Важный шаг к миру был сделан
в Сьерра-Леоне в ноябре 1986 г. Было подписано
мирное соглашение между правительством
страны и объединенным революционным
фронтом (СОРФ), которое было призвано
подвести черту под многолетним внутренним
конфликтом, унесшим жизни более 10 тыс.
человек и превратившие в беженцев и вынужденных
переселенцев свыше 20% населения. Однако,
после государственного переворота в
1997 г. мирный процесс полностью застопорился.
В 1997 г. ООН объявила возобновление урегулирования,
которое представляется возможным только
при условии скорейшего восстановления
в стране конституционной законности.
В связи с событиями 1997 г. ООН объявила
эмбарго на поставки нефти и оружия, правительство
майора Джонни Корома под международным
давлением пошел на переговоры и, в конце
концов, обязался к концу апреля 1998 года
вернуть власть законному президенту.
В 1999 г. началась новая стадия конфликта
в Сьерра-Леоне. Миротворческие силы ООН
оказались не в состоянии противостоять
отрядам Объединенного Революционного
Фронта (ОРФ). Поводом к обострению стала
попытка ООНовского контингента окружить
и разоружить один из отрядов ОРФ. Боевики
не только оказали ожесточенное сопротивление,
но и сами окружили ООНовскую группировку,
разоружили ее и на захваченной технике
двинулись к Фритауну.
В докладе по совершенствованию методов
и приемов предотвращения конфликтов
и поддерживанию мира в Африке Генеральный
секретарь ООН дал понять, что ключ к этому
"находится прежде всего у самих стран
континента". Бутрос Гали в тоже
время с долей иронии подчеркнул, что любые
меры сотрудничества между ООН и Африканским
Союзом (АС) в подобных делах должны предприниматься
"с учетом приоритета Объединенных
Наций". Он, в частности, предложил, чтобы
ООН назначила специального представителя
в штаб-квартиру АС для обеспечения эффективной
координации действий; направила техническую
группу с краткосрочной миссией для оказания
помощи АС в организации этих мероприятии;
создала программу обмена кадрами и обеспечила
регулярное поступление текущей информации
по подготовке миротворцев от стран-членов
ООН.
Другое новаторское предложение
заключалось в том, чтобы ООН способствовала
"партнерству" между странами, которые
могли бы действовать, дополняя друг друга,
- предположительно между развитыми и
развивающимися государствами, например,
в ситуациях когда одна страна может предоставить
свои войска, а другая - обеспечить для
них необходимые специализированные и
тяжелые вооружения и технику.
Трудно не согласиться с Генеральным секретарем
ООН Бутросом Гали, не раз заявлявшим,
что борьба за власть превратилась для
либерийского народа в бесконечный кошмар.
За шесть лет гражданской войны погибло
около 150 тыс.человек, белее 1,5 млн. либерийцев
стали, по терминологии ООН, перемещенными
лицами в собственной стране и более 890
тыс. бежали за границу, в соседние государства.
Еще в 1992 г. Совет Безопасности
ООН ввел эмбарго на поставки оружия в
Либерию. В 1996 г., казалось, мирный процесс
стал набирать силу. В августе 1996 г. в нигерийской
столице Абуджа был подписан мирный договор,
согласно которому представители враждующих
группировок образовали государственный
совет и должны были приехать в Монровию
для разоружения сторон, а затем должны
были состояться всеобщие выборы.
Важный шаг к миру в Либерии
был сделан в 1994 г.
Совет Безопасности ООН 21 октября
принял очередную резолюцию по Либерии,
предусматривающую, в частности, продление
присутствия миссии наблюдателей ООН
в этой стране (МНООНЛ) до января 1999 года
с одновременным ее численным сокращением.
При разработке этой резолюции члены СБ
исходили из глубокой озабоченности сложной
ситуацией в Либерии, непрекращающимися
боевыми действиями, нападениями на персонал
ООН, ЭКОВАС и других международных организаций.
Мирный процесс там оказался заблокированным,
враждующие группировки не выполняли
достигнутых договоренностей. Все это
оказывало дестабилизирующее влияние
на ситуацию в субрегионе.
Как заявил на заседании СБ
постоянный представитель РФ при ООН С.В.Лавров
, российская делегация проголосовала
за данную резолюцию, прежде всего имея
в виду то, что этот документ является
прямым сигналом - предупреждением всем
многочисленным либерийским фракциям
о недопустимости застоя в мирном урегулировании.
Он декларирует намерение Совета Безопасности
учитывать развитие обстановки при принятии
окончательного решения в отношении дальнейшего
присутствия миссии наблюдателей ООН
в Либерии.
