Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:43, курсовая работа
Цель работы: раскрыть особенности правового регулирования международных перевозок.
Задачи:
1) Определить понятие и особенности международных перевозок;
2) Дать характеристику видов международных перевозок;
3) Подвести итоги по данной теме.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК……………………………………………………………………..5
Понятие и особенности международных перевозок……………………..5
Сущность международных перевозок и их виды…………………………8
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ТРАНСПОРТА, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ………………………………………………………………………….14
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ…………………………………………………………17
3.1 Правовое регулирование международных перевозок грузов………….17
3.2 Развитие международных перевозок в Республике Беларусь………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ …………………………30
Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морской перевозки и правовой статус коносамента, является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте от 1924 г. (Гаагские правила). Брюссельским протоколом 1968 г. в нее были внесены некоторые изменения. В настоящее время в Брюссельской конвенции участвуют более 70
государств. Главное внимание в Гаагских правилах уделено вопросу об ответственности морского перевозчика за груз.
С учетом критики
ряда положений Брюссельской
конвенции 1924 г. со стороны
грузовладельцев разных стран,
особенно развивающихся, в 1978
г. была принята Конвенция
ООН о морской перевозке
К числу международных соглашений по воздушному транспорту относится Конвенция по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 г. и дополненная в последующем протоколами: Гаагским (1955), Гватемальским (1971) и Монреальским (1975). В ней участвуют большинство стран мира.
Варшавская конвенция применяется в регулярных воздушных сообщениях. Правовой основой договора о воздушной перевозке в нерегулярных (чартерных) сообщениях являются положения Гвадалахарской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (1961).
Наиболее универсальными многосторонними соглашениями о международных железнодорожных сообщениях являются Бернские конвенции о перевозках грузов и перевозках пассажиров, первоначально заключенные в конце XIX в. между несколькими европейскими странами. В последующем они многократно
пересматривались. В настоящее время действует единая Конвенция о
железнодорожных перевозках (в ред. 1980 г.), содержащая объединенный текст Бернских конвенций. Участниками Бернских конвенций являются большинство европейских и ряд азиатских и африканских стран [14, с. 106].
К числу важнейших актов, регулирующих международные автомобильные перевозки, можно отнести транспортные конвенции:
• Конвенцию о дорожном движении от 19 сентября 1949 г. (в ред. 1968 г., вступившая в силу в 1977 г.), в соответствии с которой автомобиль, используемый для международного сообщения, должен иметь свидетельство о регистрации, регистрационный номер, отличительный знак своего государства, а также опознавательные знаки установленной формы;
• Конвенцию
о договоре международной
дорожной перевозки грузов
от 19 мая 1956 г. Данной
Конвенцией определяются основные
условия международной
• Европейское соглашение о международной автомобильной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г.;
• Таможенную
конвенцию о международных
перевозках грузов с применением
книжки Международной дорожной
перевозки от 15 января
1959 г. (в 1978 г. вступила
в силу новая редакция
данной Конвенции, именуемая
сокращенно — Конвенция
МДП-ТИР). Конвенция МДП-ТИР
при автомобильных
• Европейское
соглашение о международных
• Международную конвенцию при согласовании условий проведения контроля грузов на границах от 21 октября 1982 г.
Международные смешанные сообщения регулируются Конвенцией ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.
Вопросы правового регулирования перевозок являются также содержанием многих двусторонних соглашений, заключенных на межгосударственном уровне или между транспортными представителями двух стран. Также эти вопросы зачастую регламентированы внутренним транспортным законодательством отдельных стран.
Для осуществления международных перевозок необходимо составить транспортную документацию, отвечающую определенным требованиям. Она является доказательством договора перевозки, определяет ее условия, выполняет такие важные функции, как расчетная и учетная. Особенность транспортных документов на грузы международного сообщения состоит в том, что по содержанию и форме они должны обеспечивать выполнение таможенных, административных и других необходимых
процедур в странах следования груза.
При перевозке грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным и внутренним транспортом оформляется соответствующая накладная, при морских и речных перевозках — коносамент.
Данные документы свидетельствуют о заключении договора перевозки, в то же время по некоторым параметрам отличаются друг от друга:
• накладные
имеют определенную
форму и содержание,
установленные международными соглашениями,
транспортными организациями
или национальным правом. Коносамент
не имеет твердо предписанной
формы, установлен лишь
• накладная, как
правило, оформляется
• накладная
содержит меньший объем
условий транспортировки, корректировка
содержания ее ограничена
либо вообще не допускается,
не обладает качеством товаросопроводительного
зафиксированы основные условия предстоящей перевозки, при необходимости они уточняются и вносятся изменения и дополнения.
Так, например, международная накладная автомобильного транспорта является документом, подтверждающим соглашение об автомобильных перевозках между отправителем и организацией-перевозчиком.
Договор международной автомобильной перевозки оформляется товарнотранспортной накладной CMR. В ней указываются:
• все необходимые данные на груз;
• место и дата составления накладной;
• наименование и адрес отправителя груза, перевозчика и получателя;
• место и
дата принятия груза к
• стоимость перевозки;
• способ упаковки;
• число грузовых мест, масса груза.
В случае необходимости в накладной могут содержаться инструкции грузоотправителя перевозчику в отношении страхования груза и сроков его доставки [9].
