во всех случаях являются относительными. При разработке Правил процедуры  и доказывания прилагались все  усилия к тому, чтобы избежать перефразирования и, насколько это  возможно, повторения положений Статута. Прямые ссылки на Статут были включены в Правила, где  это уместно, для того, чтобы подчеркнуть  взаимосвязь между Правилами  и Римским статутом. Во всех случаях  Правила процедуры и доказывания  следует читать в сочетании с  положениями Статута и с учетом этих положений.  В Правилах процедуры  и доказывания излагаются общие  принципы и четкие описания конкретных процедур, лежащих в основе Статута и дополняющих его положения. Все процедуры, о которых идет речь в Статуте, подробно описаны. Различным участникам процесса адресованы конкретные указания, описывающие то, как они должны осуществлять конкретные действия, о которых идет речь в Статуте, какие шаги они должны предпринимать, их последовательность, обстоятельства, т.е. все процессуальные подробности. Правила процедуры и доказывания  МУС  не затрагивают процессуальных норм какого бы то ни было национального суда или какой бы то ни было правовой системы для целей национальных судебных разбирательств. С точки зрения вклада в развитие международного права завершение составления  Элементов преступлений  является эпохальным достижением. Это сборник с указанием условий, контекстов и субъективной стороны, или умысла, необходимых для установления факта совершения геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности. Элементы преступлений содержат подробные определения преступлений, перечисленных в Статуте. Во время процесса составления была проявлена большая осторожность, с тем, чтобы не изменить цель Статута. Элементы преступлений сами по себе не имеют обязательной силы, но имеют силу. 

Таким образом, международный  уголовный суд  -  первый постоянный правовой институт, в компетенцию  которого входит преследование лиц, ответственных за  геноцид,  военные  преступления  и  преступления против человечности. Основополагающими документами  международного уголовного суда являются Римский статут, Правила и процедуры  и доказывания, Элементы преступлений,  Соглашение о привилегиях и иммунитетах  Международного уголовного суда.

 

 

Глава 2. Организация и деятельность Международного уголовного суда

2.1 Состав и управление  делами международного уголовного  суда

 

Государства становятся участниками  МУС по факту ратификации Римского статута. По состоянию на май 2011 года, договор ратифицировало 115 государств, всего Римский Статут подписало 139 государств. Сто пятнадцатым государством-участником с 1 августа 2011 г. стала  Гренада. Россия подписала Римский Статут 13 сентября 2000 года, но до настоящего времени не ратифицировала его. Среди прочего, Устав устанавливает функции, юрисдикцию и структуру суда. По состоянию  на май 2011 года 31 государство-участник МУС относятся к  африканским  государствам, 15 - к азиатским, 18 - из Восточной Европы, 25 -  из  Латинской  Америки  и Карибского бассейна и 26 -  из «Западной Европы и других государств».

Международный уголовный  суд состоит из 18 судей, избираемых на заседании  Ассамблеи  государств  -  участников суда, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей  представляют Восточную Европу, 2 - Азию, 3 - Африку, 4 - Латинскую Америку, а  остальные 7 - Западную Европу и другие государства. Срок полномочий судей - девять лет, однако с учетом дальнейшей ротации  шесть судей были избраны на девять лет, шесть  –  на шесть лет, девять  –  на три года (по жребию).  Судья, выбранный на трехлетний срок, имеет  право быть переизбранным на полный срок. Государства  -  участники  при отборе судей учитывают необходимость  обеспечения в составе членов Суда:  представительства основных правовых систем мира; справедливого  географического представительства;  справедливого представительства  судей женского и мужского  пола. Применительно к последнему условию  можно констатировать ощутимый прогресс – в составе Суда семь женщин-судей. Судьи выбираются из числа лиц  высоких моральных качеств, являющихся беспристрастными и независимыми, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их соответствующих государствах для назначения на высшие судебные должности. Каждый кандидат на избрание в состав Суда должен в совершенстве знать по меньшей мере один из рабочих языков Суда и свободно говорить на нем. Ассамблея государств  -  участников может принять решение об учреждении, если это целесообразно, Консультативного комитета по выдвижению кандидатур. Состав и мандат Комитета устанавливаются Ассамблеей государств - участников. Для целей проведения выборов составляются два списка кандидатов:

