Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:42, реферат
После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г. высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проголосовало за переход от монархии к республике. В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию. 22 декабря 1947 г. Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.
Глава 1. Характеристика конституции
1.1. Разработка и принятие Конституции…………………………………3
1.2.Общая характеристика Конституции, ее особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль…………………………………3-5
Глава 2. Форма государства
2.1. Форма правления………………………………………………………6
2.2. Территориальное устройство………………………………………….6-7
2.3. Политический режим………………………………………………….7
Глава 3. Основы правового статуса личности……………………………8-11
Глава 4. Глава государства…………………………………………………12-13
Глава 5. Органы законодательной власти…………………………………14-16
Глава 6. Органы исполнительной власти………………………………….17-18
Глава 7. Органы судебной власти………………………………………….19-20
Глава 8. Политические партии……………………………………………..21
Глава 9. Местное управление и самоуправление…………………............22
Список использованных нормативных правовых актов и литературы….23
Согласно 16 статье, каждый гражданин может свободно передвигаться и проживать в любой части национальной. Никакие ограничения не могут определяться политическими мотивами. Каждый гражданин волен также покидать территорию республики и возвращаться.
Граждане имеют право собираться мирно и без оружия, - ст. 17. Для собраний, включая проводимые в местах, открытых для публики, предварительного уведомления не требуется. В ст. 18 признается право граждан свободно, без разрешения объединяться в целях, которые не запрещены индивидам уголовными законами.
Конституция (ст. 19) признает за всеми право свободно использовать свои религиозные верования в любой форме, индивидуально или коллективно, пропагандировать их или отправлять культ частным или публичным образом, поскольку речь не идет об обрядах, противоречащих добрым нравам.
Церковный характер, равно как религиозная или культовая цель общества либо учреждения не могут стать поводом для специальных законодательных ограничений или фискальных мер в отношении порядка их возникновения, правоспособности и любых форм деятельности.4
Никто, согласно ст. 22, по политическим мотивам не может быть лишен не только гражданства, о чем упоминалось выше, но и своей право- и дееспособности, а также своего имени.
Личные или имущественные повинности могут возлагаться только на основе закона, - гласит ст. 23 Конституции.
В ст. 48 и 49 определены избирательные права итальянских граждан и признано право на объединение в партии. В ст. 50 Конституция управомочивает всех граждан направлять в палаты Парламента петиции с требованиями законодательных мероприятий или изложением общественных нужд.
Все граждане обоего пола, согласно ст. 51, имеют доступ к публичным должностям и выборным функциям на условиях равенства и согласно требованиям, установленным законом. Защита Родины - священный долг гражданина (ст. 52). Военная служба обязательна в пределах и в порядке, установленном законом. Согласно ст. 53, все обязаны участвовать в публичных расходах в соответствии со своими налоговыми возможностями. Налоговая система формируется на критериях прогрессивности.
Наконец, все граждане обязаны быть верными республике и соблюдать Конституцию и законы. Граждане, которым вверены публичные функции, обязаны выполнять их дисциплинированно и честно, принося присягу в установленных законом случаях (ст. 54).
Группа прав, свобод и обязанностей содержится в разделах части первой Конституции, посвященных этико-социальным и экономическим отношениям.
Прежде всего следует упомянуть ст. 4 Конституции, согласно которой республика признает за всеми гражданами право на труд и способствует созданию условий, делающих это право эффективным.
В ст. 36 итальянской Конституции"8, сказано что работник имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и во всяком случае достаточное для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования.
Указанная статья итальянской Конституции провозглашает право трудящегося на еженедельный отдых и ежегодный оплачиваемый отпуск, причем отказаться от этого нельзя.
Разработчики Конституции не забыли и про то, что в стране немало социальных проблем, включая безработицу и предусмотрели поэтому в ч. 4 ст. 35 свободу эмиграции, кроме случаев, установленных законом в общих интересах. В ст. 37 предусмотрены права для трудящейся женщины, которая за равный труд имеет право на такую же его оплату, как и трудящийся-мужчина. Право на равное вознаграждение за равный труд гарантируется и несовершеннолетним трудящимся.
