Понятие наемничества в международном уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в комплексном анализе проблемы наемничества по российскому законодательству, а также выявлении признаков составов вербовки, обучения, финансирования, материального обеспечения и использования наемников, а также их участие в вооруженном конфликте, или военных действиях на основе рассмотрения международно-правового понятия форм наемничества.

Файлы: 1 файл

kursovayayayayayayaya.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Вопросы совершенствования международного законодательства о наемничестве

 

В XX в. Мир пережил две  Мировых войны, одни из самых ужасных  за всю историю человечества. Итогом стало появление в уголовных  кодексах практически всех стран  главы  об ответственности за преступления против мира и человечества, куда и относится статья об ответственности за наемничество.

Источником уголовной  ответственности за наемничество явилась  резолюция Генеральной Ассамблеи  №31/34 от 30 ноября 1976 г., где заявлено, что практика использования наемников  является уголовно наказуемым деянием  и что сами наемники являются преступниками, и призывает правительства всех стран принять законы, объявляющие наказуемыми преступлениями вербовку, субсидирование, обучение и перевозку наемников на их территории и запрещающие их гражданам вербоваться в качестве наемников. Это положение подтверждено в резолюции № 32/14 от 7 ноября 1977 г.

Кроме того, резолюцией 239 (1976 г.) Совет Безопасности осудил любое государство, которое продолжает практику набора наемников и предоставление для низ условий с целью  свержения правительств государств – членов Организации Объединенных Наций. Подобные же формулировки содержатся в резолюции 405 (1977 г.) Совета Безопасности. Комиссия по правам человека в своей резолюции 3 (XXXIV) от 14 февраля 1978 г. также заявила, что вербовка наемников является противозаконной.

Дипломатическая конференция  по вопросам развития международного гуманитарного права единогласно  одобрила статью, в соответствии с  которой наемник не имеет права  на статус военнопленного. Ст. 47 Протокола 1 «О международном вооруженном конфликте» к Женевским конвенциям о защите жертв войны (1949 г.) дает определение понятия наемник и указывает на то, что данное определение применяется в отношении международных конфликтов, а не в отношении гражданских войн.

Также вопрос о контроле и ответственностью за наемничество урегулирован модельным законом СНГ 2006 г. «О противодействии наемничеству»[9].

Наемничество было квалифицировано преступным и наказуемым деянием в международном уголовном  праве сначала в резолюциях Генеральной  Ассамблеи ООН. Так, в 1968 г. в резолюции № 2465 устанавливалось, что практика использования наемников – уголовно наказуемое деяние, а наемники должны по суду объявляться преступниками, находящимися вне закона. Государствам – членам ООН было рекомендовано принятие законов, устанавливающих ответственность за набор, финансирование, обучение наемников, а также за поступление граждан на службу в этом качестве и участие их в боевых действиях. Необходимость наказания наемников в уголовном порядке установлена и в "Основных принципах правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов" 1973 г.[24].

Международная опасность  наемничества заключается в подрыве  стабильных отношений между государствами, при этом наемники являются орудием в руках реакционных, противоправных, колониальных и расистских режимов. Если наемников засылает государство, то такие действия могут быть квалифицированы как агрессия со всеми вытекающими для такого государства и наемников последствиями.

Уголовное преследование наемников  осуществляется двумя путями.

Во-первых, по уголовным  законам государства, на территории которого они совершили преступления. Ряд государств установили уголовную  ответственность за наемничество, в  других странах они предаются  суду по статьям за убийства, уничтожение техники и других объектов.

Во-вторых, уголовное  преследование осуществляется специально созданными военными трибуналами или  другими международными судами, если наемники совершили преступления на территории нескольких государств.

Известным прецедентом  международной борьбы с наемничеством  стал судебный процесс над 13 наемниками в Анголе. Он проходил в г. Луанда в 1976 г. Виновные были приговорены к  строгим мерам уголовного наказания  вплоть до смертной казни. На этом процессе была осуждена и практика использования наемников в агрессивных войнах против свободолюбивых народов[26].

Определение наёмника было сформулировано в ст.47 (2) Первого  Дополнительного Протокола к Женевским конвенциям. Наёмником считается человек, который:

1. Специально завербован на месте  или за границей для того, чтобы  сражаться в вооруженном конфликте;

2. Фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

3. Принимает участие в военных  действиях, руководствуясь, главным  образом, желанием получить личную  выгоду, и которому в действительности  обещано стороной или по поручению  стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

4. Не является ни  гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

5. Не входит в личный состав  вооружённых сил стороны, находящейся  в конфликте;

6. Не послано государством, которое  не является стороной находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.

Согласно международному гуманитарному праву (или праву  вооруженных конфликтов) наемничество не запрещается, говорится лишь о том, что наемники не являются комбатантами и не получают статуса военнопленного. Это означает, что наемник рискует быть привлеченным к уголовной ответственности за участие в вооруженном конфликте, если попадает в плен. Впрочем, определение наемника, данное Дополнительным протоколом, настолько расплывчато, что применять его на практике не то что затруднительно, а прямо скажем, почти невозможно[5].

Действие международных  договоров распространяется на те державы, которые эти договоры подписали, за исключением случаев, когда положения того или иного договора признаются нормами обычного права (обычное - от слов «правовой обычай», а не в качестве синонима слову «обыкновенное»). К Дополнительному протоколу I от 1977 года, в отличие от Женевских конвенций, присоединились далеко не все страны, в частности, его не ратифицировали США. Недавнее исследование по обычному праву вооруженных конфликтов, тем не менее, считает статью 47 установившимся правовым обычаем, то есть нормой, ставшей обязательной для исполнения всеми государствами.

