Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:43, курсовая работа
Цель работы: раскрыть особенности правового регулирования международных перевозок.
Задачи:
1) Определить понятие и особенности международных перевозок;
2) Дать характеристику видов международных перевозок;
3) Подвести итоги по данной теме.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК……………………………………………………………………..5
Понятие и особенности международных перевозок……………………..5
Сущность международных перевозок и их виды…………………………8
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ТРАНСПОРТА, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ………………………………………………………………………….14
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ…………………………………………………………17
3.1 Правовое регулирование международных перевозок грузов………….17
3.2 Развитие международных перевозок в Республике Беларусь………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ …………………………30
Международная перевозка
оформляется договором
Договор международной перевозки имеет свои особенности:
• данный договор регламентируется прежде всего, транспортными конвенциями и только при их отсутствии — актами внутреннего права;
• одной из сторон этого договора является иностранное физическое или юридическое лицо;
• в ходе исполнения договора могут применяться коллизионные нормы транспортных конвенций или внутреннего права (при отправке груза надлежит руководствоваться законом страны отправления, при выдаче груза — законом страны назначения).
Крометого,имеются существенные отличия в порядке оформления такого договора, также специфичны условия ответственности перевозчика, процедура предоставления к нему претензий, исков и т.д.
Понятие "международная перевозка" отличается от понятия "внешнеторговая перевозка".
Внешнеторговая — указывает на характер перевозки, т.е. является ли она экспортной или импортной; она может совпадать по месту и времени с международной в случае заключения международного договора перевозки поставщиком в пункте отправления товара или при его доставке на склад покупателя и оформлении его международными транспортными документами.
Внешнеторговая перевозка может не совпадать по времени с международной, если экспортный или импортный груз доставляется от поставщика до пограничного или другого пункта, и наоборот, по внутренним документам, например, при завозе экспортного товара в морские и речные порты и вывозе из них импортного груза, при доставке товара на пограничные пункты с некоторых предприятий или в их адрес. Но, как правило, внешнеторговая перевозка становится международной при заключении международного договора перевозки и оформлении его соответствующими транспортными документами или при пересечении грузом границы, когда перевозка оформлена в соответствии с национальными законодательными правовыми нормами.
Международные перевозки классифицируют по ряду признаков.
В зависимости от предмета транспортных операций их подразделяют на перевозки грузов, пассажиров, грузобагажа.
В зависимости от вида транспорта выделяют перевозки водные (морской и речной транспорт); наземные (железнодорожный и автомобильный транспорт); воздушные (авиационный транспорт); трубопроводные (нефтепровод, газопровод).
По количеству используемых транспортных средств перевозки бывают прямого сообщения (обслуживаются одним видом транспорта) и смешанного сообщения (используются два и более видов транспорта).
В зависимости от периодичности транспортных операций перевозки бывают регулярными (линейными) и нерегулярными (чартерными).
С учетом порядка прохождения пограничных пунктов (пунктов следования) перевозки подразделяют на бесперегрузочные (беспересадочные) и перегрузочные (пересадочные).
По характеру перевозки на территории иностранного государства выделяют перевозки соседские (груз доставляется в соседние страны); транзитные (маршрут проходит через промежуточные страны); сквозные (например, Москва — Калининград через Беларусь и Литву).
В зависимости от состава участников перевозочного процесса перевозки подразделяют на осуществляемые изготовителем товара, продавцом или покупателем, перевозчиком, посредником.
В зависимости от места проведения перевозки могут осуществляться внутри страны или на территории других стран. К первой группе операций относятся организация доставки груза к пограничным пунктам, передача грузов, транспортных средств и различного транспортного оборудования за границу [3, с. 86].
Ко второй группе операций, осуществляемых за рубежом, относится переадресование груза, заключение нового договора перевозки, транспортно-экспедиторское, агентское, лизинговое, брокерское и другие виды обслуживания внешнеторгового грузооборота и транспортных средств.
Процесс транспортировки груза, его доставку к месту потребления, можно разделить на основной (перевозочный, выполняемый транспортом) и дополнительный (охватывающий комплекс различных, сложных и трудоемких операций, связанных с перевозкой груза, но выходящих за пределы обязанностей перевозчика) этапы. В свою очередь все операции можно разделить на три основных группы.
Первая группа транспортных операций включает действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. В нее входят: планирование внешнеторговых перевозок; анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в регионе; планирование транспортных расходов и т.д.
Втораягруппа транспортных операций появляется в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит:
• из включения
транспортных условий в
• подготовки товара к транспортировке;
• заключения
договоров перевозки и их
• разработки
транспортной и
• страхования;
• организации контроля за движением груза;
• расчетов продавца или покупателя с перевозчиком;
• оформления таможенных, пограничных, санитарных, ветеринарных операций.
Таким образом, после завершения внешнеторговой сделки осуществляется третья группа транспортных операций, включающая в себя возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортером (продавцом) и импортером (покупателем) [13, с. 6].
ГЛАВА 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ТРАНСПОРТА, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ
Основные виды транспорта,
используемого при
В обслуживании международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обслуживает около 80 % объема международной торговли. Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы (сырая нефть, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, песок, зерно). Также морским транспортом перевозятся готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие.
