Перспективы вопроса о самоопределении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о праве наций и народов на самоопределение является одним из самых острых вопросов международной жизни, который волнует международное сообщество на протяжении не одного десятка лет. Вопрос о праве наций и народов на самоопределение имеет несколько аспектов: самоопределение может происходить в рамках того или иного государства конституционным путем за счет получения какого-либо вида автономии (так называемое, «внутреннее» самоопределение), или же речь идет об отделении народа (нации), жившего в составе какого-либо государства, и об образовании нового государства (либо вхождении в состав другого уже существующего государства). Проблема самоопределения народов и наций потребовала универсального международно-правового закрепления после Второй мировой войны в связи с процессом деколонизации.

Содержание работы

Введение 5
ГЛАВА 1. Историко-теоретические аспекты проблемы самоопределения в современном мире 7
§ 1.1 Национально-этнический вопрос в современном мире 7
§ 1.2. Проблемы свободы самоопределения 10
ГЛАВА 2. Право на самоопределение и сецессию в международном праве
2.1 Возникновение идеи национального самоопределения и ее развитие 13
§ 2.2 Атлантическая хартия и принцип самоопределения в Уставе ООН 20
§ 2.3 Идея самоопределения народов в Пактах о правах человека 22
ГЛАВА 3. Перспективы вопроса о самоопределении 24
Заключение 30
Библиографический список 33

Файлы: 1 файл

Право народав на самоопределение.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 5

ГЛАВА 1. Историко-теоретические аспекты проблемы самоопределения в современном мире 7

§ 1.1 Национально-этнический вопрос в современном мире  7

§ 1.2. Проблемы свободы самоопределения  10

ГЛАВА 2. Право на самоопределение и сецессию в международном праве 

2.1 Возникновение идеи национального самоопределения и ее развитие 13

§ 2.2 Атлантическая хартия и принцип самоопределения в Уставе ООН 20

§ 2.3 Идея самоопределения народов в Пактах о правах человека 22

ГЛАВА 3. Перспективы вопроса о самоопределении 24

Заключение 30

Библиографический список 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Отличительной чертой международной  политики XX века стал поразительный  успех националистической идеологии1. После окончания Первой мировой войны не было идеологии получившей бы настолько широкое признание.

Самоопределение является одним из фундаментальных оснований  человеческой деятельности, как на уровне индивида, так и на уровне его различных сообществ2.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что  проблема реализации права нации на самоопределение на сегодняшний день стоит довольно остро в международной политике и в международных отношениях ряда государств.

Вопрос о праве наций  и народов на самоопределение  является одним из самых острых вопросов международной жизни, который волнует международное сообщество на протяжении не одного десятка лет. Вопрос о праве наций и народов на самоопределение имеет несколько аспектов: самоопределение может происходить в рамках того или иного государства конституционным путем за счет получения какого-либо вида автономии (так называемое, «внутреннее» самоопределение), или же речь идет об отделении народа (нации), жившего в составе какого-либо государства, и об образовании нового государства (либо вхождении в состав другого уже существующего государства). Проблема самоопределения народов и наций потребовала универсального международно-правового закрепления после Второй мировой войны в связи с процессом деколонизации.

Для нации как исторически  сложившейся устойчивой общности людей характерны общность языка, территории, экономической жизни и психического склада. Нации возникли на определенном этапе развития товарного производства.

Реализация принципа права народов на самоопределение  должна рассматриваться в контексте  со всеми принципами международного права, в частности, не нарушать территориальную целостность и политическое единство государства.

Отмечая факт сложности  структуры явления и понятия  самоопределения, многообразия и богатства  его содержания необходимо подчеркнуть, что целью данного исследования является  анализ проявления феномена самоопределения, как самоопределение народов в системе внутренней национальной и международной политики, в системе национального и международного права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые непосредственно вытекают из вышеозначенного плана:

  1. Необходимо определить национальное самоопределение как политическо-правовой феномен.
  2. Рассмотреть право наций на самоопределение как принцип международного права.
  3. Исследовать вопрос о международной правосубъектности народов и наций.

4. Проанализировать провозглашение автономии как одной из форм реализации права нации на самоопределение.

Предмет исследования – национально-этнический вопрос в современном мире.

Объект исследования – право народов на самоопределение и право на сецессию.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Историко-теоретические аспекты проблемы самоопределения в современном мире.

§ 1.1 Национально-этнический вопрос в современном мире.

