Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:42, реферат
После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г. высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проголосовало за переход от монархии к республике. В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию. 22 декабря 1947 г. Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.
Глава 1. Характеристика конституции
1.1. Разработка и принятие Конституции…………………………………3
1.2.Общая характеристика Конституции, ее особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль…………………………………3-5
Глава 2. Форма государства
2.1. Форма правления………………………………………………………6
2.2. Территориальное устройство………………………………………….6-7
2.3. Политический режим………………………………………………….7
Глава 3. Основы правового статуса личности……………………………8-11
Глава 4. Глава государства…………………………………………………12-13
Глава 5. Органы законодательной власти…………………………………14-16
Глава 6. Органы исполнительной власти………………………………….17-18
Глава 7. Органы судебной власти………………………………………….19-20
Глава 8. Политические партии……………………………………………..21
Глава 9. Местное управление и самоуправление…………………............22
Список использованных нормативных правовых актов и литературы….23
Делегирующий закон должен содержать цель и предмет делегирования, основные принципы делегируемых актов и время, в течение которого Правительство может законодательствовать от имени Парламента. Не могут быть делегированы полномочия по принятию законов, связанных с изменениями в Конституции, проведении выборов, утверждением бюджета, ратификации международных договоров.
Конституция предоставляет право Правительству принимать акты, имеющие силу закона в случае особой необходимости и срочности. Такие акты должны быть представлены Парламенту для утверждения в тот же день, а если Парламент на каникулах, он должен быть созван в течение пяти дней по инициативе Президента Республики, председателей палат, или одной трети ее членов.
Указанные акты правительства теряют свою силу с момента их издания, если они не получили одобрения Парламента в течение 60 дней после их опубликования.
Конституции решение каждой палаты и Парламента в целом действительны лишь при наличии большинства их членов и если решения приняты большинством присутствующих членов, кроме случая, когда Конституция предписывает квалифицированное большинство.
Парламент осуществляет контроль над деятельностью Правительства. Формами контроля являются устные и письменные вопросы парламентариев членам Правительства, ответы на которые обязательны, интерпелляции, контрольная деятельность Счетной палаты, работа специально создаваемых расследовательских комиссий.
Результатом может стать парламентская ответственность Правительства, которая осуществляется в форме резолюции недоверия. Такая резолюция может быть принята любой палатой большинством голосов по инициативе одной десятой ее членов. Правовым последствием принятия резолюции недоверия становится отставка Правительства.
Президент Республики может, заслушав председателей палат Парламента, распустить обе палаты или одну из них.
Глава 6. Органы исполнительной власти
Исполнительная власть состоит из президента, совета министров и
государственных учреждений.
Президент Итальянской республики официально возглавляет государство и избирается сроком на 7 лет на заседании парламента с участием представителей административных областей. Он не может быть моложе 50 лет. Президент назначает премьер-министра, назначение должно получить одобрение парламента, а также пожизненных сенаторов и некоторых членов Конституционного суда. Президент председательствует в Совете министров, в Высшем совете магистратуры, обладает правом помилования, жалует знаки отличия.
В отношении парламента у Президента республики два основных полномочия – право требовать повторного рассмотрения законопроектов и право роспуска одной или обеих палат.
Правительство – наиболее активный орган исполнительной власти, включающий председателя Совета министров и министров. Правительство назначается Президентом после консультации с лидерами партийных фракций в палатах и их председателями. Оно считается сформированным, если в течение 10 дней после своего образования получит доверие Палаты депутатов и Сената.
Председатель Совета министров несёт ответственность за общую политику, а министры коллективно ответственны за действия Совета министров и индивидуально – за действия своих ведомств.
Правительство руководит страной. Оно исполняет законы, принимает регламенты, декреты и постановления по управлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляются правительством.
На практике правительство Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента.
Национальный совет экономики и труда формируется на корпоративной основе из представителей профсоюзов, предпринимательских организаций и др. экспертов. Совет является консультативным органом парламента и правительства по экономическим и социальным вопросам. Он обладает правом законодательной инициативы.