Генеральный секретарь ООН
Кофи Аннан, выступая на встрече в верхах
в июле 2000 г., подчеркнул, что Африка стала
единственным регионом мира, где конфликты
не утихают, где сосредоточенно более
половины всех беженцев и перемещенных
лиц и где находятся 33 из самых бедных
стран мира.
В своем докладе о работе ООН
за 2000 год К. А. Аннан отметил: "Ни в одном
регионе мира необходимость предотвращения
конфликтов и издержки, связанные с неспособностью
добиться этого, не проявляются с такой
остротой, как в Африке, в частности, в
Демократической Республике Конго, Эритреи/Эфиопии,
Сьерра-Леоне, Судане и других странах,
очевидны. К глубокому прискорбию, несмотря
на совместные усилия международного
сообщества, направленные на то, чтобы
не допустить возобновления военных действий
между Эритреей и Эфиопией, в том числе
посещение делегацией Совета Безопасности
обеих стран, в мае 2000 года вновь начались
ожесточенные военные столкновения, которые
повлекли за собой многочисленные жертвы
и значительный материальный ущерб".
Глава VI Устава ООН акцентирует
внимание на решении международных конфликтов
мирными средствами: с помощью переговоров,
консультаций, посредничества, арбитража,
юридических услуг или других мирных средств
(ст. 33). Глава VII, тем не менее, содержит
одновременно рекомендации по принуждению
к миру, которые имеют политическую, военную
и экономическую окраску, а также процедуры,
которые страны - члены ООН обязаны предпринимать
для разрешения конфликтов.
В своем докладе 2 марта 2005 года Генеральный
секретарь ООН Кофи Аннан отметил, что
"международное сообщество преисполнено
решимости оказать помощь западноафриканским
странам в преодолении существующих конфликтов
и укреплении мира в регионе. Организация
Объединенных Наций внесла соответствующий
существенный вклад путем учреждения
крупных операций по поддержанию мира
в Кот-д'Ивуаре, Либерии, Сьерра-Леоне и
ЮНОГБИС и ЮНОВА. В настоящее время в соответствии
с обязательствами Организации Объединенных
Наций в регионе развернуто свыше 24 000
военнослужащих, 1400 гражданских полицейских
и 3000 гражданских служащих.
Такие огромные людские и материальные
инвестиции можно использовать с гораздо
большей выгодой, если они будут применяться
в рамках широкой региональной стратегии
под руководством международного сообщества.
В этой связи я прошу моих специальных
представителей по Кот-д'Ивуару, Либерии
и Сьерра-Леоне, моего Специального представителя
по Западной Африке, а также моего представителя
по Кот-д'Ивуару и отделения и страновые
группы Организации Объединенных Наций
в этом субрегионе продолжать расширять
свое взаимодействие, с тем чтобы обеспечить
достижение прогресса в осуществлении
своих мандатов и установлении прочного
мира в регионе."
Также в этом докладе К. Аннан подчеркивал,
что "можно сделать гораздо больше для
обеспечения дополнительной синергии
между присутствием миссий и другими средствами
Организации Объединенных Наций и для
улучшения их потенциала по осуществлению
их соответствующих мандатов, гарантировав
при этом как можно большую эффективность
с точки зрения затрат всех операций. Наряду
с приданием официального статуса ряду
текущих мероприятий в области сотрудничества
между миссиями, отделениями и другими
подразделениями можно предпринять несколько
практических шагов, с тем чтобы еще больше
усилить сотрудничество между миссиями
и отделениями Организации Объединенных
Наций в Африке, включая, в частности:
- создание субрегиональных
резервных сил оперативного уровня;
- обмен региональными
воздушными средствами, разработка субрегионального
плана
- использования воздушных
средств и рационализация функций воздушной
безопасности;
- осуществление текущих
предварительно спланированных операций
в пограничных районах, включая координацию
деятельности на трансграничных пунктах.
Также следует рассмотреть
вопрос о возможности совместного воздушного
патрулирования;
- создание в рамках
МООНЛ и МООНСЛ полностью интегрированных
объединенных комитетов по распределению
боеприпасов. Необходимо серьезным образом
рассмотреть вопрос о создании совместного
комитета по распределению боеприпасов
в рамках ОООНКИ и субрегионального объединенного
комитета по распределению боеприпасов,
который включал бы ЮНОВА и ЮНОГБИС;
- согласование программ
в области разоружения, демобилизации
и реинтеграции и достижение соглашения между учреждениями, фондами и программами Организации Объединенных Наций и между страновыми группами относительно общей всеобъемлющей концепции разоружения, демобилизации и интеграции;
- создание района
передового базирования для оказания
поддержки трем миссиям по поддержанию
мира, ЮНОВА и ЮНОГБИС, обеспечения общей
координации деятельности по вопросам
материально-технического снабжения и
функционирования в качестве основного
субрегионального места хранения средств".
