Число военных переворотов на континенте
сократилось, а страны, пережившие государственный
переворот или попытку государственного
переворота (Гвинея-Бисау, Коморские Острова,
Сан?Томе, Сьерра-Леоне и Центральноафриканская
Республика), быстро восстановили конституционный
порядок или в настоящее время принимают
меры по его восстановлению. В Африке были
также предприняты усилия по улучшению
положения в области управления и прав
человека. Например, 23 страны уже присоединились
к Африканскому механизму коллегиального
обзора НЕПАД, созданному в целях оценки,
контроля и поощрения надлежащего политического,
экономического и корпоративного управления
и соблюдения прав человека. Осуществление
этого механизма в области надзора было
начато в Гане в мае 2004 года, затем в июне
2004 года были направлены вспомогательные
миссии в Маврикий и Руанду, в июле 2004 года
- в Кению, а затем будет послана миссия
в Мозамбик.
Конфликт в Анголе, относившийся к числу
наиболее продолжительных конфликтов
Африки, уже разрешен, и Совет Безопасности
утвердил новые миссии по поддержанию
мира в Бурунди, Кот-д'Ивуаре, Демократической
Республике Конго, Либерии и передовую
группу для Судана. Кроме того, в настоящее
время Организация Объединенных Наций
осуществляет более тесное сотрудничество
с Африканским союзом и правительством
Судана в целях урегулирования конфликта
в Дарфуре, где положение в области прав
человека и гуманитарная ситуация по-прежнему
вызывают серьезную озабоченность. В целом,
во всех странах, охваченных вооруженными
конфликтами, улучшаются перспективы
восстановления мира, хотя в районе Великих
озер, в государствах - членах Союза стран
бассейна реки Мано и в отдельных районах
Центральной Африки сохраняется нестабильное
положение.
Вместе с тем следует отметить, что, хотя
специальные посредники и специальные
комиссии по-прежнему являются механизмом
мирного урегулирования конфликтов, основная
ответственность за это лежит на государствах-членах,
в том числе за осуществление рекомендаций
этих независимых действующих лиц.
Проанализировав деятельность
ОАЕ (Африканского Союза) в предотвращении
и урегулировании конфликтов, можно прийти
к следующим выводам.
Во-первых, несмотря на все трудности,
Организации удавалось достаточно успешно
урегулировать конфликтные ситуации и
кризисы в сфере межгосударственных отношений,
в первую очередь, территориальные, пограничные
споры. Например, с помощью ОАЕ были урегулированы
конфликты между Гвинеей и Либерией, Гвинеей
и Сенегалом, Кот Д'Ивуаром и Либерией,
Ганой и Верхней Вольтой, Мали и Мавританией
и т.д.
Во-вторых, приходится констатировать,
что ОАЕ пока не смогла создать эффективные
механизмы разрешения и урегулирования
внутригосударственных и региональных
конфликтов, а также действенные миротворческие
силы, которые препятствовали бы эскалации
конфликтов и их перерастанию в вооруженную
фазу. Работа в этом направлении ведется
и по сей день, однако, африканские государства
не могут прийти к удобному для всех решению.
Посреднические усилия по ликвидации
внутригосударственных конфликтов, особенно
в тех случаях, когда речь идет об отделении
какой-то территории от единого государства,
не приносят результатов.
Ряд африканских конфликтов
был разрешен путем коллективных усилий,
в том числе, посредством оказания "добрых
услуг" некоторыми политическими лидерами,
такими как Джулиус Ньерере из Танзании,
Леопольд Сенгор из Сенегала, Кваме Нкрума
из Ганы.
Нельзя не отметить вклад и
роль Нигерии как субрегиональной державы
в Западной Африке в разрешение острых
конфликтов в Чаде, Мозамбике, Сьерра-Леоне,
а в последнее время и в Либерии, где в
1995 году было достигнуто прекращение огня
между воюющими сторонами, в том числе
и благодаря использованию миротворческих
сил ЭКОМОГ под руководством Нигерии.
