Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:41, курсовая работа
Вопрос о праве наций и народов на самоопределение является одним из самых острых вопросов международной жизни, который волнует международное сообщество на протяжении не одного десятка лет. Вопрос о праве наций и народов на самоопределение имеет несколько аспектов: самоопределение может происходить в рамках того или иного государства конституционным путем за счет получения какого-либо вида автономии (так называемое, «внутреннее» самоопределение), или же речь идет об отделении народа (нации), жившего в составе какого-либо государства, и об образовании нового государства (либо вхождении в состав другого уже существующего государства). Проблема самоопределения народов и наций потребовала универсального международно-правового закрепления после Второй мировой войны в связи с процессом деколонизации.
Введение 5
ГЛАВА 1. Историко-теоретические аспекты проблемы самоопределения в современном мире 7
§ 1.1 Национально-этнический вопрос в современном мире 7
§ 1.2. Проблемы свободы самоопределения 10
ГЛАВА 2. Право на самоопределение и сецессию в международном праве
2.1 Возникновение идеи национального самоопределения и ее развитие 13
§ 2.2 Атлантическая хартия и принцип самоопределения в Уставе ООН 20
§ 2.3 Идея самоопределения народов в Пактах о правах человека 22
ГЛАВА 3. Перспективы вопроса о самоопределении 24
Заключение 30
Библиографический список 33
2. Однако осуществление принципа равноправия отнюдь не означает необходимость, а тем более обязанность всех наций создавать отдельные государства.
3. Суверенитет нации выражается в неотъемлемом праве нации на самоопределение в одной из форм:
1) формы этнокультурного самоопределения:
2) формы политического самоопределения:
4. Правоприменительная практика в области международного признания за тем или иным народом права на самоопределение позволяет сформулировать критерии, по которым факт самоопределения народа (в форме образования нового государства) становился приемлемым для мирового сообщества. Эти критерии вытекают из главного принципа международного права – верховенство и соблюдение прав человека. При осуществлении всякого права (как человеком, так и народом) не должны нарушаться права иных лиц (народов). Реализация права народа на самоопределение должна быть продиктована необходимостью защиты нарушаемых гражданских, политических, социальных и культурных прав представителей того или иного народа. Такая обусловленность вовсе не говорит об определенной «ущербности» права наций на самоопределение – это вступило бы в противоречие с положениями п. 5 Венской декларации и Программе действий, принятой 25 июня 1993 г. Всемирной конференцией по правам человека, согласно которым все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны.
5. Однако уже само осуществление нациями своего права на политическое самоопределение в подавляющем большинстве случаев создает реальную угрозу международной безопасности. Если осуществление права народов на этнокультурное самоопределение в формах создания национально-культурной автономии и установления законодательством гарантий развития культуры, языков, обычаев народов и механизмов их защиты по общему правилу отвечают требованиям соблюдения принципа наивысшей ценности прав человека, то реализация права на самоопределение в формах сецессии или создания независимого государства нередко влечет массовые нарушения прав человека, появление межнациональных конфликтов (вплоть до перерастания их в вооруженные столкновения).
Таким образом, можно сделать вывод, что самоопределение народа — это процесс определения, установления и обеспечения политического статуса народа, его экономического статуса, социального статуса, культурного статуса, статуса собственника, владельца как «естественных богатств и ресурсов» страны, так и социальных. Определение, установление и обеспечение именно этих пяти элементов содержания понятия и явления самоопределения народа в их единстве способно реализовать национально-государственный суверенитет народа. Обеднение или изъятие любого из этих элементов из процесса реального самоопределения народа делают самоопределение и, соответственно, национально-государственный суверенитет не полными, ущербными, а порой и просто декларативными.
А также явление национального суверенитета продолжает сохранять актуальность, поскольку реализация народами права на самоопределения в форме сецессии, создания независимого государства может быть обусловлена невозможностью реализовывать свои права тем или иным народом, проведением против народа государственной политики по его дискриминации или геноциду.
Библиографический список.
Раздел 1. Нормативно-правовые акты:
1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Текст устава официально опубликован не был. СПС «Гарант»
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12;
3. Международный пакт о гражданских и политический правах (Нью-Йорк,
16.12.1966 г.) Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 535.
4. Декларация о
принципах международного
5. Резолюции и решения принятые Генеральной Ассамблеей на Сорок первой сессии (16 сентября – 19 декабря 1986 года). Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк. 1987. С. 218.
Раздел 2. Литература
6. Григонис Э.П. Теория государства и права. – СПб., 2002. – С. 27.
7. Еллинек Г. Общее учение о государстве. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. – С. 463.
8. Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. – 2006. - № 3.
9. Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. – М.: Логос, 2005. – С. 238.
10. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. – 2003. - № 1.
11. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА, 2002. – С. 563.
12. Сампиев, И.М. Самоопределение народов: теория и онтология. – Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кав. науч. центра высш. школы, 2004. – 151с.
13. Сампиев, И.М. Типология самоопределения народов как инструмент его научного исследования // Социально-гуманитарные знания. 2000. №1.
14. Сеидов А.В. Международное право в эпоху глобализации. Эволюция концепции государственного суверенитета. – М.: Научная книга, 2005. – С. 75.
15. Цагараев М.А. Современная трактовка принципа права народов на самоопределение // Социология власти. – М., 2008. № 5.
1 Тишков В. А. О нации и национализме // Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 77-89.
2 Евменова Т.Л. Самоопределение народа как феномен политики и права // Белорусский журнал международного права и международных отношений, 2001, №1
3 Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. – 2003. - № 1, с – 76
4 Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Текст устава официально опубликован не был. СПС «Гарант»
5 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12;
6 Еллинек Г. Общее учение о государстве. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. с. 66
7 Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Текст устава официально опубликован не был. СПС «Гарант»
8 Сампиев, И.М. Типология самоопределения народов как инструмент его научного исследования // Социально-гуманитарные знания. 2000. №1, с. 43
9 Сампиев, И.М. Самоопределение народов: теория и онтология. - Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кав. науч. центра высш. школы, 2004, с. 54
10 Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. – 2003. - № 1, с. 54
11 Сампиев, И.М. Самоопределение народов: теория и онтология. - Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кав. науч. центра высш. школы, 2004.
12 Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. – 2006. - № 3, с. 88
13 Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. – 2006. - № 3.
14 Сампиев, И.М. Самоопределение народов: теория и онтология. - Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кав. науч. центра высш. школы, 2004.
15 Сампиев, И.М. Самоопределение народов: теория и онтология. – Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кав. науч. центра высш. школы, 2004.
16 Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. – 2003. - № 1.
17 Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. – 2 003. - № 1.
18 Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. – 2003. - № 1, с. 43
19 Григонис Э.П. Теория государства и права. -- СПб., 2002. -- С. 27.
20 . Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. – М.: Логос, 2005. – С. 98
21 Сеидов А.В. Международное право в эпоху глобализации. Эволюция концепции государственного суверенитета. – М.: Научная книга, 2005. – С. 205
22 Сампиев, И.М. Самоопределение народов: теория и онтология. - Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кав. науч. центра высш. школы, 2004. - 151с.
23 Сампиев, И.М. Самоопределение народов: теория и онтология. - Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кав. науч. центра высш. школы, 2004. - 151с.
24 Сампиев, И.М. Самоопределение народов: теория и онтология. - Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кав. науч. центра высш. школы, 2004. – с. 43