Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 03:54, контрольная работа
Цель работы заключается в раскрытии понятия «право международной безопасности», характеристике всеобщей и региональной безопасности, рассмотрении истории развития международного права. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - рассмотреть основные теоретические положения, раскрывающие суть понятия «международная безопасность» и характеризующие такую отрасль международного права, как право международной безопасности; - выделить особенности, свойственные всеобщей и региональной безопасности; - раскрыть вопрос о международных организациях, функционирующих в системах всеобщей и региональной безопасности;
Введение
Глава 1. Понятие права международной безопасности. Всеобщая и региональная безопасность
1.1 Основные положения права международной безопасности
1.2 Всеобщая система коллективной безопасности
1.3 Региональные системы коллективной безопасности
Глава 2. Возникновение и развитие международного права
2.1 Зарождение международного права
2.2 Международное право в средние века
2.3 Развитие международного права в новое и новейшее время
Заключение
Библиография
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Контрольная работа
по дисциплине «Международное право»
на тему: «Понятие права международной безопасности. Всеобщая и региональная безопасность. Возникновение и развитие международного права»
Выполнил:
Студентка 3 курса
Направление «Юриспруденция»
Профиль «ПОХД»
факультета ВВиДО
--------------
Руководитель:
Самара, 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие права международной безопасности. Всеобщая и региональная безопасность
1.1 Основные положения права международной безопасности
1.2 Всеобщая система коллективной безопасности
1.3 Региональные системы коллективной безопасности
Глава 2. Возникновение и развитие международного права
2.1 Зарождение международного права
2.2 Международное право в средние века
2.3 Развитие международного права в новое и новейшее время
Заключение
Библиография
Введение
С давних времен практика обеспечения безопасности одних народов и государств в ущерб интересам и безопасности других порождала непрерывную цепь опустошительных войн и вооруженных конфликтов. Однако на фоне войн и кровопролития развивался и процесс поиска путей мирного развития цивилизации. Еще составители библейских книг мечтали о тех временах, когда племена и народы «перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы»1.
И на современном этапе исторического развития вопрос обеспечения международной безопасности имеет особое значение. В мире не прекращаются международные конфликты, и оптимальным способом их разрешения является применение политических средств, регламентируемых такой отраслью международного права, как право международной безопасности.
Сущность современного
этапа развития международного права
невозможно понять без рассмотрения
истории возникновения и
Указанные обстоятельства говорят об актуальность темы контрольной работы.
Цель работы заключается в раскрытии понятия «право международной безопасности», характеристике всеобщей и региональной безопасности, рассмотрении истории развития международного права.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть основные теоретические положения, раскрывающие суть понятия «международная безопасность» и характеризующие такую отрасль международного права, как право международной безопасности;
- выделить особенности, свойственные всеобщей и региональной безопасности;
- раскрыть вопрос
о международных организациях, функционирующих
в системах всеобщей и
- показать значение
указанных систем для
- выделить и охарактеризовать основные этапы развития международного права.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие права международной безопасности. Всеобщая и региональная безопасность
1.1 Основные положения права международной безопасности
Появление ядерного оружия и других средств массового уничтожения потребовало от человечества осознания новых реальностей и пересмотра существующих концепций безопасности. Современное оружие обладает такой мощностью, что не оставляет ни одному государству надежд выиграть войну. Стало очевидным, насколько важно эффективное решение вопросов, связанных с обеспечением международной безопасности.
Международная безопасность – система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы.2
Интересы международной безопасности требуют исключить самую возможность возникновения любых войн. Сегодня при разрешении международных споров необходимо использовать исключительно политические средства, допускаемые международным правом. В этой связи роль международного права заключается не только в поддержании международного мира и безопасности, но и в предотвращении возникновения новых очагов напряженности и вооруженных конфликтов. Особая роль в поддержании международного мира принадлежит нормам права международной безопасности.