ЭКОВАС играет важную роль в разрешения
конфликтов в Западной Африке. С помощи
ЭКОВАС был урегулирован конфликты, в
Сьерра-Леоне, Сенегал, Гвинея-Бисау, Либерией
и т.д. На протяжении почти пяти лет страны
экономического сообщества государств
Западной Африки принимали активное участие
в урегулировании конфликта. При их посредничестве
18 мая 1999г. были заключены так называемые
Ломеиские соглашения, подписанные президентом
Сьерра-Леоне Ахмадом тиджане Кабба и
лидером ОРФ Фоде Санко. В соответствии
с этими соглашениями военный контингент
ЭКОВАС был введен в страну, где находился
до апреля 2000 г.
Конфликты в Африке, имеющие территориальные,
политические, социально-экономические
и этнические корни, должны привлечь большое
внимание международного сообщества,
которое может сделать немало, чтобы сохранить
целостность некоторых стран континента,
не допустить подрыва перспектив развития
подлинной демократии в полиэтнических
государствах, в которых просматриваются
сепаратистские тенденции, основывающиеся
на национальной и этнической принадлежности
различных антиправительственных и оппозиционных
группировок.
С окончанием "холодной войны" почва
для конфликтов в мире не исчезла. Вакуум,
возникший в результате ликвидации блокового
противостояния, в спешном порядке заполняется
национализмом, религиозным и политическим
фундаментализмом.
Что касается Африки, то здесь по-прежнему
сохраняются проблемы этнического, расового,
национального характера, остаются нереализованными
территориальные претензии, а борьба за
власть и политические амбиции заставляют
как правящие круги, так и оппозиционеров
пускать в ход оружие. Нестабильной, а
порой поистине катастрофической остается
экономическая ситуация во многих странах
континента. А экономический хаос и социальные
беды - питательная среда для новых вспышек
насилия.
Список завершённых
операции ООН в Африке:
- Ангола - КМООНА I (1988–1991)
- Ангола - КМООНА II (1991–1995)
- Ангола - КМООНА III (1995–1997)
- Ангола - МНООНА (1997–1999)
- Бурунди - ОНЮБ (2004–2006)
- Демократическая
Республика Конго - МООНДРК (1999–2010)
- Конго - ОНУК (1960–1964)
- Кот-д'Ивуар - МООНКИ (2003–2004)
- Либерия - МНООНЛ (1993–1997)
- Mозамбик - ЮНОМОЗ (1992–1994)
- Намибия - ЮНТАГ (1989–1990)
- Руанда - МООНПР (1993–1996)
- Руанда
/ Уганда - МНООНУР (1993–1994)
- Сомали - ЮНОСОМ I (1992–1993)
- Сомали - ЮНОСОМ II (1993–1995)
- Судан - МООНВС (2005–2011)
- Сьерра-Леоне - МНООНСЛ (1998–1999)
- Сьерра-Леоне - МООНCЛ (1999–2005)
- ЦАР / Чад - МИНУРКАТ (2007–2010)
- Центральноафриканская
Республика — МООНЦАР (1998–2000)
- Чад / Ливия - ГНООНПА (1994)
- Эфиопия
и Эритрея - МООНЭЭ (2000–2008)
Текущие операции ООН
в Африке:
- Кот-д'Ивуар
— ООНКИ (2004)
- Либерия
- МООНЛ (2003)
- Ливан - ВСООНЛ (1978)
- Мали – МИНУСМА (2013 )
- ДРК – МООНСДРК (2010)
- ЮНАМИД ( 2007)
Список сокращений
:
ООН – Организация объединённых
наций.
РПФ – Руандийский патриотический
фронт.
РАН – Российская академия
наук.
ЮАР – Южно-Африканская республика.
МНООНЛ - Миссия наблюдателей
Организации Объединённых Наций в Либерии.
СБ – Совет безопасности.
ЭКОВАС - Экономическое сообщество
стран Западной Африки
МООНСЛ – Миссия ООН в Сьерра-Леоне.
