Организация и деятельность Международного уголовного суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ деятельности Международного уголовного суда как средства обеспечения реализации права вооруженных конфликтов.
Задачи:
- Изучить историю создания МУС
- Проанализировать правовую основу МУС
- Выяснить структуру и особенности организационной деятельности МУС
- Изучить вопрос компетенции МУС
- Проанализировать вопросы преступления агрессии в международном уголовном праве
- Выяснить роль римского статуса относительно военных преступлений

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Основа деятельности Международного уголовного суда 4
1.1 История создания Международного уголовного суда 4
1.2 Понятие и правовая основа международного уголовного суда 9
ГЛАВА 2. Организация и деятельность Международного уголовного суда 12
2.1 Состав и управление делами международного уголовного суда 12
2.3 Вопросы преступления агрессии в международном уголовном праве 20
2.4 Система военных преступлений по Римскому статуту Международного уголовного суда 28
Заключение 31

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 55.30 Кб (Скачать файл)

Таким образом,  юрисдикция Суда ограничена наиболее серьезными преступлениями, затрагивающими интересы международного сообщества в целом. К  преступлениям, подпадающим под  юрисдикцию Суда,  относятся: геноцид, преступления против человечности, военные  преступления и агрессия. Становясь  участником Статута, государство тем  самым признает его юрисдикцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Вопросы преступления агрессии  в международном уголовном праве

 

Одно из наиболее полных определений агрессии было разработано  по инициативе Советского государства  в 1933 году. В преамбуле Лондонской конвенции об определении агрессии от 3 июля 1933 года, участниками которой  было восемь государств, провозглашалось, что стороны признают «необходимым, в интересах всеобщей безопасности, определить возможно более точным образом  понятие агрессии, дабы предупредить всякий предлог к ее оправданию», и что, желая «в интересах всеобщего  мира обеспечить всем народам неприкосновенность территорий их стран, участники конвенции  считают полезным ввести в действие между их странами точные правила, определяющие агрессию, впредь до того, как эти  последствия станут общепризнанными». В статье II этой Конвенции содержалось  понятие государства-агрессора, «которое первым совершит одно из следующих  действий:

1. Объявление войны другому  государству;

2. Вторжение своих вооруженных  сил, хотя бы без объявления  войны, на территорию другого  государства;

3. Нападение своими сухопутными,  морскими или воздушными силами, хотя бы без объявления войны,  на территорию, на суда или  на воздушные суда другого  государства;

4. Морскую блокаду берегов  или портов другого государства;

5. Поддержку, оказанную  вооруженным бандам, которые, будучи  образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого  государства, или отказ, несмотря  на требование государства, подвергшегося  вторжению, принять на своей  собственной территории все зависящие  от него меры для лишения  названных банд всякой помощи  или покровительства».В Конвенции  утверждалось, что «никакое соображение  политического, военного, экономического  или иного порядка не может  служить извинением или оправданием  агрессии, предусмотренной в статье II», а также, «что никакой акт агрессии в смысле статьи II названной Конвенции не может быть оправдан одним из следующих обстоятельств:

А. Внутреннее положение  государства, например, его политический, экономический или социальный строй; недостатки, приписываемые его управлению; беспорядки, проистекающие из забастовок, революций, контрреволюций или гражданской  войны.

Б. Международное поведение  государства, например, нарушение или  опасность нарушения материальных или моральных прав или интересов  иностранного государства или его  граждан; разрыв дипломатических или  экономических отношений; меры экономического или финансового бойкота; споры, относящиеся к экономическим, финансовым или другим обязательствам перед  иностранными государствами; пограничные  инциденты, не подходящие ни под один из случаев агрессии, указанных в  статье II».

К сожалению, определение, где  впервые были даны конкретные критерии агрессии, в тот период не получило существенной поддержки и развития. Однако известные юристы использовали его при рассмотрении и характеристике международных преступлений. Уставами Нюрнбергского и токийского трибуналов агрессивная война была признана международным преступлением, но в  этих документах отсутствовало ее развернутое  определение. Действующую дефиницию  агрессии международное сообщество приняло по прошествии более сорока лет после появления этого  понятия в Конвенции об определении  агрессии 1933 года.14 декабря 1974 года на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи  ООН была принята Резолюция 3314 «Определение агрессии». Следует обратить внимание на то, что понятие агрессии было дано не в конвенции или ином международном  документе, равном по статусу конвенции. Резолюция не обладает обязывающей  юридической силой, а носит декларативный  характер, ни к чему не обязывающий. Однако данная Резолюция Генеральной  Ассамблеи ООН имеет особое значение. Японский профессор Югаро Хигаши о резолюциях международных организаций пишет: «Хотя они лишены юридического характера, их политическую и моральную силу нельзя игнорировать». Мнение ученого особо важно при определении силы и значения рассматриваемой Резолюции от 14 декабря 1974 года.Более тридцати лет Резолюция 3314 остается фактически единственным документом, в котором раскрыты признаки агрессивной войны, позволяющие определять в каждом случае наличие или отсутствие акта агрессии, и, судя по всему, приобретает значение обычной нормы международного права. На последних Конгрессах ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и в ходе разработки и принятия Римского статута Международного уголовного суда (далее – Статут МУС) государства и международное сообщество постоянно обращались к Резолюции об определении агрессии как положению международного права, которое должны соблюдать государства в своих межгосударственных отношениях.

