Основы конституционного права Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:42, реферат

Описание работы

После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г. высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проголосовало за переход от монархии к республике. В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию. 22 декабря 1947 г. Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.

Содержание работы

Глава 1. Характеристика конституции

1.1. Разработка и принятие Конституции…………………………………3

1.2.Общая характеристика Конституции, ее особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль…………………………………3-5

Глава 2. Форма государства

2.1. Форма правления………………………………………………………6

2.2. Территориальное устройство………………………………………….6-7

2.3. Политический режим………………………………………………….7

Глава 3. Основы правового статуса личности……………………………8-11

Глава 4. Глава государства…………………………………………………12-13

Глава 5. Органы законодательной власти…………………………………14-16

Глава 6. Органы исполнительной власти………………………………….17-18

Глава 7. Органы судебной власти………………………………………….19-20

Глава 8. Политические партии……………………………………………..21

Глава 9. Местное управление и самоуправление…………………............22

Список использованных нормативных правовых актов и литературы….23

Файлы: 1 файл

Реферат по КПЗС.docx

— 54.58 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

Тема: Основы конституционного права Италии

Реферат по дисциплине

 Конституционное право зарубежных стран

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила: студентка гр.ЮРб-12-1

                                                                       Гостевская Юлия Александровна

 

                                                                Проверил: Андреев Борис Серафимович

                                                                    

 

 

 

 

ИРКУТСК

2013 г.

Оглавление

Глава 1. Характеристика конституции

 

1.1. Разработка и принятие Конституции…………………………………3

 

1.2.Общая характеристика Конституции, ее особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль…………………………………3-5

 

Глава 2. Форма государства

 

2.1. Форма правления………………………………………………………6

 

2.2. Территориальное устройство………………………………………….6-7

 

2.3. Политический режим………………………………………………….7

 

Глава 3. Основы правового статуса личности……………………………8-11

 

Глава 4. Глава государства…………………………………………………12-13

 

Глава 5. Органы законодательной власти…………………………………14-16

 

Глава 6. Органы исполнительной власти………………………………….17-18

 

Глава 7. Органы судебной власти………………………………………….19-20

 

Глава 8. Политические партии……………………………………………..21

 

Глава 9. Местное управление и самоуправление…………………............22

 

Список использованных нормативных правовых актов и литературы….23

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика конституции

 

1.1. Разработка и принятие  Конституции

 

После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г. высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проголосовало за переход от монархии к республике. В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию. 22 декабря 1947 г. Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.

 

1.2. Общая характеристика  Конституции, ее особенности, порядок  пересмотра, конституционный контроль

 

Благодаря тому, что в Учредительном собрании большинство мест получили антифашистские левые силы, Конституция Италии 1947 года является одной из самых демократических, социальных конституций современности.

Особенностью Конституции является отсутствие в ней преамбулы. Содержащиеся, как правило, в преамбуле философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в основной части конституционного текста.

Подобная конструкция исходит из итальянской конституционной доктрины, согласно которой при этом повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм.

Включающая 139 статей Конституция Италии состоит из вводного раздела, именуемого «Основные принципы», где закреплены основы общественного строя, а также из двух главных частей:

часть 1 «Права и обязанности граждан», содержащей 4 раздела:

1) Гражданские отношения;

2) Этико-социальные отношения;

3) Экономические отношения;

4) Политические отношения;

часть 2 «Устройство республики» состоящей из 6 разделов, посвященных Парламенту, Президенту Республики, Правительству, Судебной власти, политико-территориальному устройству и конституционным гарантиям.

В содержании Конституции Италии отчетливо проявилась тенденция социализации конституций. Нормы об охране труда, о достоинстве и равенстве, о социальной функции частной собственности, об ограничении частной собственности, возможности национализации наиболее важных предприятий, о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями, поддержки акционирования и защиты сбережений и ряд других, сделали Конституцию Италии самой социальной и демократичной.

Демократичность итальянской Конституции подкрепляется подробным регулированием правового статуса личности (впервые в Европе около 40% конституционного текста посвящено в ней правам и свободам человека), а также, провозглашением в стране демократической республики, многопартийности, парламентарной формы правления, светского характера государства.

Суть Конституции Италии достаточно полно выражена в ст.3, согласно которой «Задача Республики – устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической, социальной организации страны».

Значительный удельный вес в Конституции имеют международно-правовые положения о том, что внутренний порядок страны согласуется с общепризнанными принципами международного права, отказе Италии от войны, как посягательства на свободу других народов и средства разрешения международных споров, о возможности уступки государством ряда своих полномочий международным организациям.

По способу изменения Конституция Италии является жесткой. Порядок ее изменения включает две последовательные стадии:

1) принятие парламентом  закона об изменении Конституции; 2) ратификация парламентом данного  закона абсолютным большинством  голосов в обеих палатах не  ранее чем через три месяца  после принятия. Ст.138 Конституции  предусматривает возможность третьей  стадии конституционного пересмотра, проводящийся в том случае, если  в течение 3-х месяцев после  ратификации 1/5 часть депутатов любой  из палат парламента, или 500 тыс. избирателей, либо пять областных советов  потребуют проведения референдума  по вопросу одобрения закона, изменяющего Конституцию. Референдум не проводится, если при ратификации закон был принят большинством в 2/3 голосов.1

Итальянская Конституция достаточно стабильна. В нее внесено всего 10 поправок. Изменения коснулись в основном высших органов государственной власти: Парламента, Президента, Конституционного суда. Вопросы конституционности законов и иных нормативных актов решает Конституционный суд. Конституция не включает его в судебную систему страны, а провозглашает в разделе VI второй части Конституции одной из важнейших конституционных гарантий. В его компетенцию входит также решение:

-споров между

1) органами государственной власти Италии;

2) Италии и областей;

3) между областями;

4) внутри областей;

-законности выборов и референдума;

-вопрос обвинения, выдвинутого Парламентом, против Президента.