ООНКИ - Операция
ООН в Кот-д'Ивуаре
ЮНОГБИС - Отделения Организации Объединенных
Наций по поддержке миростроительства
в Гвинее-Бисау.
ЮНОВА – Отделение Организации Объединенных Наций для
Западной Африки.
ПРООН - Программа развития ООН.
ОАЕ - Организация Африканского
Единства (Африканский Союз).
ЭКОВАС - Экономическое сообщество
стран Западной Африки.
МККК - Международный комитет Красного Крестаа.
СИПРИ – Стокгольмский институт
исследования проблем мира.
Литература:
- Доклад Секретариата: «Вызовы
миру и безопасности в Африке (Проблемы
нестабильности на Африканском Роге)»
- Лебедева ММ. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, технологии. Издание второе. М., 1999
- Д.В.Поликанов. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию. М., 1998.
- Косухин Н.Д. Политическая власть и политический процесс в Африке. // Вестник Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология. – 2001. – № 3.
- Африка власть и политика. М.2004
- Бельский В. Африка - континент конфликтов
// Международная жизнь, №8, 1997.
- Артур Блинов. Мир в
обмен на нефть, Независимая газета (24 сентября 2007).
- История
конфликта в Дарфуре, «ВЗГЛЯД.РУ» (5 марта 2009).
- С.Ю. Серёгичев. Возможные
пути эволюции Республики Судан: факторы
и условия,Институт Ближнего Востока (2006 г.)
- В.П.Юрченко. О положении
в западных провинциях Судана, Институт Ближнего Востока (2004 г.).
- Каюмов, С. Тутси хуту не товарищ : Чудовищная резня в Руанде / С. Каюмов // Разоблаченная Африка. - 2000
- Тутси против хуту. Досье на национальный конфликт
- Кебеде Гобена Геллан. Международно-правовые вопросы проведения операции о поддержке мира. РУДН. М., РУДН. 2001.
- Т. Дейч., П.Кукушкин. Горячие точки континента. "Азия Африка сегодня". №6.
- Кента Мамаду. Международно-правовая и политическая проблема объединенной Африки. М. 2000.
- Доклады Генерального секретаря Совету Безопасности S/2003/1069 от 4 ноября 2003
- Report of the Secretary-General : The causes of conflict and the promotion of durable
peace and sustainable development in Africa
- Leave None
to Tell the Story: Genocide in Rwanda — подробнейший отчет.
- BBC Staff (24 February 2009) "Who are Sudan's Darfur rebels?" BBC News
- Stockholm International Peace Research Institute Yearbook 1997
- Stockholm International Peace Research Institute Yearbook 2012
- Resolution 1528 (2004) Adopted by the Security Council
at its 4918th meeting, on 27 February 2004
- UN Doc. S/YNF/51.N.Y., 1998.
- UN Doc. S/YNF/51.N.Y., 1998.
1 Каюмов, С. Тутси хуту не товарищ
: Чудовищная резня в Руанде / С. Каюмов
// Разоблаченная Африка. - 2000
2 Тутси
против хуту. Досье на национальный конфликт
3 Leave None to Tell the Story:
Genocide in Rwanda — подробнейший отчет.
4 BBC Staff (24 February 2009) "Who are Sudan's Darfur rebels?" BBC News
5 В.П.Юрченко. О положении в западных провинциях Судана, Институт Ближнего Востока (2004 г.).
6 BBC Staff (24 February 2009) "Who are Sudan's Darfur rebels?" BBC News
7 Артур Блинов. Мир в обмен
на нефть, Независимая газета (24 сентября 2007).
8 История
конфликта в Дарфуре, «ВЗГЛЯД.РУ» (5 марта 2009).
9 С.Ю. Серёгичев. Возможные
пути эволюции Республики Судан: факторы
и условия,Институт Ближнего Востока (2006
г.).
10 Stockholm International Peace Research Institute Yearbook 2012
12 Report of the Secretary-General : The causes of conflict
and the promotion of durable peace and sustainable development in Africa