Стоимость перевозки речным транспортом громоздких нескоропортящихся товаров невелика. Однако водный транспорт тихоходный и нередко подвержен влиянию природы.
Общая протяженность внутренних водных путей 30 основных стран Европы и Северной Америки превышает 175 тыс. км. По ним ежегодно перевозится более 1200 млн. т. грузов, в том числе в загрансообщении — 780 млн. т. Европа — один из регионов, где внутренние водные пути играют заметную роль в межстрановой торговле, в том числе с перевозками по варианту "река — море". Однако с 90-х гг. XX в. объемы перевозок по внутренним водным путям сократились, в основном из-за
успешной конкуренции автомобильного транспорта [7, с. 280].
Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов, негромоздких изделий высокой стоимости, скоропортящихся продуктов является воздушный транспорт. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше, чем на остальных видах транспорта, транспортировка по воздуху является идеальной, когда основное значение имеют скорость и преодоление больших расстояний. Последние 10 лет специалисты характеризуют как период бума на
авиатранспорте. С 1980 г. общая протяженность воздушных трасс в мире возросла вдвое. Больше чем в 2 раза вырос объем работы мирового авиатранспорта по перевозке грузов, выраженный в тонно-километрах. С середины 90-х гг. XX в. грузооборот на воздушном транспорте возрастал ежегодно на 10— 12 % [6, с. 43].
Железнодорожный и автомобильный транспорт также широко используется во внутриконтинентальной внешней торговле, при перевозках экспортных и импортных грузов.
Железнодорожный транспорт является наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов на дальние расстояния. Общая протяженность железнодорожных путей 42 основных стран мира превышает 915 тыс. км, по ним ежегодно перевозится более 3700 млн. т. грузов, в том числе в загрансообщении — экспортно-импортных и транзитных — 1450 млн. т. [12, с. 84].
Постоянно увеличивает свою долю в перевозках грузовой автомобильный транспорт. Мировые рынки автомобильных перевозок являются одними из наиболее динамичных. В последние годы для этой сферы характерны: рост объема перевозок и автопарка; перераспределение грузопотоков в пользу автомобильного транспорта (в основном за счет железнодорожного); качественное обновление транспортных средств под влиянием постоянного повышения требований безопасности (экологической, дорожного движения), охраны условий труда водителей и т.д.
Этот вид перевозок очень гибок в отношении маршрутов и графиков движения, а также обеспечивает более высокую оперативность оказываемых услуг, доставку товаров непосредственно к месту назначения. Наиболее удобен автотранспорт при перевозках на небольшие расстояния дорогостоящих товаров [8, с. 108].
В международной торговле нефтью, газом, химическими продуктами важную роль играют трубопроводные системы. Протяженность магистральных нефтепроводов 27 стран, по статистике ООН, достигает 436 тыс. км. Ежегодно по этой сети прокачивается более 2 млрд. т. нефти и нефтепродуктов. Наиболее крупными владельцами нефтепроводов являются США и Россия. На США приходится свыше 319 тыс. км. нефтепроводов с общим ежегодным грузооборотом в 959,7 млн. т. Общая протяженность российских магистральных трубопроводов составляет 63 тыс. км, в том числе 48 тыс. км нефтепроводов и 15 тыс. км нефтепродуктоводов.
Нетрадиционные виды транспорта — пульпопроводы (навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке.
Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители принимают в расчет шесть факторов.
Так, если отправителя интересует скорость, то основной выбор делается между воздушным и автомобильным транспортом. Если целью являются минимальные издержки, то выбирают или водный, или трубопроводный транспорт. Больше всего выгод связано с использованием автомобильного транспорта, чем и объясняется рост его доли в объеме перевозок.
ГЛАВА 3
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
3.1 Правовое регулирование международных перевозок грузов
Государства, заинтересованные в расширении деятельности своих национальных транспортных организаций в международных сообщениях, всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки единообразных условий перевозок грузов и пассажиров и согласования юридических норм, относящихся к режиму нахождения перевозочных средств и обслуживающего их персонала в пределах юрисдикции договаривающихся сторон и по многим другим вопросам. В результате этих усилий на межгосударственном уровне заключено значительное число международных соглашений по отдельным видам транспорта, получивших название "транспортные конвенции".
В большинстве
международных транспортных
конвенций имеются положения,
касающиеся договора
перевозки грузов
и пассажиров
в соответствующих международных
сообщениях. Согласно договору,
одна сторона — транспортная
организация (перевозчик) —
принимает на себя обязательство
доставить груз или пассажира
в обусловленный пункт
перевозки дополняют, конкретизируют и расшифровывают указанные выше обязательства.
Транспортные конвенции определяют основные реквизиты, а в ряде случаев и форму транспортных документов, которые должны применяться в международных перевозках. Наиболее распространены два типа транспортных документов: накладная (для железнодорожных, воздушных и автомобильных сообщений) и коносамент (для морских и речных сообщений).
Информация о работе Правовое регулирование международных перевозок