Причины межэтнических конфликтов в Африке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия за Африкой прочно утвердилась репутация самого конфликтоопасного региона нашей планеты. В настоящее время на Африканском континенте происходит гораздо больше конфликтов, чем на любом другом. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть которых - гражданское население.
На протяжении многих лет и даже десятилетий болевыми точками на континенте оставались Ангола, Сомали, Судан, Демократическая Республика Конго, Руанда, Бурунди, Либерия, Нигерия, Эфиопия, Мозамбик, Западная Сахара, Уганда, Чад, Мавритания, некоторые другие страны.

Содержание работы

Введение. 2
Геноцид в Руанде. 3
Дарфурский конфликт. 6
Деятельность Организации Объединенных Наций по урегулированию конфликтов в странах Западной Африки. 10
Роль региональных и субрегиональных организаций в разрешении конфликтов в странах Западной Африки. 17
Заключение. 25
Список завершённых операции ООН в Африке: 29
Текущие операции ООН в Африке: 30
Список сокращений : 30
Литература: 31

Файлы: 1 файл

Причины межэтнических конфликтов в Африке.docx

— 114.36 Кб (Скачать файл)

Поводом к современному конфликту стало соглашение между Хартумом и повстанцами Юга о разделе доходов от добычи нефти. Чернокожее население Дарфура считает, что в соглашении не были учтены их экономические интересы.

В 2003 году против правительства Судана выступили две военизированные группировки: «Фронт освобождения Дарфура», позднее переименованное в Суданское освободительное движение (SLM/СОД), и «Движение за справедливость и равенство» (JEM). СОД состояло в основном из народностей фур, загава и масалитов 4 и её боевые формирования действовали в основном в районе границы с Чадом5. Движение за справедливость и равенство в свою очередь состояло в основном из числа бывших сторонников исламистского лидера Хасана аль-Тураби.6

25 февраля отряды СОД  захватили окружной центр Голо  вблизи границы с Чадом7, а 4 марта её отряды попытались захватить Эль-Фашер, но были отброшены правительственными войсками. 6 сентября правительство и СОД при посредничестве Чада подписали соглашение о прекращении огня, договорившись начать полномасштабные переговоры по урегулированию конфликта. Однако вскоре руководство СОД обвинило правительство в срыве соглашения. Возрастание и интенсивность конфликта вынудило власти перебросить в Дарфур крупные военные подкрепления, более широко и активно стала подключаться военная авиация. Правительство Судана задействовало организованное из местных арабоязычных кочевников ополчение «Джанджавид» («дьяволы на конях»), которые регулярно совершали нападения на чернокожих фермеров, сжигая при этом целые деревни и совершая другие виды насилия. Боевики Джанджавид изгоняли чёрные племена для освобождения сельскохозяйственных земель, но после открытия месторождений нефти в южном Дарфуре в 2005 году главной их целью стало создание "санитарных зон" вокруг нефтяных 8месторождений

Вооружённый конфликт в Дарфуре вызвал массовый поток беженцев. По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, только в декабре 2003 года в соседний Чад перешло до 30 тыс. человек, а к середине февраля 2004 года в соседнюю страну бежало от 110-до 135 тыс. человек.

В феврале 2004 года правительство после захвата города Тине на границе с Чадом объявило о своей победе над восставшими, однако повстанцы утверждают, что они сохраняют контроль над сельскими районами.

В начале 2003 года повстанцы напали на правительственные войска. Не располагая в данном районе достаточными силами и не полагаясь на верность войсковых частей, правительство использовало против повстанцев авиацию и вооружённые отряды милиции «Джанджавид», в состав которых вошли представители местных арабских племён. Политический конфликт также приобрёл экономическую (борьба за земельные и водные ресурсы между скотоводами, в основном арабского происхождения, и чернокожими земледельцами) и этническую окраску, ведь в ходе боевых действий арабские деревни оставались нетронутыми, тогда как деревни, населённые чернокожими суданцами, сжигались дотла.

Обе стороны в конфликте обвиняли друг друга в серьёзных нарушениях прав человека, включая массовые убийства, грабежи и изнасилования мирных жителей. Тем не менее чаша весов уже вскоре склонилась в пользу лучше вооружённых отрядов «Джанджавид». К весне 2004 года несколько тысяч человек — в основном чернокожих — были убиты, и примерно миллиону пришлось покинуть свои дома, что привело к серьёзнейшему гуманитарному кризису. Кризис принял международные масштабы, когда более ста тысяч беженцев, преследуемые отрядами «Джанджавид», хлынули в соседний Чад, что привело к столкновениям между «Джанджавид» и чадскими пограничниками.

Ещё в 2004 году генеральный секретарь ООН (на то время Кофи Аннан) предупредил мировую общественность о реальной опасности геноцида в Дарфуре. Наблюдатели сравнивали действия «Джанджавид» с резнёй в Руанде, а применяемые ими методы - с этническими чистками в Югославии. В то же время удалённость зоны конфликта крайне затрудняла возможность доставки гуманитарной помощи сотням тысяч пострадавших.