Право международной безопасности – отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют взаимодействие субъектов этого права в целях обеспечения мира и безопасности.3
Концепция права безопасности, как отмечает И.И. Лукашук,4 разработана отечественными учеными. и указана и в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства РФ. Зарубежные авторы в большинстве случаев рассматривают относящиеся к отрасли нормы в разделах о неприменении силы, разоружении, праве международных организаций и др.
Нормы права международной безопасности закреплены во многих международных договорах, прежде всего в Уставе ООН, уставах региональных организаций коллективной безопасности, договорах по разоружению, ограничению вооруженных сил, соглашений о мерах доверия и т.д. Ядро отрасли «право международной безопасности» составляют основные принципы МП, такие, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение международных обязательств и др. В то же время в праве международной безопасности имеются и свои, отраслевые принципы: принцип равной и одинаковой безопасности для всех сторон, принцип учета балансов интересов, принцип достаточности и др.
Система всеобъемлющей международной безопасности включает в себя широкий комплекс международно-правовых средств обеспечения безопасности, и в частности: мирные средства разрешения международных споров; системы коллективной безопасности (универсальную и региональные); меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению; неприсоединение и нейтралитет; меры доверия.
Одной из самых важных мер поддержания международного мира является система коллективной безопасности.
1.2 Всеобщая система коллективной безопасности
С точки зрения международного права коллективная безопасность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресечению актов агрессии и других нарушений мира. Юридически система международной безопасности оформлена международными договорами.
Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является всеобщая система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира пресечению актов агрессии.
Система коллективных действий, согласно Уставу ООН, включает:
- меры, направленные на запрещение применения силы и угрозы силой в отношениях между государствами (ст. 2, п. 4);
- меры, предусматривающие мирное разрешение международных споров (гл. VI);
- меры по сокращению вооруженных сил, вооружений и разоружению (ст. 11, 26, 47);
- меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);
- временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);
-принудительные меры без использования Вооруженных сил ООН (ст. 41);
- принудительные
меры с использованием
Одним из важнейших элементов всеобщей системы коллективной безопасности является мирное разрешение международных споров, которое определяется гл. VI Устава ООН «Мирное разрешение споров». В соответствии с данной главой Устава ООН стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, или иными мирными средствами по своему выбору. Совет Безопасности ООН, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи таких средств. Он уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности.
Кроме того, любой член ООН может довести информацию о любом споре до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Государство, которое не является членом Организации, также может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи информацию о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров.
В соответствии с Уставом ООН для обеспечения международного мира могут быть применены меры с использованием региональных организаций безопасности. В соответствии со ст. 53 Устава Совета Безопасности ООН использует, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под его руководством. Однако региональные организации не могут применять никакие принудительные действия без полномочий от Совета Безопасности, за исключением мер, связанных с отражением вооруженного нападения на одно из государств - участников региональной системы коллективной безопасности.
Важным элементом всеобщей системы коллективной безопасности являются также действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии, предусмотренные гл. VII Устава ООН.
Так, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, Совет Безопасности уполномочивается, прежде чем сделать рекомендации или решить о принятии мер, потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Совет Безопасности должным образом учитывает невыполнение этих временных мер.
Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Если Совет
Безопасности сочтет, что указанные
меры могут оказаться недостаточными
или уже оказались
Планы применения вооруженных сил составляются Совете Безопасности с помощью Военно-Штабного Комитета, который создается для того, чтобы давать советы и оказывать помощь Coвету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, и к командованию ими, а также Регулированию вооружений и к возможному разоружению. Военно-Штабной Комитет состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей. Любой член Организации, не представленный в Комитете на постоянной основе, приглашается Комитетом сотрудничать с ним, если эффективное осуществление обязанностей Комитета требует участия этого члена Организации в работе Комитета. Военно-Штабной Комитет, находясь в подчинении Совета Безопасности, несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, предоставленными в распоряжение Совета Безопасности. Вопросы, относящиеся к командованию такими силами, должны быть разработаны позднее.