- список A, содержащий кандидатов,  обладающих  признанной компетентностью  в области уголовного и процессуального  права и необходимым опытом  работы в качестве судьи, прокурора,  адвоката или в ином аналогичном  качестве в сфере уголовного  судопроизводства; 

- список B,  включающий  кандидатов  с  признанной компетентностью  в соответствующих областях международного  права, таких, как международное  гуманитарное право и права  человека, а также обширным опытом  профессиональной юридической деятельности, имеющей отношение к предмету  судебной деятельности Суда.

Кандидат, обладающий достаточной  квалификацией для обоих списков, может по своему выбору определить, в каком списке он будет значиться. На первых выборах в состав Суда из списка A избираются не менее девяти судей, а из списка B  -  не менее  пяти судей. Последующие выборы организуются таким образом, чтобы сохранить  в составе Суда эквивалентную  пропорцию судей, проходящих по спискам A и B.

Судьи избираются на заседании  Ассамблеи государств  -  участников, созываемой для этой цели путем тайного  голосования. Избранными в состав Суда являются 18 кандидатов, получивших наибольшее число голосов и большинство  в две трети голосов государств  - участников, присутствующих и принимающих  участие в голосовании. В составе  Суда не может быть двух граждан  одного и того же государства. Лицо, которое можно рассматривать  применительно к составу Суда как гражданина более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором это лицо обычно пользуется своими гражданскими и политическими правами. Согласно ст. 34 Римского Статута  в состав Суда входят следующие органы: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение, Отделение предварительного производства, Канцелярия Прокурора и Секретариат.

Председатель вместе с  первым и вторым вице-председателями образуют Президиум. Они избираются абсолютным большинством голосов судей  сроком на три года или до завершения срока их полномочий в качестве судей, в зависимости от того, какой из этих сроков истекает ранее. Они могут  быть переизбраны один раз. Первый вице-председатель заменяет председателя в случае, если председатель отсутствует или отведен. Второй вице-председатель заменяет председателя в случае, если председатель и первый вице-председатель отсутствуют или  отведены. Президиум несет ответственность  за надлежащее управление делами Суда, за исключением Канцелярии прокурора; координирует деятельность с прокурором и заручается согласием последнего по всем вопросам, представляющим взаимный интерес. В соответствии со ст. 39 Статута  после избрания судей Суд так  скоро, как только это возможно, организует в своем составе следующие  отделения:

Апелляционное отделение  состоит из председателя и еще  четырех судей, Судебное отделение  -  не менее чем из шести судей  и Отделение предварительного производства  - не менее чем из шести судей. Назначение судей в состав отделений  осуществляется с учетом характера  функций, которые возлагаются на каждое отделение, квалификации и опыта  избранных судей, с тем чтобы  в каждом отделении существовало подходящее сочетание судей, являющихся специалистами в области уголовного права и процесса и в области  международного права. Судебное отделение  и Отделение предварительного производства состоят преимущественно из судей, обладающих опытом ведения судебного  разбирательства по уголовным делам.Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении палатами.  Апелляционная палата состоит из всех  судей Апелляционного отделения.  Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями, а Палаты предварительного производства - тремя или даже одним судьей.

Независимым органом в  составе Суда является Канцелярия Прокурора, несущая ответственность за осуществление  уголовного преследования. Значение независимости  подчеркивается тем, что прокурор и  его заместители избираются не Судом, а непосредственно государствами  -  участниками Статута сроком на девять лет. Переизбранию они не подлежат. Канцелярия Прокурора отвечает за получение передаваемых ситуаций и любой обоснованной информации о преступлениях, подпадающих под  юрисдикцию Суда, за их изучение и осуществление  расследований и уголовного преследования  в Суде.

Канцелярия возглавляется  прокурором. Прокурор обладает всеми  полномочиями по руководству и управлению Канцелярией, включая персонал, помещения  и прочие имеющиеся у нее ресурсы. Прокурору оказывают помощь один или несколько заместителей прокурора.  Ни прокурор, ни заместители прокурора  не занимаются никакой деятельностью, которая могла бы препятствовать осуществлению их прокурорских функций  или поставить под сомнение их независимость. Они не занимаются никакими другими видами профессиональной деятельности.

Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления делами и обслуживания Суда. Секретариат возглавляется  секретарем, который является главным  административным должностным лицом  Суда. Секретарь избирается судьями  сроком на пять лет. Секретариат возглавляется  секретарем, который является главным  административным должностным лицом  Суда. Секретарь осуществляет свои функции под руководством председателя Суда. Секретарь учреждает в структуре  Секретариата Группу по оказанию помощи потерпевшим и свидетелям. Эта  Группа обеспечивает, в консультации с Канцелярией прокурора, меры защиты и процедуры безопасности, консультационную и другую соответствующую помощь свидетелям, потерпевшим, которые являются в Суд, и другим лицам, которым грозит опасность в результате показаний, данных такими свидетелями. В состав Группы входят сотрудники, которые имеют опыт работы по вопросам, относящимся к травмам, включая травмы, связанные с преступлениями сексуального насилия.

Таким образом, в состав суда входят 18 судей, избираемых на заседании  Ассамблеи государств  –  участников Статута. Выборы судей проводятся по двум спискам. Согласно ст. 34 Римского Статута в состав Суда входят следующие  органы: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение, Отделение предварительного производства, Канцелярия Прокурора  и Секретариат.

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Компетенция международного  уголовного суда: составы преступлений, время, гражданство и территория.

 

Юрисдикция Суда ограничена наиболее серьезными преступлениями, затрагивающими интересы международного сообщества в целом. Компетенция  Международного Суда определена в Части 2 Римского Статута.  В соответствии со ст. 5 Статута к преступлениям, подпадающим под юрисдикцию Суда относятся:

- геноцид - любое деяние, совершаемое с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо  национальную, этническую, расовую  или религиозную группу.

- преступления против  человечности. При этом подчеркивается, что относящиеся к преступлениям  против человечности действия  подпадают под юрисдикцию Суда  лишь в том случае, если они  совершены "в рамках широкомасштабных  или систематических нападений  на любых гражданских лиц, и  если такое нападение совершается  сознательно".

-  военные преступления. Суд обладает юрисдикцией в  отношении военных преступлений, в частности когда они совершены  в рамках плана или политики  или при крупномасштабном совершении  таких преступлений.  К юрисдикции  Суда отнесены и военные преступления, совершаемые в ходе вооруженных  конфликтов немеждународного характера.  При этом подчеркивается, что  это положение не затрагивает  ответственность правительства  за поддержание или восстановление  права и  порядка в государстве  или за защиту единства и  целостности государства всеми  законными средствами.

- агрессия. Статут не содержит  определения преступления агрессии. Государства оказались не в  состоянии согласовать такое  определение. Было решено, что  Суд сможет осуществлять свою  юрисдикцию в отношении такого  преступления после того, как  государства-участники. 

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после  1 июля  2002 года, даты вступления Римского статута в  силу. Если некоторый конфликт -  например, война в Уганде -  продолжается уже двадцать лет, то компетенция  Суда ограничена теми действиями, которые  были там совершены после 1 июля 2002 года. Становясь участником Статута, государство тем самым признает его юрисдикцию (ст. 12). Вместе с тем  по настоянию некоторых западных государств, войска которых расположены  на территории других государств, в  Статут было включено "переходное положение" (ст. 124).

Согласно этому положению  государство, становясь участником Статута, может заявить, что в  течение семилетнего периода  после вступления Статута для  него в силу оно не признает юрисдикцию Суда в отношении военных преступлений, совершенных его гражданами или  на его территории. В компетенцию  Суда входят только преступления, которые  были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином  государства-участника. Если не соблюдается  ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это  положение гарантирует право  государств решать, подвергать или  нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС. Однако у  этого принципа есть два исключения: во-первых,  Совет Безопасности ООН  может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую  преступления, которые совершены  ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом,  когда передал в  Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.

Информация о работе Организация и деятельность Международного уголовного суда