В начале июля 2004 года регион посетили Кофи Аннан и госсекретарь США Колин Пауэлл. Африканский союз и Европейский союз направили представителей для наблюдения за прекращением огня, соглашение о котором было подписано в апреле 2004 года.

30 июля 2004 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию по кризису в Дарфуре, обязывавшую правительство Судана в течение 30 дней разоружить отряды «Джанджавид».

Лига арабских государств потребовала предоставить Судану более длительный срок и предупредила, что Судан не должен превратиться в ещё один Ирак. ЛАГ категорически отвергла любое военное вмешательство в зону конфликта.

23 августа 2004 года в столице Нигерии Абудже начались многосторонние переговоры по урегулированию дарфурского кризиса с участием представителей дарфурских повстанческих группировок («Суданская освободительная армия» и движение «Справедливость и равенство»), суданского правительства и действующего председателя Африканского союза президента Нигерии Олусегуна Обасанджо.

Встреча проходила под эгидой Африканского союза при участии Лиги арабских государств, а также Эритреи, Ливии, Уганды, Чада и Мали. Переговоры практических результатов не принесли.

25 августа 2004 Еврокомиссия объявила о выделении Судану гуманитарной помощи на сумму €20 млн для преодоления кризиса в Дарфуре. Около €15 млн предоставлено на покупку продовольствия и медикаментов беженцам, остальные €5 млн выделялись миротворческим организациям, действующим на территории Дарфура. С января по август 2004 Еврокомиссия выделила Судану €104 млн гуманитарной помощи.

18 сентября 2004 Совет Безопасности ООН принял резолюцию о событиях в Судане, которая потребовала от властей страны оказать давление на боевиков, убивающих мирное население в Дарфуре. СБ ООН потребовал от Судана более активно сотрудничать с Африканским союзом в урегулировании конфликта. В Дарфуре к этому времени находилось 80 инспекторов и 300 военнослужащих из различных африканских стран (в основном из Нигерии). ООН потребовала от Судана значительного увеличения контингента Афросоюза в Дарфуре.

Обозреватели отмечали неслучайность того, что резолюция увязывала проблему геноцида в Дарфуре с нефтью. Сам кризис разгорелся буквально сразу после того, как в этой части страны были обнаружены колоссальные запасы нефти. Её разработкой занимаются французские и китайские нефтяные компании, поэтому Судан в ООН поддерживают Франция и Китай, а вот США выступают против него.

Суданское правительство считает обсуждение кризиса в ООН вмешательством в свои внутренние дела и попыткой США развязать агрессию против своей страны.

18 октября  2004 в Триполи (Ливия) состоялся саммит с участием делегаций Ливии, Судана, Чада, Египта и Нигерии, а также представителей двух повстанческих группировок Дарфура, где была предпринята попытка урегулировать кризис силами самих африканцев и избежать применения к Судану международных санкций.

Судан выступил здесь с рядом инициатив — предложено, например, провести децентрализацию власти в провинции, создав органы местного самоуправления. Судан также объявил о согласии значительно увеличить военный контингент Африканского союза в Дарфуре — с 465 до 4,5 тыс. человек. Однако, как заявил позднее председатель Африканского союза Олусегун Обасанджо, количество войск будет увеличено лишь до 3,3 тыс. человек и не ранее начала ноября 2004 года. Для содержания военного контингента в Дарфуре ЕС выделил $220 млн

На саммите в Ливии участники договорились, что проблему Дарфура нужно решать своими силами, без вмешательства международного сообщества.

5 мая 2006 года в Абудже (Нигерия) между правительством Судана  и Суданским освободительным  движением (СОД) было подписано мирное  соглашение.9

Вечером 29 сентября 2007 года более чем 1000 вооружённых боевиков Суданской освободительной армии напали на военную базу африканских миротворцев Хасканита и после многочасового боя, захватив, находившиеся на базе оружие, они сожгли её дотла. В результате этого нападения погибли десять миротворцев, семь из которых были из Нигерии. Движение за равенство и справедливость, в свою очередь обвинили в инциденте непосредственно правительственные войска. Вслед за этим суданская армия взяла город Хасканита, после чего он был полностью сожжён.

В июле 2007  в Совет Безопасности ООН поступил разработанный Францией, Великобританией и Ганой проект резолюции о создании 26-тысячного контингента войск ООН для отправки в Дарфур. Контингент предлагается сформировать ООН и Африканским Союзом (АС).(см. ЮНАМИД)

В стране уже находится 7-тысячный корпус военнослужащих Объединённой африканской миссии в Судане. Желание принять участие в миротворческой операции высказали КНР иРоссия.

Бой при Эль-Генейне — повстанцы из JEM разгромили колонну суданской армии.

Количество жертв конфликта оценивается уже примерно в 400 тыс. человек. Ещё 2 млн остались без крова. Международный Комитет Красного Креста, одна из немногих гуманитарных организаций, работающих за пределами городских поселений и лагерей для перемещенных лиц, оказывает помощь более чем полумиллиону жителей сельских районов и представителям кочевых сообществ. Операция МККК в этой стране остается второй по масштабам гуманитарной операцией МККК в мире.

