Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:57, контрольная работа
На сегодняшний день развитие прав беженцев является неотъемлемой частью мировой правовой действительности. Проблема прав беженцев появилась в начале XX века и до сих пор остается нерешенной. Сейчас в мире около 15 млн. беженцев, что является следствием военных межгосударственных конфликтов, внутринациональных проблем, систематических нарушений прав человека в некоторых странах и т. п. В данное время работа по усовершенствованию системы предоставления защиты беженцам продолжается и в рамках Европейских правотворческих организациях, и в рамках деятельности правительства Республики Беларусь, и на других региональных уровнях, что свидетельствует об актуальности данной проблемы для современного общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
Зарождение проблемы беженцев в нач. ХХ ст. Состояние проблемы на современном этапе…………………………………………………….
Международно-правовое регулирование проблемы беженцев…………………………………………………………………..
Правовой статус беженцев в Республике Беларусь …………………...
Задача. Между государством А и государством В был заключен договор о выплате средств, вложенных во время Второй мировой войны гражданами государства А в банки государства В. Договор был подписан главами государств. В дальнейшем государство В оказалось исполнить договор. Государство А обратилось в Международный суд ООН с просьбой обязать государство В исполнить договор. Правомочен ли Международный суд ООН рассматривать данное дело? Какой вердикт вынесет Суд, если примет дело к рассмотрению..………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
1 |
Зарождение проблемы беженцев в нач. ХХ ст. Состояние проблемы на современном этапе……………………………………………………. |
4 |
2 |
Международно-правовое регулирование
проблемы беженцев………………………………………………………… |
8 |
3 |
Правовой статус беженцев в Республике Беларусь …………………... |
12 |
4 |
Задача. Между государством А и государством
В был заключен договор о выплате средств,
вложенных во время Второй мировой войны
гражданами государства А в банки государства
В. Договор был подписан главами государств.
В дальнейшем государство В оказалось
исполнить договор. Государство А обратилось
в Международный суд ООН с просьбой обязать
государство В исполнить договор. Правомочен
ли Международный суд ООН рассматривать
данное дело? Какой вердикт вынесет Суд,
если примет дело к рассмотрению..………………………………………… |
15 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
17 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………. |
18 |
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день развитие прав беженцев является неотъемлемой частью мировой правовой действительности. Проблема прав беженцев появилась в начале XX века и до сих пор остается нерешенной. Сейчас в мире около 15 млн. беженцев, что является следствием военных межгосударственных конфликтов, внутринациональных проблем, систематических нарушений прав человека в некоторых странах и т. п. В данное время работа по усовершенствованию системы предоставления защиты беженцам продолжается и в рамках Европейских правотворческих организациях, и в рамках деятельности правительства Республики Беларусь, и на других региональных уровнях, что свидетельствует об актуальности данной проблемы для современного общества.
Официальная статистика показывает, что ежегодно сотни тысяч людей покидают свои дома и страны, где они постоянно проживают, для того, чтобы спасти себя и свои семьи от проблем, которые связаны с вооруженными конфликтами, религиозными гонениями, а также различными актами дискриминации.
Ни один саммит объединенного европейского парламента не обходится без выступлений, которые посвящены проблемам беженцев и вынужденных переселенцев, так как континентальная Европа ежегодно предоставляет убежище нескольким десяткам тысяч заявителей на убежище.
Проблема беженцев в современном мире чрезвычайно запутана и сложна. Относительно просто решаются вопросы возвращения к местам прежнего проживания и восстановления прав беженцев от стихийных и/или экологических катастроф; а также, в ряде ситуаций, политических беженцев, как это было после обретения независимости некоторыми африканскими странами. Особой практикой тут являются случаи обмена населением между государствами – Турцией и Грецией после греческо-турецкой войны в середине ХХ в., Польшей и СССР и Польшей и Чехословакией, с одной стороны, и Германией, с другой, после Второй мировой войны. В конфликтах же на этнической, расовой или религиозной почве политических усилий сторон и мирового сообщества и экономической поддержки со стороны международных организаций оказывается недостаточно для массового возвращения беженцев и восстановления их в правах, особенно имущественных.
Проблема беженцев является далеко не новой для общества. С возникновением общин, а затем и государств людям нередко приходилось покидать свои дома и устремляться в другие места, чтобы избежать преследования, вооруженных конфликтов или последствий стихийных бедствий. В это же время впервые возникла необходимость в институте убежища, которое изначально было более традиционным, нежели узаконенным.