Накладная должна выписываться не менее чем в трех экземплярах и подписываться грузоотправителем и перевозчиком. Первый экземпляр вручается отправителю, второй — оформляется для грузополучателя и прилагается к товару, третий — остается у перевозчика. Отправитель имеет право распоряжаться товарами до момента вручения второго экземпляра накладной конкретному грузополучателю. Грузополучатель имеет право распоряжаться товарами уже с момента составления накладной только в том случае, если данный момент указан отправителем в накладной или он на основании своей квитанции потребовал от перевозчика предоставить ему второй экземпляр накладной и товары.
3.2 Развитие международных перевозок в Республике Беларусь
Географическое расположение Республики Беларусь создает объективные предпосылки для развития международных перевозок пассажиров и грузов различными видами транспорта.
Протяженность железнодорожных путей Беларуси составляет 8,5 тыс. км, в том числе 5,5 тыс. км общего пользования. Белорусская железная дорога располагает необходимой инфраструктурой, требующимся количеством подвижного состава, имеет достаточные резервы пропускной и провозной способностей железнодорожных перегонов и станций, что позволяет обеспечить весь комплекс транспортных услуг. Объемы экспорта услуг железнодорожным транспортом составляют почти 35 % всех транспортных услуг республики. Удельный вес железнодорожного транспорта в общем отправлении грузов составляет около 12 %, пассажирооборота — 60 % .
Так, за девять месяцев 2004 г. Белорусской железной дорогой было отгружено 21,7 млн. т. экспортных грузов, что на 8,7 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. Рост экспортных перевозок составил 1,7 млн т. Увеличился вывоз химических и минеральных удобрений
(на 3,6 % к уровню 2003 г.), лесных
грузов (на 21 % к уровню 2003 г.), нефтегрузов
(на 12,9 %), цемента
(на 17,9 %) соответственно.
Главным партнером Беларуси
в железнодорожных перевозках
является Российская Федерация.
Россия — главная страна
формирования и назначения
Для Белорусской железной дороги одним из приоритетных направлений является создание привлекательных условий для перевозок в Российскую Федерацию и обратно. Особое место в этом занимают перевозки в Калининградскую область и из ее портов. Белорусская транспортная система является важнейшим связующим звеном в обеспечении экономических связей Калининградской области с другими регионами
России. В последние годы удельный вес транзитных грузоперевозок на этом направлении постоянно увеличивается и в общем объеме транзита уже достиг 35 %. Номенклатура транзита является жизненно необходимой для российского анклава и состоит из нефтепродуктов, каменного угля, черных металлов и чугуна, удобрений,
зерновых и хлебных грузов.
В транспортной системе Республики Беларусь важное место занимает автомобильный транспорт. Протяженность автомобильных дорог составляет 125 тыс. км, в том числе с твердым покрытием — 93,3 тыс. км. Белорусские автоперевозчики осуществляют перевозки в более чем 45 зарубежных стран. Не случайно экспорт услуг автомобильным транспортом составляет более 25 % всех транспортных услуг республики. Удельный вес автомобильного транспорта в общем отправлении грузов составляет более 50 %, пассажирооборота — 37,5 %. Территорию Республики Беларусь пересекают два трансъевропейских коридора, определенных международной классификацией: № 2 (Запад — Восток — автомобильная дорога Берлин — Варшава — Минск — Москва) и № 9 (Север — Юг — автомобильная дорога граница Российской Федерации — Витебск — Гомель — граница Украины). Кроме того, коридором служит
ответвление № 9Б (автомобильная дорога Гомель — Минск — Вильнюс — Клайпеда / Калининград). Общая протяженность транспортных коридоров по территории республики составляет 1513 км. Их разумная эксплуатация может приносить государству немалый доход [10, ст. 821].
Международные автоперевозки — один из наиболее прибыльных и быстро растущих сегментов белорусского рынка. За последние 10 лет количество задействованных на нем операторов (транспортных компаний, осуществляющих международные грузоперевозки) увеличилось в 80 раз. За это время в 5 раз возросли валютные отчисления международных автоперевозчиков в бюджет и на порядок увеличилось количество единиц техники в их автомобильном парке. В настоящее время в данной отрасли занято более 35 тыс. человек. Особенностью международных автомобильных перевозок является то, что они, как правило, выполняются на основе межправительственных соглашений, которые Республика Беларусь имеет практически со всеми странами Европы. При этом с Европейским союзом удалось договориться о том, чтобы нерезидентам услуги оказывались на основе универсальных разрешений. Это означает, что отечественные перевозчики могут беспрепятственно работать на рынках таких европейских стран, как Нидерланды, Германия, Бельгия, Франция, Испания и др. [13, с. 320].
Развитие международных автомобильных перевозок на территории Республики Беларусь характеризуется стабильными темпами роста.
Так, в 2004 г. на территории республики были осуществлены 508 774 поездки, объем транзитных автомобильных грузоперевозок составил 215,4 млн. т, был получен доход в размере 593,8 млн. дол. США. По прогнозам, к 2008 г. количество перевозок должно возрасти до 572 629, предполагаемый доход должен составить 668,4 млн. дол. США.
Информация о работе Правовое регулирование международных перевозок