Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:33, курсовая работа
Цель работы заключается в комплексном анализе проблемы наемничества по российскому законодательству, а также выявлении признаков составов вербовки, обучения, финансирования, материального обеспечения и использования наемников, а также их участие в вооруженном конфликте, или военных действиях на основе рассмотрения международно-правового понятия форм наемничества.
Введение
В современном международном и национальном уголовном праве остро стоит вопрос о противодействии наемничеству.
Общепризнано, что негативное последствия наемничества выражаются в нарушении права народов на самоопределении, суверенитета государств, принципов мирного сосуществования, стабильности избранных конституционным путем правительств и государственных структур в регионах или сложившегося правопорядка.
Актуальность роботы заключается в том, что наемничество представляет собой деятельность, которая нарушает такие основополагающие принципы международного права, как суверенное равенство, политическая независимость, территориальная целостность государств, самоопределение народов, а нарушение указанных принципов, является международным преступлением.
Но парадокс ситуации в том, что это опасное явление с формально-юридической точки зрения таковым на сегодняшний день не признается.
О высокой общественной опасности наемнтческой деятельности свидетельствуют факты участия наемников во многих регионах мира, на всех пяти континентах.
Эти лица нередко провоцируют вооружение столкновения, способствуют спокойную нормальною жизнь населения.
Участие наемников и иные формы правления наемничества имели место в вооруженных конфликтах в Югославии, Чечне. Наемники участвуют в военных конфликтах в Афганистане и Ираке.
В России же ситуации наиболее активного применения вооруженной силы отмечены в Северо-Кавказком регионе.
Понятие наемничества, наемника и других международных преступлений против мира и безопасности человечества, а также по международному уголовному праву исследовали А.И. Галенская, Л.В. Иноганова- Хегей, В.Н.Кудрявцев, Н.Ф.Кузнецова, И.И. Лукашук, А.В. Наумов, В.П. Панов.
Цель работы заключается в комплексном анализе проблемы наемничества по российскому законодательству, а также выявлении признаков составов вербовки, обучения, финансирования, материального обеспечения и использования наемников, а также их участие в вооруженном конфликте, или военных действиях на основе рассмотрения международно-правового понятия форм наемничества.
Передо мной стояла задача, как можно глубже дать сравнительно-правовой анализ норм о наемничестве, показать разработку международно-правового понятия наемничества и его изменения.
Задачи для достижения этой цели ставятся следующие:
1. Дать характеристику
международно-правового
2. Выявить юридическую природу наемничества.
3. Рассмотреть нормы
4. Раскрыть новые формы существования данного явления на современном этапе, попытаться дать им уголовно-правовую характеристику.
5.Опредилить признаки
6. Раскрыть новые формы
С этой целью я использовала основной закон, сборники документов, научные статьи и учебники по уголовному прраву.
Объектом моей курсовой работы явилась юридическая природа наемничества.
Предметом, уголовно-правовая характеристика наемничества, а также прослеживание причин отсутствия соответствующей уголовно-правовой регламентации данного преступления, как на международном так и на внутригосударственном уровне.
Курсовая работа состоит из: введения. двух глав, заключения, списка литературы.
Впервой главе говориться о понятии наемничества, международно-правовой характеристике наемничества, уголовном законодательстве, а также об ответственности за преступление против мира и безопасности, рассматриваются вопросы совершенствования международного законодательства о наемничестве.
Вторая глава посвящена
В конце я делаю вывод, что наемничество — преступлении против мира, безопасности человечества.
Наемничество представляет собой деятельность, которая нарушает такие основополагающие принципы международного права, как суверенное равенство, политическая независимость, территориальная целостность государств, самоопределение народов, а нарушение указанных принципов является международным притуплением.
ГЛАВА I. Понятие наемничества в международном уголовном праве
1.1. Международно-правовая характеристика наемничества
Определение наемника было формально закреплено в международном праве в 1977 году в части 2 статьи 47 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям о защите жертв войны. Наемником признавалось лицо, которое было завербовано на месте или за границей для участия в вооруженном конфликте, непосредственно участвует в боевых действиях, не является ни гражданином стороны вооруженного конфликта, ни лицом, постоянно проживающим на территории стороны вооруженного конфликта, которому обещано или в действительности выплачивается вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение комбатантов того же ранга и функций, входящих в личный состав вооруженных сил стороны данного конфликта и которое не является лицом, присланным для исполнения официальных обязанностей государством, не являющимся стороной данного вооруженного конфликта.
Вместе с тем данное определение было весьма ограниченным в силу того, что, как указывалось выше, право Женевы является правом гуманитарным, оно устанавливает правовые нормы, регламентирующие защиту жертв войны, в том числе и законных комбатантов, оказавшихся во власти противоборствующей стороны, которая осуществляется как сторонами, находящимися в конфликте, так и нейтральными государствами и международными организациями. Определение наемника в части 2 статьи 47, части 1 статьи 47 Дополнительного протокола 1 установило, что наемник не имеет права на статус комбатанта, то есть не пользуется защитой, которую сторона вооруженного конфликта либо нейтральная сторона, осуществляющая миссию «добрых услуг», обязана предоставить жертвам войны[11].