Российские ученые также  высоко оценивают ее значение. И. И. Лукашук и А. В. Наумов, рассматривая агрессивную войну как международное преступление, ссылаются на определение агрессии 1974 года7. Другие ученые пишут, что понятие агрессии, сформулированное в Резолюции 1974 года, «хотя… рассматривается как международное преступление государства против другого государства, именно определение деяний, составляющих агрессию, может быть положено в основу уголовной ответственности физических лиц за совершение актов агрессии». Обращается к данной Резолюции, рассматривая признаки агрессивной войны как преступления против мира, и профессор Н. Ф. Кузнецова. Согласно Резолюции 3314 агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. В приложении к Резолюции подчеркивается, что одной из основных целей ООН является поддержание мира и безопасности, принятие неотложных эффективных коллективных мер для предотвращения угрозы миру и подавления актов агрессии и других преступлений против мира. В соответствии со статьей 39 Устава ООН Совет Безопасности ООН устанавливает существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или решает, какие меры следует принять в соответствии со статьями 41–42 Устава ООН для поддержания и восстановления мира и безопасности. В Резолюции от 14 декабря 1974 года говорится об обязанности государств в соответствии с Уставом ООН разрешать международные споры мирными средствами, чтобы не ставить международное сообщество в состояние опасности, дестабилизации мира и безопасности. Поскольку агрессия является наиболее серьезной и опасной формой незаконного применения силы, таящей в себе в условиях существования различных видов оружия массового уничтожения возможную угрозу мирового конфликт со всеми его катастрофическими последствиями, следует дать определение агрессии.

Генеральная Ассамблея ООН  в Резолюции подтверждает обязанность  государств не использовать вооруженную  силу в целях лишения народов  их права на самоопределение, свободу  и независимость или нарушения  территориальной неприкосновенности территория государства является неприкосновенной, и она не должна быть объектом, даже временно, военной оккупации илидругих мер применения силы, предпринимаемых другим государством в нарушение Устава, и она не должна быть объектом приобретения другим государством в результате таких мер или угрозы их применения. Из определения агрессии следует, что применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является «первым признаком» акта агрессии, хотя вопрос о том, имеет место агрессия или нет, решает согласно Уставу организации Совет Безопасности ООН. Достоинством рассматриваемого определения агрессии является формулирование конкретных признаков, характеризующий акт агрессии. Согласно Резолюции 3314 к актам агрессии относятся:

а) вторжение или нападение  вооруженных сил государства  на территорию другого государства  или любая военная оккупация  какой бы временный характер она  ни носила, являющаяся результатом  такого вторжения или нападения, или любая аннексии с применением  силы территории другого государства  или части ее

б) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого  государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

в) блокада портов или  берегов государства вооруженными силами другого государства;

г) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или  морские и воздушные флоты  другого государства;

д) применение вооруженных  сил одного государства, находящихся  на территории другого государства  по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных  в соглашении, или любое продолжение  их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

е) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую  оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

ж) засылка государством или от имени государства вооруженных  банд, групп и регулярных сил или  наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь  серьезный характер, что это равносильно  перечисленным выше актам, или его  значительное участие в них .