1 марта 2012 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест министра обороны Судана М. Хусейна по обвинению в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в Дарфуре в 2003—2004 годах10

Стоит отметит особую роль России и Китая в конфликте.

Согласно ежегоднику СИПРИ, с 2001 по 2007 год основным сторонником суданского военного правительства являлись Россия и Китай. Так, в 2004 году на долю России пришлось 99 % от общего числа военных закупок Судана — 297 миллионов долларов. Согласно тем же данным, Россией было поставлено Судану в 2006 году 41 %, а в 2007 году 96 % оружия и боеприпасов, на общую сумму в 54 миллиона долларов. В 2008 Белоруссией было поставлено Судану вооружений на 72 миллиона долларов11.

Деятельность Организации Объединенных Наций по урегулированию конфликтов в странах Западной Африки.

 

Проблема решения региональных конфликтов и кризисов изначально ставилась ООН в качестве одной из приоритетных. Еще в 1945 году принятием Устава Организации Объединенных Наций будущей всемирной организации была предназначена высокая и новаторская роль по поддержанию мира и безопасности. Конкретным инструментом по мирному разрешению споров должен был стать Совет Безопасности, опиравшийся на консенсус и военную помощь своих пяти членов - лидеров победоносной коалиции.

Планировалось и создание комитета военных штабов для организации полномасштабных вооруженных операций с участием хорошо оснащенных элитных подразделений для предотвращения войн и кризисов, а также контроля над вооружениями и возможным разоружением. Однако реальная политическая практика оказалась весьма далекой от целей и задач основателей ООН. 
Начавшаяся вскоре "холодная война" положила конец этим надеждам. Способности безнадежно расколотого "холодной войной" и парализованного правом вето Совета Безопасности поддерживать международный мир и безопасность оказались минимальными. 

 
Однако со времени окончания "холодной войны" в начале 1990-х гг. операции по поддержанию мира приобрели новые качественные и количественные параметры. Всего за период с 1945 по 1997 гг. ООН была проведена 41 операция. За первые сорок лет существования Организации, с 1948 по 1988 гг., были осуществлены 15 из них, а с 1989 по 1997 гг. еще 26. Расходы на них составили к 1992 г. около 8,3 млрд. долл, при этом Организация задолжала странам, предоставившим контингенты более 800 млн.долл. К 1992 г. годовой бюджет такого рода миссий ООН достиг 3 млрд.долл.1 

С момента создания ООН в 1945 г. в мире произошло более 100 крупных конфликтов, в которых погибло около 20 млн. человек. И все же мир оказался бы в гораздо худшем положении, если бы не неустанные усилия ООН. 

Африка была и остается одним из эпицентров опасных конфликтов. Во многих районах то и дело вспыхивают всякого рода кровавые столкновения, а ограничения в использовании имеющихся у нее ресурсов обуславливают реальные препятствия на пути преодоления возникающих проблем. ООН была фактически лишена возможности что-либо сделать во многих из кризисных ситуаций из-за тех, в общей сложности, 279 вето, которое были использованы в Совете Безопасности и которые явились наглядным отражением противоречий, существовавших на международной арене. 
Вето США на вторичное избрание Бутроса Б. Гали как Генерального секретаря ООН было во многом связано с его твердой политикой противостояния вмешательству великих держав во внутренние дела малых стран Африки.

 
Первой попыткой прямого участия ООН в ликвидации вооруженного конфликта были события в Египте в 1956 году. Тогда, в период агрессии англо-франко-израильских войск, в район Суэца были посланы международные вооруженные силы, в соответствии с резолюцией № 997, успешно справившиеся с решением проблемы

 
Положение в "горячих точках" континента за последние годы не оставалось статичным. Благодаря действиям ООН, на которой лежит главная ответственность за поддержание международного мира, а также усилиями Африканского Союза (АС), отдельных государств в ряде случаев удалось обеспечить позитивную динамику. В актив миротворчества можно внести успешное завершение крупномасштабных операций по поддержанию мира. Были найдены мирные решения ряда сложных ситуаций: территориального спора между Нигерией и Камеруном, между Чадом и Ливией и т.д. 
За последние 30 лет в Африке имели место 78 госпереворотов, стоивших жизни 25 президентам. Только за один год неконституционная смена власти произошла в Нигере, Сьерра-Леоне, Бурундии.

Общую картину сегодняшней нестабильности во многих странах Африки дополняют частые выступления радикальной оппозиции, в том числе вооруженные мятежи, неурегулированность положения национальных меньшинств и сепаратистские тенденции, деструктивные проявления религиозной нетерпимости, а также сохраняющиеся в силу разных причин межгосударственные разногласия. Практически во всех частях континента существуют "горячие точки" разной степени интенсивности. И только очень немногие страны могут быть отнесены к числу "оазисов" благополучия.

ООН несмотря на все имеющиеся объективные сложности, играет важную роль в разрешении конфликтов в Африке, и примером тому является действия ООН в Сьерра-Леоне, Либерии и других государствах Западной Африки.

Информация о работе Причины межэтнических конфликтов в Африке