Права и свободы человека в Конституции Российской Федерации и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: сравнительн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:25, дипломная работа

Описание работы

Производство зерна – основа всего сельскохозяйственного производства. От уровня развития зернового хозяйства во многом зависит развитие всех остальных отраслей сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения не только в хлебе, но и в мясе, молоке и других сельскохозяйственных продуктах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие о себестоимости и рентабельности продукции
1.1 Сущность и система показателей себестоимости
1.2 Понятие и показатели рентабельности организации
2. Статистический анализ себестоимости и рентабельности производства сельскохозяйственной продукции
2.1 Динамика себестоимости и рентабельности продукции производства отдельных видов продукции в хозяйстве за десять года
2.2 Структура себестоимости продукции
2.3 Индексы себестоимости продукции
2.4 Группировка сельскохозяйственных предприятий по себестоимости продукции
2.5 Анализ рентабельности и объема производства
2.6 Корреляционный анализ связи между себестоимостью продукции и основными факторами ее определяющими
3.Статистико-экономическое обоснование результатов анализа себестоимости
4. Приоритетные условия снижения себестоимости на современном этапе

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 124.20 Кб (Скачать файл)

Конституция устанавливает право на достоинство личности (ст. 21)16. Оно обеспечивается конституционными запретами на проведение медицинских, научных и иных опытов без согласия личности, на применение пыток, насилия, другого жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания.

Право на свободу и личную неприкосновенность17 обеспечивает возможность личности самостоятельно распоряжаться своей свободой, временем, действиями, т.е. совершать любые действия, не запрещенные законом. Ограничение или лишение свободы допускается только на основании заключения суда, и только в строго определенных законом случаях.

Каждый  имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения18.

Ст. 24 Конституции провозглашает право лица на информацию, которое включает право лица получать доступ к частной (ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом) и общезначимой информации (состояние окружающей среды, метеоусловия и др.).

Право на неприкосновенность жилища19 – право лица ограничивать доступ какого бы то ни было в законно занимаемое им жилое помещение. Право может быть ограничено только в случаях, установленных федеральным законом или по решению суда.

  Ст. 26 Конституции гарантирует право на свободное определение лицом своей национальной принадлежности. Очень важно закрепление этого права на уровне конституции в такой многонациональной стране как Россия, в прошлом проводившей жесткую национальную политику. Также каждый имеет право свободно выбирать язык общения, воспитания, образования и пользования родным языком.

Ст. 27 Конституции провозглашает право на свободу передвижения и выбор места жительства. Так же актуально, как и предыдущее право, потому что очень долгое время отсутствовали паспорта у крестьян, существовал режим прописки, прикреплявший человека к определенному месту и ограничивающий его передвижение. Свобода передвижения определяется двумя аспектами: внутригосударственным и межгосударственным. Внутригосударственный – определяется режимом передвижения внутри страны: установление районов, пребывание и нахождение в которых ограничено законом, порядка реализации права (регистрация). Межгосударственный аспект – передвижение за пределы РФ. Все государства имеют свою территорию, границы, культурные традиции, которые препятствуют реализации права на передвижение. Ввиду этих обстоятельств созданы различные режимы (визовые, безвизовые и др.) въезда и пребывания на территории того или иного государства. Возникает вопрос о возможности реализации права на передвижение, когда гражданам определенных государства можно находиться на территории другого государства, а другим нет (например, гражданам Армении нельзя посещать часть Турции, в которой расположена гора Арарат). Вопрос в том, не будет ли нарушать установление определенных режимов для граждан определенных государств права на передвижение. Другая проблема, связанная с реализацией права на свободу передвижения – регулирование положения беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов. Свобода выбора места жительства как естественное право человека и миграционные процессы как проявления реализации этого права в условиях сложившихся социумов (гражданских, национальных, религиозных, культурных, политических и т.д.) встречают на своем пути столь же естественные трудности и во многом правомерные ограничения; их реализация без ограничений может привести и к нарушению других прав этих людей, и к возникновению угрозы правам и свободам людей, уже живущих в ареалах переселения.20       

Свобода совести – право верить в трансцендентные силы. Свобода вероисповедания – право выбора религии. Более широкая система гарантий, основывающихся на ст. 28 Конституции, представлена в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»21. Есть авторы, которые считают данную норму фактической, так как на практике, по их мнению, происходит подмена понятий. Свобода совести подменяется свободой вероисповеданий, права человека – правами объединений, религия – идеологией и в результате приоритет права – приоритетом политики, интересами «элит».22 Но отношение государства и религии – это только один из аспектов реализации права на свободу совести: Конституция провозглашает РФ как светское государство23. Существенными проблема в области свободы совести являются взаимное влияние политической и религиозной областей жизни общества, радикализм и экстремистские проявления в деятельности религиозных объединений, контроль за деятельностью религиозных объединений и др. 

