Понятие права международной безопасности. Всеобщая и региональная безопасность. Возникновение и развитие международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 03:54, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в раскрытии понятия «право международной безопасности», характеристике всеобщей и региональной безопасности, рассмотрении истории развития международного права. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - рассмотреть основные теоретические положения, раскрывающие суть понятия «международная безопасность» и характеризующие такую отрасль международного права, как право международной безопасности; - выделить особенности, свойственные всеобщей и региональной безопасности; - раскрыть вопрос о международных организациях, функционирующих в системах всеобщей и региональной безопасности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие права международной безопасности. Всеобщая и региональная безопасность
1.1 Основные положения права международной безопасности
1.2 Всеобщая система коллективной безопасности
1.3 Региональные системы коллективной безопасности
Глава 2. Возникновение и развитие международного права
2.1 Зарождение международного права
2.2 Международное право в средние века
2.3 Развитие международного права в новое и новейшее время
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

контрольная по международному праву.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Устав ООН не затрагивает неотъемлемого права  на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении принятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

 

1.3 Региональные  системы коллективной безопасности

 

Региональные  (территориальные) системы коллективной  безопасности  создаются наряду с универсальной системой коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН. Перед ними стоят соответствующие задачи применительно к конкретным географическим районам.

Создание и  деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется гл. VIII Устава ООН «Региональные соглашения», документами этих организаций и другими международно-правовыми документами.

В соответствии с Уставом ООН члены региональной организации, заключившие такие  соглашения или составляющие такие  органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности. Совет Безопасности должен поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов либо инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе. Совет Безопасности должен быть всегда полностью информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для поддержания международного мира и безопасности.

Региональные  системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

- закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;

- предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;

- о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;

- в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;

- принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.

К региональным системам коллективной безопасности относятся:

1) Региональная  система, созданная в рамках Договора о коллективной  безопасности  (ДКБ).

Россия, Армения  и  другие его участники учредили  региональную   международную  Организацию ДКБ (ОДКБ). Целями этой организации являются укрепление мира,  международной   и   региональной   безопасности   и  стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности  и  суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам. Организация ДКБ сотрудничает с государствами, не являющимися ее членами, поддерживает отношения с  международными  межправительственными организациями, действующими в сфере  безопасности . Она содействует формированию демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах  международного   права .

Основные направления  деятельности Организации ДКБ включают формирование в ее рамках действенной  системы коллективной  безопасности, создание коалиционных (региональных) группировок войск (сил)  и органов управления ими, военной инфраструктуры, а также подготовку военных кадров  и специалистов для вооруженных сил, обеспечение их необходимым вооружением и военной техникой. Государства ДКБ принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (вооруженных сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами ДКБ, после проведения неотложных консультаций. Они координируют  и  объединяют свои усилия в борьбе с  международным  терроризмом  и  экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств  и  психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией  и  другими угрозами  безопасности   и  осуществляют это в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами  и   международными  межправительственными организациями при главенствующей роли ООН. Государства ДКБ вырабатывают согласованные внешнеполитические позиции по  международным   и   региональным  проблемам  безопасности, принимают меры по развитию договорно-правовой базы  и по гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности.

Рабочие органы ОДКБ представляют собой: а) Совет коллективной безопасности (СКБ); б) Совет министров иностранных дел; в) Совет министров обороны; г) Комитет секретарей советов безопасности. Постоянно действующим рабочим органом Организации ДКБ является секретариат. Функции и порядок их работы регламентируются Уставом ОДКБ, а также отдельными положениями, утверждаемыми СКБ.

Членом ОДКБ может стать  любое государство, которое разделяет  ее цели и принципы и готово принять  на себя обязательства, содержащиеся в  ее Уставе. Решение о приеме в  организацию принимается СКБ. Любое государство-член вправе выйти из организации. После урегулирования своих обязательств в рамках Организации ДКБ государство направляет депозитарию Устава официальное уведомление о выходе из организации не позднее чем за 6 месяцев до даты выхода. Статус наблюдателя при Организации ДКБ может быть предоставлен государству, не являющемуся ее членом, а также  международной  организации. Решение о предоставлении или прекращении статуса наблюдателя принимается СКБ.

Правоспособность  ОДКБ распространяется на территории каждого государства-члена в соответствии с соглашением о правовом статусе ОДКБ (2002). Статус формирований сил и средств системы коллективной безопасности определяется Соглашением (2000), исходя из того, что воинские формирования одной страны (нескольких стран) для выполнения указанных задач могут быть временно направлены на территорию другой страны только по ее просьбе или с ее согласия по решению СКБ, для совместного отражения внешней военной агрессии, проведения совместных контртеррористических операций или командно-штабных  и  войсковых учений.

2) Организация  американских государств

Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании  Межамериканского договора о взаимной помощи 1947г., Устава ОАГ 1948 г., Межамериканского договора о мирном разрешении международных споров 1948 г. В 60 --70-х гг. в Договор 1947 г. и Устав ОАГ были внесены существенные изменения.