Перечень указанных актов  агрессии не является исчерпывающим. Совет  Безопасности может определить, что  другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН. В статье 3 Резолюции перечислены девять признаков агрессии, для наличия которой достаточно установления хотя бы одного из них. Важным положением является закрепленное в статье 7 Резолюции право всех народов на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права, в «частности народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства, а также право этих народов бороться с этой целью и испрашивать, и получать поддержку в соответствии с принципами Устава»14

. Согласно рассматриваемой  Резолюции агрессивная война  является преступлением против  международного мира и влечет  международную ответственность.  Резолюцией предусмотрено, что  никакое территориальное приобретение  или особая выгода, полученные  в результате агрессии, не могут  быть признаны законными. В  международном праве действует  принцип мирного урегулирования  любых споров. Устав ООН (ст. 51) допускает применение вооруженной  силы исключительно против нарушителей  мира, против агрессора в виде  коллективных или индивидуальных  вооруженных действий членов  ООН в качестве самообороны  от агрессии в случаях вооруженного  незаконного нападения. Положения  рассматриваемой Резолюции были  учтены при определении преступления  агрессии в процессе разработки  и принятия Статута МУС.Подготовительный комитет по вопросу учреждения Международного уголовного суда (далее – МУС) предложил три варианта определения преступления агрессии. В первом варианте указывалось:«Для целей Статута Международного уголовного суда преступление (агрессии) (против мира) означает любое из нижеследующих действий, совершаемых отдельным лицом, которое осуществляет контроль или обладает возможностью руководить политическими, военными действиями в государстве:

а) планирование;

б) подготовка;

в) отдача приказа об осуществлении;

г) развязывание или;

д) осуществление (вооруженного нападения), (акта применения вооруженной  силы), (агрессивной войны), (агрессивной  войны или войны в нарушение  международных договоров, соглашений или гарантий или участие в  общем плане или заговорах  в целях осуществления любого из вышеназванных действий) государством против (суверенитета) территориальной  целостности (или политической независимости) другого государства, (когда это) (вооруженное нападение) (применение силы) (противоречит Уставу Организации  Объединенных Наций) (в нарушение  Устава Организации Объединенных Наций, как это было определено Советом  Безопасности Организации Объединенных Наций)».

Второй вариант давал  следующее определение агрессии:

«1. Для целей Статута  Международного уголовного суда считается, что преступление агрессии совершается  лицом, которое в своем государстве  осуществляет контроль или обладает возможностью руководить политическими / военными действиями против другого  государства в нарушение Устава Организации Объединенных Наций, прибегая к вооруженной силе, с тем чтобы  поставить под угрозу или нарушить суверенитет, территориальную целостность  или политическую независимость  этого государства.

2. Действия, составляющие  агрессию, вооруженное нападение,  включают в себя:

а) вторжение или нападение  вооруженных сил государства  на территорию другого государства  или любую военную оккупацию, какой бы временный характер она  ни носила, являющуюся результатом  такого вторжения или нападения, или любую аннексию с применением  силы территории другого государства  или части ее;

б) бомбардировку вооруженными силами государства территории другого  государства (или применение любого оружия государством против территории другого государства);

в) блокаду портов, берегов  государства вооруженными силами другого  государства;

г) применение вооруженных  сил одного государства, находящихся  на территории другого государства  по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных  в соглашении, или любое продолжение  их пребывания на такой территории по прекращении действий соглашения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Вооруженные конфликты  в рамках  Римского статута  и Международного уголовного суда

 

В международном уголовном праве военные преступления классифицируются по различным основаниям.

Во-первых, по объективной  стороне преступления, а именно –  обстановке совершения: 1) военные преступления, совершенные в период международного вооруженного конфликта, и 2) военные  преступления, совершенные в период немеждународного вооруженного конфликта;

Во-вторых, в зависимости  от дополнительного объекта преступного  посягательства, в качестве которого могут выступать отношения, регулируемые так называемым Женевским правом (защита лиц и защита собственности), и отношения, регулируемые так называемым Гаагским правом (применение запрещенных  средств и методов ведения  военных действий). Следует отметить, что военное преступление имеет  место только тогда, когда преступное действие связано или совершается  в контексте вооруженного конфликта. Данное обстоятельство объективно определяется положением лица, совершившего преступление, его мотивацией, а также действиями других лиц. В связи с этим лицо должно осознавать, что оно совершает  именно военное преступление, по крайней  мере, должно иметь умысел по отношению  к общим (внешним) признакам военного преступления. Однако от него не требуется  правовой оценки военных действий с  позиций норм международного гуманитарного  права или классификации вооруженного конфликта как международного или  немеждународного. Военные преступления, направленные против частных лиц. Прежде всего следует подчеркнуть предусмотренные  международным правом ограничения  защищенного круга лиц. так, убийство и ранение людей в военных  противодействиях допускаются международным  правом, пока будут соблюдаться правила  международного гуманитарного права. В таком случае составы преступлений согласно международному праву должны определить, при каких предпосылках убийства и ранения запрещены и наказуемы, в том числе путем определения круга лиц, которые должны быть защищены от таких посягательств.

Информация о работе Организация и деятельность Международного уголовного суда