В комментариях к  этому исследованию приведены любопытные выдержки из Military Manuals, проливающие  свет, по крайней мере, на то, почему о наемниках заговорили в семидесятые  годы. В израильском Manual on the Laws of War говорится «...следующее положение Дополнительного протокола предназначено для того, чтоб лишить наемников статуса военнопленных. Это положение, которое было принято под давлением африканских государств, считается нормой обычного права и, таким образом, обязательно». Еще более недвусмысленно высказываются составители новозеландского Military Manual “Выпустив серию резолюций, относящихся к отдельным антиколониальным конфликтам в Африке, ООН рекомендовала запретить использование [наемников] против национально-освободительных движений. Это не повлияло на их правовой статус, хотя правительство Анголы и начало уголовный процесс против наемников, попавших в плен”.

В 1989 г. ООН приняло  Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников, которая еле-еле вступила в силу двенадцать лет спустя, имея на февраль 2006 года всего 24 государства-участника. Мало того, из государств, подписавших эту Конвенцию, как минимум, четыре - Ангола, ДРК, Республика Конго и Нигерия - прибегали к услугам наемников, а украинские офицеры часто служат в частных военных и охранных компаниях, нанимаемых для работы в зонах вооруженных конфликтов[7].

Хотя Дополнительный протокол и говорит о том, что  наемники не имеют права на статус военнопленного, это не означает, что международное право полностью лишает их защиты. Но на практике, к сожалению, отношение к наемникам, особенно в Африке, резко отрицательное, и им не приходится рассчитывать на гуманное отношение при попадании в плен. Так, в нигерийском Operational Code of Conduct говорится: «Иностранцы, занимающиеся легальным бизнесом, не будут подвергаться насилию, но наемники этого не избежат, они худшие из врагов». Отчет по практике ведения боевых действий из Ботсваны также показывает, что наемники не имеют никакой защиты.

Долгое время шел  спор, попадают ли частные военные  и охранные компании под определение  наемников или нет. Разные авторы придерживаются разного мнения по этому поводу[31].

Таким образом,наемничесто является опасным международным преступлением, формы которого за последнее время  изменились.

В связи с этим предлагается в  нормах международного права предусмотреть  наемничество как деятельность, осуществляемую не только при вооруженном конфликте  или военных действиях, но и при  иных насильственных действиях: дестабилизации законных правительств, терроризме, торговле людьми, торговле наркотическими средствами и психотропними  веществами, торговле оружием и лобом другом виде незаконной торговли насильственном контроле над ценными природними ресурсами, незаконном обладании ядерными материалами.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика наемничества

        

          2.1. Общее понятие наемничества

Устав ООН определяет обязательство каждого государства  воздерживаться от организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в  том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. 
Содержание понятия «наемник» раскрывается в ст. 47 Дополнительного протокола I «О международном вооруженном конфликте» к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., а также в Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. Согласно указанным международно-правовым документам наемником признается лицо, которое: специально завербовано на месте или за границей для участия в вооруженном конфликте; фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; руководствуется при этом желанием получить материальную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; не является ни гражданином стороны, находящейся в кон- фликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, которая контролируется стороной, находящейся в конфликте; 
не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил; завербовано для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного строя или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности [20]. 
Наемник не имеет права на статус комбатанта и военнопленного. Он привлекается к уголовной ответственности по законам захватившего его государства.

Итак, наемничество глубоко безнравственно и особо опасно потому, что в  человеческом сообществе формируется  группа людей, профессиональным занятием которых становиться убийства, причинение тяжких или иных ранений, уничтожение или разрушение народно-хозяйственных объектов, разворование национального богатства государства и имущества населения противной воюющей стороны.

Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте, военных или иных вооруженных насильственных действиях, не проживающее постоянно на его территории, не входящее в личный состав его вооруженных сил, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

 

         2.2. Объективные признаки наемничества

 

В ч. 1 ст. 359 УК РФ указано  на противоправность совершения следующих  действий: вербовки, обучения, финансирования, иного материального обеспечения наемника, а также его использования в вооруженном конфликте или военных действиях [1].

Вербовка наемника. «Вербовка» означает «действие по набору охотников в  солдаты или в матросы по найму», «привлечение, набор, наем в какую-либо организацию».

Таким образом, вербовка осуществляется путем найма, обещания каких-либо материальных выгод для нанимающегося в  обмен на различного рода его услуги. По существу, вербовка - это сделка между  нанимателем и нанимающимся, по которой первая сторона обязуется предоставить какие-либо выгоды материального характера в обмен на участие наемника в вооруженном конфликте либо военных действиях на определенной стороне.

 Вербовка - это сделка, для признания ее состоявшейся требуется установить наличие любой договоренности между сторонами вне зависимости от формы последней (письменной, устной).  Как и любая другая сделка (криминальная или законная), вербовка должна считаться оконченным деянием в момент заключения соглашения между сторонами - вербовщиком и вербующимся.

При этом за рамками собственно вербовки остается «исполнение обязательств по сделке»:  в принципе не имеет  никакого юридического значения тот  факт, получил ли завербованный наемник  деньги (иное вознаграждение), либо принял он реальное участие в вооруженных столкновениях или нет [4].

Именно поэтому представляется не совсем верной высказанная в литературе позиция, согласно которой вербовка означает «приглашение в любой форме (призывы, агитация, открытие вербовочных  пунктов) тех или иных лиц к участию в военных действиях... с обещанием вознаграждения или иного материального обеспечения». Подобные действия обладают подготовительным характером по отношению к собственно актам вербовки, и поэтому сами по себе должны расцениваться как приготовление к наемничеству в случае, если по независящим от воли виновного причинам соглашения об участии потенциального наемника в вооруженных действиях достигнуто не было.

Информация о работе Понятие наемничества в международном уголовном праве