Мировое сообщество закрыло  второе и вошло в третье тысячелетие своей жизни в новой эре, имея множество нерешенных вопросов, и один из самых болезненных среди них – национально-этнический. Причем, как показывает практика, он возникает не только в развивающихся странах (государства Африки, Азии, Латинской Америки), но и в цивилизованной Европе, Северной Америке, а также в бывших социалистических государствах, которые, как считают ученые, трудно отнести как к первой, так и ко второй группе. Каждый день в мировых сводках новостей мы видим по телевизору, слышим по радио и читаем в газетах множество примеров межнациональных конфликтов. Афганистан, Нагорный Карабах, Югославия, Косово, Абхазия, Грузия – эти названия известны сегодня каждому, кто хоть немного интересуется проблемами дальнейшей жизни человечества на Земле. В глобальном масштабе сегодня национально-этническая проблема становится реальной угрозой международной безопасности в целом и для национальной безопасности Российской Федерации в частности3.

Трактуя цели и принципы деятельности ООН, Устав этого международного сообщества наций намерен «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…» (гл. 1, ст. 2, Устава ООН)4[3]. Оба Международных пакта о правах человека в статье 1 акцентированно говорят именно об этом явлении, явлении самоопределения народов, и о праве народов на самоопределение. «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие»5. Во всех доныне созданных международно-правовых актах ООН и региональных Сообществ наций речь идет только об этом виде самоопределения и, соответственно, права.

Во многих странах  мира уже многие десятилетия существуют службы, нацеленные на разрешение межнациональных конфликтов. Например, в США начиная с 50-х годов прошлого столетия, анализ межнациональных конфликтов организован в рамках Службы общинных отношений. В нашей стране конфликтологические аналитические центры и исследовательские группы возникли только на рубеже 90-х годов ХХ века, и предметом практических усилий работающих там специалистов стали, прежде всего, межнациональные (этнические) конфликты.

Межнациональные конфликты  стали печальной приметой нашего времени. А обыденность, с которой общество воспринимает информацию о столкновениях на почве межнациональных отношений, делает, как нам кажется, ситуацию еще более тревожной. Согласно утверждений русско-американского ученого П.Сорокина, на протяжении более двадцати четырех веков истории в среднем приходилось лишь 4 мирных года на каждый год, сопровождающийся различными насильственными конфликтами серьезных масштабов (войнами, революциями, восстаниями и т.д.). Это особенно было характерно для ХХ столетия. Так, П. Калверт подсчитал, что за период с 1900 по 1961 гг. в мире произошло 363 революции. Исследования по истории 82 стран мира в период с 1948 по 1961 гг. показали, что лишь в одной из них общественное развитие обошлось без коллективного межгруппового насилия и антиправительственного насильственного выступления6.

Если посмотреть на этнографическую  карту Земли, то мы увидим, что современное  человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). Во всем мире сейчас проживает около 5000 народов, причем более 90% из них находятся в составе многонациональных государств. Все населяющие планету этнические общности входят в состав немногим более 200 государств. Исключительное многообразие их культур составляет главное богатство человеческой цивилизации.

На основании вышеизложенного  анализа мы пришли к следующим  выводам:

Во-первых, большинство современных государств полиэтнично. Особенно характерна полиэтничность для развивающихся стран.

Во-вторых, процесс функционирования материального мира обязательно предполагает наличие минимально необходимого уровня стабильности (устойчивости, прочности, постоянства характеристик, качеств) систем, которые его составляют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.2 Проблемы свободы самоопределения.

 

Самым главным ограничителем  свободы самоопределения многих народов, настойчиво выражающих волю к  освобождению от зависимости, является антагонистическое противоречие нынешней политической действительности, закрепленное самим международным правом. Противоречие, в сущности, между давно сложившимся и реализованным самоопределением больших народов и самоопределением находящихся на начальных этапах своего становления малых народов. Очень часто лишь на грани претензий на самоопределение. Действительно, современное международное право, с одной стороны, утверждает свободу самоопределения как его стратегический принцип, с другой – настаивает на территориальной целостности государств, более того, на их политическом, национальном единстве как на стратегическом принципе международных отношений, международной и внутринациональной политики. Например, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, требуя «уважать принцип равноправия и самоопределения всех народов», утверждает: «Всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций» (п. 6), что все государства должны уважать «суверенные права всех народов и территориальную целостность их государств»7.