История человечества полна трагических событий, связанных с беженцами. B начале нашей эры 300 000 готов бежали от нашествия кочевников-гуннов на земли Рима. Первый крестовый поход (1096–1099 гг.) вызвал массовое переселение мусульман со «святых мест», захваченных крестоносцами. Более полумиллиона арабов и турок стали беженцами. Однако не только военные конфликты порождали волны беженцев. Тысячи людей в Европе и Азии бежали от частых эпидемий, например чумы [3, с. 57].
В ХХ в. проблема беженцев стала настолько серьезной, что международное сообщество (сначала в лице Лиги Наций, а затем — Организации Объединенных Наций) больше не могло оставлять ее без внимания. Столкнувшись после Первой мировой войны с остротой проблемы беженцев, мировое сообщество из гуманитарных соображений стало принимать на себя функции по защите прав беженцев и предоставлению им помощи. Вопрос о беженцах начал рассматриваться как международная проблема, которую необходимо решать, соответственно, на международном уровне. Впервые усилия по оказанию помощи беженцам были предприняты в августе 1921 г., когда Международный комитет Красного Креста обратился к Лиге Наций с призывом помочь более чем 1 млн российских беженцев, вынужденных покинуть свои дома в ходе гражданской войны [4, с. 5].
В 1921 г. Лига Наций назначила знаменитого норвежского полярника-исследователя Фритьофа Нансена Верховным комиссаром по делам российских беженцев. Впоследствии его мандат был расширен на другие группы беженцев. На долю Нансена выпала исключительно трудная задача по определению правового статуса российских беженцев и организации для них либо трудоустройства в принимающих странах, либо возвращения на родину. Ф. Нансеном было создано бюро Верховного комиссара в Женеве с представительствами на местах в принимающих странах (оно послужило прообразом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН)).
Нансен оказал серьезное влияние на последующие международные усилия по защите прав беженцев, за что ему в 1922 г. была присуждена Нобелевская премия мира. С 1954 г. УВКБ ООН ежегодно награждает учрежденной им медалью Ф. Нансена отдельных лиц или группы лиц, которые внесли значительный вклад в дело защиты прав беженцев [27, с. 11].
Разработка модели международных действий по защите беженцев была осуществлена Лигой Наций и подтверждена принятием ряда международных соглашений по этой проблеме.
Еще до окончания Второй мировой войны и официального учреждения ООН союзные державы с целью разрешения проблемы колоссального перемещения людей в Европе учредили в ноябре 1943 г. Администрацию Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления (ЮНРРА). Соглашение о создании Администрации подписали 44 государства. ЮНРРА помогала не только беженцам, покинувшим свои страны, но и всем, кто оказался перемещенным в результате войны. В 1944—1945 гг. в хаосе Второй мировой войны и затем в период послевоенной разрухи ЮНРРА оказала помощь 7 млн. человек — как беженцам, так и другим группам.
В июле 1947 г. как непостоянное специализированное учреждение ООН была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ), которая действовала в более узком направлении (оказывала помощь только беженцам), нежели ее предшественница ЮНРРА.
МОБ была первым международным органом, который в комплексе занимался всеми аспектами проблем беженцев. В ее функции входило установление личности, регистрация и классификация, правовая и политическая защита, репатриация, транспортировка, переселение и обустройство на новом месте. Однако за этими многочисленными функциями скрывалось явное смещение приоритетов в политике — от репатриации, проводившейся ЮНРРА, к переселению людей из стран, где они нашли убежище, в третьи страны.
В феврале 1952 г. МОБ официально прекратила свое существование. По общему признанию, международное сотрудничество в решении проблем беженцев следовало продолжать, но главный спорный вопрос заключался в том, какие цели должно преследовать такое сотрудничество [27, с. 20].
Через 5 лет после окончания Второй мировой войны в Европе миллионы гражданских лиц оставались в положении беженцев. В ООН обсуждалась идея создания новой международной организации, которая за несколько лет решила бы вопросы помощи этим лицам.
В декабре 1949 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение учредить УВКБ ООН первоначально на трехлетний срок, начиная с 1 января 1951 г. Решением Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1950 г. было образовано УВКБ ООН — неполитическая гуманитарная организация, приступившая к работе 1 января 1951 г. [32].