Каждому нетрудоспособному гражданину, лишенному средств к существованию, ст. 38 гарантирует право на социальную поддержку и помощь.
В ст. 40 предусмотрено право забастовки, которое осуществляется в рамках законов.
Частная собственность признается и гарантируется, согласно ч. 2 ст. 42, законом, который регулирует способ ее приобретения, использования и пределы с целью обеспечить ее социальную функцию и общедоступность. В некоторых случаях возможно изъятие частной собственности при компенсации, однако ч. 3 указанной статьи Конституции, содержащая данную норму, в отличие от ряда других конституций ничего не говорит о размерах и сроках этой компенсации.
Ст. 46 Конституции дает право принимать участие в управлении предприятиями в порядке и в пределах, установленных законом.
В статье 32 установлено, что республика охраняет здоровье как основное право индивида и коллективный интерес и гарантирует неимущим бесплатное лечение.
Конституция (ст. 33) провозглашает свободу искусства и науки и их преподавания. Организации и частные лица вправе создавать школы и воспитательные учреждения. Согласно ст. 34, школа открыта для всех, а начальное образование в объеме не менее восьми лет обязательно и бесплатно.
Несколько статей Конституции, содержащихся в разделе о гражданских отношениях, представляют собой права-гарантии, необходимые для обеспечения любых прав и свобод.
Так, в ст. 24 установлено, что все могут обращаться в суд для защиты своих прав и законных интересов. Право на защиту неприкосновенно в любой инстанции и на любой стадии процесса. Специальными институтами и средствами неимущим обеспечивается возможность обращаться в любые юрисдикционные органы и защищаться перед ними.
Согласно ст. 25, никто не может быть изъят из естественной подсудности, предусмотренной законом. Никто не может быть наказан иначе, чем в силу закона, вступившего в действие до совершения деяния. Никто не может быть подвергнут мерам безопасности иначе, чем в случаях, предусмотренных законом.
Уголовная ответственность, согласно ст. 27, имеет личный характер. Обвиняемый, пока не осужден окончательным приговором суда, не считается виновным. Наказание не может заключаться в мерах, противных чувству гуманности, и должно быть направлено на перевоспитание осужденного. Смертная казнь не допускается, кроме случаев, предусмотренных военными законами на время войны.
Наконец, ст. 28 устанавливает непосредственную ответственность должностных лиц и служащих государства и публичных корпораций, согласно уголовным, гражданским и административным законам, за деяния, совершенные в нарушения прав. В этих случаях гражданская ответственность распространяется также на государство и публичные корпорации.5
Глава 4. Глава государства
Президент Итальянской Республики определен как глава государства, олицетворяющий национальное единство (ст.87.). Его конституционный статус определяется парламентской формой правления итальянского государства. Президент избирается на семилетний срок с возможностью неограниченного переизбрания. Избирает президента особая коллегия, в состав которой входят все члены Парламента, а также по три представителя от каждой автономной области, избираемых областными советами. Для избрания кандидату в Президенты необходимо набрать не менее двух третьих голосов членов коллегии, а после трех голосований достаточно более пятидесяти процентов голосов. Решение о назначении выборов принимает председатель палаты депутатов.
Президент Республики по Конституции наделен следующими полномочиями:
-в отношении Парламента обладает правом роспуска обеих палат;
-в законодательной сфере по инициативе Правительства участвует в процедуре представления палатам законопроектов, обладает отлагательным вето, издает одобренные Правительством декреты, обладающие силой закона, назначает референдум, в том числе по отмене закона;
-назначает и освобождает от должности Председателя Совета министров, а по рекомендации последнего членов Правительства;
-является командующим вооруженными силами, председательствует в Верховном Совете обороны и в Высшем Совете магистратуры;
-распускает на основании предварительного постановления палат Парламента Советы автономных областей;
-по решению Парламента объявляет состояние войны;
-обладает правом помилования и снижения меры наказания;
-аккредитует и принимает дипломатических представителей, имеет и ряд других полномочий.
Широкий круг президентских полномочий подрывается необходимостью контрассигнации всех актов Президента, министром или Председателем Совета министров.