ООН как всемирный орган по
подержанию международного мира и безопасности
часто критикуется за неспособность предотвратить
конфликты между странами. Когда происходит
эскалация этих конфликтов и они перерастают
в военную фазу, ООН вновь подвергается
серьезной критике за неспособность остановить
и прекратить их. Международное сообщество
старалось реагировать на кризисы и конфликты,
чтобы избежать серьезных гуманитарных
потрясений в больших масштабах.
Надежды, что ООН может предложить
кардинальные решения в быстро разрастающихся
местных конфликтах в недавний период
"холодной войны", не всегда оправдывались.
Таким образом, международная организация
нередко оказывается перегруженной такими
ожиданиями: усилия для достижения эффективного
и справедливого решения конфликтов требуют
чрезвычайно больших политических и финансовых
ресурсов.
Уже сейчас ясно, что количество
локальных конфликтов, значительно усугубляющих
международную обстановку, вероятно, не
уменьшится. В каждом конкретном случае
должен быть достигнут соответствующий
баланс между местными и глобальными усилиями,
направленными на ликвидацию конфликтов.
В ответ на возникновение комплексных
конфликтных ситуаций в Африке Совет Безопасности
более последовательно поддерживал принятие
мандатов, которые имеют многосторонний
характер и могут тем самым заложить прочную
основу для укрепления мира.
Сегодня многогранные миссии
по поддержанию мира предусматривают,
где это необходимо, укрепление местных
органов власти и систем демократического
управления, осуществление всеобъемлющих
программ разоружения, демобилизации
и реинтеграции, реформу в сфере безопасности
и восстановление законности.
Эти мероприятия все более тесно
координировались между Департаментом
операций по поддержанию мира и учреждениями
по вопросам развития через комплексные
целевые группы поддержки миссий в Центральных
учреждениях и путем назначения заместителей
специальных представителей из ПРООН
на должности координаторов гуманитарной
деятельности и других мероприятий в постконфликтный
период.
Организация поняла, что построение
прочного мира в постконфликтных условиях,
особенно после гражданской войны, требует
устранения коренных причин конфликтов
и поощрения устойчивого развития, в том
числе путем укрепления демократического
плюрализма, транспарентных и подотчетных
систем управления, законности и процесса
экономического восстановления.
Во многих случаях возможности
африканских государств обеспечивать
управление в постконфликтный период
очень ограниченные. Это объясняется не
только нехваткой ресурсов и оттоком старших
гражданских служащих во время конфликтов,
но и сомнительной законностью правительств
и слабым доверием к ним со стороны населения.
Поэтому для оказания правительствам
помощи в укреплении мира требуются политичекие,
технические и финансовые ресурсы.
Санкционируя проведение многогранных
миссий в Бурунди, Кот д'Ивуаре, Либерии,
Судане и Сьерра-Леоне, Совет Безопасности
стремится улучшить положение в области
прав человека и в укрепить местные органы
власти.
Цель этих мандатов заключается
в создании необходимых условий для предотвращения
возобновления конфликтов не только путем
осуществления операций по установлению
и поддержанию мер, но и путем создания
прочной основы для постконфликтного
миростроительства. Международное сообщество
приступило в этой связи к разработке
более согласованной стратегии, предусматривающей
обеспечение как краткосрочной стабильности,
так и прочного мира и долгосрочной стабильности.
Миссия Организации Объединенных
Наций в Котд'Ивуаре оказывает сторонам
помощь в осуществлении Соглашения Лина-Маркуси,
предусматривающего решение вопросов,
касающихся, в частности, гражданства,
статуса иностранных граждан, избирательного
законодательства, прав землевладения
и экономического восстановления, а в
Бурунди и Либерии Миссии Организации
Объединенных Наций успешно оказывают
помощь в примирении их глубоко расколотого
общества и решении гуманитарных и экономических
задач. 11
Что касается Судана, то в ожидании
подписания всеобъемлющего соглашения
о мире между правительством Судана и
Народно-освободительной армией Судана/движением
я назначил Специального представителя,
который будет содействовать преодолению
политического, экономического и гуманитарного
кризиса в Дарфуре и займется планированием
миссии Организации Объединенных Наций
для оказания сторонам помощи в осуществлении
этого всеобъемлющего соглашения о мире
Роль региональных
и субрегиональных организаций в разрешении
конфликтов в странах Западной Африки.
Важнейшую роль в мирном урегулировании
конфликтов в Африке играла Организация
Африканского Единства (ОАЕ) (ныне Африканский
Союз). Устав ОАЕ предусматривал уважение
суверенитета и территориальной целостности
каждого государства и его неотъемлемого
права на независимое существование и
указывал, что спорные вопросы должны
находить мирное разрешение путем переговоров,
посредничества, примирения и арбитража
(ст.3)