Так было положено начало более чем пятидесятилетней одиссее, за время которой и весь мир, и УВКБ ООН, и проблема беженцев изменились до неузнаваемости. Когда УВКБ ООН было официально учреждено, никто не предполагал, что это надолго. Однако новые события и кризисы (деколонизация Африки, локальные вооруженные конфликты, геополитические изменения конца 1980—1990-х гг.) порождали все новые потоки беженцев. Постепенно становилось все более очевидным, что проблема беженцев — не временное послевоенное явление.
Согласно Уставу Верховный комиссар назначается с целью обеспечения под эгидой ООН международной защиты беженцев, подпадающих под компетенцию Управления. В Уставе содержится определение тех лиц, на которых распространяется компетенция Верховного комиссара. Статья 2 Устава УВКБ ООН гласит, что деятельность Верховного комиссара «носит гуманный и социальный характер и касается, как общее правило, лишь отдельных групп и категорий беженцев» [26, с. 51]. Акцент на аполитичный характер деятельности Верховного комиссара сыграл главную роль в том, что организация смогла работать как в условиях напряженности периода «холодной войны», так и во время последующих вооруженных конфликтов.
Обеспечение международной защиты беженцев путем содействия в подписании и ратификации международных конвенций по защите беженцев, а также наблюдение за выполнением международных конвенций по защите беженцев поручено УВКБ ООН на основе признания того положения, что эффективность мер, предпринимаемых для разрешения проблемы беженцев, зависит от сотрудничества государств с Верховным комиссаром.
Основными международно-правовыми документами, закрепившими нормы защиты прав беженцев, процедуры и критерии определения статуса беженца, являются Конвенция 1951 г. о статусе беженцев [31] и Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев [28], принятые в связи с потребностью дать юридическое определение статуса беженца в новых послевоенных условиях. В Конвенции дано определение понятия «беженец», под которым понимается «лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится за пределами страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего предыдущего проживания в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» [31].
Через 16 лет после принятия Конвенции был разработан специальный Протокол, касающийся статуса беженцев. Присоединяясь к Протоколу, государства берут на себя обязательство применять основные положения Конвенции в соответствии с приведенным в ней определением беженца без временных и территориальных ограничений Конвенции 1951 г.
Ряд международных правовых документов, относящихся к беженцам, был принят государствами или межправительственными организациями в рамках географических регионов. Такие региональные инструменты по беженцам дополняют Конвенцию 1951 г. и отражают специфический характер проблем защиты прав беженцев в рамках конкретного географического региона.
Защита беженцев является общей ответственностью. Только работая совместно, дополняя сильные стороны друг друга, государства и международные организации могут предоставить эффективную защиту прав, в которой нуждаются и которой заслуживают беженцы.
Уже несколько десятилетий проблему беженцев относят к числу важных проблем современности. Обстоятельства и причины, вызывающие перемещение беженцев, различны. Одни порождаются ситуациями, формирующимися в рамках взаимоотношений людей или являющимися их результатом; другие обусловлены ситуациями, возникновение которых не зависит от воли людей, например стихийными бедствиями. Основную массу беженцев порождают, безусловно, ситуации первого рода, а именно: вооруженные конфликты, расовые и религиозные распри.
В работах западных исследователей положение беженцев в международном праве определяется как статус. Допуская возможность применения этого термина в широком смысле, следует, тем не менее, поставить под сомнение обоснованность его использования с точки зрения правовой квалификации.
Правовой статус - это установленное нормами международного права положение субъектов международного права, отдельных территорий, различных международных и государственных органов, отдельных категорий лиц и имущества. Например, когда речь идет о правовом статусе отдельных категорий лиц, то подразумевается, прежде всего, правовое положение дипломатических сотрудников и международных служащих, то есть тех категорий физических лиц, деятельность которых носит с некоторыми оговорками международный характер и не обусловлена спецификой их временного пребывания на территории другого государства. Положение беженцев, несмотря на все сложности и противоречия, ему присущие, носит временный характер. Поэтому, говоря о положении беженцев в международном праве, было бы правильным называть его не статусом, а режимом. Тем самым подчеркивается не только временный характер проблемы (по аналогии с режимом военнопленных и раненых), но и определяется основное отличие положения беженцев от положения других категорий лиц в международном праве [2, с. 57].