Последнее личное прав, представленное в Конституции – свобода мысли и слова24. Свобода мысли – право лица иметь любое мнение по любому вопросу. Свобода слова – права лица выражать это мнение. Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье.25 

Политические  права и свободы человека.

Следующий блок прав и свобод составляют политические – ст. 30-33 Конституции. Ст. 30 опосредует право каждого на объединение в любой существующей форме, в том числе создание профессиональных союзов. В доктрине нет единого мнения о том, к какому виду прав относится право на объединение. С одной стороны – это неотъемлемая составляющая личных прав. Оно способствует реализации других личных прав (свобода мысли, право на информацию и др.) – первичной составляющей человеческой жизни являются социальные и экономические отношения, т.е. большее значение для человека будут иметь скорее религиозные и общественные, профессиональные объединения, а желание или стремление к политическим объединениям может вообще отсутствовать.  Но нельзя недооценивать политические объединения как один из механизмов реализации политических прав, который позволяет активно, напрямую участвовать в политической жизни всей страны, региона или муниципального образования, в отличие от самого распространенного способа – голосования на выборах. существует еще одна позиция. Изложенное позволяет сделать очевидный вывод о том, что право на объединение можно охарактеризовать и как личное, и как социальное, и как экономическое, и как политическое, и как экологическое или иное субъективное право в зависимости от сферы реализации или от того, реализации каких прав оно способствует; от соответствующей области общественных отношений, в которой реализуется право на объединение, и будет зависеть его материальное содержание.26  Помимо этого существуют и другие проблемы в контексте права на объединение: соотношение частной и публичной сторон данного права, пределы реализации права, возможности и условия ограничения, так как объединение связано и с общественным интересом и личным.

Все остальные политические права и  свободы относятся к гражданам. Они предоставляют гражданину право участвовать в жизни государства в форме отправления функции народовластия, в форме пассивного или активного участия в жизни государства (занимать государственные должности, голосовать за кандидатов на выборах разного уровня).

Социально-экономические  и культурные права и свободы (ст. 34-44 Конституции) характеризуют место лица в экономической системе страны, обеспечивают право на достойную жизнь (в Конституции наравне с другими используется понятие «социального» государства) и возможность развиваться как в материальной, так и духовной сферах, иметь доступ к культурным ценностям и возможность их самостоятельного производства. Конечно же, это право на частную собственность, свобода в определении формы и способа участия в экономической деятельности, свободный труд. Вопросы собственности, труда тесно связаны, не только между собой, но и с другими сферами жизни общества: окружающая среда, право на творчество и др. Результат творческой деятельности может стать объектом прав собственности, нерациональное распоряжение собственностью может повлечь причинение вреда окружающей среде. Также существуют некоторые проблемы, связанные с ограничением права частной собственности. Например, Конституция устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; есть, следовательно, только два конституционных ограничения права частной собственности на землю, при соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях; но эта свобода весьма относительна, ибо в этой же статье говорится, что условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона (ст. 36 Конституции).27

  Государство гарантирует определенный  социальный минимум, на который  могут рассчитывать малозащищенные  слои общества: защита материнства  и детства, пенсионное обеспечение,  возможность бесплатного здравоохранения,  поддержка малоимущих и др. Государство  гарантирует человеку получение  среднего образования и дает  возможность дальнейшего обучения  в технических колледжах, вузах;  равно как и гарантирует свободу  творчества и преподавания.     

Статьи 45-64 главы 2 Конституции посвящены обязанностям и гарантиям конституционных прав и свобод.

Само  по себе закрепление прав, свобод и  обязанностей человека и гражданина не означает их моментальное применение и правильное исполнение. Для осуществления  данных конституционных основ необходим механизм реализации прав и свобод, фундаментальные начала, идеи, на основе которых станет возможным использование прав и свобод. Такими идеями являются принципы правового статуса человека и гражданина, который и включает в себя все права, свободы и обязанности. Не все принципы напрямую записаны в Конституции, и не все ученые разделяют одну точку зрения: кто-то признает одни принципы, отвергает другие и привносит свои.