Определение наемника по Дополнительному протоколу 1 не было связано с ответственностью наемника за собственно наемничество, а лишь предоставляло право захватившей его стороне не обращаться с ним как с законным комбатантом, то есть не содержать его в условиях, предоставляемых военнопленным, а также привлечь его к ответственности за сам факт участия в вооруженном конфликте и деяния, совершенные в ходе вооруженного конфликта, совершение которых признается правомерным и не влекущим ответственности для законных комбатантов. Произвол стороны вооруженного конфликта в отношении захваченного ею наемника ограничивался только требованием Женевских конвенций и Дополнительных протоколов о том, что «никто не может быть лишен права на нормальное и беспристрастное судопроизводство», и признанием нарушения указанного права военным преступлением в смысле Женевских конвенций и Дополнительных протоколов.
Вместе с тем вступление в
силу Дополнительных протоколов 1 (касающегося
защиты жертв международных
Концепция уголовной противоправности наемничества получила развитие в ряде проектов региональных конвенций, преимущественно африканских государств, созданных в семидесятые годы прошлого века. Так, Международной комиссией по расследованию деятельности наемников, созданной в июне 1976 года в Анголе, был разработан проект Конвенции о предотвращении и запрещении наемничества. В статье 1 указывалось, что наемничество является преступлением и осуществляется с целью воспрепятствовать с помощью вооруженного насилия процессу самоопределения народов, освободившихся от колониальной зависимости. Наемник определялся как лицо, которое «не является гражданином стороны, где оно предполагает действовать, преследуя личную выгоду, заключающуюся в получении жалованья или любого другого материального вознаграждения»[6].
Наемничеством являются организация,
финансирование, снаряжение и оснащение,
а также поддержка и
Новый этап в развитии концепции международной противоправности наемничества связан с принятием Генеральной Ассамблеей ООН на ее 34-й сессии в 1980 году решения о разработке Международной конвенции о борьбе с деятельностью наемников и созданием в 1988 году Специального комитета по разработке Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников по решению Генеральной Ассамблеи ООН, который провел свою сессию в период с 30 января по 17 февраля 1989 г., результатом которой явилось создание текста Международной конвенции, впоследствии принятой Генеральной Ассамблеей ООН и открытой для подписания с 31 декабря 1990 года.
В своей окончательной редакции Конвенция содержит определение наемника, перечень преступлений наемничества, обязательство государств - участников Конвенции не вербовать, не использовать, не обучать и не финансировать наемников и запрещать их деятельность, а также предусматривать соответствующие наказания за участие наемника в вооруженном конфликте или совместных насильственных действиях, не являющихся вооруженным конфликтом, вербовку, финансирование, обучение и использование наемников, соучастие в данных деяниях и попытку совершить любое их них. Конвенция содержит ряд положений о сотрудничестве государств - членов Конвенции в сфере пресечения наемничества, о выдаче лиц, совершивших наемничество, и о правовой помощи по делам о нем[6].
Определение термина «наемник», закрепленное
в статье 1 Конвенции, предусматривает,
что наемниками могут быть лица,
участвующие как в вооруженном
конфликте (международном вооруженном
конфликте или вооруженном
Определение же наемника, участвующего в совместных насильственных действиях, предусматривает, что наемником признается лицо, не являющееся гражданином государства, против которого направлены действия наемника, или его постоянным жителем, которое было завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или его территориальной целостности, непосредственно принимает участие в таких действиях, причем, так же как и наемник, участвующий в вооруженном конфликте, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения, не присланное государством для выполнения официальных обязанностей, и не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются данные совместные насильственные действия[15].
Под «совместными насильственными действиями», предусмотренными частью 2 статьи 1 Конвенции, понимаются вооруженные мятежи, массовые беспорядки и иные нарушения внутреннего порядка государства, которые по смыслу статьи 1 Дополнительного протокола 2 к Женевским конвенциям о защите жертв войны нельзя отнести к вооруженным конфликтам немеждународного характера. При вооруженном конфликте немеждународного характера его сторонами является государство и антиправительственные вооруженные силы или другие организованные вооруженные группы, которые, находясь под ответственным, то есть единым командованием, которому подчиняются все эти вооруженные силы или группы, контролируют часть территории государства и способны вести непрерывные и согласованные военные действия. Отсутствие хотя бы одного признака стороны вооруженного конфликта означает и отсутствие состояния вооруженного конфликта немеждународного характера в целом.
По сравнению с определением наемника, участвующего в вооруженном конфликте, определение наемника, участвующего в совместных насильственных действиях, имеет некоторые особенности. Прежде всего, если определение наемника, участвующего в вооруженном конфликте, учитывает соотношение вознаграждения наемника и законного комбатанта, то в определении наемника, участвующего в совместных насильственных действиях, признака существенного превышения нет: наемниками признаются лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, независимо от величины вознаграждения. Часть 2 статьи 1 Конвенции не указывает на субъекта, который пообещал вознаграждение наемнику или фактически его выплачивает[8].
Информация о работе Понятие наемничества в международном уголовном праве