Целями ОАГ  являются достижение мира и безопасности на Американском континенте, укрепление солидарности и сотрудничества, защита территориальной целостности, организация совместные выступлений в случае агрессии, мирное разрешение споров.

Членом ОАГ  может быть любое американское государство, ратифицировавшее его Устав. В настоящее  время в ОАГ участвую все государства  Америки, за исключением Канады и Кубы.

В соответствии со ст. 25 Устава ОАГ любая агрессия против одного из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных. Устав дает расширительный перечень случаев, когда государства  вправе применять меры «законной коллективной самообороны»: если неприкосновенность или целостность территории, или суверенитет, или политическая независимость любого американского государства будет нарушена посредством вооруженного нападения или акта агрессии, или внутриконтинентального конфликта между американскими государствами, или в результате ситуации, которая может поставить под угрозу мир Америке.

В отличие от других региональных систем коллективной безопасности, Устав ОАГ не предусматривает  обязанности ОАГ извещать Совет Безопасности ООН о принятых мерах военного характера, что, как представляется, не согласуется с положениями Устава ООН.

Структура ОАГ  более сложна, чем у других региональных организаций. Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства - члены ОАГ. Для рассмотрения проблем срочного характера создано Консультативное совещание министров иностранных дел. При нем учрежден Консультативный комитет обороны для координации деятельности участников по вопросам военного сотрудничества.

В функции Совета ОАГ, состоящего из представителей государств - членов ОАГ, входит ознакомление со всеми межамериканскими договорами, заключаемыми государствами ОАГ, разработка проектов конвенций в рамках ОАГ, обеспечение работы т.н. Панамериканского Союза, оказание содействия связям с ООН и т.д.

Генеральный секретариат ОАГ возглавляет Генеральный секретарь ОАГ, избираемый на пять лет.

3) Организация Североатлантического договора (НАТО)

Североатлантический договор был подписан в 1949 г. Первоначальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего - 26 государств. В настоящее время в НАТО 16 членов.

Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них; если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение, как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.

О всяком таком  нападении и всех принятых мерах  немедленно сообщается Совету Безопасности ООН, который принимает меры для  восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

В соответствии с Договором создается Совет  НАТО, в котором представлены все  члены. Совет учреждает вспомогательные  органы - Комитет обороны, Комитет  начальников штабов и др. Вступить в НАТО, согласно положениям Договора, может любое другое европейское государство, которое в состоянии проводить в жизнь принципы этого Договора, по соглашению всех сторон.

4) Договор об  обороне Юго-Восточной Азии

Договор об обороне  Юго-Восточной Азии был подписан в 1954 восемью государствами (США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). Согласно положениям Договора (ст. 4), в случае вооруженного нападения против одной из сторон в районе, охватываемом Договором, государства-участники обязаны оказывать индивидуальную и коллективную помощь в отражении агрессии в соответствии со своими конституционными положениями. При этом понятие «район охватываемый договором» включает все территории азиатских участников договора и район юго-западной части Тихого океана. О принятых мерах немедленно извещается Совет Безопасности ООН.

Для рассмотрения вопросов реализации положений договора создается Совет. Стать участником Договора можно с единодушного согласия всех его членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Возникновение и развитие международного права

2.1 Зарождение  международного права (МП)

Возникновение и развитие МП связано с возникновением государства. МП возникло в период раннего рабовладельческого строя на Древнем Востоке.

Одним из самых  древних международных договоров  является договор между правителями месопотамских городов (около 3100 г. до н.э.). Договор подтверждал существовавшую между сторонами государственную границу и провозглашал ее неприкосновенность.

Более известен договор египетского фараона  Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный предположительно в 1278 г. до н.э. В этом соглашении восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, заключались оборонительный и наступательный союзы. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений.

Сходные договоры заключались в Индии. Своеобразным памятником МП можно считать и  Законы Ману (I в. до н.э.), достаточно подробно урегулировавшие вопросы посольского права, а также правила ведения войны.

Интенсивную дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие полисы. Они заключали договоры о военной помощи; возникали и прекращались военно-политические союзы (симмахии). Достаточно подробно регламентировались правила войн между греками.

В связи с  развитием торговли иностранцы стали наделяться большим объемом прав; получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Проксен выступал в качестве представителя иностранных граждан в своем городе.

Получили развитие некоторые институты морского права (свободы открытого моря, подчинения юрисдикции иностранного государство судов, находящихся в их портах).

Споры о нарушении  международных договоров рассматривались  третейскими комиссиями; на нарушителей  договоров налагался крупный  штраф, который в случае неуплаты взыскивался с помощью вооруженных сил.

В Древнем Риме (в период республики) послы выбирались в сенате и были обязаны давать отчет о своей деятельности. Иностранные  послы считались находящимися под  защитой богов. Заключаются договоры о дружбе и сотрудничестве, а также  союзные договоры. В этот же период уже начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Подробно регламентируется процедура объявления войны.

Информация о работе Понятие права международной безопасности. Всеобщая и региональная безопасность. Возникновение и развитие международного права