Принцип равенства  прав и свобод закреплен в ст. 19 Конституции. Все физические лица равны перед законом и судом и имеют равный объем прав и свобод. 

Принцип единства прав и свобод 28 гласит, что конституционные права могут быть ограничены, но не отменены, только в особых, оговоренных законом, случаях и определенном порядке.

Ст. 17 и 19 Конституции закрепили принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина,  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Эти гарантии включают в себя правовые гарантии, процессуальные гарантии, конституционно-правовые запреты и конституционность основ особых правовых режимов. Гарантом прав и свобод человека и гражданина по ст. 45 Конституции прежде всего, является государство. Другим гарантом выступает Президент РФ29. Законотворческую деятельность, в том числе и в области прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает Федеральное Собрание РФ. Юридической гарантией является Система Конституционных Судов РФ, которые рассматривают жалобы о нарушении прав и свобод, отслеживают соответствие  нормативных актов Конституции и Конституциям Субъектов РФ. Наряду с вышеперечисленными способами существует право внесудебную защиту и самозащиту всеми, не запрещенными законом способами.    

Иногда  в отечественной доктрине выделяют и другие принципы: непосредственного  действия основных прав и свобод, полноты  прав и свобод, необходимость законодательной  и правоприменительной детализации  и др. Эти принципы могут являться и составляющей частью принципов  равенства или единства. 

 

1.3.  Конституционные гарантии защиты прав и свобод

 

Конституционные гарантии – получившие конституционное  закрепление материальные, организационные, процессуальные и др. средства, предназначенные  для полного и эффективного осуществления  людьми прав, свобод, несения обязанностей.30 В ст. 17 и 19 предусмотрена гарантия прав и свобод. Помимо этого почти каждое право и каждая свобода подкрепляются определенными условиями и способами гарантий. Ст. 45 опосредует государственную защиту прав и свобод. Президент выступает гарантом основных прав и свобод. Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц). Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Государственная защита обеспечивается также институтом Уполномоченного по правам человека в РФ. Это то, что может сделать государство для защиты прав, свобод и законных интересов, но должны быть и способы реагирования со стороны самого человека, иначе механизмы защиты просто не будут действовать.  Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Одним из существенных элементов правового  государства31 является тот принцип, в соответствии с которым государство не должно допускать произвола в отношении частных лиц. Запрет произвола представляет собой важнейшее содержание конституционной защиты основных прав и свобод. Не существует такого правового государства, в котором не господствовал бы этот принцип.32

Существуют конституционные гарантии правосудия. Они необходимы для защиты прав и свобод человека, когда он находится в уязвимом состоянии. Речь идет о привлечении лица к уголовной ответственности, применении к нему принудительных мер и лишении его свободы. В данной ситуации, само государство для защиты одних лиц, интересов общества и общественной безопасности  ущемляет права других. Эти гарантии довольно обширно представлены во второй главе Конституции. На этих гарантиях основывается все уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Конституция закрепляет равенство всех перед законом и судом; право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом33; право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной, в предусмотренных законом случаях34; презумпцию невиновности и толкование неустранимых сомнений в виновности лица в его пользу35; запрет повторного осуждения, предоставление каждому осужденному за совершение преступления возможности пересмотра приговора и помилования или смягчения наказания36; недопустимость свидетельствования против самого себя и круга лиц, определенного Уголовно-процессуальным кодексом37; запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность38.

Право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности  которых оно отнесено законом39, можно отнести к гарантии конституционности судьи. В суде должного состава принимать решения могут только формально назначенные в качестве судей лица, а не выбранные судом секретари судебного заседания и не служащие канцелярии. Далее, состав суда должен быть полным. Кроме того, суд имеет должный состав только в том случае, если в нем действуют исключительно такие лица, которые могут обеспечить независимую и беспристрастную оценку судебного дела.40 Данную норму можно толковать расширительно. В 7 главе Конституции, посвященной судебной власти, содержатся норы, которые более подробно раскрывают понятия «том суде» и «тем судьей» (ст. 120 - 123) и уточняют содержание гарантии конституционности судьи.  

Также государство обеспечивает компенсацию  причиненного ущерба и возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами.

Информация о работе Права и свободы человека в Конституции Российской Федерации и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: сравнительн