Конституция устанавливает принцип не ответственности Президента за действия, совершенные во время исполнения своих функций. Исключения составляют государственная измена или посягательство на Конституцию. Если Президент не в состоянии осуществлять свои функции, их выполняет Председатель Сената.6
Глава 5. Органы законодательной власти
В системе высших органов государственной власти Конституция Италии на первое место ставит Парламент. Высший представительный и законодательный орган Италии – бикамеральный Парламент – состоит из Палаты депутатов и Сената. Палата депутатов состоит из 630 парламентариев, Сенат – из 315. С 1993 года выборы в Парламент проводятся не по пропорциональной системе, а по смешанной избирательной системе с доминированием мажоритарной, где 75% мест в каждой палате распределяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а 25% мест по пропорциональной.
Сенаторы избираются от автономных областей пропорционально численности населения в них, например, Ломбардия представлена в верхней палате 47 сенаторами, а малонаселенная Валле д’Аоста – 1 сенатором. Президент Республики может назначить 5 сенаторов пожизненно за выдающиеся достижения в социальной, научной, художественной, литературной областях. Каждый бывший президент является пожизненным сенатором.
Обе палаты Парламента избираются на пять лет. При выборах 25% членов Палаты депутатов по партийным спискам установлен 4% заградительный пункт. При выборах сенаторов заградительный барьер законом не установлен.
Каждый член итальянского Парламента представляет нацию и не связан императивным мандатом при выполнении своих парламентских функций. Конституция предоставляет парламентариям индемнитет и иммунитет.
Работа палаты депутатов и Сената ведется раздельно. На совместных заседаниях палаты собираются только в следующих, установленных Конституцией случаях:
-избрание Президента Республики;
-принятие Президентом присяги;
-рассмотрение обвинений Президента в государственной измене и посягательстве на Конституцию;
-предание суду председателя Совета Министров и членов Правительства, за преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей;
-избрание 1/3 части членов Конституционного суда и 1/3 части членов Высшего совета магистратуры.
Конституция Италии подробно не устанавливает полномочия Парламента, то есть компетенция Парламента является абсолютно неопределенной. На практике это означает, что итальянский Парламент обладает неограниченной компетенцией. Он может принимать законы по любому вопросу, не отнесенному к компетенции других органов государственной власти, автономий и местного самоуправления.
Особенностью итальянского Парламента является «сильная» верхняя палата. Обе палаты Парламента утверждают Правительство, контролируют его деятельность, избирают иных должностных лиц, имеют примерно равные полномочия.
Конституция Италии посвящает отдельный раздел вопросам законотворческой деятельности Парламента. Законопроект может быть внесен в любую палату.
Правом законодательной инициативы обладают парламентарии, Правительство, областные и муниципальные советы, национальный совет экономики и труда. Законодательную инициативу может осуществлять народ путем внесения от имени не менее чем 50 тыс. избирателей законопроекта.
Особенность законотворческого процесса в итальянском Парламенте состоит в том, что Конституция предусматривает две процедуры принятия законов. Обычная процедура рассмотрения и непосредственного утверждения палатой всегда применяется для законопроектов по вопросам конституционным и избирательным, для законопроектов делегирующих законодательную власть, разрешающих ратификацию международных договоров, утверждающих бюджет и законы об исполнении бюджета.
Для законопроектов по другим вопросам палаты вправе установить более быструю процедуру, при которой значительно возрастает роль парламентских комиссий, поскольку палаты передают именно им законодательные полномочия. Однако закон может быть возвращен из комиссии для принятия в палату, если этого потребует Правительство, десятая часть членов палаты или пятая часть членов самой комиссии.
В законодательном процессе обе палаты Парламента полностью равноправны. Закон считается принятым, если он принят обеими палатами в идентичной редакции. Если законопроект отклонен, он может быть внесен в Парламент снова только по истечении шести месяцев.
После принятия закона обеими палатами он передается Президенту Республики, который промульгирует закон в течение месяца. В пределах этого срока Президент может отвергнуть закон и потребовать повторного рассмотрения. Вето Президента считается преодоленным, если за закон прежней редакции проголосуют абсолютным большинством обе палаты Парламента. Конституция предусматривает возможность делегирования Парламентом своих законодательных полномочий Правительству.