Но как сегодня сохранить  территориальную целостность государства, соглашаясь с принципом свободы  самоопределения народов? Разумеется, его самоопределение в этом случае отвергают. Идеологически и практически: Грузия, Азербайджан, Югославия и, как уже отмечалось, многие другие. Или как сегодня некоторым народам можно реализовать самоопределение, не ставя под вопрос территориальную целостность того или иного государства? Естественно, ее, территориальную целостность, как приоритет внутринациональных и международных отношений, в ряде случаев отвергают. Это сделали абхазы и карабахские армяне, хорваты, боснийцы и словенцы, косовские албанцы. Такого механизма, который бы приводил к согласию, балансу, равновесию стороны данного противоречия, у международного сообщества нет. Поскольку принцип права наций на самоопределение в абсолютной трактовке был рассчитан только на колониальные народы. В результате, будучи в принципе неразрешимым политическими и дипломатическими средствами Организации Объединенных Наций, это противоречие усугубляет в большинстве случаев положение вещей, провоцируя народы на нецивилизованные акции. Отсюда – радикальные проявления сепаратизма, «агрессивный национализм» и «этнические чистки», многие проявления внутринационального и международного терроризма, межэтнических и гражданских войн. Именно отсюда и такие, безусловно, негативные понятия и явления, как «гуманитарное вмешательство» и «гуманитарная интервенция», концепции «ограниченного суверенитета». Отсюда - современные проявления геноцида. И весьма неадекватное принципам свободы, демократии, гуманизма поведение в этой связи многих стран, считающих себя цивилизованными8.

Осуществление народами права самоопределения  не рассматривается как нарушение  территориальной целостности. Международное  право защищает территориальную  целостность только тех государств, чьи границы основаны на самоопределении  народов. Такое соотношение между двумя принципами закреплено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также в Венской декларации и Программе действий, принятой Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г. По Венской декларации: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Всемирная конференция по правам человека рассматривает отказ в праве на самоопределение как нарушение прав человека и подчеркивает необходимость эффективного осуществления этого права.

Этот же документ устанавливает, что именно самоопределение народа является основанием территориальных  прав государства и условием защиты его территориальной целостности. Ссылки на принцип территориальной целостности государства возможны лишь на основе доказательства, что это государство «соблюдает в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов» и «представляет весь народ».

Сохранение территориальной  целостности и право наций  на самоопределение нередко представляют как взаимоисключающие принципы. На самом деле они становятся таковыми в случае их абсолютизации. Борьба за самоопределение не обязательно  означает создания независимого государства, поскольку самоопределение может по взаимному согласию осуществляться в других административных формах – автономия, субъект федерации и т.п.

На основании вышеизложенного  анализа мы пришли к следующим  выводам:

Во-первых, самоопределение народа является основанием территориальных прав государства и условием защиты его территориальной целостности.

Во-вторых, борьба за самоопределение не обязательно означает создания независимого государства, поскольку самоопределение может по взаимному согласию осуществляться в других административных формах – автономия, субъект федерации и т.п.

 

 

ГЛАВА 2. Право  на самоопределение и сецессию в  международном праве.

§ 2.1 Возникновение  идеи национального самоопределения  и ее развитие.

 

Идея права народов  на самоопределение получила в современном мире широкое распространение: она декларирована в двух «твердых» источниках международного права – Международных Пактах о правах человека, принятых в 1966 году, содержится во многих декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, документах межгосударственных и международных неправительственных организаций; к ней часто апеллируют в ходе этнических конфликтов и движений за независимость. Таким образом, пройдя более чем двухвековой путь, она обрела довольно высокий статус9.

В то же время идея самоопределения получает разные толкования, и при ее рассмотрении возникает немало вопросов о содержании теоретического конструкта и о возможностях его практического воплощения.

Во-первых, что такое «самоопределение народов» - «принцип» (как о нем говорится в Уставе ООН), то есть некое условие, или «право»?

Во-вторых, как можно  и как следует понимать термин «народ», имеющий разные толкования в конкретных ситуациях? Насколько  справедлив известный афоризм, гласящий, что народ может самоопределиться только после того, как кто-то посторонний определит, что такое народ? Как совместить «право» одного коллектива («народа») с таким же «правом» другого (например, «право» компактно проживающей этнической группы с «правом» населения государства в целом)?

В-третьих, может ли условное множество (этническая группа или население определенной территории) рассматриваться как субъект права?

Информация о работе Перспективы вопроса о самоопределении