Конституционный суд включает 15 судей назначаемых на 9 лет в равной пропорции Президентом, Парламентом на совместном заседании палат и Высшей магистратурой. Особенностью Конституционного суда Италии является норма, установленная ст.135 Конституции, согласно которой «В рассмотрении обвинений против Президента Республики кроме судей Конституционного суда участвуют 16 членов суда, назначаемых по жребию из списка граждан, обладающих необходимыми квалификациями для избрания в сенаторы. Этот список составляется Парламентом каждые девять лет путем выборов в соответствии с правилами, применяемыми для назначения судей Конституционного суда».

Конституция Италии устанавливает, что в случае объявления Судом о не конституционности какого-либо акта, он утрачивает юридическую силу со дня, следующего за днем опубликования решения Суда. Никакие жалобы в отношении решений Конституционного суда не допускаются.2

 

 

 

Глава 2. Форма государства

2.1. Форма правления

 

Форма правления –  система их формирования и взаимоотношений высших государственных органов власти.

Италия является республикой. Республика – форма правления,

которая характеризуется выборностью главы государства. Источником государственной власти является народное большинство.

Признаки республики:

- выборность власти;

- осуществление властных  полномочий в течение определённого  срока;

- ответственность высшей  власти перед избирателями.

Италия – парламентарная республика, которая характеризуется признаками:

- верховная власть в  организации государственной жизни  принадлежит

парламенту, который избирается гражданами страны;

- президент, как глава  государства, избирается, как правило, парламентом, и имеет символические права, не оказывает существенного влияния на политическую жизнь;

- правительство формируется  парламентом из представителей  партии или коалиции парламентского большинства;

- политическая ответственность  правительства перед парламентом;

-глава правительства – премьер-министр (канцлер, председатель совета) – лидер партии парламентского большинства, назначается президентом и является лицом политической жизни страны. 

 

2.2. Территориальное устройство

 

Италия является унитарным государством.

Унитарным является государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственности, суверенитета. Оно имеет единую Конституцию, единую правовую и судебную системы, единую систему высших органов власти, единое гражданство.

С точки зрения организации публичной власти унитарное государство Италия является децентрализованным государством, то четь оно состоит из

административных и национальных автономий с собственными органами власти.

 

2.3. Политический режим 

 

Политический режим – система способов, методов и средств формирования и осуществления политической власти.

Демократической режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

В Италии преобладает либерально-демократический режим, главным

принципом которого является свобода гражданина, и главная цель демократии - защита этой свободы от чрезмерного вмешательства государства.

Либерально-демократические режимы находятся в постоянном изменении, им присущ плюрализм партийной системы и свободная игра политических сил, что ведёт к нестабильности исполнительной власти (правительства) и частым парламентским выборам. В Италии, начиная с 1946 года, правительство существует не более шести месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основы правового статуса личности

Из 139 статей Конституции 54 непосредственно затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

На иностранных граждан и апатридов соответствующие нормы распространяются лишь постольку, поскольку это допускается законодательством.

В Конституции о гражданстве почти ничего не говорится. Лишь ст. 22 устанавливает общий принцип, согласно которому никто не может лишиться гражданства по политическим мотивам. В остальном этот институт урегулирован актами текущего законодательства.

Основным актом до сих пор остается Закон об итальянском гражданстве 1912 г., неоднократно изменявшийся (в 1934, 1977, 1983 гг.). статус граждан регулируется и иными законами, например Законом о реформе семейного права 1975 г.

Итальянское гражданство приобретается и по праву крови, и по праву почвы. Гражданином Италии становится ребенок итальянского гражданина (право крови), а также родившийся на итальянской территории, если его родители не известны или не имеют итальянского гражданства или гражданства другого государства или если ребенок не приобретает гражданства родителей-иностранцев по законам страны, гражданами которой они являются (право почвы).

Некоторые условия позволяют иностранцу получить итальянское гражданство в упрощенном порядке. Также законодательство уделяет достаточно много внимания регулированию гражданства при заключении брака и разводах, что, видимо объясняется большим количеством смешанных браков граждан Италии, а также значительным числом проживающих в стране иностранцев.3

Что же касается правового положения иностранцев, то, согласно ч. 2 - 4 ст. 10 Конституции, оно регулируется законом в соответствии с международными нормами и договорами.

Раздел I части первой Конституции, посвящен гражданским отношениям. Раздел начинается со ст. 13, ч.1 которой провозглашает: "Личная свобода неприкосновенна". Далее: неприкосновенность жилища (ст. 14); неприкосновенны свобода и тайна переписки и любые другие формы коммуникации.

Информация о работе Основы конституционного права Италии