Государственный совет – консультативно-юридический орган правительства и одновременно высший орган административной юстиции.
Счётная палата
осуществляет предварительный
Глава 7. Органы судебной власти
Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов.
Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.
Суды общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.
Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.
Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.
Суды по делам несовершеннолетних, учрежденные в 1934 г., действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет.
В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.
Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д.
Административная юстиция. Статус этой ветви судебной власти определяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции.
Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.
Военная юстиция. Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.
Прокуратура обязана осуществлять уголовное преследование.
Конституционный суд. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.
Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и Конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.
Счетный суд. Этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам.
Глава 8. Политические партии
Право на объединение в политические организации – одна из конституционных основ итальянского общества. Согласно ст. 49 Конституции «все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики».
Статья XII Переходных и заключительных положений запрещает восстановление в какой бы то ни было форме фашистских партий. Текущее законодательство Италии регламентирует в основном финансовую сторону деятельности партий. Закон об участии государства в финансировании политических партий 1974 г. предусматривает финансовую поддержку только партийных фракций в нижней палате парламента, пропорционально их численности в палате. Предельно допустимые суммы взносов частных организаций в пользу партий закон не устанавливает.
Для современной Италии характерным является множественность политических партий. Активно действующих около 50. Ни одна из политических партий Италии не в состоянии победить на выборах и сформировать однопартийное правительство, поэтому для политической жизни этой страны характерна блоковая система. На парламентских выборах 2001 года большинство мандатов получил правоцентристский блок «Дом свободы», основу которого составляет возглавляемое С. Берлускони движение «Вперед Италия». Его союзниками по блоку выступают партии консервативной ориентации Христианско-демократический центр и Национальный альянс.
Оппозиция объединена в блоке левоцентристских партий «Олива», который составляют Итальянская народная партия, партия «Левых демократов», движение зеленых, партия «Итальянское обновление» и «Партия коммунистических преобразований». Блок «Олива» находился у власти в 1996-2001г.г.8
Глава 9. Местное управление и самоуправление
Структура органов области определена Конституцией. В обязательном порядке каждая область имеет областной совет, джунту и ее председателя. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть, принадлежащую области, и другие функции; областная джунта - исполнительный орган области; председатель джунты выполняет функции представительского и исполнительного характера.
Согласно закону 1990 г. провинциям и коммунам предоставлено право разрабатывать и изменять собственные уставы. Провинции и коммуны в обязательном порядке должны иметь следующие органы: совет, джунту как исполнительный орган власти, главу исполнительной власти - мэра в коммунах и председателя в провинциях. Таким образом, в каждой провинции и коммуне избирается свой совет, который, в свою очередь, избирает из своего состава исполнительный орган - джунту; ее председатель (в коммуне - мэр) избирается гражданами непосредственно.
Мэры коммун осуществляют также функции представителей государства.
В метрополитенских зонах действуют метрополитенский совет, метрополитенская джунта и метрополитенский синдик, который председательствует и в совете, и в джунте.
Список использованных нормативных правовых актов и литературы
1. Конституция Итальянской Республики / Пер. с итал. Л. П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — 460 с.
2. Авакьян С.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Лекции. - Челябинск: ЮУрГУ, 2008. - 178 с.
3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник, изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2001. — 600 с.
4. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов
Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. - М.: Норма, 2004. - 1043 с.
5. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. - М.: БЕК, 1999.-263 с.
6. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996.-150 с.
1 Конституция Итальянской Республики / Пер. с итал. Л. П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 425
2 Конституция Итальянской Республики / Пер. с итал. Л. П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 431
3 Авакьян С.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Лекции. - Челябинск: ЮУрГУ, 2008. – С. 176
4 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов
Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. - М.: Норма, 2004. -С. 652
5 Конституция Итальянской Республики / Пер. с итал. Л. П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 560-564
6 Авакьян С.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Лекции. - Челябинск: ЮУрГУ, 2008. – С. 116
7 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996.- С. 142
8Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. - М.: БЕК, 1999. – С. 202